Память и принятие решений
Система памяти играет ключевую роль в процессе принятия решений , поскольку люди постоянно выбирают альтернативные варианты. Из-за объема принимаемых решений большая часть процесса принятия решений является неосознанной и автоматической. Информация о том, как принимается решение, запоминается и используется для будущих решений. Память подвержена предубеждениям , но она является неотъемлемой частью формирования предпочтений и дифференциации выбора.
Подход «Предпочтения как память»
[ редактировать ]Структура предпочтений как памяти (PAM) [1] — это модель, отображающая роль памяти в принятии решений. Это предполагает, что решения выбираются на основе извлечения соответствующих знаний из памяти. Эти знания включают информацию как из предыдущих идентичных, так и из аналогичных ситуаций. Модель предполагает, что никогда не существует одного точного оптимального выбора из-за сложности системы памяти.
Классические модели
[ редактировать ]Классические модели суждений и принятия решений предполагают, что все люди при принятии решения придерживаются определенного набора предположений. [2] Считается, что у людей есть стабильные предпочтения, которые подчиняются правилам преемственности и точности, и поэтому мы будем делать последовательный выбор независимо от влияния каких-либо внутренних или внешних факторов. Эти предположения были оспорены. Растущее количество данных свидетельствует о том, что наши предпочтения формируются для каждого нового возникновения ситуации и, следовательно, не так строги, как считалось ранее. [3] Структура PAM отличается от классических моделей и рассматривает наши предпочтения как непостоянные и подверженные изменениям.
Влияние памяти на решения
[ редактировать ]Интеграция памяти
[ редактировать ]Интеграция памяти диктует предпочтения в отношении данной альтернативы. Модель PAM предполагает, что предпочтения формируются, когда люди извлекают из памяти набор запросов относительно атрибутов альтернативного выбора. Считается, что эти запросы являются автоматическим, бессознательным процессом. Многие люди, когда их просят принять решение, мыслят в основном эмоциями , поэтому то, как ставится вопрос, а также то, как он задается, влияет на процесс принятия решения. Если вас попросят выбрать, куда пойти поужинать, вы выберете ряд возможных ресторанов, рассмотрите каждый вариант и определите положительные качества каждого. Выбранным будет ресторан с наибольшим количеством положительных качеств.
Этот выбор зависит от порядка, в котором оцениваются преимущества каждого варианта и рассматриваются ли отрицательные, а не положительные возможности. Формулировка вопроса также влияет на процесс запроса. Например, «автомобиль ударился о столб» или «автомобиль врезался в столб». Постановка . вопроса активирует различные компоненты системы памяти и дает возможность реконструировать наши воспоминания [4] Память - это не событие, которое происходит изолированно, а интегрировано и, таким образом, зависит от целей лица, принимающего решения, поставленных вопросов и бесконечного количества внутренних и внешних факторов.
Торможение и реактивность памяти
[ редактировать ]Память о событиях постоянно меняется как с точки зрения ее краткосрочной доступности хранения контента , так и с точки зрения долгосрочного . [5] Вопрос, поставленный перед тем, как отдать предпочтение, может повлиять на кратковременную доступность памяти, [6] как и эффекты якоря . [7] Задаваемые вопросы также могут иметь значительные долгосрочные последствия, восстанавливать память и предсказывать поведение или влиять на него. Например, студенты, ответившие утвердительно на вопрос, будут ли они голосовать на предстоящих выборах, повысили свое поведение при голосовании, хотя вопрос был задан за несколько месяцев до этого. [8]
Система памяти страдает от заторможенности . Вот почему трудно одновременно удерживать в оперативной памяти два разных номера телефона. Хотя может показаться, что торможение мешает нашей системе памяти, оно позволяет людям сосредоточиться на важных деталях и игнорировать ненужные, когда это необходимо для принятия быстрых решений. [9] Более ранние запросы могут устанавливать предпочтения, которые запрещают ответы на более поздние запросы. Человек, которому предлагают два предмета и просят выбрать один из них, с большей вероятностью выберет тот предмет, который был представлен первым. [10] Порядок имеет значение, потому что торможение влияет как на нашу память, так и на предпочтения, так что новая информация конкурирует со старой информацией в отношении пространства памяти и ассоциаций с воспоминаниями.
