Марта Палау Бош
Марта Палау Бош | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 13 августа 2022 г. | (88 лет)
Национальность |
|
Известный | Гобелен , фреска , живопись , гравюра , скульптура. |
Марта Палау Бош (17 июля 1934 г. - 13 августа 2022 г.) [ 1 ] был испано-мексиканским художником, жившим в Мексике. Она работала в гравюре, живописи, скульптуре и, прежде всего, в гобеленах, выделяясь своим глубоким художественным использованием и аранжировкой местных мексиканских природных материалов. [ 2 ] Она была одной из первых мексиканских художниц, сосредоточившихся на темах, связанных с опытом женщин и иммигрантов в 1970-х годах, особенно в серии гобеленов «Илерда». [ 3 ] а позже и ее скульптурами науаля. [ 4 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Марта Палау Бош родилась 17 июля 1934 года в Альбесе , Испания. [ 5 ] Поскольку ее родители были сосланы в эпоху франкистской Испании , семья переехала в Мексику в 1940 году. С 1955 по 1965 год она училась в « Ла Эсмеральда », школе живописи и скульптуры Национального института изящных искусств (INBA) в Мексике. Город . [ 6 ] Ее профессором гравюры в институте был колумбийский гравер Гильермо Сильва Сантамария . [ 6 ] Она побывала в Калифорнии и Барселоне , чтобы специализироваться на технике гобеленов; в Государственном университете Сан-Диего она была студенткой Пола Лингрена, а в Барселоне — ученицей Хосепа Грау-Гарриги . [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]
В 1968 году Палау был одним из основателей Салона Независимости де 1968 , художественного проекта, коллективно организованного в ответ на созыв Институтом «Exposición Solar» («Солнечная выставка»), подчеркивающего текущие художественные темы в Мексике как параллельное культурное мероприятие к Летним Олимпийским играм 1968 года . Реакция Салона отразила социальный контекст репрессий против студенческих активистских движений в Мексике в тот год в рамках Движения 1968 года в Мексике . [ 3 ] Среди участвовавших художников были Хелен Эскобедо , Лилия Каррильо , Жилберто Асевес Наварро , Казуя Сакаи , Мануэль Фельгерес , Висенте Рохо , Фернандо Гарсиа Понсе , Брайан Ниссен и Арнальдо Коэн и другие. [ 2 ] Салон продолжил свое политическое диссидентство, организовав выставки в 1969 и 1970 годах, после чего распался. [ 7 ]
С 1973 по 1976 год Палау Бош занимал должность координатора Центра современного искусства Гвадалахары , Халиско . В начале 1980-х годов она создала экспериментальную мастерскую в Гаване . [ 8 ]
В 1981 году Палау Бош почтил память бывшего президента Мексики Ласаро Карденаса дель Рио в Хикильпане в знак благодарности за его работу по приему беженцев из Испанской республиканской партии в Мексику после гражданской войны в Испании . Шелкографии, которые она там выставила, являются одними из работ, которые наиболее точно отражают ее личную историю. [ 9 ]
Об этом аспекте своей жизни она рассказала своими словами:
Я не знал о том, что Ласаро Карденас сделал для моих родителей и многих других испанских республиканцев, до тех пор, пока не прошло несколько лет после моего прибытия в Мексику. Я не осознавал, что значит жить в изгнании вдали от родины, где справедливость была попрана и утащена фашизмом. Я был слишком молод, когда приехал в Мексику, чтобы осознать ту боль, которую все это представляло. Позже я узнал, что Ласаро Карденас был человеком, который дал испанским беженцам вторую родину и новое гражданство. Он дал мне единственный, который у меня всегда был, поскольку другой, испанский, я проиграл, прежде чем выиграть.
