Метод вихревой решетки

Метод вихревой решетки (VLM) — численный метод, используемый в вычислительной гидродинамике , в основном на ранних стадиях проектирования самолетов и в аэродинамическом образовании на университетском уровне. , например крыло VLM моделирует несущую поверхность самолета , как бесконечно тонкий слой дискретных вихрей для расчета подъемной силы и индуцированного сопротивления . Влияние толщины и вязкости не учитывается.
VLM могут рассчитывать обтекание крыла с элементарными геометрическими определениями. Для прямоугольного крыла достаточно знать размах и хорду. С другой стороны спектра они могут описывать обтекание самолета довольно сложной геометрии (с множеством несущих поверхностей с конусностью, изломами, закручиванием, развалом, управляющими поверхностями задней кромки и многими другими геометрическими особенностями).
Моделируя поле потока, можно извлечь распределение давления или, как в случае с VLM, распределение силы вокруг моделируемого тела. Эти знания затем используются для расчета аэродинамических коэффициентов и их производных, которые важны для оценки управляемости самолета на этапе концептуального проектирования. Имея первоначальную оценку распределения давления на крыле, конструкторы могут приступить к проектированию несущих частей крыла, киля и хвостового оперения , а также других несущих поверхностей. Кроме того, хотя VLM не может рассчитать вязкое сопротивление, можно оценить индуцированное сопротивление, возникающее в результате создания подъемной силы. Следовательно, поскольку сопротивление должно быть сбалансировано с тягой в крейсерской конфигурации, двигательная группа также может получить важные данные из моделирования VLM.
Историческая справка
[ редактировать ]Джон ДеЯнг представляет предысторию VLM в документации семинара НАСА в Лэнгли SP-405. [ 1 ]
VLM является расширением теории подъемных линий Прандтля . [ 2 ] где крыло самолета моделируется как бесконечное количество подковообразных вихрей . Название было придумано В. М. Фолкнером в его документе Совета по аэронавтическим исследованиям в 1946 году. [ 3 ] С тех пор метод был развит и усовершенствован У.П. Джонсом, Х. Шлихтингом, Г.Н. Уордом и другими.
Хотя необходимые вычисления можно выполнить вручную, VLM выиграла от появления компьютеров для выполнения больших объемов необходимых вычислений.
Вместо одного подковообразного вихря на крыло, как в теории подъемной линии , VLM использует решетку подковообразных вихрей, как описано Фолкнером в его первой статье по этому вопросу в 1943 году. [ 4 ] Количество используемых вихрей варьируется в зависимости от требуемого разрешения распределения давления и требуемой точности расчета аэродинамических коэффициентов. Типичное количество вихрей составляет около 100 на все крыло самолета; в отчете Совета по авиационным исследованиям Фолкнера, опубликованном в 1949 году, упоминается использование «84-вихревой решетки до стандартизации 126-решетки» (стр. 4). [ 5 ]
Этот метод подробно описан во всех основных учебниках по аэродинамике, таких как Katz & Plotkin, [ 6 ] Андерсон, [ 7 ] Бертин и Смит [ 8 ] Хоутон и Карпентер [ 9 ] или Дрела, [ 10 ]
Теория
[ редактировать ]Метод вихревой решетки построен на теории идеального течения, также известной как потенциальное течение . Идеальный поток — это упрощение реального потока, наблюдаемого в природе, однако для многих инженерных приложений это упрощенное представление обладает всеми свойствами, важными с инженерной точки зрения. Этот метод пренебрегает всеми вязкими эффектами. Турбулентность, диссипация и пограничные слои вообще не решаются. Однако сопротивление, вызванное подъемной силой, можно оценить и, при особой осторожности, смоделировать некоторые явления сваливания.
Предположения
[ редактировать ]Относительно задачи в методе вихревой решетки сделаны следующие предположения:
- Поле течения несжимаемо , невязкое и безвихревое . Однако дозвуковое сжимаемое течение с малыми возмущениями можно смоделировать, если общее трехмерное преобразование Прандтля-Глауэрта . в метод включить
- Подъемные поверхности тонкие. Влияние толщины на аэродинамические силы не учитывается.
- Угол атаки и угол бокового скольжения малы, приближение к небольшому углу .
Метод
[ редактировать ]Согласно сделанным выше предположениям поле течения является консервативным векторным полем , что означает, что существует существует потенциал скорости возмущения такой, что вектор полной скорости дается
и это удовлетворяет уравнению Лапласа .
Уравнение Лапласа является линейным уравнением второго порядка, и поэтому оно подлежит к принципу суперпозиции. Это означает, что если и это два решения линейное дифференциальное уравнение, затем линейную комбинацию также является решением для любых значений констант и . Как Андерсон [ 7 ] скажем: «Сложная схема потока ибо безвихревой несжимаемый поток может быть синтезирован путем сложения ряда элементарных потоков, которые также являются безвихревыми и несжимаемыми». Такими элементарными потоками являются точечный источник или сток, дублет и вихревая линия , каждый из которых является решением уравнения Лапласа. Их можно накладывать разными способами, образуя линейные источники, вихревые листы и т. д. В методе Вихревой Решетки каждый такой элементарный поток представляет собой поле скоростей подковообразного вихря некоторой напряженности .
