Французский пропуск
Французский перевал ( маори : Те Аумити ; официально Те Аумити / Французский перевал ) — узкий и коварный участок воды, отделяющий остров Д'Юрвиль в северной части Южного острова Новой Зеландии от материкового побережья. На одном конце находится залив Тасман , а на другом конце внешний пролив Пелорус/Те-Хойер ведет к проливу Кука .
Французский перевал имеет самые быстрые приливные течения в Новой Зеландии, достигающие 8 узлов (4 м/с ). [1] Когда прилив меняется, течение может быть достаточно сильным, чтобы оглушить рыбу. [2]
Местные племена — Нгати Коата и Нгати Куя .
История
[ редактировать ]В устной традиции некоторых племен маори Те Аумити (Французский перевал) является местом упокоения Купе любимого короля , которого зовут Те Кавау-а-Тору. Купе был пионером полинезийского мореплавателя, открывшим на своем каноэ пролив Кука . Во время исследования пролива Кука на Купе напал гигантский осьминог. В яростной битве за уничтожение осьминога побережье было изрезано запутанными формами, которые сегодня составляют Звуки. Затем верная махорка Купе привела Купе к проходу через Французский перевал и исследовала местность от имени Купе. Те Кавау-а-Тору имел огромный размах крыльев и слыл священной птицей с «глазом предка», проникающим в древние знания. [3] Однако, проверяя канал, чтобы убедиться, что он безопасен для каноэ Купе, Те Кавау-а-Тору попал в приливную волну, сломал крыло и утонул. Разбитый риф, примыкающий к каналу, — это окаменевшая верная птица Купе — Те Аумити а те Кавау-а-Тору (течения, поглотившие баклан Тору). Близлежащая скалистая точка, где сейчас стоит маяк , — это окаменелые кости птицы. [4]
Первое зарегистрированное европейское плавание по перевалу произошло в 1827 году. Адмирал Жюль Дюмон д'Юрвиль прошел по перевалу во время своего второго путешествия в Новую Зеландию на корвете ВМС Франции «Астролябия» . Подойдя к самой узкой части перевала, судно качнулось в сторону и не отреагировало на рулевое управление. Корвет дважды ударился о камни, а затем был смыт через риф в залив Адмиралтейства . Высокая энергия и сложность этого места были резюмированы д'Юрвилем, предположившим, что никому не следует пытаться пройти по Французскому перевалу, кроме как в крайней чрезвычайной ситуации. [5]
В 1888 году дельфин Риссо в этом районе появился . В течение следующих 24 лет этот дельфин сопровождал лодки на Французский перевал и обратно. Он прославился как Пелорус Джек и стал первым дельфином в мире, получившим защиту закона. Пелорус Джек остался в проливах Пелорус и не прошел через перевал в Тасмановый залив. Он встречал лодки, когда они выходили из перевала, плывя по носовым волнам на протяжении 8 километров (5,0 миль) до пролива Пелорус. Затем он присоединялся к лодкам, возвращающимся в Нельсон, у входа в пролив Пелорус/Те Хойере и сопровождал их обратно к перевалу. Последний раз Пелорус Джека видели в апреле 1912 года. Смотритель маяка на Френч-Пассе утверждал, что нашел разлагающееся на берегу тело Пелорус Джека. [6]
В августе 2014 года название French Pass было официально изменено на Te Aumiti / French Pass. [7]
Приливные потоки
[ редактировать ]Внешние изображения | |
---|---|
Картина королевской махорки | |
Картина Астролябии во Френч Пассе | |
Фотография Французского перевала в полном объеме | |
Google изображение |
Перевал имеет ширину 500 метров (1600 футов), но главный судоходный канал («горло» или «сужается») сужается всего до 100 метров (330 футов) с мелководьем глубиной 20 метров (66 футов ) . Большая часть остальной части перевала представляет собой сломанный риф. [8]
С одной стороны находится пролив Кука с диапазоном приливов до 2 метров (6,6 футов), а с другой стороны — залив Тасман с диапазоном приливов до 4 метров (13 футов). [9] Это может привести к существенным градиентам давления на перевале, осложняемым разницей фаз или времени между приливами с обеих сторон примерно в 25 минут. Пиковый поток в горловине перевала составляет около 4 метров в секунду (13 футов/с). [10]
