Позолоченная бронза из Карточето ди Пергола
Позолоченные бронзы из Карточето ди Пергола — единственная сохранившаяся римская конная группа из позолоченной бронзы . Монументальный ансамбль состоял как минимум из двух человек верхом на лошадях, из которых остался только один, и двух стоящих женщин.
Статуи были найдены в 1946 году в виде множества частей недалеко от пересечения улиц Виа Фламиния и Виа Салария Галлика в приходе Карточето, недалеко от Перголы, Марке , в центральной Италии. Это было изолированное место, вдали от городских центров, и считается, что изначально они там не располагались, а по какой-то причине были перенесены.
Статуи могут представлять семью Германика и датироваться началом I века нашей эры, но, скорее всего, датируются 50–30 годами до нашей эры и изображают Гнея Домиция Агенобарба и его отца Луция (оба консула ), хотя предполагались и другие фигуры местного значения. .
Из-за своей исключительной археологической важности группа оказалась в центре длительного спора между Soprintendenza per i Beni Archeologici delle Marche и муниципалитетом Перголы по поводу места, где будут храниться бронзовые изделия. Группа экспонировалась в Национальном археологическом музее Марке в Анконе до 1972 года. [ 1 ] когда его перенесли в Museo dei Bronzi dorati della città di Pergola , построенный специально для этой цели. Компромиссное решение теперь перемещает оригинальные бронзовые изделия и копии между двумя площадками.
Описание
[ редактировать ]- Всадники
- Лучше всего сохранившийся всадник — зрелый мужчина (около 40 лет), одежда которого (палудаментум , туника и кальцеус ) идентифицирует его как высокопоставленного военного офицера мирного времени, что соответствует положению правой руки. , поднятый в символе мира. [ 2 ] От другого всадника остались только фрагменты.
- Женщины
- Сохранившаяся стоящая фигура изображает пожилую женщину, чья эллинистическая прическа, типичная для второй половины I века, позволяет предполагать соответствующую датировку группы. [ 3 ] Женщина носит палантин и паллу (одежду) . Другая женская фигура сохранилась значительно хуже, так как сохранились только нижние части ее тела.
- Лошади
- Лошади представлены с поднятой передней ногой, что предполагает ходьбу. Фигуры тритона и нереиды , а также морских коньков и дельфинов украшают каждую нагрудную пластину. Упряжь дополнена металлическими фалерами, на которых размещены изображения различных богов, защищающих коня и его владельца, в том числе Юпитера , Венеры , Марса , Юноны , Минервы и Меркурия .
Техники и материалы
[ редактировать ]Статуи, которые в основном полые, были изготовлены методом литья по выплавляемым моделям и состоят в основном из кожи медного сплава (бронзы) со следами свинца . После сборки статуи были позолочены сусальным золотом . [ 4 ] [ 5 ]
Реплика, призванная воспроизвести первоначальное состояние бронзы, выставлена на крыше Палаццо Ферретти (на территории Национального археологического музея Марке) в честь местной археологии.
Открытие и восстановление
[ редактировать ]В июне и июле 1946 года сотни фрагментов позолоченной бронзы весом в сотни килограммов были случайно обнаружены в Санта-Лючия-ди-Каламелло , в Карточето-ди-Пергола ( провинция Пезаро и Урбино ), центральная Италия. Каноник Джованни Вернарекчи, который в то время был инспектором археологии округа Фоссомброне , подробно описал обстоятельства своего случайного открытия в машинописном отчете.
Бронзовые изделия были найдены Вернарекчи и Нерео Альфиери, который был региональным инспектором государственного департамента древностей Марке ( Soprintendenza alle Antichità delle Marche ). 318 фрагментов были собраны вместе в попытке воссоздать оригинальные статуи. [ 6 ] и группа была восстановлена несколькими рывками в период с 1949 по 1988 год. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Оригинальное размещение группы
[ редактировать ]Фрагменты были обнаружены недалеко от пересечения улиц Виа Фламиния и Виа Салария Галлика , что является изолированным местом, вдали от городских центров. Это необычное сочетание привело археологов к предположению, что группа, вероятно, была перемещена со своего первоначального положения и отложена где-то в поздней античности или в византийские времена — некоторые предполагают, что это могло быть результатом Damnatio memoriae . [ 10 ]
Первоначальное размещение бронзовых изделий в городском контексте до сих пор остается неопределенным. Наиболее распространенная гипотеза предполагает, что группа, возможно, первоначально располагалась на базе в каком-то общественном месте (вероятно, на форуме римского города недалеко от места открытия). Известными кандидатами являются Форум Семпронии ( Фоссомброне ), [ 11 ] который был ближе всего, Сентинум ( Сассоферрато ), где засвидетельствовано существование литейного завода для больших статуй, или Суаса , потому что там были найдены и другие крупные фрагменты аналогичной позолоченной бронзовой лошади (выставлены в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе , см. фотографии [1] и [2] ).
