Хумам-и Тебризи
Хумам-и Тебризи | |
---|---|
![]() Хумам-и Тебризи и Ширази Шейх в бане. Фолио из рукописи Нигаристана , Иран, вероятно, Шираза , датированной 1573-74 гг. | |
Рожденный | 1238/39 |
Умер | 1314/15 (78 лет) |
Известные работы | Диван Хумам-и Тебризи Интервью Китаб-и матнавият |
Хумам-и Тебризи ( персидский : حمام الدين تابریزی ; 1238/39 – 1314/15) был персидским суфийским поэтом эпохи Ильханата из Тебриза , Иран . [ 1 ] [ 2 ] Он был одной из самых выдающихся фигур своего времени благодаря своей поэзии, учению, благочестию и суфийской духовности.
Хумам провел большую часть своей жизни в городе Тебризе , где стал влиятельной фигурой. Он сблизился с семьей Джувайни , которая предоставила ему политическую и культурную защиту и помогла ему основать ханку (суфийскую ложу) в Тебризе. После казни своего покровителя Джувайни Шамса ад-Дина Джувейни в 1284 году Хумаму удалось найти поддержку среди других политических деятелей, таких как Рашид ад-Дин Хамадани . Хумам умер в возрасте 78 лет и был похоронен в районе Сорхаб Тебриза.
Большая часть его стихов была в форме газели и следовала тому же стилю и тону, что и его современник Саади Ширази . Он также написал две маснави (стихотворения в рифмующихся куплетах ), Сухбат-нама и Китаб-и матнавият .
Биография
[ редактировать ]Подробности молодости и образования Хумама, включая место его рождения, неясны. Согласно дивану Хумама (сборнику коротких стихотворений), который был составлен вскоре после его смерти, он умер в возрасте 78 лет. Это показывает, что Хумам родился в 1238/39 году, а умер в 1314/15 году. [ 2 ] Большую часть своей жизни Хумам прожил в Тебризе — городе в Азербайджанской области, служившем столицей Монгольского Ильханства между 1265 и 1307 годами. [ 3 ] [ 4 ] Время от времени он совершал поездки в другие места, включая посещение Багдада и паломничество в Мекку . [ 1 ]
Большинство источников принимают рассказ биографа Давлатшаха Самарканди , который утверждает, что Хумам был учеником Насир ад-Дина ат-Туси . [ 2 ] Хумам также был учеником Кутб ад-Дина аль-Ширази , посвятившего ему свой труд «Мифтах аль-Мифта» («Ключ к ключу»). Работа представляла собой комментарий к «Мифтах аль-Улум» («Ключ к наукам»), учебнику, составленному Сираджем ад-Дином ас-Сакаки и посвященному арабской риторике, грамматике и стилю. В ответ Хумам составил книгу панегириков в честь Кутб ад-Дина аль-Ширази. [ 1 ]
Хумам был мусульманином-суннитом , о чем свидетельствует стихотворение, восхваляющее четырех халифов халифата Рашидун . Его арабская хвалебная речь двум мастерам суфийского ордена Кубравия , Саиду аль-Хамуя и сыну последнего Садр ад-Дину Ибрагиму Хамуе, предполагает, что Хумам, возможно, был связан с орденом. [ 1 ] По словам Хафиза Хусейна ибн Карбалаи, суфийским учителем Хумама был Хасан Булгари, в то время как в тексте XVIII века «Тазкира-йи сухуф-и Ибрагим» («Памятник писания Авраама») утверждается, что учителем Хумама был Саид ад-Дин Фаргани . Однако ни одна из этих фигур не упоминается в трудах Хумама. [ 1 ]

Именно в Тебризе Хумам отличился среди политических и интеллектуальных деятелей. [ 2 ] Он был близок к семье Джувайни , [ 2 ] от которого он пользовался политической и культурной защитой. [ 5 ] Хумаму предоставил Средства на создание ханки (суфийской ложи) в Тебризе Шараф ад-Дин Харун Джувайни , которому он посвятил свою Сухбат-наму («Книгу товарищества»). Отец Шараф ад-Дина Харуна Джувайни, Шамс ад-Дин Джувайни , который был великим визирем Ильханата, снабжал ханку годовым доходом в размере 1000 динаров, взятым из придворной казны. Он назвал Хумама «образцом для всех смертных, сливками своей эпохи… человеком, уникальным в своем возрасте, самым совершенным человеком из всего человеческого рода». [ 1 ]
