Явление Богородицы святому Бернару (Фра Бартоломео)
Явление Богородицы святому Бернару | |
---|---|
![]() | |
Художник | Фра Бартоломео |
Год | 1504-1507 |
Середина | масло по дереву |
Размеры | 215 см × 231 см (85 × 91 дюйм) |
Расположение | Уффици , Флоренция |
«Явление Богородицы святому Бернару» — картина итальянского художника Фра Бартоломео , написанная маслом на дереве, датируемая 1504–1507 годами. Она проходит в Уффици во Флоренции .
История
[ редактировать ]В 1504 году, через четыре года после того, как фра Бартоломео принял постриг, настоятель монастыря Сан-Марко, где он жил, предложил ему вернуться к живописи, чего он не делал с тех пор, как принял доминиканский обряд. Художник принял его предложение и с этой целью открыл в том же монастыре небольшое ателье. Свой первый заказ он получил 18 ноября 1504 года от Бернардо Дель Бьянко на алтарь, предназначенный для Бадиа Фиорентина . Фра Бартоломео работал над картиной в последующие годы, пока работа не была завершена и сдана в 1507 году, когда клиент выплатил остаток платежа. Картина была установлена в семейной капелле в церкви, специально созданной Бенедетто да Ровеццано .
В 1627 году, после сноса первоначальной часовни, алтарь был перенесен в ризницу. Оставаясь в церкви до наполеоновских репрессий, она, как и все основные произведения флорентийских церквей и монастырей, в 1810 году перешла в недавно основанную Галерею Академии . В 1945 году, с реорганизацией флорентийских государственных коллекций, она наконец была передан в Уффици .
Сегодня в Бадии находится еще один шедевр на ту же тему — « Явление Богородицы святому Бернару» Филиппино Липпи .
Описание и стиль
[ редактировать ]Первая работа, созданная Фра Бартоломео после глубокого мистического кризиса, который он пережил после смерти Джироламо Савонаролы , демонстрирует сильный мистический смысл. В иконографическом отношении художник обращается к аналогичной работе Перуджино , из которой заимствована поза святого, его белое одеяние и созерцательная поза. Однако более сложной является левая половина картины, где предстает Богоматерь с Младенцем Иисусом, а группа ангелов словно толкает ее вперед. Вместо этого на правой стороне присутствие двух святых, Бенедикта и Варнавы, уравновешивает группу святого Бернарда . [ 1 ]
На заднем плане яркий пейзаж с городом, а справа, на скале, видна сцена получения стигматов святым Франциском Ассизским , что подчеркивает общение между различными формами монашеской религиозности, бенедиктинцами, Доминиканцы и францисканцы. Небольшая табличка внизу в центре композиции с Распятием, прислонённым к книге, религиозный мотив взят из примера Беато Анджелико в Алтаре Сан-Марко .
Цвет лица насыщенный и витиеватый, а композиция словно предвосхищает развитие маньеризма . На самом деле движения фигур как будто замедлились, сделав жесты и взгляды более величественными. Вместо этого заостренные физиономии голов ангелов демонстрируют цитату из «Капризного образа жизни» Пьеро ди Козимо .
Чудесная сказка кажется нормированной в повседневной жизни, подчеркнутой лишь величием форм, вдохновленных Микеланджело . [ 2 ]