—Рита Эдер, Марта Палау. Интуиция и техника. [ 2 ]
«Я не осознавал того, что Ласаро Карденас сделал для моих родителей и для многих других испанских республиканцев, до тех пор, пока не прошло несколько лет после моего прибытия в Мексику. Я не осознавал, что значит жить в изгнании вдали от страны, где справедливость восторжествовала. меня растоптал и раздирал фашизм. Когда я приехал в Мексику, я был слишком мал, чтобы осознать ту боль, которую все это представляло. Позже я узнал, что Ласаро Карденас был человеком, который подарил вторую страну и новую. гражданство испанским беженцам. Он дал мне единственную страну, которая у меня была, а другую, испанскую, я потерял, даже не осознавая этого». (перевод)
Выставки
[ редактировать ]Художник выставлялся в различных частях Мексиканской Республики, в том числе во Дворце изящных искусств в Мехико. Там она участвовала в трех выставках: первая в 1974 году, Del Tapiz a la escultura ; позже, в 1985 году, Mis caminos son terrestres и, наконец, в 2012 году, Tránsitos de naualli . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Она также имела важное творческое присутствие в Соединенных Штатах, Испании и в различных странах Латинской Америки. [ 14 ]
С 1982 года она организовала Salón Michoacano del Textil en Miniatura («Салон миниатюрного текстиля Мичоакана») с помощью губернатора Куаутемока Карденаса Солорсано . [ 15 ] [ 16 ]
В 1996 году Палау Бош организовал первый Salón Internacional de Estandartes («Международное биеннале баннеров»), который, по ее словам, «служит представлению художников из Нижней Калифорнии в международных кругах как представителей энергичного культурного движения, которое вспыхнуло на нашей границе во время последние десять лет». Салон проводился первые три раза (1996, 1997, 1998 годы), а затем был преобразован в выставку, проводимую раз в два года. Художнику удалось восстановить использование баннера как метода отражения конкретных проблем, присущих границе. Биеннале 2010 года собрало 37 художников из Латинской Америки и США, уделив особое внимание приграничным зонам. [ 17 ] Кроме того, формат баннера в сочетании с особой музеографией и экспозицией, требуемыми Центром культуры Тихуаны, открыл перед художниками новые возможности и технические проблемы. Эмилио Карбаллидо комментирует: «Изобретательница всего, Марта Палау из Культурного центра Тихуаны , должна была сделать что-то новое. Это то, чем им сейчас обязано мировое искусство. И, конечно же, искусство Мексики».
В 1998 году Палау Бош задумала и провела амбициозную международную выставку в Музее города Мехико под названием Cinco Containeres y una ciudad («Пять континентов и город»), для которой она пригласила кураторов с каждого континента. [ 18 ] [ 19 ] Эта выставка вернулась в 2015 году во второе издание.
Художница была членом консалтинговой группы Museo de Mujeres Artistas Mexicanas (MUMA) с момента ее создания в 2008 году вместе с художниками и студентами-художниками, такими как Ана Кирос , Карен Кордеро , Грейс Кинтанилья и Моника Майер . [ 20 ] [ 21 ] Миссия этого музея — зафиксировать историю мексиканских женщин в изобразительном искусстве 20-го века. [ 21 ]
В 2010 году Палау Бош получил Национальную премию Мексики в области науки и искусства в области изобразительного искусства. [ 14 ] она проживала в Тихуане , а другую часть — в Мехико. Часть времени [ 22 ]
Подборка фотографий с открытия выставки Tránsitos de Naulli в Португалии, 2014:
Художественная техника и материалы.
[ редактировать ]Помимо гобеленов, художник занимается живописью, гравюрой и керамикой. Для создания своих работ она использует смесь элементов лэнд-арта , абстрактного экспрессионизма и поп-арта . Некоторые из ее работ отражают ее интерес к наскальной живописи Нижней Калифорнии . В своих гобеленах она использует натуральные мексиканские волокна, а в некоторых своих картинах — местную бумагу амате из Мексики. [ 23 ] Включив в свое плетение такие материалы, как проволока, шнур и волокно, Палау и другие, такие как Ольга де Амараль , Мира Ландау и Фелисиано Бехар , создали «весьма оригинальную форму эстетического выражения», характерную для Латинской Америки. [ 24 ]
Исследование гобеленов играет важную роль в ее творчестве. Разработав свои методы гравировки, в 1970-х годах она начала работать с плетением, сначала с серапе . По словам Ракель Тиболь, в те годы многие художники интересовались ткачеством, что побудило Палау Босх поехать в Барселону, где она познакомилась с Грау Гарригой и усвоила его стиль. Ее переоценка гобелена как средства массовой информации привела к переосмыслению разделения между художником и ремесленником: когда первый возвращается к технике, отнесенной к «низшим искусствам», он восстанавливает свой статус рабочего. Для Тибола ценность работ художника, сотканных из хенекена , шерсти или синтетических нитей, больше связывает их с миром скульптуры. [ 25 ]
Многие критики сходятся во мнении, что в гобеленах Палау Босха присутствует превознесение чувственности как художественной ценности. [ 22 ] Ее работы отражают влияние каталонского информализма , движения, которое достигло своего апогея в конце 1950-х годов и верит в влияние темперамента и мудрости инстинктов на художественный язык. [ 26 ] Тем не менее, она использует свои работы для развития идей по конкретным темам, таким как критика цензуры и репрессий диктатуры Франко в Los Sellos de la España Sellada («Марки штампованной Испании») в 1976 году.
