Mazibuko v City of Johannesburg
Mazibuko v City of Johannesburg | |
---|---|
![]() | |
Суд | Конституционный суд Южной Африки |
Полное название дела | Мазибуко и другие против города Йоханнесбург и другие |
Решенный | 8 октября 2009 г. |
Регистрационные номера. | ЦКТ 39/09 |
Цитаты | [2009] ZACC 28 ; 2010 (3) BCLR 239 (CC); 2010 (4) СА 1 (КК) |
История болезни | |
Предыдущие действия | Город Йоханнесбург и другие против Мазибуко и других [2009] ZASCA 20 в Верховном апелляционном суде Мазибуко и другие против города Йоханнесбург и другие [2008] ZAGPHC 491 в Высоком суде Южной Африки , Местное отделение Витватерсранда |
Членство в суде | |
Судьи сидят | Мосенеке Д.С. , Кэмерон Дж. , Мокгоро Дж. , Нгкобо Дж. , Нкабинде Дж. , О’Риган Дж. , Сакс Дж. , Сквейия Дж. и ван дер Вестхуизен Дж. |
Мнения по делу | |
Решение | О'Риган Дж (единогласно) |
Мазибуко и другие против города Йоханнесбург и другие – знаковое решение Конституционного суда Южной Африки, касающееся содержания конституционного права на доступ к воде . Решение было принято 8 октября 2009 года единогласным решением, последним вынесенным судьей Кейт О'Риган перед ее выходом на пенсию.
Фон
[ редактировать ]Заявителями были пять малоимущих жителей городка Фири в муниципалитета Соуэто , который находится в ведении города Йоханнесбург . До 2004 года домохозяйства в Соуэто имели доступ к неограниченному запасу воды , за которую с них взималась фиксированная плата на основе условного потребления 20 килолитров воды на домохозяйство в месяц. Однако, по данным города Йоханнесбурга и его компании по водоснабжению Йоханнесбург Уотер, среднее потребление воды домохозяйствами в Соуэто на самом деле составляло около 67 килолитров в месяц, что намного превышало предполагаемое потребление, хотя не было ясно, какая доля превышения составила потребляется жильцами и какая доля была потеряна из-за утечек из проржавевших труб. Кроме того, многие жители не платили фиксированную плату за потребление, что привело к серьезному сокращению доходов.
Чтобы решить эту ситуацию, компания «Йоханнесбург Уотер» разработала план операции «Гсин'аманзи» ( зулусское название «Операция по сохранению воды»), который был реализован в качестве пилотного проекта в Фири в 2004 году. В соответствии с этим планом городские власти установили счетчики предоплаты в домохозяйствах. Система фиксированных цен была отменена; вместо этого каждое домохозяйство получало бесплатное ежемесячное пособие в размере шести килолитров воды, и за любое потребление сверх этой суммы приходилось вносить предоплату.
Заявители оспорили конституционность как установки предоплаченных счетчиков, так и ограничения в шесть килолитров бесплатной базовой воды. Они утверждали, что шесть килолитров не соответствуют ни их « праву на доступ к достаточному количеству воды » согласно статье 27 (1) (b) Конституции , ни обязательству государства согласно статье 27 (2) « принимать разумные законодательные и другие меры в пределах имеющихся у него ресурсов для достижения постепенной реализации этого права. Установка предоплаченных счетчиков позволила государству ограничить доступ жильцов к воде, а предоплаченные счетчики – в отличие от счетчиков, отпускающих воду в кредит – не защитили доступ жителей к воде от административных ошибок и бытовых чрезвычайных ситуаций: среди заявителей водоканал Линдиве Мазибуко был ошибочно отключен в течение нескольких месяцев в 2004 году, а двое детей погибли в результате пожара в доме Вусимузи Паки после того, как он не смог получить доступ к водопроводной воде, с помощью которой можно было бы отличить полыхать. Более того, поскольку домохозяйства, в которых преобладают белые пригородам Йоханнесбурга было разрешено устанавливать кредитные счетчики в качестве альтернативы счетчикам с предоплатой, принудительная установка счетчиков с предоплатой в Фири была несправедливой и дискриминационной .
Предыдущие действия
[ редактировать ]представленные Вимом Тренгоувом SC Заявители, , обратились в Высокий суд Южной Африки с иском к городу Йоханнесбургу, компании «Йоханнесбург Уотер» и национальному министру водных ресурсов и лесного хозяйства . [ 1 ] Центр по жилищным правам и выселениям был признан amicus curiae . 30 апреля 2008 года судья Цока Дж. из местного отделения Витватерсранда вынес решение в пользу заявителей, отменив ограничение в шесть килолитров на бесплатную базовую норму воды; Городу Йоханнесбургу было приказано предоставить заявителям и всем жителям Фири, находящимся в аналогичном положении, бесплатную базовую норму воды в размере 50 литров на человека в день (примерно в два раза больше преобладающей нормы). Предоплаченная система водоснабжения в Фири была дополнительно признана неконституционной и незаконной.
