Алимжан Идрис
Алимжан Идрис | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Alimdzhan Dzhagfarov 1887 |
Умер | 1959 |
Место отдыха | Мюнхен , Германия |
Супруг | Шамсебанат |
Дети | Орхан, Ильдар, Гюльнар |
Отец | Джафар (Джагфар, Джагфар) |
Родственники | Джанетт Садик-Хан (внучка) |
Алимжан Идрис ( русский : Алимджан Идрис , латинизированный : Алимджан , татарский : Галимҗан Идрис, Галимкан Идрис ; 1887–1959) — татарский исламский богослов, имам, учитель и репортер. Он родился в Российской империи и на протяжении всей своей жизни много путешествовал по миру. В Германии во время Первой мировой войны он был важной фигурой среди мусульманских военнопленных в военных лагерях, где он действовал как своего рода духовный лидер и помогал им различными способами. За его более позднюю связь с нацистским правительством Идриса сравнивали с Амином аль-Хусейни . По словам историка Дэвида Мотаделя, «никто не повлиял на историю ислама в Германии начала двадцатого века больше, чем Идрис». [ 1 ] В 1920-е годы Идрис на некоторое время стал частью финской татарской общины , где его знали как требовательного учителя и пантюркского деятеля.
Биография
[ редактировать ]Алимжан, сын Джафара (Джагфар [ 2 ] ), родился в Петропавловске, Казахстан , во времена правления Российской империи. Его родители были из Татарстана : отец из Казани , мать из Буинска. В 1902–1907 годах Идрис учился в медресе высшей категории в Бухаре . После этого он продолжил изучать теологию и философию в Стамбуле . Позже Идрис работал в Учительском институте в Оренбурге . В 1912 году он снова пополнил свои знания, обучаясь в Европе, например в Лозаннском университете . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Когда началась Первая мировая война , Идрис вернулся в Стамбул, где работал репортером в пантюркском журнале «Тюрк Юрду». [ 3 ]
До конца 1915 года Идрис исполнял обязанности имама в Эгере . Затем он начал оказывать помощь заключенным-мусульманам в военном лагере Вайнберг в Вюнсдорфе . Лагерь изначально создавался для заключенных-мусульман, выходцев из России. Заключенных насчитывалось около 12 000 человек, в основном это были волжские татары и башкиры . Очевидные хорошие условия содержания заключенных послужили пропагандой для правительства Германии. было отдельное кладбище Для узников исламской веры в Заренсдорфе около 400 татар , называемое Эфренфридхоф, где было похоронено . В городе также находился военный лагерь под названием Хальбмондлагер . [ 3 ]
Во время пребывания в лагере Идрис был репортером нескольких журналов, которые раздавались заключенным. Он также разными способами помогал заключенным; например, он организовал для них возвращение домой или возможность эмигрировать в Турцию и возможность выучить немецкий язык. [ 3 ] Идрис также помогал некоторым заключенным за границей, например, своему коллеге-учителю Гибадулле Муртасину , который был взят в плен во время войны и переведен в Данию . Идрис смог перевезти его и других заключенных в Германию, где он мог им лучше помочь. [ 6 ]

В конце 1920-х годов Алимджан Идрис переехал в Финляндию, где работал учителем детей татарской общины . В обществе Идриса описывают как требовательного учителя и упорного выразителя «турецкой идентичности». [ 3 ] [ 7 ] Он участвовал в основании школы для детей. В 1929 году он выступал на свадьбе, где, например, заявил следующее: «... как жаль, что в этой стране нет турецкой школы, школы, где дети нашей общины могли бы учиться сами... ». После вдохновляющей речи были собраны деньги и основана школа. [ 8 ] В начале 1930-х годов Идрис также преподавал в Нарве . [ 3 ]
