Jump to content

Теория разума у ​​животных

Теория разума у ​​животных является распространением на нечеловеческих животных философской и психологической концепции теории разума (ТОМ) , иногда известной как ментализация или чтение мыслей . Он включает в себя исследование того, обладают ли животные, кроме человека, способностью приписывать психические состояния (такие как намерение , желания , притворство , знание ) себе и другим, включая признание того, что у других есть психические состояния, отличные от их собственных. [1] [2] [3] Чтобы исследовать эту проблему экспериментально, исследователи помещают животных, не являющихся людьми, в ситуации, в которых их результирующее поведение можно интерпретировать как поддерживающее ТОМ или нет.

Существование теории разума у ​​животных, кроме человека, является спорным. С одной стороны, одна гипотеза предполагает, что некоторые животные, кроме человека, обладают сложными когнитивными процессами, которые позволяют им приписывать психические состояния другим людям, что иногда называют «чтением мыслей», в то время как другая предполагает, что животные, кроме человека, лишены этих навыков и зависят от более простые процессы обучения, такие как ассоциативное обучение ; [4] или, другими словами, они просто читают поведение.

Несколько исследований были специально разработаны для того, чтобы проверить, обладают ли животные, кроме человека, теорией разума, используя межвидовое или внутривидовое общение. Было протестировано несколько таксонов, включая приматов, птиц и собак. Были обнаружены положительные результаты; однако они часто квалифицируются как демонстрирующие лишь низкую оценку ToM или отвергаются другими исследователями как неубедительные.

История и развитие

[ редактировать ]
Большая часть ранних работ по ToM на животных была сосредоточена на понимании шимпанзе человеческих знаний.

Термин «теория разума» был первоначально предложен Премаком и Вудраффом в 1978 году. [2] [5] Ранние исследования почти полностью были сосредоточены на изучении того, могут ли шимпанзе понять знания человека. Этот подход оказался не особенно плодотворным, и 20 лет спустя Хейес, проанализировав все имеющиеся данные, заметил, что в этой предметной области «никакого существенного прогресса» не произошло. [6]

Газета 2000 года [7] подошли к проблеме по-другому, изучив конкурентное поведение в поисках пищи между приматами одного и того же вида ( сородичи ). Это привело к довольно ограниченному выводу о том, что «шимпанзе знают, что делают и чего не видят представители сородичей». [8]

В 2007 году Пенн и Повинелли писали: «До сих пор нет единого мнения относительно того, понимают ли животные, кроме человека, что-либо о ненаблюдаемых психических состояниях или даже о том, что для невербального животного будет означать понимание концепции «психического состояния». Далее они предположили, что ToM — это « любая когнитивная система, подобная теории или нет, которая предсказывает или объясняет поведение другого агента, постулируя, что ненаблюдаемые внутренние состояния, характерные для когнитивной точки зрения этого агента, причинно модулируют поведение этого агента». . [9]

В 2010 году в статье в журнале Scientific American было признано, что собаки значительно лучше используют сигналы социального направления (например, указания человека), чем шимпанзе. [10] В том же году, как писал Таунер, «вопрос, возможно, вышел за рамки существования теории разума у ​​нечеловекообразных приматов и стал более сложным пониманием того, что концепция разума имеет много аспектов, и некоторые из них могут существовать и у нечеловекообразных приматов. человеческие приматы, в то время как другие могут этого не делать». [5] Горовиц, работавший с собаками, согласился. [11]

В 2013 году Уайтен проанализировал литературу и пришел к выводу, что на вопрос «Являются ли шимпанзе настоящими менталистами, как мы?», он заявил, что не может дать утвердительного или отрицательного ответа. [8] Столь же двусмысленную точку зрения высказал в 2014 году Брауэр, который предположил, что многие предыдущие эксперименты с ТоМ можно объяснить наличием у животных других способностей. Далее они сослались на нескольких авторов, которые считают, что бессмысленно задавать вопрос «да или нет», скорее, имеет смысл спросить, какие психологические состояния понимают животные и в какой степени. [12] В то же время было высказано предположение, что «минимальная теория разума» может быть «той, которая позволяет людям с ограниченными когнитивными ресурсами или небольшой концептуальной сложностью, таким как младенцы, шимпанзе, сойки-скрабы и взрослые люди под нагрузкой, отслеживать действия других людей». восприятия, состояния знания и убеждения». [13]