Городские власти обжаловали это решение в Верховном апелляционном суде , где его апелляция была частично поддержана 25 марта 2009 года Хёртом AJA и апелляционными судьями Питом Стрейхером , Кеннетом Мтияном , Крисом Джафтой и Мандисой Майя . Выражая единогласное мнение коллегии, Штрайхер согласился с Высоким судом в том, что преобладающая норма бесплатной базовой воды недостаточна для выполнения обязательств штата в соответствии со статьей 27 (1) Конституции. Однако он посчитал, что 42 литра воды в день является «достаточной» водой с точки зрения раздела 27 (1). Поэтому постановление Высокого суда было заменено постановлением, объявляющим, что город обязан, насколько это было разумно , предоставлять 42 литра воды в день каждому жителю Фири, который не может позволить себе платить за такую воду. Городу было приказано пересмотреть свою политику бесплатного водоснабжения в свете этой декларации, а тем временем ему было приказано предоставить каждому малоимущему жителю Фири бесплатную норму в размере 42 литров в день. Верховный суд также установил, что использование счетчиков с предоплатой было незаконным с точки зрения действующих в городе подзаконных актов о водоснабжении.
Заявители обжаловали решение Верховного суда в Конституционном суде Южной Африки , добиваясь существенного восстановления более благоприятного постановления Высокого суда; Город Йоханнесбург и компания «Йоханнесбург Уотер» подали встречную апелляцию на это решение. [ 2 ] Конституционный суд заслушал доводы 2 сентября 2009 г. [ 3 ] и решение было вынесено 8 октября 2009 года. [ 4 ]
Решение
[ редактировать ]В решении, вынесенном судьей Кейт О'Риган , Конституционный суд единогласно отклонил апелляцию заявителей и поддержал встречную апелляцию города, тем самым отменив постановления обоих судов низшей инстанции и подтвердив законность преобладающей политики города в Фири. . В отличие от судов низшей инстанции, Конституционный суд отказался рассматривать аргументы об объективном минимальном количестве воды, которое квалифицируется как «достаточное» для целей статьи 27(1)(b). Вместо этого Конституционный суд оценил конституционность политики города, отправив ее на проверку разумности .
Этот подход возник в результате вывода О'Ригана о том, что судам нецелесообразно определять нормативное содержание раздела 27 права на воду, а именно. конкретное определение минимального количества воды, которое государство обязано было обеспечить всем жителям. Как суд установил в делах «Правительство против Грутбума » (о праве на жилье ) и «Министр здравоохранения против кампании действий по лечению» (о праве на доступ к медицинским услугам ), у правительства было позитивное конституционное обязательство продвигать социально-экономические права жителей , но объем этого обязательства был определен не фиксированным «минимальным ядром» социально-экономических прав, а вместо этого требованием раздела 27 (2) о том, что государство должно принимать «разумные» меры «в пределах имеющихся ресурсов». Более того, судебная власть не имела хороших возможностей ни с практической, ни с конституционной точки зрения (в условиях разделения властей и требований демократической подотчетности ) для «исследования социальных условий в свете имеющихся бюджетов и определения того, какие цели достижимы в отношении социальных и экономических проблем». права» в любой момент времени; эта задача должна лежать на законодательной и исполнительной власти.
Таким образом, обратившись к проверке разумности, суд установил, что политика города Йоханнесбурга в отношении Фири была разумной и законной; Как бесплатная базовая норма воды в шесть килолитров, так и введение счетчиков с предоплатой соответствовали статье 27 Конституции, Закону о водоснабжении 1997 года и собственным подзаконным актам города.
Прием и значение
[ редактировать ]По словам академика Витса Мариуса Питерса, Мазибуко высмеивали за его «ограниченное представление о роли судебных разбирательств по социально-экономическим правам, а также за формалистические рассуждения и нормативно скудное, институционально почтительное и процедурно фиксированное использование принципа разумности». расследование". [ 5 ] Хотя некоторые комментаторы согласились с судом в том, что решение Мазибуко вытекает из прецедента в делах «Грутбум» и «Кампания действий по лечению» , [ 6 ] позиции суда другие рассматривали это как отступление от более прогрессивной и активистской по этим делам; [ 7 ] Судья Деннис Дэвис расценил это как отклонение от Грутбума . «открытой и гибкой» модели проверки разумности [ 8 ] а Пьер де Вос охарактеризовал свою интерпретацию Кампании действий по лечению как «довольно новаторскую» и «довольно неубедительную». [ 9 ] Действительно, Питерс рассматривал Мазибуко – наряду с Жителями сообщества Джо Слово против Тубелиша Хоумс и другими – как часть «второй волны» судебной практики Конституционного суда по социально-экономическим правам, определяемой его возросшей заботой о судебном уважении к политическим ветвям власти. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Водная война Фири доходит до суда» . Почта и Гардиан . 9 декабря 2007 года . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ «Фириковая победа бедных» . Почта и Гардиан . 21 июля 2009 года . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ «Водная политика Йобурга является дискриминационной, заявил суд» . Почта и Гардиан . 2 сентября 2009 года . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ «Суд признал предоплаченные счетчики воды незаконными» . Почта и Гардиан . 8 октября 2009 года . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Питерс, Мариус (2018). «Вынесение решений по социально-экономическим правам и демократическое городское управление: переоценка юриспруденции «второй волны» Конституционного суда Южной Африки» . Verfassung und Recht в Юберзее . 51 (1): 12–34. ISSN 0506-7286 .