Именно через эту ханку Хумам мог войти в духовный и литературный круг персоязычной политической элиты. [ 5 ] Хумам играл важную роль в культурной и политической среде Тебриза в период исламизации правителей Ильханата . Он регулярно писал газели о религиозном синкретизме этого периода, особенно при правителе Ильханидов Абаке ( годы правления 1265–1282 ). [ 6 ] Позже Хумаму была оказана честь сопровождать Шамса ад-Дина Джувейни в его командировке в Анатолию советника визиря Султаната Рум в качестве Муина ад-Дина Парваны . Хумам ответил тем же, пригласив Шамса ад-Дина Джувейни на грандиозный обед, сервированный на четырехстах китайских тарелках. [ 1 ]
По обвинению в хищении финансовых средств Шамс ад-Дин Джувейни был казнен 17 октября 1284 года. [ 7 ] Он оставил прощальное письмо, в котором в обращении к священнослужителям Тебриза особо упоминается Хумам. [ 1 ] Хотя Хумам был близок к семье Джувейни, казнь Шамса ад-Дина Джувайни не повредила его карьере. Ему удалось объединиться с великим визирем Саад ад-Дином Саваджи, а затем с его преемником Рашидом ад-Дином Хамадани , которому Хумам посвятил большую часть своей работы. Хумам также нашел поддержку среди ильханидских султанов Текудера ( годы правления 1282–1284 ), Газана ( годы правления 1295–1304 ) и Оляйту ( годы правления 1304–1316 ). [ 8 ]
Хумам умер в 1314/15 году в возрасте 78 лет и был похоронен в районе Сорхаб в Тебризе. [ 1 ] Вскоре после его смерти Рашид ад-Дин Хамадани собрал свой диван , на котором были написаны стихи на арабском и персидском языках. [ 2 ] Хумама Как сообщает Давлатшах, ханка все еще действовала в 1487 году. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]На поэзию Хумама повлияли такие поэты, как Санаи , Анвари и Саади Ширази . [ 2 ]
Хумама В 1972 году историк Рашид Айвади составил критическое издание дивана , которое включает в себя 220 газелей и, таким образом, около 3944 куплетов, 165 из которых на арабском языке. Диван Мухаммеда начинается с пяти газелей , затем касыда (восхваление или ода ), за которой следует стихотворение, восхваляющее исламского пророка , а затем различные панегирики выдающимся политикам и правителям царства Ильханата, таким как Шамс ад-Дин Джувейни, Рашид аль -Дин Хамадани, Султан Текудер и Султан Оляйту. Хумам также написал множество касыдов в честь нескольких суфийских мастеров. [ 1 ]
Известно, что Хумам написал два маснави (стихотворение в рифмующихся куплетах ); первым был «Сухбат-нама» , трактат о любви, который он закончил, когда ему было около 40 лет. [ 1 ] [ 2 ] Вторым был более крупный «Китаб-и матнавият» («Книга эпических стихов»), которую он завершил в последние годы своей жизни. Последний был написан тем же размером , что и влиятельное стихотворение «Хадикат аль-хакикат» («Закрытый сад истины»). Санаи [ 1 ]
Хумам считал Саади величайшим писателем жанра романтических газелей и подражал его стилю и тону. [ 2 ] Как и Саади, Хумам в основном фокусируется на теме любви; маджаз (образная, человеческая романтическая любовь) и особенно хакики (божественная любовь). Хумам написал также стихотворные ответы на большинство газелей и касыдов Саади . [ 1 ] Из-за этого Хумама позже стали называть «Саади Азербайджана». [ 2 ]
Хумама Одна из газелей была написана на двух смешанных языках, которые, по мнению иранолога Эхсана Яршатера , представляли собой смесь персидского и древнеазербайджанского языков , последний из которых был иранским языком, родным для Азербайджана. [ 9 ]