В 2015 году Сесилия Хейес , профессор психологии Оксфордского университета, написала об исследовании ТМ: «С того времени [2000 года] многие энтузиасты стали скептиками, эмпирические методы стали более ограниченными, и уже не ясно, какие исследования о чтении мыслей животных пытается найти» и «Однако после примерно 35 лет исследований чтения мыслей у животных до сих пор нет ничего похожего на консенсус относительно того, может ли какое-либо животное приписывать какое-либо психическое состояние» (выделено Хейесом). Далее Хейес предположил, что «в сочетании с использованием неодушевленных управляющих стимулов, видов, которые вряд ли способны читать мысли, и «метода очков» [см. ниже] эти подходы могут вернуть как энергию, так и строгость исследованиям чтения мыслей животных. " [1]

Определенные категории поведения иногда используются в качестве доказательства ТМ животных, включая подражание, самопознание, социальные отношения, обман, принятие роли (сочувствие), принятие точки зрения, обучение и сотрудничество. [5] однако этот подход подвергся критике. [6] Некоторые исследователи сосредотачиваются на понимании животными намерений, взглядов, перспективы или знаний, то есть того, что видело другое существо. Было разработано несколько экспериментальных методов, которые широко используются или предлагаются в качестве подходящих тестов для животных, не являющихся людьми, обладающих ToM. Некоторые исследования изучают общение между особями одного и того же вида ( внутривидовые ), тогда как другие изучают поведение между особями разных видов ( межвидовые ).

Знающий-догадавшийся

[ редактировать ]

Метод Знающего-Угадателя использовался во многих исследованиях, касающихся ToM на животных. [6]

Конкурентная парадигма кормления

[ редактировать ]

Подход, основанный на соревновательной парадигме кормления, рассматривается некоторыми как свидетельство того, что животные имеют некоторое понимание взаимосвязи между «видением» и «знанием». [1]

Метод очков

[ редактировать ]

В одном предложенном протоколе шимпанзе дается непосредственный опыт ношения двух зеркальных козырьков. Один из козырьков прозрачный, а другой нет. Сами козырьки заметно различаются по цвету и форме. Во время последующего сеанса тестирования шимпанзе предоставляется возможность использовать типичное для этого вида поведение попрошайничества, чтобы попросить еду у одного из двух людей, одного из которых носит прозрачный козырек, а другого - непрозрачного. Если бы шимпанзе обладали ToM, можно было бы ожидать, что они будут чаще просить милостыню у человека, носящего прозрачный козырек.

Тест на ложное убеждение

[ редактировать ]

Метод, используемый для тестирования ToM на детях, был адаптирован для тестирования на животных, не являющихся людьми. В основе теста лежит отслеживание взгляда животного. Один человек прячет предмет на виду у второго человека, который затем выходит из комнаты. После этого объект удаляется. [14]

У нечеловекообразных приматов

[ редактировать ]

Во многих исследованиях ToM использовались нечеловекообразные приматы (NHP). Одно исследование, изучавшее понимание намерения у орангутанов ( Pongo pygmaeus ), шимпанзе ( Pan troglodytes ) и детей, показало, что все три вида понимают разницу между случайными и преднамеренными действиями. [15]

Шимпанзе

[ редактировать ]

Существуют разногласия по поводу интерпретации доказательств, подтверждающих наличие ТОМ у шимпанзе. [16]

Атрибуция восприятия

[ редактировать ]

Шимпанзе не могли следить за взглядом человека и находить еду, спрятанную под непрозрачными мисками, но могли делать это, когда еда была спрятана в трубочках, в которые экспериментатор мог заглянуть. Похоже, это предполагает, что шимпанзе могут делать выводы о восприятии другого человека в зависимости от ясности механизма, с помощью которого человек получил это знание. [17]

Попытки использовать «метод очков» (см. выше) на шимпанзе с высокой культурой человека не смогли продемонстрировать, что они обладают ToM. [9]

Напротив, шимпанзе используют взгляды других шимпанзе, чтобы получить информацию о том, доступна ли еда. [7] Подчиненные шимпанзе способны использовать состояние знаний доминирующих шимпанзе, чтобы определить, в каком контейнере спрятана еда. [18]

Атрибуция намерений

[ редактировать ]

