доверять
Фидеикомиссум — это вид завещания, при котором бенефициар обременен передачей части имущества умершего кому-либо другому. Например, если отец оставляет семейный дом своему первенцу, при условии, что они завещают его первому ребенку. На протяжении нескольких столетий это был один из самых популярных правовых институтов древнеримского права . Это слово представляет собой соединение латинских слов fides (доверие) и committere (обязательство) и, таким образом, означает, что что-то передано на доверие.
Текст и перевод
[ редактировать ]Прежде всего, следовательно, надо знать, что необходимо, чтобы кто-нибудь был утвержден наследником по праву и вверен своей вере, чтобы другие могли восстановить это наследство; в противном случае бесполезно завещание, в котором никто не назначен наследником по праву.
Прежде всего мы знаем, что требуется, чтобы один наследник был должным образом назначен и в его доверии было поручено передать наследство другому; в противном случае завещание, в котором не был назначен должным образом наследник, является недействительным.
— Институты Юстиниана , 2.23.1
Теперь видно, что эти [полезные] слова попечителей наиболее [правильно] употребляются. которые, следовательно, каждый тверд, и если они все собраны вместе.
Слова, которые правильно и обычно используются для установления фидеикомисса, — это «прошу», «прошу», «я желаю», «я доверяю»; поэтому этих [слов] достаточно по отдельности, но также и если все вместе.
— Институты Юстиниана , 2.23.2
Экзегеза
[ редактировать ]времени правления Цезаря Августа , который первым установил определенные требования к учреждению фидеикомисса Этот фрагмент относится ко . [ 1 ] Само учреждение впервые упоминается в 200 г. до н.э. Теренцией в Андрии , 290–98: « tuae mando fide ». [ 2 ]
Он функционировал следующим образом: завещатель назначал наследника в качестве фидуциария , которому поручалось оформление наследства бенефициару, называемому « фидеикомиссариус ».
Цель и возможность исполнения
[ редактировать ]Фидеикомиссум проскриптам позволял ересам оставить при желании завещателя завещать свое имущество , осуществили бы а ересы передачу им.
«Институты» , 2.23.1 указывает на то, что Август учредил фидеикомисс как юридически обязательный, отдавая ему предпочтение в отдельных случаях. Таким образом, его принятие было напрямую основано на актах императора , но даже до этого фидеикомиссум всегда имел силу. [ 3 ] Истинная причина этого кроется в природе самого института. Личная безопасность в Риме имела гораздо большее значение, чем сегодня, прежде всего потому, что римляне более высоко ценили обязанности дружбы. [ 4 ] Таким образом, некоторые правовые институты просто основывались на добросовестности , например, tutela , societas и депозитум , что не уменьшало, а скорее усиливало их безопасность. Нарушение фидуциарного договора неизбежно приводило к статусу infamis , что означало пожизненную неспособность совершать какие-либо коммерческие действия. [ 5 ] Эта угроза имела достаточную силу, чтобы гарантировать выполнение фидуциарами своих обязательств. Поскольку это было делом чести , рассмотрения не требовалось.
Применимость
[ редактировать ]Большой успех фидеикомисса как искусной Fraus Legi Fracta подтверждается его длительным применением; пересмотренный Юстинианом I , он, возможно, к моменту его правления просуществовал 700 лет. [ 6 ] Причины кроются в большом разнообразии дел, которые он может разрешить, и в отсутствии формальных требований, которые необходимо удовлетворить.
Практическая неформальность и гибкость фидеикомиссума описаны в «Институтах» . Не было необходимости в определенной формуле: любое слово, описывающее бенефициаров, такое как rogo , peto или volo , использованное с термином « fidei tuae committo », в достаточной степени устанавливало fideicommissum . [ 7 ] Оно могло быть зафиксировано в завещании или приписке , составлено устно или даже объявлено простыми жестами. Самое привлекательное то, что его можно было добавить, отменить или изменить после того, как institutio heredes возникнет. [ 8 ] Принимая во внимание все эти преимущества, неудивительно, что легат с его строгими формальными требованиями пользовался гораздо меньшей популярностью. [ 9 ] постепенная ассимиляция легатов и фидеикомисс В более поздние эпохи произошла ; при Юстиниане эти два института были объединены, что является примером вульгаризации римского права после его классической эпохи.
