Статуя Аа из Руруту
Статуя Аа из Руруту | |
---|---|
![]() Идол Аа из Руруту в Британском музее | |
Материал | Древесина |
Размер | Высота 1,17 метра |
Созданный | до 1821 г. (вероятно, 1591–1647 гг.) |
Текущее местоположение | Британский музей , Лондон |
Регистрация | Ок,LMS.19 |
Статуя Аа из Руруту — деревянная скульптура бога Аа, изготовленная на тихоокеанском острове Руруту в Южном архипелаге . В начале девятнадцатого века скульптура была подарена островитянами Лондонскому миссионерскому обществу в ознаменование их обращения в христианство. После этого его привезли обратно в Англию для выставления сначала в музее LMS, а затем в Британском музее. Фигура Аа известна как одно из лучших сохранившихся произведений полинезийской скульптуры, а в XXI веке эта скульптура, по словам Джули Адамс, куратора коллекции Океании в Британском музее, является «международной знаменитостью». . [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]Статуя Аа представляет собой деревянную антропоморфную фигуру высотой 117 см и шириной 36 см. [ 2 ] По оценке Альфреда Гелла , это «возможно, лучшее из сохранившихся произведений полинезийской скульптуры». [ 3 ] Фигурка полая и имеет съемную заднюю панель, обеспечивающую доступ внутрь. [ 4 ] Руки скульптуры вырезаны горельефом; его ноги раздвинуты и слегка согнуты. [ 5 ] У фигуры нет ни ног, ни основания, и неизвестно, были ли они у нее на момент создания. Голени, правая ягодица и левая рука скульптуры повреждены, а пенис полностью отломлен. Хотя другие повреждения могли быть результатом разрушения с течением времени, отрезание пениса фигурки, судя по всему, было преднамеренным, хотя неизвестно, было ли это сделано британскими миссионерами или новообращенными полинезийцами. [ 6 ]
На поверхности статуи вырезаны тридцать фигурок меньшего размера. [ 4 ] Многие из них предназначены для обозначения особенностей человеческого тела, таких как глаза, нос и рот, хотя некоторые явно не соответствуют каким-либо человеческим чертам. [ 7 ] Фигуры вырезаны в двух разных стилях; шестнадцать фигур стоят вертикально, с руками на туловище, а четырнадцать лежат, раскинувшись, с вытянутыми руками и ногами. Возможно, эти два различных стиля фигуры предназначены для изображения мужских и женских форм соответственно. [ 8 ] Эти фигуры симметрично распределены по А'а, за исключением фигур в нижней части живота, где есть вертикальная фигура с правой стороны от А'а и растянутая фигура с левой. Неясно, была ли эта асимметрия преднамеренной. [ 9 ]
История
[ редактировать ]
Статуя Аа впервые упоминается в 1821 году, когда 9 августа того же года она была подарена миссионерам LMS на Раиатеа , втором по величине из островов Общества во Французской Полинезии. [ 10 ] Его привезли сюда из Руруту, где он был изготовлен. [ 11 ] Сама скульптура могла быть намного старше: радиоуглеродное датирование, проведенное в 2015 году, позволяет предположить, что А'а была создана между 1591 и 1647 годами. [ 2 ] Согласно рурутуанской традиции, А'а сделана из древесины пуа -кени-кени ( Fagraea berteriana ), произрастающей на островах в восточной части Тихого океана, хотя тесты, проведенные в 2015 году, показали, что фигурка на самом деле сделана из сандалового дерева , возможно, из сантала. изолированный . [ 12 ] А'а, вероятно, был изготовлен с использованием инструментов с каменными лезвиями, хотя, если он был изготовлен после прибытия европейцев в Полинезию в 1760-х годах, при его строительстве также могли использоваться железные инструменты. Для отделки и полировки статуи использовались рашпили из кожи ската или акулы, листья хлебного дерева, раковины каури и кокосовое масло. [ 13 ]
Согласно рурутуанской традиции, Аа был вырезан Амайтерай, который посетил Лондон и встретил там христианского бога. Первоначально, согласно этой истории, в полости находились три фигуры, представляющие три элемента Троицы – Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. [ 3 ] Было высказано предположение, что Амайтерай в этой истории на самом деле был Омаи , который в 1774 году стал вторым жителем островов Тихого океана, посетившим Европу. Имя «Амаитерай», легендарного создателя Аа, может быть искажением имени «Омаитерай» или «Омай Великий». [ 14 ]
В 1821 году Аа был вручен миссионерам Лондонского миссионерского общества, базирующегося на острове Раиатеа, как символ обращения островитян в христианство. [ 15 ] Эти миссионеры отправили его обратно в Лондон и стали частью коллекции музея LMS. С 1890 года LMS предоставила большую часть своей коллекции полинезийского искусства Британскому музею , в том числе Аа; в 1911 году скульптуру приобрел музей. [ 16 ] В настоящее время он не выставлен в музее, но с 1980-х годов выставлялся по всему миру, в том числе в Нью-Йорке, Канберре, Париже и Лондоне. [ 2 ] В 2023 году Британский музей передал статую в аренду Музею Таити и Иль на три года. [ 17 ]
Контекст
[ редактировать ]Работы, приобретенные Британским музеем у Лондонского миссионерского общества, составляют одни из самых известных произведений полинезийского искусства, в том числе «Аа». [ 18 ] Сама А'а, хотя и является частью корпуса полинезийских богов с такими особенностями, как меньшие фигуры на теле, большая голова и округлый живот, по словам Джули Адамс, «признана экспертами уникальной фигурой в полинезийском искусстве». . [ 19 ] Фигура бога из Раротонги , также находящаяся в коллекции Британского музея, имеет три мужские гуманоидные фигуры, вырезанные в горельефе на туловище, подобные тем, которые покрывают Аа. [ 20 ]
