Референдум по конституции в Бангладеш 1991 г.
![]() | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Должен ли президент одобрить законопроект о Конституции (Двенадцатая поправка) 1991 года Народной Республики Бангладеш? | ||||||||||||||||||||||
Результаты | ||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Эта статья является частью серии статей о |
Политика Бангладеш |
---|
![]() |
![]() |
![]() |
Референдум по конституции был проведен в Бангладеш 15 сентября 1991 года. Избирателям был задан вопрос: «Должен или нет президент дать согласие на законопроект о Конституции (Двенадцатая поправка) 1991 года Народной Республики Бангладеш?» Поправки приведут к восстановлению парламентского правления , при котором президент станет конституционным главой государства, а премьер-министр - исполнительным главой. Он также упразднил должность вице-президента, и президент будет избираться парламентом.
За этот результат проголосовали 83,6% при явке 35,2%. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Шейх Муджибур Рахман возглавлял Авами Лигу во время борьбы за независимость и занимал пост главы исполнительной власти Бангладеш с января 1972 года до своего убийства в августе 1975 года. В 1974 году Муджиб объявил чрезвычайное положение и начал Вторую революцию , в ходе которой с одобрения парламенте он заменил парламентскую систему президентской однопартийной авторитарной системой.
8 декабря 1990 года президент Хоссейн Мухаммад Эршад подал в отставку, и пришел главный судья Шахабуддин Ахмед , согласованный кандидат от Авами Лиги и Национальной партии Бангладеш (БНП) к власти в качестве исполняющего обязанности президента . До этого Эршад назначил Ахмеда вице-президентом , чтобы преемственность осуществлялась в соответствии с конституционными процессами. Две поставленные перед Ахмедом задачи заключались в том, чтобы как можно скорее организовать и провести всеобщие выборы и одновременно управлять страной, не проявляя чрезмерного вмешательства. Основными конкурентами на выборах , которые были организованы в феврале 1991 года, были Авами Лига и БНП, в которых также приняли участие Джамаат-и-Ислами и Партия Джатия , а также многие другие небольшие партии и независимые кандидаты.
Народная лига, ошибочно рассчитывая, что ее организационная сила позволит ей победить на выборах, выступила за парламентскую систему, изменение, которое потребует поддержки двух третей членов нового парламента и одобрения референдума избирателями. БНП выступала за сохранение президентской системы.
По итогам выборов БНП получила 168 мест, Авами Лига - 88, партия Джатия - 35 и Джамаат-и-Ислами - 20. Поскольку БНП получила явное большинство в 330-местном парламенте, лидер БНП Бегум Халеда Зия стала премьер-министром. . Однако, поскольку БНП получила только 31 процент голосов избирателей, было неясно, сможет ли она выиграть президентские выборы, особенно если оппозиционные партии договорятся о едином кандидате, что они, вероятно, и сделали бы. Из-за этого, а также из-за того, что BNP находилась у власти в парламенте, BNP казалось выгодным передать власть от президента парламенту.
В результате 2 июля BNP представила законопроект о Конституции (Двенадцатая поправка) 1991 года. Народная лига также выдвинула свой собственный законопроект о поправках к конституции. из 15 членов . специальный комитет Для разрешения разногласий был сформирован [ 2 ] Комитет подготовил единогласный отчет и 6 августа представил его на утверждение парламенту. После двух туров голосования законопроект был принят 307 голосами против, а затем поправка была вынесена на референдум.
Результаты
[ редактировать ]Выбор | Голоса | % |
---|---|---|
Для | 18,308,377 | 83.6 |
Против | 3,390,062 | 15.5 |
Недействительные/пустые голоса | 189,998 | 0.9 |
Общий | 21,888,437 | 100 |
Зарегистрированные избиратели/явка | 62,204,118 | 35.2 |
Источник: Нолен и др. |
Последствия
[ редактировать ]После принятия поправки критики утверждали, что реформа не обеспечила значимого многопартийного участия в законотворчестве, поскольку правящая партия часто предпочитала обходить парламент при принятии основных законов, включая законопроект о борьбе с терроризмом 1994 года, обнародуя постановления вместо внесения предлагаемых законопроектов. парламентским комитетам для проверки. Оппозиционные партии также часто бойкотировали пятый , седьмой и восьмой парламенты . [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дитер Нолен , Флориан Гротц и Кристоф Хартманн (2001) Выборы в Азии: справочник данных, Том I , стр. 534 ISBN 0-19-924958-X
- ^ Бакстер, Крейг (1992). «Бангладеш в 1991 году: парламентская система». Азиатский опрос . Обзор Азии в 1991 году: Часть II. 32 (2). Издательство Калифорнийского университета: 162–167. дои : 10.2307/2645214 . JSTOR 2645214 .
- ^ Монируззаман, М. (2009). «Парламентская демократия в Бангладеш: оценка парламента в 1991–2006 годах». Содружество и сравнительная политика . 47 (1): 100–126. дои : 10.1080/14662040802659017 . S2CID 67779420 .