Жан Мари Ле Брис
Жан Мари Ле Брис | |
---|---|
![]() Портрет Жана Мари Ле Бри около 1965 года работы Анри Шнайдера. | |
Рожденный | |
Умер | 17 февраля 1872 г. | (54 года)
Гражданство | Французский |
Известный | Проектирование и постройка планерного самолета, разработка систем управления полетом, первый успешный полет на борту планерного самолета тяжелее воздуха. |
Научная карьера | |
Поля | Авиация , воздухоплавание , авиационная техника |
Жан-Мари Ле Брис (25 марта 1817, Конкарно — 17 февраля 1872, Дуарнене ) — французский летчик , родившийся в Конкарно , Бретань , который построил два планерных самолета и выполнил по крайней мере один полет на борту своей первой машины в конце 1856 года. Его имя ( Французское произношение: [ʒɑ̃ maʁi lə bʁis] ) иногда пишется как Жан-Мари Ле Брис, и он также известен как Янн Вари Ар Бриз (англ. Бретонское произношение: [jɑ̃n vari ar briz\s] ) на бретонском языке .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Жан Мари Ле Брис родился в Конкарно , Бретань , Франция , 25 марта 1817 года в 5 часов утра по местному времени. Он был третьим ребенком Мишеля Мари Ле Бри, капитана лодки, и Перрин Розали Ле Брис, урожденной Риу. [ 1 ]
Жан Мари Ле Брис женился на Жанне Луизе Александрин Керисит в Пон-Круа 18 февраля 1844 года. [ 2 ] После смерти Жанны Луизы в марте 1854 г. [ 3 ] он женился во второй раз на Эрнестине Эспри Эрве 20 ноября 1854 года. [ 4 ]
Жизнь в море
[ редактировать ]Моряк и капитан Ле Брис совершил кругосветное плавание, наблюдая за полетом альбатроса . Хотя он совершил кругосветное плавание, его истинной целью был полет. Во время своих путешествий, особенно навигации по мысу Горн в 1839 году, он наблюдал за морскими птицами и поймал альбатроса, чтобы исследовать механику полета птиц и понять взаимодействие между крыльями и воздухом. [ 5 ]
Первый планер: крылатая лодка.
[ редактировать ]
Ле Брис построил два разных планера . Первый из них, иногда называемый La barque ailée («Крылатая лодка»), является предметом его патента № 31166 от 9 марта 1857 года на «воздушный автомобиль». [ 6 ] В конце 1856 года Жан Мари Ле Брис ненадолго пролетел на этом самолете на пляже Сент-Анн-ла-Палю ( Плоневе-Порзе , Бретань ), недалеко от Трефентека в заливе Дуарнене. Самолет был помещен и привязан к телеге, буксируемой лошадью. [ 7 ] Таким образом, он пролетел выше своей отправной точки, впервые среди летательных аппаратов тяжелее воздуха, как сообщается, на высоту 100 м (330 футов) на расстояние 200 м (660 футов).
Во время второго неудачного испытания в марте 1857 года планер был запущен с вершины мельницы Требуля и разбился. Самолет был поврежден и не подлежал ремонту, а Жан-Мари Ле Брис сломал ногу.
Второй планер: Альбатрос.
[ редактировать ]
В 1868 году при поддержке Императорского французского флота он построил вторую летательную машину, получившую название L'Albatros , которую испытали в Бресте на артиллерийском полигоне Сен-Пьер-Кильбиньон. По словам Де Ла Ланделя, самолет совершил несколько полетов, в том числе планирующий на 200 метров, прежде чем после крушения был поврежден и не подлежал ремонту. [ 8 ]
По сравнению с первым планером это была совсем другая машина. [ 9 ] Крылья не могли двигаться, но планер был оборудован механической системой управления полетом, которая могла искривлять крылья по всему размаху. Хвост также был маневренным. Кроме того, этот второй самолет конструктивно отличался от первого. [ 10 ]
«Альбатрос» стал первым самолетом, который был сфотографирован в 1868 году Бенджамином Шарлем Пепеном (также известным как Пепен филс). [ 11 ] ), фотограф с улицы Сиам, Брест. [ 12 ] Два оригинала этих картин хранятся в Музее Карнавале в Париже (инвентарный номер PH1828) и Музее воздуха и космоса в Ле Бурже, Франция.
