Дворец культуры
Дворец культуры ( русский : Дворец культуры , латинизированный : dvorets kultury , китайский : 文化宫 , wénhuà gōng , немецкий : Kulturpalast ) или Дом культуры (польский: dom kultury ) — общее название ( общий термин ) для крупных клубов ( сообществ). центров ) в бывшем Советском Союзе и остальных странах Восточного блока .
В Советском Союзе система Дома культуры основывалась на уже существовавшей в императорской России системе Народного дома , созданной еще в 1880-х годах. Он имеет несколько вариаций, таких как Дворец искусств, Дворец спорта , Дворец пионеров, Дворец металлургов, Дом Красной Армии и другие.
Описание
[ редактировать ]Как заведение для всех видов развлекательной деятельности и хобби : спорта , коллекционирования , искусства и т. д., Дворец культуры был спроектирован так, чтобы иметь пространство для многократного использования. Типичный дворец содержал один или несколько кинозалов , концертный зал(ы), танцевальные студии ( народного танца , балета , бальных танцев ), различные кружки «сделай сам» , радиолюбительские группы, любительские театральные студии, любительские музыкальные студии. и оркестры, лектории (лекционные залы) и многое другое. Группы также были разделены по возрасту участников: от детей до пенсионеров. . публичная библиотека Иногда во Дворце культуры могла располагаться и Все кружки по интересам были бесплатными до недавнего времени, когда многие хобби с менее официальным признанием были организованы на основе «самоокупаемости». Дворец культуры иногда называли «клубом», но это не означало, что он был основан на членстве.
На официальной риторике все это должно было содействовать «культурному досугу» советских рабочих и детей, а также бороться с «бескультурным досугом», таким как пьянство и хулиганство .
Дворцы или Дома культуры были созданы на заре существования Советского Союза, унаследовав роль, которую ранее выполняли так называемые « Народные дома ». Ниже приводится отрывок из Джона Дьюи книги «Впечатления о Советской России и революционном мире» (1929). [1]
Другое впечатление, которое я могу записать, сложилось от неофициального посещения Дома народной культуры. Это было прекрасное новое здание в фабричном квартале, окруженное площадками для отдыха, с одним большим театром, четырьмя актовыми залами поменьше, пятьдесят комнатами для клубных собраний, отдыха и игр, штаб-квартирой профсоюзов, стоимостью в два миллиона долларов, посещаемой ежедневно... вернее, за ночь — на пять тысяч человек в среднем за день. Возможно, построенный и контролируемый правительством? Нет, но благодаря добровольным усилиям профсоюзов, которые облагают себя налогом в два процента от своей заработной платы, чтобы предоставить своей коллективной жизни эти возможности. Палата укомплектована и управляется избранными ею должностными лицами. Контраст со сравнительной бездеятельностью наших собственных рабочих и квазифилантропическим характером аналогичных предприятий в моей стране произвел болезненное впечатление. Правда, этот Дом — в Ленинграде уже есть другой подобный Дом — не имеет внутренней и необходимой связи с коммунистической теорией и практикой. Подобное могло бы существовать в любом крупном современном промышленном центре. Но дело в том, что ничего подобного не существует в других, более развитых промышленных центрах. Вот оно в Ленинграде, как нет его ни в Чикаго, ни в Нью-Йорке...
Существовало две основные категории Дворцов культуры: принадлежащие государству и принадлежащие предприятиям . В каждом городе, колхозе и совхозе был центральный Дворец или Дом культуры. Крупные промышленные предприятия имели свои Дворцы культуры, находящиеся в ведении соответствующих профсоюзов .
Дворцы культуры выполняли еще одно важное предназначение: в них проходили местные съезды и конференции областных отделений Коммунистической партии , ВЛКСМ и т. д.
В небольших сельских поселениях подобные заведения меньшего масштаба назывались «клубами», где основными видами деятельности были танцевальные вечера и кино.
В 1988 году в Советском Союзе насчитывалось более 137 тысяч клубных заведений.
В Китайской Народной Республике самым известным и наиболее расположенным в центре Дворцом культуры является, пожалуй, «Дворец культуры рабочих», расположенный в бывшем Императорском Храме предков недалеко от Запретного города в Пекине .
Понятие и название «Дом культуры» также встречается, например, во Франции ( Maison de la Culture ), Бельгии и Квебеке.
Постсоветские времена
[ редактировать ]Большинство Дворцов культуры продолжают существовать и после распада Советского Союза , но их статус, особенно финансовый, существенно изменился по разным причинам.
Известные дворцы культуры
[ редактировать ]- Дворец культуры Жежмаряй (Литва)
- Дворец культуры Тираны (Албания)
- Национальный дворец культуры (София, Болгария)
- Дворец культуры Праги (Чехия)
- Дворец культуры и науки (Варшава, Польша)
- Дворец культуры (Яссы) (Румыния)
- Дворец культуры Кокшетау (Казахстан)
- Дворец культуры (Тыргу-Муреш) (Румыния)
- Дворец культуры им. Горбунова (Москва, Россия)
- Дворец культуры национальностей (Пекин, Китай)
- Дворец культуры Банамекс (Мехико, Мексика)
- Национальный дворец культуры, Манагуа , Никарагуа
- Дворец культуры Энергетик (заброшенный дворец в Припяти, Украина)
- Камин (японский эквивалент)
- Дворец культуры ВЭФ в Риге (Латвия)
- Kulturpalast (Дворец культуры Дрездена, Германия)
Другие советские развлекательные комплексы (Дворец)
[ редактировать ]- Дворец спорта
- Дворец Искусств и Творчества, разновидность Дворца Культуры ( т.е. Тольяттинский Дворец Искусств и Творчества , Дворец Искусств "Украина" )
- Дворец пионеров (Дом юных пионеров)
- Дом Красной Армии (ДКА)
- Дом офицеров
- Дворец Советов
См. также
[ редактировать ]- Культурный центр
- Институт культуры
- Механические институты
- Народный дом , предыдущий термин, существовавший в Российской империи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дьюи, Джон (1929). «Впечатления от Советской России» . Архивировано из оригинала 21 января 2008 г. Проверено 24 октября 2007 г.