Ограниченная емкость
[ редактировать ]Самое главное, что фидеикомисс позволял передавать собственность по завещанию тем, кто был исключен из права наследования. Например, закон Voconia 169 г. до н.э. не позволял назначать женщин наследницами римлян, перечисленных цензором как богатые . [ 10 ] Позже Август усилил свои leges Julia , введя суровые leges caducariae , которые наказывали неженатых и бездетных, лишая их capacitas , привилегии наследования ( Lex Julia de Maritandis Ordinibus был принят в 18 г. до н. э., а lex Papia Poppeia в 9 г. Инст . 1.145)). [ 11 ] Но фидеикомиссум позволял преуспевающему отцу семьи назначить наследником своего amicus , которому затем доверялась передача унаследованного имущества незамужней филии . Это обеспечит ее обеспечение после его смерти.
Поселения
[ редактировать ]Владение имуществом внутри семьи имело большое значение по нескольким причинам. Практически это обеспечивало выживание семьи , ее имени и богатства. Более того, этого требовала сакральная необходимость поклонения пенатам , которые прекратили бы свое существование, если бы семья прекратила свое существование. Но самое главное, римская аристократия полагалась на тщательный и необходимый баланс собственности, чтобы обеспечить баланс сил. Это можно гарантировать, установив фидеикомиссум . Он мог регулировать преемственность нескольких поколений по завещанию и, следовательно, включал в себя римские корни семейных поселений. [ 12 ] В отличие от легатов передавать имущество только ересу , которые позволяли , и узуфруктуса , для которого требовалось определенное лицо, фидеикомиссум мог быть предоставлен incertae personae . [ 13 ] Используя замену фидеикомисса (подчиняя один фидеикомиссум другому, что позволяет сохранять собственность внутри семьи на протяжении поколений посредством последовательных трастов), доверитель мог, таким образом, поручить своему сыну передать имущество своему сыну в случае смерти и так далее навечно. [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]Легаты по своей природе очень похожи на фидеикомисса , но последний не страдал от таких же ограничений. Легатов можно было обвинить только в ересе , а lex Falcidia в 41 г. до н. э. ограничил наследство тремя четвертями всего наследства. [ 15 ] Это, конечно, не относилось к фидеикомиссу , и с его помощью можно было обойти.
Освобождение рабов
[ редактировать ]Другое существующее использование фидеикомиссума описано в G 2.263-266: libertas quoque servo per fideicommissum dari potest, если ереса или легатария просят совершить освобождение, чтобы стать патроном освобожденного таким образом раба. Освобождение рабов было привлекательным для господ по нескольким причинам. Во-первых, он мог избавиться от бесполезных ему рабов (потому что они были головорезами, необразованными или неспособными работать). Во-вторых, освобожденный раб был обязан освободившему его доминусу честью и всем остальным , включая процессию к могиле. Это привело к тому, что большое количество рабов было освобождено на смертном одре. Рим постепенно наводнился освобожденными рабами, увеличивая бедные классы внутри общества. Поэтому Август принял законы против роскоши. Они ограничивали освобождение рабов, но их можно было частично обойти с помощью фидеикомисса . Фидеикомиссум , также уступил место предоставлению прав патронуса лицу обязавшемуся освободить раба.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Казер, 6, § 77, И.
- ^ Теренс, Андрия 290–98 ; Ватсон, с. 84 и последующие; Бакленд, Главный институт, с. 230.
- ^ Керзон, с. 119; Бакленд, Основные институты , с. 228; Der Neue Pauly , Vol. 4, «фидейкомиссум».
- ^ Уотсон, с. 119.