Риминский историк Данило Ре предположил, что бронзовые изделия могли украшать Римини в Арку Августа , если бронзовые изделия представляют собой Юлия Цезаря , Августа , мать Августа и бабушку Августа . [ 12 ]
Идентификация
[ редактировать ]Группа состоит из двух всадников, двух женщин и двух лошадей. Представленные персонажи, вероятно, принадлежали к одной семье сенаторского ранга, но точная идентификация субъектов ускользнула от археологов. Некоторые предположили, что группа может изображать императорскую семью из династии Юлиев-Клавдиев , что датирует статуи 20–30 гг. н.э. В этом случае всадниками, скорее всего, будут Нерон и Друз Цезарь , сыновья Германика , а женщинами — Ливия (бабушка Германика) и Агриппина (жена Германика). [ 13 ]
Однако более вероятно, что статуи датируются периодом между 50 и 30 годами до нашей эры и изображают членов семьи престижного легата с территории, на которой они были обнаружены, Агер Галлик . Поллини убедительно приводил доводы в пользу отождествления с Гнеем Домицием Агенобарбом , важным римским адмиралом во время римских гражданских войн , который перешел на сторону Октавиана от Антония незадолго до битвы при Акциуме , вместе со своим отцом Луцием и их женами Эмилией Лепидой и Порцией , дочерью Катона . . [ 14 ] Среди других менее вероятных кандидатов — сын Гнея Луций , сентинский сенатор Марк Сатрий и убийца Луций Минуций Базил , родившийся в соседней Купра-Маритима (ныне Купра-Мариттима ). [ 15 ]
Другая гипотеза предполагает, что группа, возможно, первоначально была размещена в Герайоне острова Самос , и что субъектами является семья Марка Туллия Цицерона , который должен был быть одним из всадников. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стучки, С. (1960). Бронзовая группа элементов картоцето в музее Анконы. Художественный бюллетень 4 (J5), 7–44.
- ^ Кляйнер, Ф.С.; Стучки, Сандро (1990). «Тиверийская бронзовая группа из Карточето». Американский журнал археологии . 94 (3): 514–515. дои : 10.2307/505828 . JSTOR 505828 .
- ^ Куссер, Р. (2008). Эллинистическая и римская идеальная скульптура: очарование классики (издательство Кембриджского университета).
- ^ Ролли, К. (1998). Греческая и римская бронза: недавние исследования. Археологическое обозрение , 291–310.
- ^ Настаси, И. Использование диагностических методов при изучении археологических находок. (Тесионлайн).
- ^ Греко, Г. (1987). Позолоченная бронза из Карточето: реставрация (Кантини).
- ^ Беарзи, Б. (1960). «Технический отчет по реставрации бронз». Художественный вестник . 1960 : 42–44.
- ^ Каллиери, М.; Чиньони, П.; Скопиньо, Р.; Гори, Г.; Рисалити, М. (2006). «За пределами ручного черчения: система, ориентированная на реставрацию». Журнал культурного наследия . 7 (3): 214–226. дои : 10.1016/j.culher.2006.06.002 .
- ^ Дель Франция, PR (1988). «Методы реставрации бронзы: Риаче и Карточето». Гальваника . 39 (11): 275–277.
- ^ Археология в Марке , Марио Луни, 2003, ISBN 88-392-0744-9
- ^ Понедельник, М. (2007). Дом Форума Семпрона: отделка из мебели (L'Erma di Bretschneider).
- ^ «9 января 1846 г. — В Римини ведутся раскопки с целью раскрыть тайны Арки Августа» . Зови меня Город (на итальянском языке). 9 января 2024 г. Проверено 16 января 2024 г.
- ^ Флори, МБ (1993). «Ливия и история общественных почетных статуй для женщин в Риме». ТАПА . 123 : 287–308.
- ^ Поллини, Джон (июль 1993 г.), «Бронзы Карточето: портреты римской аристократической семьи конца первого века до нашей эры» (PDF) , American Journal of Archeology , vol. 97, Археологический институт Америки, стр. 423–446, номер документа : 10.2307/506364 , JSTOR 506364 .
- ^ Дель Франция, PR (1979). Конная группа из Карточето. Лошади Сан-Марко , Венеция, 42–43.
- ^ ди Каприо, Северная Каролина (2007). Керамика в археологии (L'Erma di Bretschneider).

Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музей позолоченной бронзы и город Пергола (на английском и итальянском языках)
- Управление археологического наследия Марке (на итальянском языке)