Jump to content

Хумам-и Тебризи

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Хумам-и Тебризи
Хумам-и Тебризи и Ширази Шейх в бане. Фолио из рукописи Нигаристана, Иран, вероятно Шираза, датированной 1573-74 гг.
Хумам-и Тебризи и Ширази Шейх в бане. Фолио из рукописи Нигаристана , Иран, вероятно, Шираза , датированной 1573-74 гг.
Рожденный 1238/39
Умер 1314/15 (78 лет)
Известные работы Диван Хумам-и Тебризи
Интервью
Китаб-и матнавият

Хумам-и Тебризи ( персидский : حمام الدين تابریزی ; 1238/39 – 1314/15) был персидским суфийским поэтом эпохи Ильханата из Тебриза , Иран . [ 1 ] [ 2 ] Он был одной из самых выдающихся фигур своего времени благодаря своей поэзии, учению, благочестию и суфийской духовности.

Хумам провел большую часть своей жизни в городе Тебризе , где стал влиятельной фигурой. Он сблизился с семьей Джувайни , которая предоставила ему политическую и культурную защиту и помогла ему основать ханку (суфийскую ложу) в Тебризе. После казни своего покровителя Джувайни Шамса ад-Дина Джувейни в 1284 году Хумаму удалось найти поддержку среди других политических деятелей, таких как Рашид ад-Дин Хамадани . Хумам умер в возрасте 78 лет и был похоронен в районе Сорхаб Тебриза.

Большая часть его стихов была в форме газели и следовала тому же стилю и тону, что и его современник Саади Ширази . Он также написал две маснави (стихотворения в рифмующихся куплетах ), Сухбат-нама и Китаб-и матнавият .

Биография

[ редактировать ]

Подробности молодости и образования Хумама, включая место его рождения, неясны. Согласно дивану Хумама (сборнику коротких стихотворений), который был составлен вскоре после его смерти, он умер в возрасте 78 лет. Это показывает, что Хумам родился в 1238/39 году, а умер в 1314/15 году. [ 2 ] Большую часть своей жизни Хумам прожил в Тебризе — городе в Азербайджанской области, служившем столицей Монгольского Ильханства между 1265 и 1307 годами. [ 3 ] [ 4 ] Время от времени он совершал поездки в другие места, включая посещение Багдада и паломничество в Мекку . [ 1 ]

Большинство источников принимают рассказ биографа Давлатшаха Самарканди , который утверждает, что Хумам был учеником Насир ад-Дина ат-Туси . [ 2 ] Хумам также был учеником Кутб ад-Дина аль-Ширази , посвятившего ему свой труд «Мифтах аль-Мифта» («Ключ к ключу»). Работа представляла собой комментарий к «Мифтах аль-Улум» («Ключ к наукам»), учебнику, составленному Сираджем ад-Дином ас-Сакаки и посвященному арабской риторике, грамматике и стилю. В ответ Хумам составил книгу панегириков в честь Кутб ад-Дина аль-Ширази. [ 1 ]

Хумам был мусульманином-суннитом , о чем свидетельствует стихотворение, восхваляющее четырех халифов халифата Рашидун . Его арабская хвалебная речь двум мастерам суфийского ордена Кубравия , Саиду аль-Хамуя и сыну последнего Садр ад-Дину Ибрагиму Хамуе, предполагает, что Хумам, возможно, был связан с орденом. [ 1 ] По словам Хафиза Хусейна ибн Карбалаи, суфийским учителем Хумама был Хасан Булгари, в то время как в тексте XVIII века «Тазкира-йи сухуф-и Ибрагим» («Памятник писания Авраама») утверждается, что учителем Хумама был Саид ад-Дин Фаргани . Однако ни одна из этих фигур не упоминается в трудах Хумама. [ 1 ]

Миниатюра XV века с изображением Текудера и Шамс ад-Дина Джувейни , покровителей Хумам-и Тебризи.

Именно в Тебризе Хумам отличился среди политических и интеллектуальных деятелей. [ 2 ] Он был близок к семье Джувайни , [ 2 ] от которого он пользовался политической и культурной защитой. [ 5 ] Хумаму предоставил Средства на создание ханки (суфийской ложи) в Тебризе Шараф ад-Дин Харун Джувайни , которому он посвятил свою Сухбат-наму («Книгу товарищества»). Отец Шараф ад-Дина Харуна Джувайни, Шамс ад-Дин Джувайни , который был великим визирем Ильханата, снабжал ханку годовым доходом в размере 1000 динаров, взятым из придворной казны. Он назвал Хумама «образцом для всех смертных, сливками своей эпохи… человеком, уникальным в своем возрасте, самым совершенным человеком из всего человеческого рода». [ 1 ]