Было показано, что молодые шимпанзе надежно помогают исследователям выполнять задачи, требующие дотягивания (например, поднимать упавшие предметы, которые исследователь изо всех сил пытался достать), без особых подсказок. Это говорит о том, что эти шимпанзе были способны понять намерения исследователя в этих случаях и действовать в соответствии с ними. [19] [20]

В аналогичном исследовании шимпанзе предоставили коробку предпочтений с двумя отделениями: в одном было изображение еды, а в другом — изображение ничего. Ни одно из них на самом деле не имело отношения к содержимому коробки. В игре-соревновании по поиску пищи шимпанзе избегали камеры с изображением еды, когда их соперник выбрал одну из камер перед ними. [21] [22]

Сообщается, что содержащиеся в неволе бонобо, такие как Канзи, проявляют заботу о благополучии своих хозяев. [23] Бонобо также утешают других бонобо, ставших жертвами агрессивных конфликтов, и примиряются после участия в этих конфликтах. [24] Оба эти поведения предполагают некоторое подобие ТОМ посредством приписывания психических состояний другому человеку.

Атрибуция ложного убеждения

[ редактировать ]

Шимпанзе прошли тест на ложные убеждения (см. выше), включающий ожидание взгляда человека, когда предметы были удалены. Инфракрасное отслеживание глаз показало, что взгляды шимпанзе были сосредоточены на том месте, где экспериментатор ошибочно полагал, что находится объект/субъект, а не на его фактическом местонахождении, о котором шимпанзе знали. Это, по-видимому, позволяет предположить, что шимпанзе были способны приписывать экспериментатору ложные убеждения. [25]

Доказательства в пользу ТОМ Присутствует у шимпанзе? Присутствует в Бонобо? Ссылки
Атрибуция восприятия/знания
Использование человеческого взгляда для поиска еды, спрятанной под непрозрачной миской Нет Колл и др., 1998 г.
Использование человеческого взгляда для поиска еды, спрятанной в пробирке, открытой для человека Да Колл и др., 1998 г.
Запоминание того, что видел человек, и определение цели внимания Да Да Маклин и Хэйр, 2012 г.
Атрибуция намерения
Помогать людям извлекать предметы при достижении Да Варнекен и Томаселло, 2008 г.
Утешение жертв конфликтов и примирение после участия в этих конфликтах Да Клэй и Ваал, 2013 г.
Атрибуция ложного убеждения
Ожидание того, что человек посмотрит не в том месте, основанное на ложном убеждении Да Да Krupenye et al., 2016

Другие приматы

[ редактировать ]
Макаки-резус выборочно крадут виноград у людей, которые не способны видеть виноград, по сравнению с людьми, которые могут видеть виноград.

В одном из подходов к тестированию обезьян макаки-резусы ( Macaca mulatta ) способны «украсть» спорный виноград у одного из двух конкурентов-людей. В шести экспериментах макаки выборочно украли виноград у человека, который был неспособен видеть виноград, а не у человека, который имел зрительное восприятие. [26] Точно так же макаки-резусы, находящиеся на свободном выгуле, предпочитают воровать продукты питания из мест, где людям труднее их заметить или где они будут производить меньше шума. [ нужна ссылка ]

Авторы также сообщили, что по крайней мере у одной особи каждого вида наблюдались (слабые) признаки ТоМ. [27]

В ходе исследования нескольких видов было показано, что шимпанзе, бонобо и орангутанги прошли тест на ложные убеждения (см. выше). [25]

В 2009 году было опубликовано резюме исследования ToM, в котором особое внимание уделялось обширному сравнению людей, шимпанзе и орангутанов. [28] пришли к выводу, что человекообразные обезьяны не демонстрируют понимания человеческих референциальных намерений, выраженных в коммуникативных жестах, таких как указание. [29]

Серые попугаи ( Psittacus erithacus ) продемонстрировали высокий уровень интеллекта. Ирен Пепперберг проводила эксперименты с ними, а ее самый опытный попугай Алекс продемонстрировал поведение, которое, казалось, манипулировало дрессировщиком, что, возможно, указывает на теорию разума. [30]

Ravens корректируют свое поведение кеширования в зависимости от того, наблюдают ли за ними и кто за ними наблюдает.