Рядом с перевалом находятся глубокие ямы, где могут возникать сильные вертикальные потоки. [11] В 2000 году студенты-дайверы, участвовавшие в дрейфующем погружении во время местного отлива, были отделены от поверхности и попали в водоворот. Это затянуло их в «Дыру Иакова», 68-метровую (223 фута) [12] глубокая депрессия к юго-западу от перевала. Глубина этого спуска привела к многочисленным жертвам. Судя по всему, группу затянуло глубоко в дыру, а затем снова вернули на поверхность. Записи подводного компьютера одного из выживших показывают глубину до 89 метров (292 фута). Согласно отчету коронера, авария произошла во время отлива, поэтому течение текло с юго-запада на северо-восток. [13] [14]
Френч Пасс / Анару
[ редактировать ]Френч-Пасс / Анару — неофициальное название поселения к югу от Френч-Пасс, которое используется как минимум с 1980 года. [15] Раньше это был Анару. [16] До смотровой площадки с видом на канал несколько минут ходьбы. [17] и палаточный лагерь с спуском для лодок и причалом. Дорога во Френч-Пасс/Анару находится примерно в 70 км (43 миль) от SH6 . [18] большая часть его незапечатана и имеет резкие изгибы. [19]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стивенс и др. (2008)
- ^ Крейг Стивенс и Стивен Чизвелл. Океанские течения и приливы: Tides Te Ara - Энциклопедия Новой Зеландии, обновленная 21 сентября 2007 г.
- ^ Королевский баклан новозеландских птиц. Проверено 2 марта 2009 г.
- ^ Те Ахукараму Чарльз Роял. Первые народы в традиции маори: Те Аумити (Французский перевал) Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии, обновленная 28 октября 2008 г.
- ^ Болдуин 1979, с. 164
- ^ Джерард Хатчинг. Дельфины: История Пелоруса Джека Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии, обновленная 22 октября 2008 г.
- ^ «Решения НЗГБ» . Информация о земле Новая Зеландия. Август 2014. Архивировано из оригинала 21 ноября 2015 года . Проверено 7 ноября 2015 г.
- ^ «Схема Французского перевала» . Архивировано из оригинала 16 октября 2008 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
- ^ Хит Р.А. (1978) Полусуточные приливы в проливе Кука. Новозеландский журнал исследований морской и пресной воды 12: 87–97.
- ^ Стивенс и др. (2007)
- ^ Стивенс и др. (2007)
- ^ Морские карты GPS, по состоянию на 18 мая 2019 г.
- ↑ Smith IR (2003). Отчет коронера. Архивировано 4 марта 2009 г. в округе Wayback Machine в Нельсоне. По состоянию на 5 декабря 2008 г.
- ^ МакГео Дж. и Дэвис Ф.М. (2000) «Анализ сложной аварии при любительском подводном плавании: Френч-Пасс, Новая Зеландия». Дайвинг и гипербарическая медицина , 39 :1.
- ^ «Справочник NZGB | linz.govt.nz» . gasetteer.linz.govt.nz . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ «Те Аумити/Наследие Френч Пасс» . Мальборо, Новая Зеландия . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ «Смотровая тропа Френч-Пасс» . www.doc.govt.nz. Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ «Кемпинг Френч Пасс» . www.doc.govt.nz. Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ «Те Аумити (Французский перевал), Мальборо» . Топографическая карта Новой Зеландии . Проверено 9 декабря 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Болдуин О (1979) История Французского перевала Новой Зеландии и острова Д'Юрвиль. Издательство Fields, Плиммертон.
- Стивенс С. и Саттон П. (2007) Измерение приливных течений вблизи потока ADCP в проливе Кука
- Стивенс С., Саттон П., Смит и Диксон Р. (2008) Приливные потоки в Те Аумити (Френч-Пасс), Южный остров, Новая Зеландия, Журнал морских и пресноводных исследований Новой Зеландии.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Приливный поток Те Аумити (Французский перевал). Архивировано 19 марта 2012 г. в Wayback Machine - Land Information, Новая Зеландия.
- Макнаб, Роберт (1909) Мурихику: История Южного острова Новой Зеландии и островов, прилегающих и лежащих к югу, с 1642 по 1835 год: Глава 26: Открытие Французского перевала, 1827 г. Уиткомб и Томбс, Веллингтон.
40 ° 55'19 "ю.ш., 173 ° 50'1" в.д. / 40,92194 ° ю.ш., 173,83361 ° в.д.