Именно через эту ханку Хумам мог войти в духовный и литературный круг персоязычной политической элиты. [ 5 ] Хумам играл важную роль в культурной и политической среде Тебриза в период исламизации правителей Ильханата . Он регулярно писал газели о религиозном синкретизме этого периода, особенно при правителе Ильханидов Абаке ( годы правления 1265–1282 ). [ 6 ] Позже Хумаму была оказана честь сопровождать Шамса ад-Дина Джувейни в его командировке в Анатолию советника визиря Султаната Рум в качестве Муина ад-Дина Парваны . Хумам ответил тем же, пригласив Шамса ад-Дина Джувейни на грандиозный обед, сервированный на четырехстах китайских тарелках. [ 1 ]

По обвинению в хищении финансовых средств Шамс ад-Дин Джувейни был казнен 17 октября 1284 года. [ 7 ] Он оставил прощальное письмо, в котором в обращении к священнослужителям Тебриза особо упоминается Хумам. [ 1 ] Хотя Хумам был близок к семье Джувейни, казнь Шамса ад-Дина Джувайни не повредила его карьере. Ему удалось объединиться с великим визирем Саад ад-Дином Саваджи, а затем с его преемником Рашидом ад-Дином Хамадани , которому Хумам посвятил большую часть своей работы. Хумам также нашел поддержку среди ильханидских султанов Текудера ( годы правления 1282–1284 ), Газана ( годы правления 1295–1304 ) и Оляйту ( годы правления 1304–1316 ). [ 8 ]

Хумам умер в 1314/15 году в возрасте 78 лет и был похоронен в районе Сорхаб в Тебризе. [ 1 ] Вскоре после его смерти Рашид ад-Дин Хамадани собрал свой диван , на котором были написаны стихи на арабском и персидском языках. [ 2 ] Хумама Как сообщает Давлатшах, ханка все еще действовала в 1487 году. [ 1 ]

Работает

[ редактировать ]

На поэзию Хумама повлияли такие поэты, как Санаи , Анвари и Саади Ширази . [ 2 ]

Хумама В 1972 году историк Рашид Айвади составил критическое издание дивана , которое включает в себя 220 газелей и, таким образом, около 3944 куплетов, 165 из которых на арабском языке. Диван Мухаммеда начинается с пяти газелей , затем касыда (восхваление или ода ), за которой следует стихотворение, восхваляющее исламского пророка , а затем различные панегирики выдающимся политикам и правителям царства Ильханата, таким как Шамс ад-Дин Джувейни, Рашид аль -Дин Хамадани, Султан Текудер и Султан Оляйту. Хумам также написал множество касыдов в честь нескольких суфийских мастеров. [ 1 ]

Известно, что Хумам написал два маснави (стихотворение в рифмующихся куплетах ); первым был «Сухбат-нама» , трактат о любви, который он закончил, когда ему было около 40 лет. [ 1 ] [ 2 ] Вторым был более крупный «Китаб-и матнавият» («Книга эпических стихов»), которую он завершил в последние годы своей жизни. Последний был написан тем же размером , что и влиятельное стихотворение «Хадикат аль-хакикат» («Закрытый сад истины»). Санаи [ 1 ]

Хумам считал Саади величайшим писателем жанра романтических газелей и подражал его стилю и тону. [ 2 ] Как и Саади, Хумам в основном фокусируется на теме любви; маджаз (образная, человеческая романтическая любовь) и особенно хакики (божественная любовь). Хумам написал также стихотворные ответы на большинство газелей и касыдов Саади . [ 1 ] Из-за этого Хумама позже стали называть «Саади Азербайджана». [ 2 ]

Хумама Одна из газелей была написана на двух смешанных языках, которые, по мнению иранолога Эхсана Яршатера , представляли собой смесь персидского и древнеазербайджанского языков , последний из которых был иранским языком, родным для Азербайджана. [ 9 ]

Наследие и оценка

[ редактировать ]

Иранолог Ричард Н. Фрай включил Хумама в число «лучших персидских писателей и поэтов классического персидского языка», созданных в Азербайджане. [ 10 ] Леонард Льюисон называет его одной из самых выдающихся фигур своего времени благодаря его поэзии, учениям, благочестию и суфийской духовности. По словам современного историка Дабихаллы Сафа; «несмотря на то, что он находился под сильным влиянием газелей Саади , Хумам обладает собственным оригинальным и милым стилем; его тематическая изобретательность очаровательна и свежа, а в поэтическом искусстве он занимает высокую ступень». [ 1 ]

В матнави «Ушшак-нама» («Книга влюбленных») Убайда Закани Хумам назван одним из величайших мастеров. Другие поэты, такие как Хафез и Камаль Худжанди, также похвалили Хумама, цитируя его строки, а Мухаммад Ширин Магриби Тебризи подражал его стилю в семи своих газелях . Амир Хосров считал Хумама наряду с Саади «единственными двумя совершенными мастерами жанра персидской газели ». [ 1 ]

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 04a4540252a0f87751a78620de76309d__1719947280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/9d/04a4540252a0f87751a78620de76309d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Humam-i Tabrizi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)