- ^ Выведенные из сакральных законов Двенадцати таблиц , позорные люди были лишены права подавать заявления в любых судебных процессах и занимать определенные должности. Хуже того, они больше не могли давать ценных обещаний, и это, будучи основой любого манципации как наиболее часто используемой формы соглашения, делало их неспособными участвовать в коммерческой жизни (Казер, 2, § 14, III).
- ↑ Первое упоминание датируется II веком до нашей эры (см. выше), Der Neue Pauly , Vol. 4, «фидеикомиссум» и подобные формы были известны, например. фидуция , Уотсон, с . 84 и последующие; Бакленд, Главный институт, с. 230.
- ^ Казер 6, § 77 II 1.
- ^ Как показано в Г. 2, 249; ПС 4, 1, 5-6; и Бакленд/Макнейр, с. 163; 170; поддерживается Борковски/дю Пеллисом 8.9.2.3.
- ^ Условия, на которых был учрежден легат , объяснены в Buckland, Main Inst. п. 231, с подробностями о постепенной ассимиляции легатов и фидеикомисс , которая при Юстиниане привела к слиянию двух прежних отдельных институтов (пример вульгаризации римского права после его классической эпохи).
- ^ Инст . 2,274; 226. lex Voconia Не совсем понятно, на что был нацелен . Возможно, оно пыталось уменьшить роскошь, которой наслаждались женщины, но, скорее всего, оно уменьшило роль женщин в сохранении пенатов. Der Neue Pauly Vol. 7, « лекс вокония »; Борковски/де Плесси 8.4.1.3 (b).
- ^ Подробности с Касером 6, § 77 II 2c; Der Neue Pauly Vol. 2 « кадукум ».
- ^ Казер 6, § 77 II 3; Керзон п. 119.
- ^ Бакленд, Главный институт, с. 231.
- ^ Доказательства этого были найдены в так называемом «Testamentum Dasumii» , где завещатель желает, чтобы его земля была передана либерти с правом выживания . В случае смерти выжившего он должен отправиться в постери . В то время как Senatus Consultum Pegasianum (73 г. н.э.) пытался ограничить это, предоставив фидуциарию четверть поместья, именно Адриан остановил создание поселений, запретив fideicommissa ad incertae personae . Позднее юристы-классики ввели такую вещь, как фидеикомиссум для семьи , позволявший закрепить имущество на четыре поколения. Возможно, говорит Бакленд, это послужило вдохновением для замечаний Берефорда в случае с Белингом (Y. BB. 5Ed. II, Пасхальный семестр). Более подробную информацию см.: Бакленд, Основные институты , с. 232 и след.
- ^ Инст . 2, 16; Der Neue Pauly Vol. 7 «лекс Фацидия»; Бакленд, Основные институты , с. 168; 231.
Литература
[ редактировать ]- Авенариус, Мартин. Доклассический комитет fidei и порядок, учреждаемый после смерти. Эмоция как основа юридической обязательности последнего желания умершего . В: Порядок письма и эмоции. Аффект и структуры власти у греческих и латинских авторов . Под редакцией Ани Беттенворт и Юргена Хаммерштедта. Хильдесхайм и др .: Георг Олмс Верлаг, 2020, с. 65-91.
- Борковски, Эндрю и Поль дю Плесси. Учебник по римскому праву , 3-е изд. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2005.
- Бакленд, Уильям Уорвик. Основные институты римского частного права . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1931.
- Керзон, LB Римское право . Лондон: Macdonald & Evans Ltd., 1966.
- Новый Поли . Под редакцией Хуберта Канчика и Хельмута Шнайдера. Штутгарт и др .: JB Metzler Verlag, Vol. 2: 1997; Том 4: 1998; Том 7: 1999.
- Казер, Макс . Римское частное право , 2-е изд. Перевод Рольфа Данненбринга из римского частного права , 6-е изд. Лондон: Баттервортс, 1968.
- Уотсон, Алан. Римское частное право около 200 г. до н.э. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1971.