Иерархическая структура памяти
[ редактировать ]Иерархическая структура системы памяти представляет собой конструкцию сложных категорий, которые люди создают для классификации объектов. Вместо связей памяти между всеми знаниями мы имеем связи между различными концептуальными узлами. [11] Согласно исследованию Шермана, оно показывает, что, получив объект B, люди могут сформировать объект A, поскольку объект B обеспечивает соответствующее пространство выборки, которое заставляет людей выносить суждения. Например, человек, которого просят вспомнить птицу, сначала думает о концептуальном узле всех животных, затем обо всех животных, которые могут летать, и, наконец, о птице, которая является наиболее стереотипной в этом классе; например, малиновка. Пингвина с меньшей вероятностью найдут, потому что пингвин менее типичен для этого класса. Именно по этой причине труднее принимать решения относительно абстрактных и неиерархических понятий, таких как время и деньги. Легко представить себе карандаш, но труднее решить, что делать с суммой денег или как провести следующие три часа свободного времени.
Неявная память и принятие решений
[ редактировать ]Имплицитная память — это форма долговременной памяти, не связанная с сознательным осознанием. Процесс, хранящийся в имплицитной памяти, может быть легко осуществим, но труден для вербализации. Например, хотя мы и можем ездить на велосипеде даже после десятилетнего перерыва, трудно объяснить другому человеку, как это делать. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что имплицитная память, особенно в сфере рекламы, может влиять на принятие решений. [12]
Люди, как потребители, окружены рекламой , которая продвигает продукты и услуги компаний с целью заставить нас предпочесть их продуктам и услугам другого конкурирующего бренда. Считается, что эта реклама становится внутренней формой имплицитной памяти, в которой, бессознательно, люди отдают предпочтение одному бренду перед другими. Реклама может создавать воспринимаемые предубеждения, которые позволяют нам выбирать тот продукт в нашей системе памяти, с которым мы знакомы, сознательно или неявно. Причины наших предпочтений могут находиться в имплицитной памяти и поэтому быть нам неизвестны. [13]
Грунтовка
[ редактировать ]Эффект прайминга — еще один ключевой аспект того, как память влияет на решения. Прайминг активирует определенный узел памяти , что облегчает доступ к нему в дальнейшем. [14] Недавнее исследование изучило влияние воспроизведения определенных видов музыки в магазине, где продается вино. Немецкие вина продавались выше, когда играла немецкая музыка, а французские вина продавались лучше, когда играла французская музыка. [15] Этот эффект привел к четверти разницы в продажах вина. Прайминг увеличивает доступность воспоминаний и может быть причиной того, что мы предпочли один вариант другому.
Классическое кондиционирование
[ редактировать ]Классическое кондиционирование включает в себя три стадии. Во-первых, это происходит, когда люди естественным образом реагируют (безусловный ответ) на раздражитель (безусловный стимул). Например, у собаки начинается слюнотечение, когда ей дают еду. [16] Во-вторых, это стадия приобретения, на которой объект представляется как нейтральный стимул, такой стимул, как мелодия звонка, который естественным образом не вызывает безусловную реакцию, и объект свяжет их вместе после нескольких повторений. [17] Безусловный раздражитель по-прежнему вызывает безусловную реакцию, но теперь нейтральный раздражитель может вызвать ту же реакцию. Таким образом, теперь у нас есть условный раздражитель и условная реакция. После приобретения наступает третий этап, когда безусловный стимул не вызывает безусловную реакцию, но теперь нейтральный стимул становится условным стимулом, который может вызвать безусловную реакцию. [18] Возьмите собаку в качестве примера, чтобы объяснить эффект третьей стадии. Собаку приучают есть (безусловная реакция) после звонка (условный раздражитель). Тогда эта собака продолжит вставать и начинать есть, когда звонит звонок, потому что его память пропадает, когда он слышит звонок.