Вороны являются членами семейства Corvidae , и многие считают, что они обладают сложными когнитивными способностями. [31] [32] Другие исследования показывают, что вороны запоминают, кто наблюдал за ними во время кэширования, но также знают, как визуальные барьеры влияют на то, что могут и не могут видеть конкуренты, и как это влияет на их воровство. [33]

Воронов проверяли на понимание «видения» как психического состояния у других воронов. [34] Исследователи также предположили, что их выводы можно рассматривать с точки зрения «минимального» (в отличие от «полноценного») недавно предложенного ToM. [13]

Используя подход «Знающий-догадавшийся», вороны, наблюдающие за человеком, прячущим еду, способны предсказывать поведение воронов-свидетелей, которые были видны в обоих случаях, ни в одном из двух случаев травли, или только в одном из них. Полем зрения участников манипулировали независимо от взгляда ворона-испытателя. [35]

Скраб сойки

[ редактировать ]
Западные кустарниковые сойки могут продемонстрировать доказательства обладания теорией разума

Кустарниковые сойки тоже относятся к врановым. Западные кустарниковые сойки ( Aphelocoma Californica ) тайно хранят пищу и воруют запасы других кустарниковых сойок. Они используют ряд тактик, чтобы свести к минимуму вероятность кражи их собственных тайников. Одна из таких тактик — запомнить, кто из сойок-скрабов наблюдал за ними во время определенных событий кэширования, и соответствующим образом скорректировать их поведение при повторном кэшировании. [36] Одно исследование с особенно интересными результатами показало, что только кустовые сойки, которые сами украли, снова кэшировались, когда было замечено, что они создавали первоначальный тайник. [37] Это было интерпретировано как перехватывающая птица, проецирующая свой собственный опыт намерения воровства на опыт другого потенциального вора и предпринимающая соответствующие действия. [8] [38]

Собаки могут использовать указывающее поведение людей, чтобы определять местонахождение еды.

Домашние собаки ( Canis Familiaris ) демонстрируют впечатляющую способность использовать поведение человека для поиска еды и игрушек, используя такие действия, как указание пальцем и пристальный взгляд. Показатели собак в этих исследованиях превосходят результаты NHP. [39] однако некоторые категорически заявляют, что собаки не обладают человеческим ToM. [12] [40]

Точно так же собаки преимущественно используют поведение человека-Знателя, чтобы указать местонахождение еды. Это не зависит от пола и возраста собаки. В другом исследовании 14 из 15 собак предпочли место, указанное Знающим в первой попытке, тогда как шимпанзе требуется около 100 попыток, чтобы достоверно продемонстрировать предпочтение. [39] [29]

У свиней

[ редактировать ]

Эксперимент, проведенный в Бристольском университете, показал, что одна из десяти свиней, возможно, способна понимать то, что видят другие свиньи. Эта свинья заметила другую свинью, которая видела лабиринт, в котором была спрятана еда, и проследила за ней через лабиринт к еде. Остальные свиньи, участвовавшие в эксперименте, этого не сделали. [41] [42]