В 1970 году художница во второй раз приняла участие в Салоне Независимости, где представила Ambientación Alquímica («Алхимическая атмосфера»), одно из самых известных ее произведений, которое в настоящее время является частью постоянной коллекции Museo Universitario Arte Contemporáneo . Это открытая проходная конструкция с подвижными деревянными стеновыми панелями и геометрическими формами, сделанными из картона и газетной бумаги, с нарисованными на ней цифрами и слогами, образующими слово Тетраграмматон . Находясь внутри него, зритель становится активным и игровым элементом самого произведения, концепция, которая в то время едва начинала исследоваться. [ 27 ] По словам художника, инсталляция представляет собой:
«Талисман защиты и силы, в котором участвует публика, потому что часть его шутки заключается в том, что вы должны войти, и когда вы это делаете, двери вращаются, и всегда появляется одно и то же изображение: треугольник, основанный на алхимии, во имя «Бог, которого невозможно произнести, кто есть Яхве, разделенный на четыре буквы, составляющие четыре слога». [ 27 ] «Талисман силы и защиты, в котором участвует публика, потому что часть шутки заключается в том, что вам нужно войти, и при этом двери вращаются, и снова и снова появляется одно и то же изображение: треугольник, основанный на алхимии, в имя Бога, которое нельзя произносить, Яхве, которое разделено на 4 буквы, то есть 4 слога» (перевод)
Ее более поздние работы состоят из инсталляций и гобеленов, выполненных из натуральных материалов, таких как волокна кокоса и окрашенная кукурузная шелуха. Ансамбль произведений под названием Mis caminos son Terrestres («Мои дороги - это земли») был интерпретирован Ритой Эдер как приближающийся к идентичности где-то между структурой мифа и искусства. [ 2 ]
Что касается ее крупномасштабных инсталляций, в некоторых из которых использовалась кора Амате, соль и земля, Палау Бош заявила, что использование ею натуральных волокон привело к ее желанию узнать больше о ритуалах и обычаях коренных народов. Она говорит, что «Искусство начинается с ритуальной магии» и считает, что даже современные урбанизированные народы продолжают традиции магии в своем мире. [ 28 ]
В своей инсталляции «Кочевники II» Палау играет с размерами ряда размеров бестелесных вытянутых ног, отсылая к наскальным рисункам, сделанным древними людьми и найденным в каменных убежищах Нижней Калифорнии. [ 29 ]
В «Добле Муро» художник комментирует проблему нелегальных иммигрантов и предлагаемую стену на границе между Соединенными Штатами и Мексикой, создавая структуру из двух стен на основании деревянных колонн. Внутри, на полу сооружения, находится контур человеческого тела, сотканный из волокон, окруженный двумя символическими стенами, напоминающими силуэты мела, сделанные полицией или медицинским персоналом для обозначения положения трупа на земле. [ 29 ]
Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
Темы на тему женщин
[ редактировать ]Ее работы вокруг Науалли ( Нагваль ), женской фигуры шамана , характеризуются вагинальными углублениями и формами вульвы, которые служат символами магии и целебных сил женщины-воительницы, ведьмы или жрицы. Материалы, которые она использует в этой группе работ — растительные волокна, листья и сухие ветки — интерпретируются как связь с природным и священным миром. [ 22 ]
Для Гонсалеса Мелло в «Recinto de Shamanes » («Загон шамана») (который, по словам художника, «похож на огромное влагалище, олицетворяющее плодородие»), работа проблематизирует отношения между «внешним и внутренним», смещая и мешая зритель, как в ее Ambientación Alquímica , которая наверняка содержит символы, относящиеся к мужскому и женскому началам. В последней работе структура с особым «изнутри» врывается в архитектурное пространство музея и насаждает знакомую природу, внутреннюю и отличную от угрожающей природы, противостоящей мужскому разуму.