Память, окружающая среда и принятие решений
[ редактировать ]Событие, когда человек поместил предмет в память, подразумевает, что у человека была хотя бы одна встреча с этим предметом. Система памяти ведет себя оптимально, когда воспоминания, которые с большей вероятностью будут использованы, легче восстановить, чем воспоминания с меньшей вероятностью. На память влияют эффекты практики — концепция, согласно которой более интенсивная практика с предметом приводит к более легкому его извлечению; эффекты удержания, что означает, что воспоминания с меньшей вероятностью будут извлечены по прошествии более длительного периода времени, и эффекты интервала , при которых воспоминания легче вызываются, если они закодированы в памяти в течение более длительного интервала времени. [19]
Вполне вероятно, что структура окружающей среды, которая влияет на структуру нашей памяти, влияет на то, как мы создаем предпочтения и принимаем решения. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что система памяти организована таким образом, что адаптируется к структуре окружающей среды. Таким образом, мы можем предсказать, когда нам понадобится определенная память, даже после учета эффектов практики, удержания и интервалов. [20]
Аффект и память
[ редактировать ]Память и эмоции , или « аффект », тесно связаны и одновременно влияют друг на друга. Настроение человека определяет мысли, которые он или она испытывает, а также воспоминания, которые он вспоминает. Эксперимент Риммеле показывает, что люди с большей вероятностью запоминают негативные изображения, чем нейтральные, и они больше доверяют эмоциональным изображениям, чем нейтральным. [21] Эмоции вызывают воспоминания, которые, в свою очередь, вызывают реакции. [22] По словам Леду в 1996 году, люди с фобиями автоматически реагируют на угрожающие стимулы и ситуации, хотя этот страх можно контролировать с помощью психотерапии, психологической техники, основанной на вербальном общении, такой как систематическая десенсибилизация. [23] Фобии также могут вернуться, когда снова появляется сильный угрожающий стимул, что показывает, что страх разжигает воспоминания о прошлом опыте, вызывающие естественную реакцию. [24]
Другой распространенный пример: страдающим депрессией трудно вспомнить счастливые воспоминания, потому что их переполняют негативные мысли. По данным Риви и др. (2010), «пациенты в целом имеют плохую память и избирательно вспоминают больше негативной, чем позитивной информации (известное как смещение эмоциональной памяти)» (стр. 371). [25] Мы вспоминаем по памяти информацию, которая отражает наше нынешнее состояние. [26] Когда воспоминания связаны с эмоциями, люди склонны запоминать больше, чем воспоминания о повседневных событиях. [27] Эмоциональная память может запускать поведение. Например, когда пары расстаются, они могут плакать над песней о любви, которую играют по радио. Это потому, что с песней связано сильное эмоциональное воспоминание; слезы могут автоматически течь по лицу, и в результате некоторые даже отказываются слушать песню. Было показано, что память влияет на поведение, связанное с принятием решений, и, учитывая взаимную связь между ними, тоже может влиять.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вебер, Эльке (2006). Конструирование предпочтений по памяти . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 397–410. дои : 10.2139/ssrn.1301075 . S2CID 2052969 . ССНР 1301075 .
- ^ Тверский, А.; Саттат, С.; Словив, П. (1988). «Условный вес в суждениях и выборе». Психологический обзор . 95 (3): 371–384. дои : 10.1037/0033-295x.95.3.371 .
- ^ Слович, П. (1995). «Конструкция предпочтений» (PDF) . Американский психолог . 50 (5): 364–371. дои : 10.1037/0003-066x.50.5.364 . hdl : 1794/22418 . S2CID 143463562 .
- ^ Белл, Бельгия; Лофтус Э.Ф. (1989). «Тривиальное убеждение в зале суда – сила (нескольких) мелких деталей». Журнал личности и социальной психологии . 56 (5): 669–679. дои : 10.1037/0022-3514.56.5.669 . ПМИД 2724064 .
- ^ Рёдингер, Х.Л.; Гинн, MJ (1996). Процесс поиска . стр. 197–236. дои : 10.1016/b978-012102570-0/50009-4 . ISBN 9780121025700 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Чепмен, Великобритания; Джонсон, Э.Дж. (1999). «Закрепление, активация и построение ценностей». Организационное поведение и процессы принятия человеческих решений . 79 (2): 115–153. дои : 10.1006/obhd.1999.2841 . ПМИД 10433900 .
- ^ Страк, Ф.; Муссвайлер Т. (1997). «Объяснение загадочного эффекта привязки: механизмы избирательной доступности». Журнал личности и социальной психологии . 73 (3): 437–446. дои : 10.1037/0022-3514.73.3.437 .
- ^ Смит, Дж.; Гербер, С. (2003). «Эффекты самопророчества и явка избирателей: экспериментальное воспроизведение». Политическая психология . 4 (3): 593–604. CiteSeerX 10.1.1.417.6397 . дои : 10.1111/0162-895x.00342 .
- ^ Пейн, JW; Беттман, младший (1992). «Исследование поведенческих решений: взгляд на конструктивную обработку». Ежегодный обзор психологии . 43 : 87–131. дои : 10.1146/annurev.psych.43.1.87 .
- ^ Рейна, В.Ф. (2003). «Память, развитие и рациональность: интегративная теория суждений и принятия решений». Память, развитие и рациональность: интегративная теория суждения и принятия решений . стр. 201–245. дои : 10.1017/CBO9780511609978.009 . ISBN 9780511609978 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Шерман, С.Дж.; Макмаллен, Миннесота; Гаванский, И. (1992). «Естественные выборочные пространства и инверсия условных суждений». Журнал экспериментальной социальной психологии . 28 (5): 401–421. дои : 10.1016/0022-1031(92)90039-м .
