Майкл Готлиб Биркнер
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2023 г. ) |

Майкл Готлиб Биркнер (21 августа 1756 – 1 декабря 1798) был датским священником и философом.
Биркнер особенно исследовал тему свободы слова . Американский историк Х. Арнольд Бартон охарактеризовал Биркнера вместе с Нильсом Дитлевым Ригельсом как «одних из самых оригинальных мыслителей» радикальной группы авторов Дании того периода. [ 1 ] Датский юрист Питер Гермер в своей книге «Природа свободы слова» ( Ytringsfrihedens Væsen , 1973) показывает, что идеи Биркнера были сродни идеям, которые шотландско-американский философ Александр Мейкледжон предложил в своей книге «Свобода слова и ее отношение к самоуправлению» (1948). . [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Михаэль Готлиб Биркнер родился в Копенгагене . В три года он потерял мать Анну Мари (урожденную Выборг), а полгода спустя умер его отец, каменщик Йохан Михаэль Биркнер. Городской гробовщик принял сироту, и в свое время Биркнер окончил городскую латинскую школу он получил в 1772 году. Степень богослова в 1784 году. В университете он также изучал философию и филологию , особенно преуспел в современной языках, он говорил по-немецки как родной и писал стихи на английском языке . Он хотел получить должность священника, но ему не нравились гостиные богатых и влиятельных людей, поэтому он не получил призвания до 1790 года. Должность была немецким министром на изолированном острове Фер , который был частью королевства Дания. - Норвегия в то время.
Еще до отъезда из столицы Биркнер стал сторонником философии Иммануила Канта , которая в то время становилась популярной в Дании. Но он также находился под влиянием радикального французского антицерковного рационализма . Он опубликовал во влиятельном датском периодическом издании «Минерва» статью под названием « Ответ на вопрос: следует ли подавлять дворянство?» (июль 1790 г.). Его ответ на вопрос, вынесенный в заглавие, был утвердительным, при условии, что привилегии дворянства есть несправедливость и что мещанин может стать «тем, чем в настоящее время является только дворянство, не расстраивая общества в целом». Статья вскоре была переведена на немецкий язык, и рецензент Göttingische gelärdes Anzeigen (1792, стр. 1899) высоко оценил ее.
Пребывание в Фере
[ редактировать ]Пребывание Биркнера в Фере оказалось не таким пустынным, как опасались он и его друзья. Он проводил время за учебой, социальными визитами и стремлением «сформировать из молодого человека продуктивного гражданина». Жителей острова радовали его «философские» проповеди, которые он произносил каждое третье воскресенье. Он действительно выразил сожаление по поводу того, что ему не удалось легко добраться до литературных средств столицы, но вместо этого он научился проводить время в размышлениях. У него вошло в привычку сначала обдумывать предмет, прежде чем читать то, что о нем написали другие. Особенно он занимался проблемой свободы прессы недавний приговор поэту-сатирику Петеру Андреасу Хейбергу и ее ограничений, которую, среди прочего, повлек за собой в датских дебатах. В одиночестве он выразил свои мысли по этому поводу в письменной форме, и первый из его многочисленных договоров по этому вопросу был опубликован в « Минерва» в марте 1791 года.
Капеллан
[ редактировать ]В следующем году он был удивлен, узнав, что его друзья подали прошение от его имени о назначении капелланом в Корсоре . Поначалу он был недоволен переездом в небольшой провинциальный городок в Зеландии, потому что ему приходилось проповедовать дважды каждое воскресенье, а не один раз каждое третье воскресенье. Но после этого шага его настроения постепенно изменились. Он регулярно присутствовал за обеденным столом викария Фредерика Плама, который позже стал епископом Фюна , и Биркнер находил компанию, с которой мог поделиться своими духовными и философскими чувствами. Именно в Сливах он познакомился с Генриеттой Кристиной Хорнеманн, дочерью викария Якоба Хорнеманна, сестрой философа Кристиана Хорнеманна , и в 1795 году женился на этой одаренной молодой женщине.
Поездка на новую должность повлекла за собой кашель, который со временем стал очень серьезным. Его доход был очень низким, и он часто страдал от такой сильной нужды, что одно время подумывал отказаться от звания капеллана в пользу должности учителя и позволить своей жене вносить свой вклад в домашнее хозяйство, позволив ей работать горничной.
Борьба за свободу прессы
[ редактировать ]
Но ни болезнь, ни бедность не помешали ему продолжать философские усилия. Когда епископ Зеландии Николай Балле Эдингер сообщил поэта Мальте Конрада Брюунса , недавно вышедшего в свет книгу «Катехизис аристократов» ( Aristocraternes Catechismus властям о нарушении законов о печати , 1796), Биркнер анонимно опубликовал небольшой трактат, в котором критиковал епископа за игру. роль начальника полиции вместо того, чтобы заниматься своими церковными занятиями.