Исследование 2006 года показало, что козы демонстрируют сложное социальное поведение, свидетельствующее о когнитивных процессах высокого уровня, особенно в конкурентных ситуациях. Исследование включало эксперимент, в котором подчиненному животному разрешалось выбирать между едой, которую доминирующее животное также могло видеть, и едой, которую оно не могло видеть; те, кто был подвержен агрессивному поведению, выбирали пищу, которую доминирующее животное не могло видеть, что позволяет предположить, что они способны воспринимать угрозу, находясь в поле зрения доминирующего животного - другими словами, используя визуальную перспективу. [43]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Привет, К. (2015). «Чтение мыслей животных: в чем проблема?». Психономический бюллетень и обзор . 22 (2): 313–327. дои : 10.3758/s13423-014-0704-4 . ПМИД   25102928 . S2CID   37581900 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Премак, Д.Г. и Вудрафф, Г. (1978). «Есть ли у шимпанзе теория разума?» . Поведенческие и мозговые науки . 1 (4): 515–526. дои : 10.1017/S0140525X00076512 .
  3. ^ Каларж, К.; Андреасен, Северная Каролина, и О'Лири, Д.С. (2003). «Визуализация того, как один мозг понимает другой: ПЭТ-исследование теории разума». Американский журнал психиатрии . 160 (11): 1954–1964. дои : 10.1176/appi.ajp.160.11.1954 . ПМИД   14594741 .
  4. ^ Эльжер, AM; Яковчевич, А.; Мустака А.Е. и Бентосела М. (2012). «Указание на следующее у собак: задействованы ли простые или сложные когнитивные механизмы?». Познание животных . 15 (6): 1111–1119. дои : 10.1007/s10071-012-0534-6 . hdl : 11336/67330 . S2CID   12872446 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Таунер, С. (2010). «Концепция разума у ​​нечеловекообразных приматов» . Горизонты бионауки . 3 (1): 96–104. doi : 10.1093/bihorizons/hzq011 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Привет, CM (1998). «Теория разума у ​​нечеловекообразных приматов» (PDF) . Поведенческие и мозговые науки . 21 (1): 101–114. дои : 10.1017/s0140525x98000703 . ПМИД   10097012 . S2CID   6469633 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Заяц, Б.; Колл, Дж.; Агнетта, Б.; Томаселло, М. (2000). «Шимпанзе знают, что делают и чего не видят представители своего вида» (PDF) . Поведение животных . 59 (4): 771–785. дои : 10.1006/anbe.1999.1377 . ПМИД   10792932 . S2CID   3432209 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с Уайтен, А. (2013). «Не только люди понимают, как другие видят мир». Поведение животных . 86 (2): 213–221. дои : 10.1016/j.anbehav.2013.04.021 . S2CID   53164765 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Пенн, округ Колумбия, и Повинелли, диджей (2007). «Об отсутствии доказательств того, что животные, кроме человека, обладают чем-то отдаленно напоминающим «теорию разума» » . Философские труды Королевского общества . 362 (1480): 731–744. дои : 10.1098/rstb.2006.2023 . ПМК   2346530 . ПМИД   17264056 .
  10. ^ Джабр, Ф. (8 июня 2010 г.). «Умные твари: бонобо, которые делятся, мозговитые жуки и социальные собаки» . Научный американец . Проверено 18 апреля 2016 г.
  11. ^ Горовиц, А. (2011). «Теория разума у ​​собак? Исследование метода и концепции» . Обучение и поведение . 39 (4): 314–317. дои : 10.3758/s13420-011-0041-7 . ПМИД   21789555 . S2CID   15883460 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Бройер, Дж. (2014). «Глава 10 – Что собаки понимают в людях». В Камински, Дж.; Маршалл-Песчини, С. (ред.). Социальная собака: поведение и познание . Академическая пресса. стр. 295–317.
  13. ^ Перейти обратно: а б Баттерфилл, Ю.А. и Апперли, Айова (2013). «Как построить минимальную теорию разума» (PDF) . Разум и язык . 28 (5): 606–637. дои : 10.1111/мила.12036 .
  14. ^ Смит, Р.А. (16 октября 2016 г.). «Обезьяны понимают, что некоторые вещи у вас в голове» . Герцог Сегодня . Проверено 3 января 2017 г.