Цель
[ редактировать ]Когда Аа был доставлен миссионерам LMS в 1821 году, внутри его полости было обнаружено 24 «маленьких бога». Долгое время считалось, что Аа изначально был построен для хранения этих маленьких богов. [ 21 ] Однако размер и форма полости позволяют предположить, что изначально она была создана для хранения некоторых других предметов — множество маленьких богов могли бы с таким же успехом разместиться в гораздо более простой полости. [ 22 ] Антрополог Стивен Хупер утверждает, что на самом деле Аа изначально был создан как гроб для хранения костей почитаемого предка; маленькие боги были помещены в Аа только для облегчения транспортировки в Раиатею. [ 23 ]
Идентификация
[ редактировать ]
Джон Уильямс , один из миссионеров, ставших свидетелем того, как Аа был представлен LMS на Раиатеа, идентифицировал скульптуру как изображение бога «Аа», как в письме 1822 года директорам LMS, информирующем их, что скульптура был доставлен, и в его книге 1837 года о своем опыте в Полинезии. [ 24 ] Ланселот Трелкельд - еще один миссионер, чья лодка доставила богов Руруту в Райатею - также описал эту фигуру как «великого бога Аа». [ 25 ] Однако в 1824 году в публикации LMS «Миссионерские зарисовки» скульптура была названа «Таароа Упоо Ваху», под этим именем скульптура также была записана в каталоге музея LMS 1826 года. [ 24 ] По словам Джулиана Хардинга, «существует мало или вообще нет доказательств» того, что Эллис идентифицировал эту фигуру как Таароа. [ 26 ]
Имя «Аа» не известно в полинезийской космологии. [ 27 ] но Таароа был полинезийским богом-творцом, хотя он не был известен в местных традициях Руруту: возможно, потому, что местный культ Аа вытеснил его. [ 28 ] Антрополог Анн Лаводес предполагает, что «Аа» было общим термином для этого типа божественной фигуры, а не конкретным именем самого бога. [ 29 ] в то время как ученый Нил Гансон, специализирующийся на истории Тихого океана, отождествляет Аа с богом-отцом Аватеей . [ 30 ]
Копии
[ редактировать ]После того, как статуя Аа была передана в аренду Британскому музею, музей сделал слепок Аа для показа на выставке в музее LMS. [ 18 ] Впоследствии по заказу музеев всего мира был изготовлен ряд других слепков. [ 31 ] Копии фигуры также были приобретены отдельными коллекционерами, в том числе художниками Роландом Пенроузом , Пабло Пикассо и Генри Муром , а слепок А'а сегодня выставлен в мэрии на Руруту. [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Адамс, Хупер и Нуку 2016 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с «Ааа» . Британский музей . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Гелл 1998 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б Адамс, Хупер и Нуку, 2016 , с. 34.
- ^ Лавонд 1996 , с. 314.
- ^ Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 30.
- ^ Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 38.
- ^ Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 35–36.
- ^ Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 39.
- ^ Hooper 2007, pp. 134, 138.
- ^ Hooper 2007, p. 131.
- ^ Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 24.
- ^ Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 32–33.
- ^ Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 22–23.
- ^ Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 10–14.
- ^ Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 15–16.
- ^ Bailey, Martin (12 April 2023). "British Museum returns Oceanic sculpture to Polynesia—for three years". Art Newspaper.
- ^ Jump up to: a b Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 15.
- ^ Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 9.
- ^ Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 36.
- ^ Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 42.
- ^ Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 44–45.
- ^ Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 46.
- ^ Jump up to: a b Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 57.
- ^ Gunson 2014, p. 502–503.
- ^ Harding, Julian (Winter 1994). "A Polynesian God and the Missionaries". The World of Tribal Arts. 1 (4): 29.
- ^ Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 59.
- ^ Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 57–58.
- ^ Lavondès 1996, p. 318.
- ^ Gunson 2014, p. 502.
- ^ Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 16.
- ^ Adams, Hooper & Nuku 2016, p. 7–22.
Sources
[edit]Books
[edit]- Adams, Julie; Hooper, Steven; Nuku, Maia (2016). A'a: A Deity from Polynesia. London: The British Museum Press.
- Gell, Alfred (1998). Art and Agency: An Anthropological Theory. Oxford: Clarendon Press.
- Лавонд, Энн (1996). «История АА Руруту и эволюция мифов». В Жюльене, М.; Орлиак, М.; Жерар, Бертран; Лавонд, Энн; Лавонд, Х.; Робино, Клод (ред.). Память камня, память человека: традиции и археология в Океании: дань уважения Хосе Гарангеру . Париж: Публикации Сорбонны.
Журналы
[ редактировать ]- Хупер, Стивен (2007). «Воплощение божественности: жизнь Аа». Журнал Полинезийского общества . 116 (2).
- Гансон, Нил (2014). «Священные боги Полинезии». Журнал тихоокеанской истории . 49 (4): 501–507. дои : 10.1080/00223344.2014.975912 . S2CID 161692694 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фагг, ВБ, изд. (1970). Племенной образ: деревянная скульптура мира . Лондон: Британский музей. ISBN 9780714115092 .
- Кейгилл, М., изд. (1999). Британский музей AZ Companion . Лондон: Издательство Фицрой Дирборн. ISBN 978-1579583033 .