Ян Велленс де Кок

Ян Велленс де Кок или Ян де Кок (ок. 1460/1480 - в 1521 году или ранее) был фламандским художником, гравюрой по дереву и рисовальщиком Северного Возрождения, работавшим в Антверпене. [ 1 ] Недавние открытия и переоценка связей между работами, приписываемыми Велленсу де Коку, и работами современных художников из Лейдена привели к тому, что значительная часть, а возможно, и все работы, ранее приписывавшиеся ему, были повторно приписаны одному или нескольким анонимным авторам. художники, работающие в Антверпене или Лейдене, которых называют псевдонимом Псевдо Ян Велленс де Кок или Мастер Дж. Кок, или некоторые другие анонимные художники, предположительно работавшие в Лейдене в студии или в ближайшем окружении Корнелис Энгебрехц . [ 2 ] [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]О жизни и карьере артиста известно немного. Традиционно вероятным местом рождения художника считался Лейден в графстве Голландия . Это было основано на стилистическом сходстве приписываемых ему работ с картинами Корнелиса Энгебрехца , работавшего в Лейдене. Поскольку эти работы больше не приписывают художнику, больше нет оснований для предполагаемого рождения или происхождения в Лейдене. В 1883 году Франс Йозеф Петер ван ден Бранден отождествил Яна де Кока, несколько раз упомянутого в записях Антверпенской гильдии Святого Луки, с «Яном Велленсом, псевдонимом Кок», записанным в реестрах олдерменов Антверпена в 1492 году. [ 1 ]
Историк искусства Макс Якоб Фридлендер , называя художника «Яном де Коком», отождествлял его с «Яном Ван Лейеном» (Яном Лейденским), который стал мастером Антверпенской гильдии Святого Луки в 1503–1504 годах гильдии. . [ 4 ] [ 5 ] Никакой дополнительной информации об этом Яне ван Ляйене, подтверждающей его идентификацию с Яном де Коком, не существует. [ 2 ]

6 августа 1502 года Ян Велленс де Кок женился на Кларе ван Беринген, дочери Петера ван Берингена. [ 6 ] Их два сына сыграли важную роль в культурной жизни Габсбургских Нидерландов в первой половине 16 века: Маттис Кок (1505–1548) был художником- пейзажистом , а Иероним Кок (1518–1570) изначально учился на художника и пейзажиста. художник, прежде чем стать плодовитым издателем и гравером. [ 1 ]
В записях Гильдии Святого Луки Антверпенского записаны следующие ученики Яна де Кока: Лодувик в 1505 году и Воутер Ки в 1516 году. [ 7 ] Ян Велленс де Кок, вероятно, был идентичен «Яну де Коку», который работал слугой в гильдии «Онзе-Ливе-Вроу Лоф», для которой он выполнял множество заказов в течение следующих нескольких лет. В 1507 году де Коку заплатили за роспись ангелов и восстановление Святого Духа на алтаре этой гильдии в Антверпенском соборе . Он также работал по заказам братства Онзе-Ливе-Фроу-Лоф в Антверпене. [ 1 ] Эти работы, вероятно, были потеряны в результате иконоборческого разрушения, в основном религиозных изображений и статуй, известного как бельденский шторм , который бушевал в некоторых частях Нидерландов в 1566 году. В 1511 году гильдия заплатила де Коку за то, что он вырезал ксилографию для печати, которую можно было использовать в процессии гильдии. . [ 8 ] Это единственное указание на то, что де Кок, которому приписывают несколько гравюр, действительно работал резчиком блоков.

В 1520 году Ян де Кок служил деканом Гильдии Святого Луки вместе с Йосом ван Клевом . [ 9 ] Дата и место его смерти документально не подтверждены. Его жена Клара ван Беринген упоминается как вдова в 1521 году в отчетах братства Онзе-Ливе-Фроу-Лофа в Антверпене, а это означает, что он, должно быть, умер в 1520 или 1521 году. [ 1 ]
Псевдо Ян Велленс де Кок и мастер Дж. Кок
[ редактировать ]Фридлендер построил целое творчество вокруг художника на основе анонимной гравюры, изображающей Святого Христофора, несущего Младенца Христа . Под изображением на гравюре имеется латинское выражение «Pictum J. Kock» (написанное Дж. Коком), что предполагает, что гравюра была вырезана по картине «Дж. Кока». Петух'. Фридлендер идентифицировал эту картину как картину того же сюжета и того же содержания, которая в первой половине 20-го века находилась в коллекции Фридриха фон Биссинга в Мюнхене (и которая последний раз была продана 8 декабря 2004 года на аукционе Sotheby's в Лондоне). . Хотя никаких работ, подписанных Яном Велленсом де Коком, обнаружено не было, Фридлендер подарил ему несколько небольших панно со святыми и религиозными сюжетами, начиная с вышеупомянутой гравюры, изображающей Святого Христофора, несущего Младенца Христа . Фридлендер указал на очевидное влияние на эти работы как художника-пейзажиста Иоахима Патинира, работавшего в Антверпене, так и Иеронима Босха, работавшего в Хертогенбосе . Он также отметил стилистическое сходство с картинами лейденской школы художника Корнелиса Энгебрехца и поэтому предположил, что Ян де Кок был родом из Лейдена. Работы, которые он приписывал художнику, также обнаруживали параллели с произведениями Антверпенские маньеристы . Называя художника «Яном де Коком», Фридлендер предположил, что это, возможно, был «Ян Ван Лейен» (Ян Лейденский), который стал мастером антверпенской гильдии Святого Луки в 1503–1504 годах гильдии или что он стал мастер в 1500 году, в год, когда Гильдия не смогла зарегистрировать своих новых мастеров в своих записях. [ 4 ]