  15. ^ Колл, Дж. и Томаселло, М. (1998). «Отличение преднамеренных действий от случайных у орангутанов (Pongo pygmaeus), шимпанзе (Pan troglodytes) и человеческих детей (Homo sapiens)». Журнал сравнительной психологии . 112 (2): 192–206. дои : 10.1037/0735-7036.112.2.192 . ПМИД   9642787 .
  16. ^ Повинелли, DJ и Вонк, Дж. (2003). «Разум шимпанзе: подозрительно человеческий?». Тенденции в когнитивных науках . 7 (4): 157–160. CiteSeerX   10.1.1.494.1478 . дои : 10.1016/S1364-6613(03)00053-6 . ПМИД   12691763 . S2CID   3473587 .
  17. ^ Колл, Дж.; Хэйр Б. и Томаселло М. (1998). «Взгляд шимпанзе следует за задачей выбора объекта». Познание животных . 1 (2): 89–99. дои : 10.1007/s100710050013 . ПМИД   24399273 . S2CID   13210426 .
  18. ^ Заяц, Б.; Колл, Дж. и Томаселло, М. (2001). «Знают ли шимпанзе то, что знают и чего не знают сородичи?». Поведение животных . 61 (1): 139–151. дои : 10.1006/anbe.2000.1518 . ПМИД   11170704 . S2CID   3402554 .
  19. ^ Варнекен, Феликс; Томаселло, Майкл (3 марта 2006 г.). «Альтруистическая помощь младенцам и молодым шимпанзе» . Наука . 311 (5765): 1301–1303. Бибкод : 2006Sci...311.1301W . дои : 10.1126/science.1121448 . ISSN   0036-8075 . ПМИД   16513986 . S2CID   1119115 .
  20. ^ Шмельц, М.; Колл, Дж. и Томаселло, М. (2011). «Шимпанзе знают, что выводы делают другие» . Труды Национальной академии наук США . 108 (7): 3077–3079. Бибкод : 2011PNAS..108.3077S . дои : 10.1073/pnas.1000469108 . ПМК   3041140 . ПМИД   21282649 .
  21. ^ Шмельц, М.; Колл, Дж. и Томаселло, М. (2013). «Шимпанзе предсказывают, что предпочтения конкурента совпадут с их собственными» . Письма по биологии . 9 (1): 20120829. doi : 10.1098/rsbl.2012.0829 . ПМЦ   3565493 . ПМИД   23193044 .
  22. ^ Мелис, AP; Колл, Дж.; Томаселло, М. (2006). «Шимпанзе (Пан-троглодиты) скрывают от других визуальную и слуховую информацию» (PDF) . Журнал сравнительной психологии . 120 (2): 154–62. CiteSeerX   10.1.1.606.8937 . дои : 10.1037/0735-7036.120.2.154 . ПМИД   16719594 . Архивировано из оригинала (PDF) 15 мая 2011 г. Проверено 28 июня 2016 г.
  23. ^ «Разговорчивый визит двух говорящих обезьян» . NPR.org . Проверено 26 октября 2021 г.
  24. ^ Клэй, Занна (2013). «Бонобо реагируют на страдания других: утешение для всех возрастов» . ПЛОС ОДИН . 8 (1): e55206. Бибкод : 2013PLoSO...855206C . дои : 10.1371/journal.pone.0055206 . ПМЦ   3559394 . ПМИД   23383110 .
  25. ^ Перейти обратно: а б Крупенье К., Кано Ф., Хирата С., Колл Дж. и Томаселло М. (2016). «Обезьяны ожидают, что другие люди будут действовать в соответствии с ложными убеждениями» . Наука . 354 (6308): 110–114. Бибкод : 2016Sci...354..110K . doi : 10.1126/science.aaf8110 . hdl : 10161/13632 . ПМИД   27846501 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  26. ^ Фломбаум, Дж.И. и Сантос, Л.Р. (2005). «Макаки-резусы приписывают восприятие другим» . Современная биология . 15 (5): 447–452. дои : 10.1016/j.cub.2004.12.076 . ПМИД   15753039 . S2CID   15978970 .
  27. ^ Сан-Галли, А.; Девейн, М.; Трапанезе, К.; Маси, С.; Буре С. и Донизо Ж. (2015). «Игра в прятки с приматами: сравнительное исследование теории разума» . Ревю де Приматологии . 6 (6): 4–7. doi : 10.4000/primatologie.2182 .
  28. ^ Херрманн, Э.; Колл, Дж.; Эрнандес-Льореда, MV; Хэйр Б. и Томаселло М. (2007). «Люди развили специальные навыки социального познания: гипотеза культурного интеллекта». Наука . 317 (5843): 1360–1366. Бибкод : 2007Sci...317.1360H . дои : 10.1126/science.1146282 . ПМИД   17823346 .
  29. ^ Перейти обратно: а б Топал, Дж.; Гергели, Г.; Эрдохедьи, А.; Чибра Г. и Миклоши А. (2009). «Дифференциальная чувствительность к человеческому общению у собак, волков и человеческих младенцев». Наука . 325 (5945): 1269–1272. Бибкод : 2009Sci...325.1269T . дои : 10.1126/science.1176960 . ПМИД   19729660 . S2CID   803577 .