- ^ Фуо, О. (16 сентября 2015 г.). «Перед лицом судебной почтительности: перенос «минимального ядра» социально-экономических прав в сферу местного самоуправления» . Закон, демократия и развитие . 19 : 1–28. дои : 10.4314/ldd.v19i1 . ISSN 2077-4907 .
- ^ Вессон, М. (26 марта 2011 г.). «Разумность отступает? Решение Конституционного суда Южной Африки по делу Мазибуко против города Джоннесбург» . Обзор законодательства в области прав человека . 11 (2): 390–405. дои : 10.1093/hrlr/ngr002 . ISSN 1461-7781 .
- ^ Дэвис, Деннис М. (1 января 2016 г.). «Двадцать лет конституционной демократии: предварительное размышление» . Обзор закона NYLS . 60 (1). ISSN 0145-448X .
- ^ де Вос, Пьер (13 октября 2009 г.). «Вода – это жизнь (но жизнь дешева)» . Говоря конституционно . Проверено 7 февраля 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Купер, Натан Джон (2017). «После Мазибуко: изучение реакции сообществ, исключенных из водного эксперимента в Южной Африке» . Журнал африканского права . 61 (1): 57–81. дои : 10.1017/S0021855317000055 . ISSN 0021-8553 .
- Казенс, Эд (2015). «Как избежать Мазибуко: водная безопасность и конституционные права в прецедентном праве Южной Африки» . Potchefstroomse Elektroniese Regsblad . 18 (4): 1162–1186. дои : 10.4314/pelj.v18i4.12 . ISSN 1727-3781 .
- Дэвис, Деннис М. (2012). «Отношения между судами и другими ветвями власти в продвижении и защите социально-экономических прав в Южной Африке: как насчет разделения властей?» . Potchefstroomse Elektroniese Regsblad . 15 (5). дои : 10.4314/pelj.v15i5.20 . ISSN 1727-3781 .
- Дугард, Джеки (2008). «Права, регулирование и сопротивление: Водная кампания Фири» . Южноафриканский журнал по правам человека . 24 (3): 593–611. дои : 10.1080/19962126.2008.11864972 . ISSN 0258-7203 .
- Дугард, Джеки (2010). «Могут ли права человека выйти за рамки коммерциализации воды в Южной Африке? Юридическая борьба Соуэто за справедливую водную политику» . Обзор радикальной политической экономии . 42 (2): 175–194. дои : 10.1177/0486613410368495 . ISSN 0486-6134 .
- Хамби, Трейси; Гранбуа, Мариз (2010). «Право человека на воду в Южной Африке и решения Мазибуко» . Les Cahiers de droit . 51 (3–4): 521–540. дои : 10.7202/045722ар . ISSN 0007-974X .
- Либенберг, Сандра (2014). «Осуществляемые в судебном порядке социально-экономические права в Южной Африке: между светом и тенью» . Юридический журнал Дублинского университета . 37 : 137.
- Мадлалате, Ральф (2019). «Демонтаж географии апартеида: трансформация и пределы закона» . Обзор Конституционного суда . 9 (1): 195–217. дои : 10.2989/CCR.2019.0008 . ISSN 2073-6215 .
- Маджиедт, Стивен (2022). « Мечты и стремления отложены?»: подход Конституционного Суда к реализации социально-экономических прав, закрепленных в Конституции» . Закон, демократия и развитие . 26 (1). ISSN 2077-4907 .
- Надараджан Перумал, Девина (2011). «Социально-экономическое [в] равенстве женщин и гендерная [в] справедливости: феминистские размышления о праве на доступ к воде в деле Мазибуко и другие против города Йоханнесбург и другие» . Повестка дня . 25 (2): 17–26. дои : 10.1080/10130950.2011.575991 . ISSN 1013-0950 .
- Кумбу, Бронвен (2021). «Роль судов в повышении водной безопасности в Южной Африке» . Potchefstroomse Elektroniese Regsblad . 24 (1). ISSN 1727-3781 .
- Ройтмайр, Дарья (2010). «Уроки Мазибуко: стойкое неравенство и всеобщее достояние» . Обзор Конституционного суда . 3 (1): 317–346. дои : 10.2989/CCR/2010.0012 . ISSN 2073-6215 .
- Стюарт, Линда (2016). «Деполитизация социально-экономических прав» . В поисках конституционализма: Южная Африка с 1994 года . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9781315553702 . ISBN 978-1-315-55370-2 .
- Ван Ренсбург, Линда Янсен (2008). «Право на доступ к достаточному количеству воды: обсуждение дела Мазибуко против города Йоханнесбург» . Обзор закона Стелленбоша . 19 :415.
- Уильямс, Люси А. (2009). «Судьба судебной защиты прав на воду: Мазибуко против города Йоханнесбург» . Форум исследований развития . 36 (1): 5–48. дои : 10.1080/08039410.2009.9666424 . ISSN 0803-9410 .