Работа Палау Front-era представляет собой органическую структуру высотой 10 футов, состоящую из геометрических фигур, образованных небольшими лестницами, сплетенными из прутьев. По словам куратора Рэйчел Тигл, эта работа отражает треугольник как символ женского мистицизма, а также метафору иммиграции, ссылаясь на то, что иммигранты, пересекавшие границу между Мексикой и Соединенными Штатами в 1980-х годах, использовали простые лестницы. [ 30 ]
Другие работы
[ редактировать ]Палау неоднократно работал сценографом театра и танца. Она работала вместе с драматургом Эмилио Карбаллидо, который писал о ее творчестве. В 2002 году она проиллюстрировала книгу Карбаллидо « Венера-Кецалькоатль и cinco cuentos». В 2007 и 2014 годах художник участвовал в выставках в честь Карбаллидо и его творческих работ. [ 31 ] [ 32 ]
В 1995 году художница опубликовала детскую книгу под названием Cueva Pintada («Раскрашенная пещера»), изданную Национальным советом по культуре и искусствам совместно с Культурным центром Тихуаны и Telefonos del Noroeste. В книге она рассказывает легенду о пиктографических наскальных рисунках в Нижней Калифорнии, которым посвящены сопровождающие иллюстрации. [ 33 ]
Выставки
[ редактировать ]Избранные выставки:
- 2014. Корень. (Дань Эмилио Карбаллидо), Культурный центр Кордовы, Кордова , Мексика. [ 31 ]
- 2013–2015 гг. Транзиты из Науалли, Испании, Португалии, Италии. [ 34 ] [ 35 ]
- 2012. Науалли Транзитс, Музей Дворца изящных искусств, Мексика. [ 11 ] [ 36 ] [ 10 ] [ 12 ]
- 2010. Четыре комнаты и вид/Мексиканские мастера. Художественный музей Фишера, Университет Южной Калифорнии , Лос-Анджелес. [ 37 ]
- 2007. Дань уважения Эмилио Карбаллидо, Культурный центр Тихуаны, Тихуана, Мексика. [ 32 ]
- 2006. Двойная стена, инсталляция, Sala Arte Publico Siqueiros, INBA. [ 38 ]
- 2004. Граница-эра/треугольник. Один и многие/Все войны, Музей современного искусства , Ла-Хойя, Сан-Диего. [ 30 ]
- 2003. Один и многие, Галерея современного искусства и дизайна. [ 39 ]
- 2003. Все войны, 3 инсталляции, Галерея Фишера, Университет Южной Калифорнии, Лос-Анджелес. [ 40 ]
- 2002. Кочевники II, Университет Лериды, Аула Магна, Сала Виктор Сиурана. [ 41 ]
- 2001. Те, кто остался - стена, по которой можно пройти, Museo de las Californias, CECUT, Тихуана. [ 42 ]
- 1990. Науалли. Музей современного искусства Культурного центра Мексикенсе , Толука, Мексика [ 22 ]
- 1985. Пути мои земные, Национальный зал, Дворец изящных искусств, Мексика. [ 22 ] [ 25 ]
- 1981. Художественная дань уважения Ласаро Карденасу, Музей современного искусства. [ 9 ]
- 1978. Марта Палау: 30 скульптур из текстильных материалов, Музей современного искусства, Мехико. [ 22 ] [ 25 ]
Награды и почести
[ редактировать ]- 1986 Лучшая инсталляция, Гаванская биеннале , Гавана, Куба. [ 22 ]
- Приз Бургера 1992 года (приз гостя), 5-я Триеннале Фельбаха, Фельбах , Германия [ 43 ]
- 1993, 1997, 2003 Премия «Художественный создатель», Национальный фонд культуры и искусств , Мексика. [ 22 ]
- Национальная премия изящных искусств 2010 г. (Мексика) [ 5 ]
- 2008 Орден Культурной независимости Рубен Дарио (Никарагуа) [ 44 ]
- 2002 Почетная докторская степень Causa Exilí Catalá , Университет Лериды (Испания) [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]
- Медаль в области изобразительного искусства, 2018 г., Культурный центр Тихуаны (Мексика) [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]
Публикации
[ редактировать ]- Карбаллидо, Эмилио (2004). Венера-Кецалькоатль и пять историй . Голоса Мексики (на испанском языке). Тланепантла, Мексика: Клуб читателей. ISBN 9681517032 . OCLC 912780070 . (как иллюстратор)
- Расписная пещера (на испанском языке). Тихуана, Мексика: Национальный совет культуры и искусств . 1995. ISBN 9781937421274 . OCLC 36284546 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Художница по пластике Марта Палау Бош умирает в 88 лет» . Ла Хорнада (на испанском языке). 13 августа 2022 г. Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эдер, Рита (1985). Марта Палау: интуиция и техника . Палау, Марта, 1934– (1-е изд.). Морелия, Мичоакан: Правительство Мичоакана. ISBN 968667019X . ОСЛК 15109285 .