  30. ^ Ирен Пепперберг (2012), «Теория разума», в книге Мэгги Таллерман; Кэтлин Р. Гибсон (ред.), Оксфордский справочник по эволюции языка , Oxford University Press, стр. 114, ISBN  9780199541119
  31. ^ Эмери, Нью-Джерси и Клейтон, Н.С. (2004). «Менталитет ворон: конвергентная эволюция интеллекта врановых и обезьян» (PDF) . Наука . 306 (5703): 1903–1907. Бибкод : 2004Sci...306.1903E . CiteSeerX   10.1.1.299.6596 . дои : 10.1126/science.1098410 . ПМИД   15591194 . S2CID   9828891 .
  32. ^ Бугьяр Т. и Генрих Б. (2006). «Вороны-воры, Corvus corax, приспосабливают свое поведение к социальному контексту и личности конкурентов». Познание животных . 9 (4): 369–376. дои : 10.1007/s10071-006-0035-6 . ПМИД   16909235 . S2CID   1136670 .
  33. ^ Бугьяр Т. и Генрих Б. (2005). «Вороны, Corvus corax, различают знающих и невежественных конкурентов» . Труды Лондонского королевского общества B: Биологические науки . 272 (1573): 1641–1646. дои : 10.1098/rspb.2005.3144 . ПМЦ   1559847 . ПМИД   16087417 .
  34. ^ Бугьяр, Т.; Ребер, С.А. и Бакнер, К. (2016). «Вороны приписывают визуальный доступ невидимым конкурентам» . Природные коммуникации . 7 : 10506. Бибкод : 2016NatCo...710506B . дои : 10.1038/ncomms10506 . ПМЦ   4740864 . ПМИД   26835849 .
  35. ^ Бугьяр, Т. (2010). «Дифференциация знающего и догадывающегося у воронов: точка зрения других имеет значение» . Труды Лондонского королевского общества B: Биологические науки . 278 (1705): 634–640. дои : 10.1098/rspb.2010.1514 . ПМК   3025684 . ПМИД   20826480 .
  36. ^ Далли, Дж. М.; Эмери, Нью-Джерси; Клейтон, Н.С. (2006). «Запасные еду западные сойки-скрабы отслеживают, кто и когда смотрел». Наука . 312 (5780): 1662–1665. Бибкод : 2006Sci...312.1662D . дои : 10.1126/science.1126539 . ПМИД   16709747 . S2CID   21976318 .
  37. ^ Эмери, Нью-Джерси и Клейтон, Н.С. (2001). «Влияние опыта и социального контекста на будущие стратегии кэширования кустарниковых сойок» . Природа . 414 (6862): 443–446. Бибкод : 2001Natur.414..443E . дои : 10.1038/35106560 . ПМИД   11719804 . S2CID   4349432 . Архивировано из оригинала 26 марта 2016 г. Проверено 04 июля 2020 г.
  38. ^ ван дер Ваарт Э.; Вербрюгге Р. и Хемельрейк, К.К. (2012). «Перекэширование Corvid без «Теории разума»: модель» . ПЛОС ОДИН . 7 (3): e32904. Бибкод : 2012PLoSO...732904V . дои : 10.1371/journal.pone.0032904 . ПМК   3291480 . ПМИД   22396799 .
  39. ^ Перейти обратно: а б Maginnity, ME и Grace, RC (2014). «Визуальная перспектива собак (Canis Familiaris) в задаче Угадателя – Знающего: доказательства собачьей теории разума?». Познание животных . 17 (6): 1375–1392. дои : 10.1007/s10071-014-0773-9 . ПМИД   24950722 . S2CID   14833483 .
  40. ^ Камински, Дж.; Бройер, Дж.; Колл, Дж. и Томаселло, М. (2009). «Домашние собаки чувствительны к точке зрения человека» (PDF) . Поведение . 146 (7): 979–998. дои : 10.1163/156853908X395530 . Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2017 г. Проверено 28 июня 2016 г.
  41. ^ Олдхаус, П. (10 февраля 2015 г.). «Самое умное животное, о котором вы никогда не слышали» . Добро пожаловать, Траст . Проверено 18 апреля 2016 г.
  42. ^ Хелд, С.; Мендл, М.; Деверо, К.; Бирн, RW (2001). «Поведение домашних свиней в визуальной перспективе при выполнении задания». Поведение . 138 (11): 1337–1354. дои : 10.1163/156853901317367627 .
  43. ^ Камински, Дж.; Колл, Дж.; Томаселло, М. (2006). «Поведение коз в конкурентной пищевой парадигме: доказательства для перспективы?» (PDF) . Поведение . 143 (11): 1341–1356. дои : 10.1163/156853906778987542 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 022730f41f0a7fcfbc09f690f8425722__1701516420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/22/022730f41f0a7fcfbc09f690f8425722.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theory of mind in animals - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)