Первый хорошо задокументированный планер был построен Джорджем Кэли и управлялся его сотрудником в 1853 году. Также в Великобритании Стрингфеллоу построил небольшие беспилотные планеры в 1848 году. Однако Ле Брис изобрел более эффективные средства управления полетом, которые могли влиять на наклон крыльев. и которые были запатентованы в марте 1857 года.
Поздняя жизнь
[ редактировать ]В марте 1868 года Жан Мари Ле Брис узнал о смерти своего сына во время военной службы на борту фрегата La Magicienne , проплывавшего недалеко от Монтевидео , Уругвай . Вскоре после этого он решил отстоять свое право выйти на пенсию и получить пенсию.
Во время франко-прусской войны 1870 года Ле Брис вызвался сражаться против прусской армии. Он закончил обучение в Кэмп-Конли и, понимая судьбу Бретонской армии, был переведен франтирером . Принимал участие в боях в Западной Франции: битве при Ле-Мане , последующих боях при Сарте и Майенне . После перемирия Ле Брис был демобилизован и вернулся домой в Дуарнене. [ 13 ]
назначил Жан-Мари Ле Бри офицером правоохранительных органов ( агентом полиции В 1871 году мэр Дуарнене ). 7 сентября 1871 года Ле Брис и его коллега-полицейский Ив Корантен Лархан вмешались на бал, чтобы остановить драку между двумя гостями. Ле Брис получил травму. По словам его дочери Джули, он так и не оправился от этой агрессии, и со временем его физическое здоровье ухудшалось. [ 14 ] Ле Брис умер в своем доме в Дуарнене 17 февраля 1872 года. [ 15 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Авиационное образование и сохранение
[ редактировать ]- В Музее авиации и космонавтики хранится копия крылатой лодки . в Ле Бурже, Франция, в Зале пионеров авиации
- Интерпретационный центр Райта-Данбара, входящий в состав Национального исторического парка Дейтонского авиационного наследия в Дейтоне, штат Огайо, упоминает работы Жана Мари Ле Бри на своей выставке, посвященной пионерам авиации.
Посвящения
[ редактировать ]- Школьный город ( cité scolaire , объединяющий колледж и среднюю школу ) Дуарнене. [ 16 ] и авиационный клуб Кемпера [ 17 ] названы в честь авиатора.
- Стела была посвящена в деревне Трефентек, Плоневе-Порзе, где улица Жана Мари Ле Бри заканчивается прямо перед устьем ручья Лапич.
- Жан Мари Ле Брис похоронен на кладбище Дуарнене-Плоаре, улица Лаэннек, Бретань, в секции B, камень № 1.
В искусстве
[ редактировать ]- Жан-Мари Ле Брис — один из главных героев романа 1878 года «Великая любовь» Гийома Жозефа Габриэля де ла Ланделя . Книга написана автором как художественная литература, вдохновленная жизнью и творчеством Ле Бри.
- Прогрессив -рок- группа Seven Reizh выпустила два альбома, вдохновленных жизнью Жана Мари Ле Бри: La barque ailée в 2015 году и L'Albatros в 2018 году. Они основаны на романе La barque ailée et l'albatros . Жерара Ле Дорца [ 18 ]
- Пьеса «Альбатрос» ( «Альбатроз» — оригинальное название на бретонском языке) была создана по рассказу Ле Бри рассказчиком Луказом Неделегом и аккордеонистом Юеном Бодросом. Он был поставлен исполнительским коллективом Strollad La Obra на французском и бретонском языках и впервые был сыгран в июне 2021 года в Ландерно, Бретань . [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]- Список первых летательных аппаратов
- Хронология авиации - 19 век.
- История авиации
- Феликс Храмовый
- Ранние летающие машины
- Деформация крыла
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Регистрация рождения Жана Мари Ле Бри, полученная из департаментских архивов Финистера, приходских регистров и записей актов гражданского состояния Конкарно, рождения, 1813-1822, Cotes 3 E 53/13 , запись № 16 от 1817 года.