- ^ Ли, Анджела (2009). «Влияние неявной памяти на выбор бренда, основанный на памяти или на стимуле». Журнал маркетинговых исследований . 39 (4): 440–454. CiteSeerX 10.1.1.197.274 . дои : 10.1509/jmkr.39.4.440.19119 . S2CID 18969818 .
- ^ Хаузер, Джон Р.; Вернерфельт, Биргер (март 1990 г.). «Модель оценочной стоимости наборов рассмотрений». Журнал потребительских исследований . 16 (4): 393. дои : 10.1086/209225 . ISSN 0093-5301 .
- ^ Север, AC; Харгривз, диджей; Маккендрик, Дж. (1997). «Музыка в магазине влияет на выбор товара» . Природа . 390 (6656): 132. Бибкод : 1997Natur.390..132N . дои : 10.1038/36484 . S2CID 4410107 .
- ^ Север, AC; Харгривз, диджей; Маккендрик, Дж. (1999). «Отчеты об исследованиях: влияние музыки в магазине на выбор вин». Журнал прикладной психологии . 84 (2): 271–276. дои : 10.1037/0021-9010.84.2.271 .
- ^ Хентон, Вендон В. (1978), «Обзор классической оперантной обусловленности, параметр за параметром», Классическая обусловленность и оперантная обусловленность , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Springer New York, стр. 19–96, doi : 10.1007/978-1 -4612-6310-4_2 , ISBN 978-1-4612-6312-8
- ^ «ААМК Фокус» . Журнал Ассоциации американских медицинских колледжей . 72 (10): 891. 1997. doi : 10.1097/00001888-199710000-00018 . ISSN 0095-9545 .
- ^ «Классическая обусловленность (Павлов)» . Теории обучения . 24 февраля 2020 г. Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ Эббингауз, Герман (1885). «Память: вклад в экспериментальную психологию» . Анналы нейронаук . 20 (4): 155–156. дои : 10.5214/ans.0972.7531.200408 . ПМЦ 4117135 . ПМИД 25206041 .
- ^ Андерсон, Джон Р.; Скулер Лаэль Дж. (1991). «Отражения окружающей среды в памяти». Психологическая наука . 2 (6): 396–408. дои : 10.1111/j.1467-9280.1991.tb00174.x . S2CID 8511110 .
- ^ Риммеле, Ульрике; Давачи, Лила; Петров, Радослав; Дугал, Соня; Фелпс, Элизабет А. (2011). «Эмоции усиливают субъективное ощущение воспоминания, несмотря на меньшую точность контекстных деталей» . Эмоция . 11 (3): 553–562. дои : 10.1037/a0024246 . ISSN 1931-1516 . ПМЦ 3864593 . ПМИД 21668106 .
- ^ Мартинес-Галиндо, Джойс Грасиела; Кансино, Селена (2015). «Положительные и отрицательные эмоциональные контексты неравномерно предсказывают эпизодическую память». Поведенческие исследования мозга . 291 : 89–102. дои : 10.1016/j.bbr.2015.05.018 . ПМИД 26003944 . S2CID 35495706 .
- ^ Пирси, Малькольм (1967). «Понимание против десенсибилизации в психотерапии. Эксперимент по уменьшению тревоги. Гордон Л. Пол, стр. 148. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. Цена 40 шиллингов». Британский журнал психиатрии . 113 (494): 108–110. дои : 10.1192/bjp.113.494.108 . ISSN 0007-1250 . S2CID 143246256 .
- ^ Лохорст, Герт-Ян (1998). «Нейронная основа эмоций». Нейропрактика . 2 (5): 161–162. дои : 10.1007/bf03070935 . ISSN 1387-5817 . S2CID 43673097 .
- ^ Риви, Гретхен; Озер, Иветт; Ито, Юрий (2010). Энциклопедия эмоций . Гринвуд.
- ^ Рассел, Дж. А. (2002). «Основной аффект и психологическое построение эмоций». Психологический обзор . 110 (1): 145–172. дои : 10.1037/0033-295x.110.1.145 . ПМИД 12529060 . S2CID 2890641 .
- ^ Дэвидсон, Дениз (8 августа 2006 г.). «Роль базовых, самосознательных и самосознательных оценочных эмоций в детской памяти и понимании эмоций». Мотивация и эмоции . 30 (3): 232–242. дои : 10.1007/s11031-006-9037-6 . ISSN 0146-7239 . S2CID 143686272 .