Атрибуция Фридлендера была подвергнута сомнению другим историком искусства, который подчеркнул сходство приписываемых произведений с работами предполагаемых учеников Корнелиса Энгебрехта из Лейдена. Кроме того, когда было обнаружено, что Ян Велленс де Кок умер не позднее 1521 года, многие приписывания ему больше не могли быть подтверждены, поскольку эти приписываемые работы были датированы 1520-ми годами. [ 2 ]
Многие из работ, которые Фридлендер приписывал де Коку, с тех пор были переданы голландскими историками искусства Николаасом Битсом , Годефридом Йоханнесом Хугеверффом , Яном Питом Филедтом Коком и другими некоторыми учениками Энгебрехта, такими как его сыновья Корнелис Корнелис и Лукас Корнелис по имени Де Кок. . Людвиг фон Бальдасс выделил в своей работе два разных руки: Яна де Кока и анонимного мастера, которому он дал неназвание «Мастер венского увольнения Агари». Историк искусства Уолтер С. Гибсон впоследствии приписал работы, которые Бальдасс подарил Яну де Коку, анонимному мастеру, которому он дал неимя «Мастер Венского плача», и выдвинул гипотезу о том, что оба этих анонимных мастера были учениками и помощниками Корнелиса. Энгебрехц и, возможно, были его вышеупомянутыми сыновьями. [ 2 ]
В настоящее время среди искусствоведов растёт консенсус в отношении того, что картины, приписываемые Яну Велленсу де Коку на протяжении многих лет, на самом деле были выполнены разными руками, и, вероятно, не антверпенским художником Яном де Коком. Нет уверенности в том, что они возникли в Антверпене или Лейдене. Поскольку ни одну из работ нельзя с уверенностью связать с антверпенским художником Яном де Коком, историки искусства предложили каталогизировать их под псевдонимом Псевдо Ян Велленс де Кок или под именем Мастера Дж. Кока (на основании названия вышеупомянутой гравюры). [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Ян Велленс де Кок в Нидерландском институте истории искусств
- ^ Jump up to: а б с д и М. Бальм, 2010 Псевдо Ян Велленс де Кок (приписывается), Триптих с Распятием (центральная панель), Святой Петр и мужчина-донор (внутреннее левое крыло), Святой Иаков и женщина-донор (внутреннее правое крыло), Святой Христофор и Младенец Христос на дороге жизни (внешние крылья) Лейден, Антверпен, ок. 1525 г. , в Дж. П. Филедте Коке (редактор), «Ранние нидерландские картины», запись в онлайн-каталоге Рейксмузеума , Амстердам.
- ^ Псевдо Ян Велленс де Кок, Святой Христофор, несущий Младенца Христа на обширном речном пейзаже на Sotheby's
- ^ Jump up to: а б М. Дж. Фридлендер, «Ян Велленс де Кок» , Журнал изящных искусств 29 (1918), стр. 67-74 (на немецком языке)
- ^ Ф. Ромбаутс и Т. ван Лериус (редактор), Де Лиггерен и другие исторические архивы Антверпенской гильдии Святого Луки , том 1, Антверпен, Юлиус де Конинк, 1871, стр. 58 (на голландском языке)
- ^ Ян Ван дер Сток , Печать изображений в Антверпене. Введение в гравюру в городе , Роттердам, 1998 г., стр. 258–259.
- ^ Ф. Ромбаутс и Th. ван Лериус (редактор), стр. 65 и 87 (на голландском языке)
- ^ Ян Ван дер Сток 1998, стр. 283.
- ^ Ф. Ромбаутс и Т. ван Лериус (ред.), с. 94
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Яном Велленсом де Коком, на Викискладе?
СМИ, связанные с Псевдо Яном Велленсом де Коком, на Викискладе?