- ^ Регистрация брака Жана Мари Ле Бри и Жанны Луизы Керисит, полученная из ведомственных архивов Финистера, приходских регистров и регистров гражданского состояния Пон-Круа, Браки, 1843-1852, Cotes 3 E 259/20, Мэри де Пон-Круа, Регистр браков за 1843 год , Запись № 6 от 1844 года.
- ↑ Регистрация смерти Жанны Луизы Александрин Керисит получена из ведомственных архивов Финистера, приходских регистров и регистров гражданского состояния Дуарнене, Смерти, 1853-1862, Cotes 3 E 61/37 , Ратуша Дуарнене, Регистр смерти, запись № 25 от 1854 года. .
- ^ Регистрация брака Жана Мари Ле Бри и Эрнестины Эспри Маргариты Элизабет Эрве получена из ведомственных архивов Финистера, приходских регистров и реестров актов гражданского состояния Дуарнене, Браки, 1853-1862, Cotes 3 E 61/24/2, Мэри де Дуарнене, Регистр браков за 1854 год , запись № 30 1854.
- ^ Icare № 192, 2005. стр. 19-20.
- ^ Патент на изобретение № 31166, выдан сьеру Ле Бри (Жану) в Дуарнене (Финистер).
- ^ Icare № 192, 2005. стр. 24–28 и 100–102.
- ^ Icare № 192, 2005. стр. 33-34.
- ^ Ле Брис, Г. и Миллер, Дж. Первый в мире авиационный фотограф. В «Письмах», Vertiflite, Общество вертикального полета, март/апрель 2023 г.
- ^ Icare № 192, 2005. стр. 109-119.
- ^ Шарль Пепен, Портрет сепии. По состоянию на 2 февраля 2023 г.
- ^ Икар Нет. 192, 2005. с.47
- ↑ Icare № 47, осень-зима 1968. стр.81.
- ^ Икар Нет. 192, 2005. с.36
- ^ Регистрация смерти Жана Мари Ле Бри, полученная из ведомственных архивов Финистера, приходских регистров и записей актов гражданского состояния Дуарнене, Смерть, 1870-1874, Cotes 3 E 61/39/3 , Ратуша Дуарнене, Регистр смерти, запись № 28 1872 года.
- ^ Официальный сайт ученого Cité Жана-Мари Ле Бри .
- ^ Веб-сайт Аэроклуба Кемпера — Жан-Мари Ле Брис .
- ↑ La barque ailée, Seven Reizh, май 2015 г. По состоянию на 2 февраля 2023 г.
- ^ В Ландерно, история Жана-Мари Ле Бри, пионера авиации, в Family, 1 июня , Le Télégramme от 21 мая 2021 г. Доступ: 24 мая 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Шанют, Октавный прогресс в летательных аппаратах . Американский инженер и железнодорожный журнал. Сидар-стрит, 47, Нью-Йорк, 1894, 1899 гг.
- Де Ла Ландель, Габриэль. Великая любовь . Денто, Париж, 1878 г.
- Декуп, Гастон. Великий предшественник Бретона 1817/1872: Жан-Мари Ле Брис . Икар, 1968 год.
- Гиббс-Смит, CH Aviation: исторический обзор . Лондон, NMSI, 2008. ISBN 1 900747 52 9
- Опдайк, Леонард Э. Французские самолеты перед Великой войной Атглен, Пенсильвания: Шиффер, 1999. ISBN 0 7643 0752 5
- Песлен, Шарль-Ив. Жан Мари Ле Брис. Бретонский моряк, пионер авиации . Журнал Les Ailes, авиационное издательство. Париж, 1944 год.
- Лакан, Гай и др. Жан-Мари Ле Брис: предшественник воздухоплавания . Icare № 192. Руасси-ан-Франс, 2005 г. ISSN 0018-8786
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография на сайте Flymachines.org.
- Реконструкция машины с анализом конструкции, сайт Ассоциации Жана-Мари Ле Бри.
- Пионер авиации: Жан-Мари Ле Брис , статья Флориана Ле Руа в газете L’Ouest-Éclair от 8 июня 1944 года.