Наследие и оценка
[ редактировать ]Иранолог Ричард Н. Фрай включил Хумама в число «лучших персидских писателей и поэтов классического персидского языка», созданных в Азербайджане. [ 10 ] Леонард Льюисон называет его одной из самых выдающихся фигур своего времени благодаря его поэзии, учениям, благочестию и суфийской духовности. По словам современного историка Дабихаллы Сафа; «несмотря на то, что он находился под сильным влиянием газелей Саади , Хумам обладает собственным оригинальным и милым стилем; его тематическая изобретательность очаровательна и свежа, а в поэтическом искусстве он занимает высокую ступень». [ 1 ]
В матнави «Ушшак-нама» («Книга влюбленных») Убайда Закани Хумам назван одним из величайших мастеров. Другие поэты, такие как Хафез и Камаль Худжанди, также похвалили Хумама, цитируя его строки, а Мухаммад Ширин Магриби Тебризи подражал его стилю в семи своих газелях . Амир Хосров считал Хумама наряду с Саади «единственными двумя совершенными мастерами жанра персидской газели ». [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Льюисон 2016 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Ханауэй и Льюисон 2004 , стр. 434–435.
- ^ Минорский и Блэр 2000 , с. 44.
- ^ Вудс и Такер 2006 , с. 530.
- ^ Jump up to: а б Ингенито 2013 , с. 77.
- ^ Род. 2013 , с. 81.
- ^ Биран 2009 , стр. 71–74.
- ^ Лейн 2003 , с. 242.
- ^ Яршатер 1988 , стр. 238–245.
- ^ Фрай 2004 , стр. 321–326.
Источники
[ редактировать ]- Биран, Майкл (2009). «Джовайни, Сахеб Диван » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том XV/1: Джучи-иудео-персидские общины Ирана Период В. Каджара (1786-1925) . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 71–74. ISBN 978-1-934283-14-1 .
- Фрай, Р.Н. (2004). «Иран против народа Ирана (1) Общий обзор » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том XIII/3: Иран II. История Ирана – Иран V. Народы Ирана . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 321–326. ISBN 978-0-933273-89-4 .
- Ханауэй, Уильям ; Льюисон, Леонард (2004). «Хомам-ад-Дин » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том XII/4: Историография III – Гомосексуализм III . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 434–435. ISBN 978-0-933273-78-8 .
- Ингенито, Доменико (2013). « Тебризи в Ширазе стоят меньше собаки: Саади и Хумам, лирическая встреча». В Пфайффер, Джудит (ред.). Политика, покровительство и передача знаний в Тебризе 13-15 веков . Брилл. стр. 77–129. дои : 10.1163/9789004262577_005 . ISBN 978-9004255395 .
- Лейн, Джордж (2003). Раннемонгольское правление в Иране тринадцатого века: персидский ренессанс . Рутледж. дои : 10.4324/9780203417874 . ISBN 978-0415297509 .
- Льюисон, Леонард (2016). «Хумам ад-Дин ат-Табризи» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_30552 . ISSN 1873-9830 .
- Минорский В. и Блэр Шейла (2000). «Тебриз» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 41–50. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_1137 . ISBN 978-90-04-11211-7 .
- Вудс, Джон Э .; Такер, Эрнест (2006). История и историография постмонгольской Центральной Азии и Ближнего Востока: исследования в честь Джона Э. Вудса . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-9004255395 .
- Яршатер, Э. (1988). «Азербайджан vii. Иранский язык Азербайджана » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том III/3: Азербайджан IV – Бачча (-йе) Сакка . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 238–245. ISBN 978-0-71009-115-4 .