- ^ Перейти обратно: а б Дебруаз, Оливье (1 января 2006 г.). Возраст расхождений (на испанском языке). УНАМ. ISBN 9789703238293 . Проверено 11 марта 2017 г.
- ^ Марта Палау: науалли . Палау, Марта, 1934–, Барриос, Хосе Луис. [Мексика]: Тернер. 2006. ISBN 9789689056027 . OCLC 122556714 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б «Министр народного образования — Марта Палау Бош» . www.pnca.sep.gob.mx. Проверено 13 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Абеллейра, Анжелика. «Искусство, этот жест волшебства – Женский музей» . www.museodemujeres.com (на европейском испанском языке) . Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ «Искусство без опеки: Салон Независимости в Мексике, 1968–1971 – Объявления – e-flux» . www.e-flux.com . Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ Словарь каталонцев Америки: вклад в биографический, топонимический и тематический перечень . Барселона: Комиссия Америки и Каталонии. 1992 год
- ^ Перейти обратно: а б Мак Мастерс, Мерри (20 марта 2000 г.). «Палау еще раз отдает дань уважения Ласаро Карденасу» . Ла Хорнада (на испанском языке).
- ^ Перейти обратно: а б Гарфиас, Эрика Монтаньо (8 января 2013 г.). «Марта Палау выставляет Транситоса де Науалли во Дворце изящных искусств» . Ла Хорнада (на испанском языке). п. 8 . Проверено 21 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Министерство культуры (5 декабря 2014 г.). «Выставка Марта Палау. Транситос де Науалли открывается в La Lonja в Сарагосе, Испания» . Правительство Мексики (на испанском языке) . Проверено 21 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Марта Палау: Transitos de Nahualli (PDF) (на испанском языке). Мексика: Музей Дворца изящных искусств. 2012.
- ^ «INBA наградила медалью изящных искусств Марту Палау, художницу, которая заново изобрела скульптуру» . Бюллетень . № 1708. Национальный институт изящных искусств и литературы. 25 ноября 2018 года . Проверено 4 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Министерство культуры (14 мая 2014 г.). «Марта Палау привозит Транситоса де Науалли в Португалию» . Нажимать . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ «Национальная премия Марты Палау Бош в области изящных искусств» . Секретариат действий и программ государственного образования, правительство Мексики . 1 января 2015 года . Проверено 1 мая 2019 г.
- ^ Тибол, Ракель (27 июля 1985 г.). «МАРТА ПАЛАУ: МИНИТАПИЗ, МАКРОТАПИЗ, НУЭВО ТАПИЗ» . Процесс . Проверено 1 мая 2019 г.
- ^ Эспиноса де лос Монтерос, Сантьяго (2011). «6-я Международная баннерная биеннале ES2010». Арт-Нексус . 10 (80): 121–122 - через полный текст HW Wilson Art.
- ^ «Пять континентов и один город – Кураторы» . Universes-in-universe.de (на немецком языке) . Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ Монтеро Фаяд, Дэниел (13 октября 2017 г.). «Живопись как излишество. Некоторые соображения о мексиканской живописи от восьмидесятых годов до наших дней» . Летопись Эстетического научно-исследовательского института . 1 (111): 91. doi : 10.22201/iie.18703062e.2017.111.2604 . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ «Транзиты Науалли Марты Палау» . Галерея Пикассо . 29 октября 2018 года . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б МакМастерс, Мерри (17 сентября 2015 г.). «Музею мексиканских женщин-художниц исполняется семь лет, и его коллекция насчитывает 270 экспонатов» (на мексиканском испанском языке). День. п. 4 . Проверено 3 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Марта Палау | Цифровой архив радикальных женщин» . Музей Молота . Проверено 25 апреля 2019 г.