Однако его реальная борьба за свободу прессы не велась анонимно. Ранее он уже показал, что датские законы по этому вопросу не предусматривают полной свободы прессы. Именно для достижения этой цели он опубликовал свой главный труд « О свободе печати и ее законе » («Om Trykkefriheden og dens Love», 1797).
В этой книге он заявляет о важности свободы прессы как мощного средства распространения идей и тем самым просвещения монарха о вещах, о которых в противном случае он бы не знал. Он пишет также о том, что это «революция сверху», когда «благородный и патриотичный» человек, «исполненный чувствами ради общего блага человечества», сразу появляется среди сильных мира сего и безудержно «жертвует своим великолепием и абсолютизмом». ". Эти слова были адресованы правящему наследному принцу Фридриху , который в первые годы своего пребывания на престоле оказал значительное влияние идей толерантного просвещения.
Но Биркнер не только требует свободы писать о делах правительства, он также требует свободы слова в вопросах религии. Он показывает, что достичь понимания «моральных истин» можно только путем открытого обсуждения. Однако Биркнер действительно предлагает некоторые ограничения свободы прессы, он не считает, что следует разрешить публично призывать к восстанию , то есть призывать людей свергнуть конституцию государства или иным образом противостоять действиям правительства с помощью физического насилия. сила. Также, говорит Биркнер, нельзя позволять порочить частные дела человека в его доме, что-то, что не имеет общественного интереса и нарушает частную сферу личности.
Книга стала бестселлером в Дании и Норвегии. Второе переработанное и улучшенное издание вышло в том же году, а третье издание было выпущено для первого тома Собрания сочинений Биркнера (на начало публикации у произведения было 2100 подписчиков, что является очень высоким показателем в истории датской литературы). . Кроме того, он перевел книгу на немецкий язык, и она была напечатана в немецком периодическом журнале « Вклады в усовершенствование человечества» , 2. том, 1. часть, 1797 г., и в том же году опубликована как отдельная работа под названием «Ueber die». Preszfreiheit и его законы, переведенные с датского самим автором, рассмотренные и опубликованные CJR Christiani , Копенгаген и Лейпциг.
Эти идеи встретили сопротивление со стороны некоторых современных писателей. Некоторые считали, что Биркнер зашел слишком далеко в поддержке свободы слова, в то время как другие считали, что никаких ограничений быть не должно. Это побудило Биркнера в следующем году (1798) опубликовать свои «Дальнейшие размышления о свободе печати и ее законах » («Videre Undersøgelser om Trykkefriheden og dens Love»). Его ответ особенно направлен на критику со стороны профессора Йохана Фредерика Вильгельма Шлегеля . Лишь в один момент в этой книге он меняет свою позицию по сравнению со своей предыдущей работой, и то лишь «полуневольно» он считает, что писатели, которые «своим грязным воображением пытаются пробудить в своих читателях нечистые желания», эти люди должны быть приговорены «достойное наказание». Его «половинное нежелание» к этому проистекает из того, что он видит, «каким будет результат такой власти, которой управляют судьи гениев, и как легко можно злоупотребить такой властью самым зверским образом... И тем не менее, все Будь проклято искусство и красота, если они сбивают хотя бы одного человека с пути добродетели».
Смерть
[ редактировать ]Его борьба за свободу слова не была встречена благосклонно в правительственных кругах. Тем не менее, 28 ноября 1798 года он был назначен викарием Веммелева и Хаммерсхёя, и это назначение означало бы конец его бедности. Но эта царская милость пришла слишком поздно, болезнь его стала смертельной, и 1 декабря того же года он умер. Его вклад в датскую литературу был впервые признан после его смерти. Друзья высоко оценили его характер, и 2100 подписчиков подписались на первое издание его собрания сочинений. Кроме того, они собрали 2500 ригсдалеров , которые были пожертвованы его скорбящей вдове и детям.
Собрание сочинений
[ редактировать ]Еще до своей смерти Биркнер начал работу над собранием своих сочинений. В этот сборник должны были войти все его сочинения, за исключением двух анонимных трактатов против епископа Балле. Ему удалось опубликовать три тома этого сборника, а четвертый том был опубликован в 1800 году под редакцией Андерса Сандё Эрстеда и предварялся отчетом о последних днях Биркнера, написанным деканом Фредериком Карлом Гутфельдом ( Самледе Скрифтер , 4 тома, 1797 г.). -1800).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Х. Арнольд Бартон, 1986, с. 242.
- ^ Питер Гермер* Питер Гермер, Ytringsfrihedens Vesen , Juristforbundets Forlag, 1973, стр. 202. ISBN 87-574-2440-3 .
Источники
[ редактировать ]- Х. Арнольд Бартон, Скандинавия в эпоху революции 1760–1815 гг ., University of Minnesota Press, 1986. ISBN 0-8166-1393-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Собрание сочинений Михаэля Готлиба Биркнера (на датском языке) в формате PDF можно найти на Wikimedia Commons .
- Его статья «Ответ на вопрос: следует ли подавлять дворянство?» (на датском языке) и Минерва 1790 г. 3. том. можно найти в Google Книгах
- Датский биографический лексикон, II. объем