Идрис вернулся в Германию, где нацистское правительство воспользовалось его знанием языка. Идрис работал в Восточном отделе политического департамента Министерства иностранных дел Германии ( das Orientreferat der Politischen Abteilung des Auswertigen Amts), где занимался антисемитской национал-социалистической пропагандой. Идриса сравнивали с Амином аль-Хусейни . [ 9 ] Однако также было отмечено, что, хотя Идрис был набожным мусульманином, он «не был враждебен другим религиям и считал иудаизм по своему происхождению равным откровением Бога». [ 10 ] После окончания Второй мировой войны Идрис переехал в Саудовскую Аравию . [ 3 ] [ 11 ]
Идрис несколько раз возвращался в Финляндию в 1940-х и 1950-х годах, особенно в Тампере , где татарская община приглашала его на свои праздники. В те времена всегда звучала его любимая песня «Махбюс шахзаде». Это было интерпретировано как напоминание ему о днях, проведенных в военном лагере. [ 3 ]
Идрис умер в Саудовской Аравии. Он был похоронен в Мюнхене, Германия , где жили его дети. [ 3 ]

Алимджан Идрис был женат на Шамсебанат Идрис. У них было трое детей: мальчики Орхан Ильдар и дочь Гюльнар. [ 12 ] Сын Орхан Садик-Хан (1929–2007), обосновавшийся в США, был отцом Джанетт Садик-Хан , бывшего комиссара Департамента транспорта города Нью-Йорка . [ 13 ]
Варианты имени
[ редактировать ]Алимджан Джагфарович Идрис, Шалимджан Джагфар улы Идриси, Халимджан Идрис, Галимджан Идрис, Алимжан Идрис, Алимджан Идрис, Алимджан Идрис, Алим Джан Идрис, Алим Идрис, Алим аль-Идрис, Алим Идрис. [ 13 ] [ 12 ] [ 14 ] [ 1 ] [ 2 ]
Источники
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мотадел, Дэвид. «Алимжан Идрис и ислам в четырех Германии, 1916–59» .
- ^ Jump up to: а б Беляев, Рамиль: Финские татары - история, интеграция, сохранение идентичности. Казань, 2019. ISBN 978-5-6043753-3-4 (с. 129).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Байбулат, Муаззез (2004). Исламская конгрегация Тампере: корни и история . Ювяскюля: Gummerus Kirjapaino Oy. п. 97. ИСБН 952-91-6753-9 .
- ^ «Галимжан Идриси» . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Ибрагимов кённере тамам» . Радио Свобода . 2007.
- ^ Байбулат, Муаззез (2004). Исламская конгрегация Тампере: корни и история . Ювяскюля: Gummerus Kirjapaino Oy. п. 74. ИСБН 952-91-6753-9 .
- ^ Бедретдин, Кадрие (2011). Туган Тел: Сочинения о татарах Финляндии . Хельсинки: Восточное общество Финляндии. п. 169. ИСБН 978-951-9380-78-0 .
- ^ Хуснетдин, Халифе (1985). Этапы жизни Хасана Хуснетди и его семьи в Финляндии (из книги: Туган Тел – Сочинения Суомен Татараэри, Репортер Кадрие Бедретдин, 2011) . Восточное общество Финляндии. п. 188. ИСБН 978-951-9380-78-0 .
- ^ "Как нацизм завлекал мусульман" . 4 February 2015.
- ^ Ислам в Западной Германии, с. 14
- ^ Тервонен, Миикка и Лейнонен Йоханна (ред.): Меньшинства как мигранты - Перспективы разнообразия финской миграционной истории. Painosalama Oy, Турку 2021. ISBN 978-952-7399-09-5 . (стр. 89)
- ^ Jump up to: а б Байбулат, Муаззез (204). Исламская конгрегация Тампере: корни и история . Ювяскюля: Gummerus Kirjapaino Oy. стр. 99. ISBN 952-91-6753-9 .
- ^ Jump up to: а б ХАСИЧ, НЕДИМ (2022). «Татарин Алимджан Идрис, коммунистический агент, нацистский пропагандист и исламский просветитель» .
- ^ "Гaлимҗaн Идриси" .
Литература, в которую входит Идрис
[ редактировать ]- Ингвар Сванберг и Дэвид Вестерлунд: Мусульманские татарские меньшинства в регионе Балтийского моря . 2016. ISBN 978-90-04-30880-0 , 978-90-04-30584-7 .
- Гердиен Йонкер: На обочине – евреи и мусульмане в межвоенном Берлине. 2020. ISBN 978-90-04-42181-3 , 978-90-04-41873-8 .
- Гердиен Йонкер: Ахмадийские поиски религиозного прогресса . 2016. ISBN 978-90-04-30538-0 , 978-90-04-30529-8 . [ 1 ]