Модель самолета
[ редактировать ]Все несущие поверхности самолета разделены на некоторое количество четырехугольных панелей, подковообразный вихрь на каждой панели размещены и точка коллокации (или точка управления). Поперечный сегмент вихря находится на позиции 1/4 хорды панели, а точка коллокации - на позиции 3/4 хорды. Сила вихря предстоит определить. Нормальный вектор также размещается в каждой точке сочетания и устанавливается перпендикулярно поверхности изгиба фактической подъемной поверхности.
Для проблемы с панели, скорость возмущения в точке коллокации определяется путем суммирования вкладов всех подковообразных вихрей в виде матрицы коэффициентов аэродинамического влияния (AIC). .
Вектор скорости набегающего потока выражается через скорость набегающего потока. и углы атаки и скольжения, .
нулю . В каждой точке коллокации применяется граничное условие Неймана, которое предписывает, что нормальная скорость на поверхности развала равна Альтернативные реализации также могут использовать граничное условие Дирихле непосредственно на потенциале скорости .
Это также известно как условие касания потока. Оценивая скалярные произведения выше, получаем следующую систему уравнений. Новая матрица AIC для нормальной стирки , а правая часть образована скоростью набегающего потока и двумя аэродинамическими углами
Эта система уравнений решается для всех сил вихрей . Полный вектор силы и вектор полного момента относительно начала координат затем вычисляются путем суммирования вкладов всех сил на всех отдельных подковообразных вихрях, причем является плотностью жидкости.
Здесь, - вектор поперечного сегмента вихря, а - скорость возмущения в центре этого сегмента (не в точке коллокации).
Подъемная сила и индуцированное сопротивление получаются из компоненты полного вектора силы . Для случая нулевого скольжения они определяются выражением
Ссылки
[ редактировать ]- ^ НАСА, Использование вихревой решетки . НАСА SP-405, НАСА-Лэнгли, Вашингтон, 1976 г.
- ^ Прандтль. Л, Приложения современной гидродинамики в аэронавтике , NACA-TR-116, НАСА, 1923.
- ^ Фолкнер. В.М., Точность расчетов на основе теории вихревых решеток , номер журнала 9621, British ARC, 1946.
- ^ Фолкнер. В.М., Расчеты аэродинамических нагрузок на поверхности любой формы , R&M 1910 , British ARC, 1943.
- ^ Фолкнер. В.М., Сравнение двух методов расчета нагрузки на крыло с учетом сжимаемости , R&M 2685 , British ARC, 1949.
- ^ Дж. Кац, А. Плоткин, Аэродинамика низких скоростей, 2-е изд., Cambridge University Press , Кембридж, 2001.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Д. Андерсон-младший, Основы аэродинамики , 2-е изд., McGraw-Hill Inc, 1991.
- ^ Дж. Дж. Бертин, М. Л. Смит, Аэродинамика для инженеров , 3-е изд., Прентис-Холл, Нью-Джерси, 1998.
- ^ Э. Л. Хоутон, П. В. Карпентер, Аэродинамика для студентов-инженеров , 4-е изд., Эдвард Арнольд, Лондон, 1993.
- ^ М. Дрела, Аэродинамика летательного аппарата, MIT Press , Кембридж, Массачусетс, 2014.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- НАСА, Использование вихревой решетки . НАСА SP-405, НАСА-Лэнгли, Вашингтон, 1976 г.
- Прандтль. Л, Приложения современной гидродинамики в аэронавтике , NACA-TR-116, НАСА, 1923.
- Фолкнер. В.М., Точность расчетов на основе теории вихревых решеток , номер журнала 9621, British ARC, 1946.
- Дж. Кац, А. Плоткин, Аэродинамика малых скоростей, 2-е изд., Cambridge University Press , Кембридж, 2001.
- Дж. Д. Андерсон-младший, Основы аэродинамики , 2-е изд., McGraw-Hill Inc, 1991.
- Дж. Дж. Бертин, М. Л. Смит, Аэродинамика для инженеров , 3-е изд., Прентис-Холл, Нью-Джерси, 1998.
- Э. Л. Хоутон, П. В. Карпентер, Аэродинамика для студентов-инженеров , 4-е изд., Эдвард Арнольд, Лондон, 1993.
- Ламар, Дж. Э., Герберт, Х. Е., Производственная версия расширенной компьютерной программы FORTRAN с вихревой решеткой НАСА-Лэнгли. Том 1: Руководство пользователя , NASA-TM-83303, НАСА, 1982 г.
- Ламар, Дж. Э., Герберт, Х. Е., Производственная версия расширенной компьютерной программы FORTRAN с вихревой решеткой НАСА-Лэнгли. Том 2: Исходный код , NASA-TM-83304, НАСА, 1982 г.
- Мелин, Томас, Реализация вихревой решетки MATLAB для приложений с линейным аэродинамическим крылом , Королевский технологический институт (KTH), Швеция, декабрь 2000 г.
- М. Дрела, Аэродинамика летательного аппарата , MIT Press, Кембридж, Массачусетс, 2014.