Sledovik

Следовик (Следовик, дословно — -след Камень ) — наиболее распространенный вид священных камней , почитаемый у славян ( русских , белорусов , украинцев ) и финнов ( Карелия , [ 1 ] Марья [ 2 ] ) языческие обычаи. Это крупные камни, обычно гранитные валуны ледникового происхождения, с впадинами в них, часто несущие следы обработки (как бы искусственно углубленные и/или расширенные), а в некоторых случаях напоминающие следы ног, подобные тем, которые могли бы остаться босой ногой по мягкой глиняной поверхности (отсюда и название). Не совсем ясно, были ли камни выбраны для почитания потому, что впадины напоминали следы ног, или же впадины были обработаны так, чтобы напоминать следы; скорее всего, обе интерпретации применимы, по крайней мере частично. [ 3 ]
Иногда трудно провести грань между камнем-Следовиком и так называемым камнем-чашечником (Чашечник, дословно – камень - чашка ), так как единственное различие между ними состоит в том, что типичное «чашечное» углубление не обязательно требует напоминают след ступни. Скорее всего, оба типа камней выполняли одну и ту же ритуальную функцию и образовывали континуум форм и модификаций.
С большинством камней Следовика связаны легенды. В современном христианском (или постхристианском) мире большинство этих легенд гласит, что именно нога Христа (альтернативно, Девы Марии или одного из Святых ) оставила след на камне. [ 4 ] Однако в некоторых случаях след ассоциируется с Дьяволом , а камни считаются нечистыми и вредными.
Предполагается, что в прошлом эти камни использовались как языческие святыни . Однако маловероятно, что они служили алтарями и использовались для кровавых жертвоприношений . Скорее всего, дождевая вода и роса , скапливавшиеся в этих впадинах, считались священными, или благословенными, и использовались в каких-то ритуалах. [ 5 ] Некоторые из этих обрядов сохранились до наших дней: так, в лавре местный Следовик, переосмысленный как место Крещения Богородицы Почаевской , почитается как одна из важнейших реликвий монастыря ; паломникам разрешается пить воду, вылитую в след и которая поэтому считается благословенной. [ 6 ] Те Следовик и Камни-Чаши, которые находятся в дикой природе, но относительно доступны, в ряде случаев почитаются и местным населением либо в христианизированной интерпретации, либо в «альтернативном», полуязыческом, стиле. Люди обычно приходили к камням и оставляли там еду , сладости , иконы или жгли церковные свечи . деревья желаний Рядом с такими камнями часто можно встретить .
Известные Следовик и Камни-чашки
[ редактировать ]- Gus stone from the Golosov Ravine in Kolomenskoe , Moscow
- Камень в раке Почаевской лавры , связанный с Богородицей.
- Sledovik in Pavlovo-Obnorskiy Monastery
См. также
[ редактировать ]- Сиидис – священные камни финно-угорско -саамской культуры.
- Син-Камень – более простой тип славянского/угорского священного камня.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ И.В.Мельников, В.В.Маслов. Обряды и верования народов Карелии П.1992 Archived 2009-01-22 at the Wayback Machine (Russian)
- ^ И.Д. Маланин. Материалы разведки Синих камней Подмосковья в 2003 году // Краеведение и регионоведение. Межвузовский сборник научных трудов. ч.1. Владимир, 2004. (Russian)
- ^ В.А. Чудинов. Камень-следовик из Тверского музея (Russian)
- ^ Камни-следовики в Боровичском районе Новгородской области Archived 2011-09-10 at the Wayback Machine (Russian)
- ^ В. Токарев В. Мизин. Культовые камни Archived 2011-02-28 at the Wayback Machine (Russian)
- ^ Description of the practice (Елена Миронова) (Russian)