- ^ «Марта Палау во Дворце изящных искусств в Мексике» . Место встречи с историей искусства . 22 января 2013 года . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ Траба, Марта (1 мая 1994 г.). Искусство Латинской Америки, 1900–1980 . Межамериканский банк развития. ISBN 978-0940602717 . Проверено 4 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Тибол, Ракель (август 1985 г.). «Пути Марты Палау и гобелены в Мексике» . Журнал Мексиканского университета (на испанском языке): 25–28.
- ^ Паласиос, Карлос Э. «Вопрос эмансипированного информализма в Мексике» (PDF) . ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ КАРРИЛО ХИЛА, ОКТЯБРЬ 2015 ГОДА – МАРТ 2016 ГОДА . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «MUCA выставит искусство, созданное вокруг движения 1968 года – La Jornada» . www.jornada.com.mx (на испанском языке) . Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ «К югу от границы — искусство мифа, магии и смертности» . Смитсоновский институт . Том. 23, нет. 1. Апрель 1992 г., стр. 86–. ISSN 0037-7333 . Проверено 25 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рохо Бетанкур, Фернандо А. (январь – март 2006 г.). «Марта Палау: иммиграция, трансгрессия, граница» . Фрактал - Ежеквартальный журнал (на испанском языке). XI (40): 155–165.
- ^ Перейти обратно: а б Манна, Марсия (май 2006 г.). «Когда миры сталкиваются» . Журнал Сан-Диего : 196 – через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б «Искусство Марты Палау выйдет за пределы Кордовы: Томас Риос» (на испанском языке) . Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Драматург из Веракруса Эмилио Карбаллидо получает дань уважения от UABC и CECUT в Тихуане - журнал Azteca21» (на испанском языке) . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ Палау Бош, Марта (1995). Раскрашенная пещера . Тихуана, Нижняя Калифорния: Национальный совет по культуре и искусству / Культурный центр Тихуаны.
- ^ "МАРТА ПАЛАУ ТРАНЗИТОС ДЕ НАУЛИ" . Комедиартинг . Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ «Марта Палау разоблачает Транситоса де Науалли в Италии» . Эль Юниверсал (на испанском языке) . Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ «Марта Палау выставляет в Ла-Лонха-де-Сарагоса «Транзитос де Науалли» » . СЕЛАН (на испанском языке) . Проверено 21 апреля 2019 г.
- ^ «Четыре комнаты и вид: основные моменты коллекции USC» . Художественный музей Университета Южной Калифорнии Фишера . 9 июня 2015 года . Проверено 25 апреля 2019 г.
- ^ Мак Мастерс, Мерри (24 марта 2006 г.). «Открыта художественная инсталляция на тему убийства мигранта» . Ла Хорнада (на испанском языке) . Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ Алмела, Рамон. «Марта Палау и Пабло Оливера, разновидности космоса» . www.criticarte.com (на испанском языке) . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ Рохо Бетанкур, Фернандо Антонио (2009). «Мезоамериканское наскальное искусство, современное фетиш-искусство Мексики» . www.rupestreweb.info (на испанском языке) . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ «Музей Морера представляет в Лериде работы Марты Палау» . Lleida.com (на каталонском языке). 26 июня 2015 года . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ Кортес, Ана Лилия (26 февраля 2001 г.). «Те, кто остался, спасают ритуальное искусство Нижней Калифорнии: Палау» . День (на испанском языке) . Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ "триеннале Фельбах / цены" . www.triennale.de . Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сарагоса, городской совет (20 мая 2006 г.). «Новости. Мексиканская художница Марта Палау переносит все свои художественные заботы в La Lonja» . www.zaragoza.es (на испанском языке) . Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ «Каталонский изгнанник, почетное дело Университета Лериды» . UDL – Университет Лериды (на каталонском языке) . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ Университет Лериды (2002 г.). Honoris Causa Exili Catalan (PDF) (на каталонском языке). Университет Лериды.
- ^ «Марта Палау получила медаль изящных искусств в категории изобразительного искусства в Тихуане» (на испанском языке) . Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ Эрнандес, Беатрис (26 ноября 2018 г.). «Марта Палау: награждена медалью изящных искусств» . Исполнительная женщина (на европейском испанском языке) . Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ «Марта Палау получает медаль изящных искусств» . Будущее . 26 ноября 2018 года . Проверено 29 апреля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]