Северная линия
Другие имена | Северные Арденны |
---|---|
Страна происхождения | Бельгия, Франция |
Функции | |
Отличительные особенности | Крупная, мускулистая тяжеловозная порода. |
Стандарты породы | |
Trait du Nord , ранее также известная как Ardennais du Nord или Ardennais de type Nord , представляет собой породу тяжеловозных лошадей , выведенную и разводимую в районе Эно на западе Бельгии и на северо-востоке Франции. Первоначально считавшаяся подтипом Арденнской породы , она была признана отдельной породой с открытием племенной книги в 1903 году. Выведенная на плодородных фламандских лугах, она была выведена из-за размера и тяговой силы для сельскохозяйственных работ. К 1855 году некоторые ветеринары считали, что лошади, выращенные недалеко от Эно, превосходят другие фламандские тяжеловозные породы. Trait du Nord широко использовался в горнодобывающей промышленности с конца 19 века по 1920 год, а в 1960-е годы его использование продолжалось реже.
Trait du Nord продолжали широко использоваться в сельском хозяйстве во время Второй мировой войны, но после войны это использование и популяция породы значительно сократились, поскольку сельское хозяйство становилось все более механизированным. В середине 20 века порода была востребована для производства конины , в связи с чем ее стали выводить крупнее и тяжелее. В начале 1970-х годов рынок конины начал приходить в упадок, и Черта дю Нор, как и многие европейские тяжеловозные породы, оказалась под угрозой исчезновения. Лишь в 1990-х годах порода пережила небольшое возрождение благодаря возросшему интересу к развлекательной верховой езде и вождению .
Trait du Nord — крупная порода, жеребцы которой весят более 1000 кг (2200 фунтов), и ее разводят ради тяговых качеств и тяговой силы. Порода встречается во многих однотонных цветах , хотя гнедой и чалый наиболее распространены , они известны своей нежностью и легкостью в обращении. Встречаются два немного разных типа Trait du Nord: более крупный тип, используемый для более тяжелого вытягивания, и более легкий тип, используемый для более быстрой работы. Французское правительство считает, что порода находится под угрозой исчезновения, поскольку менее 100 новых жеребят в год рождается . Национальный реестр пород во Франции работает с местными группами, пытаясь продвигать эту породу и восстанавливать численность популяции. В настоящее время порода имеет высокий риск инбридинга из-за небольшого количества племенных жеребцов и находится под угрозой исчезновения.
Нейминг и регистрация
[ редактировать ]По данным Национального конного завода Франции, нынешнее официальное название породы — Trait du Nord. [ 1 ] За свою историю название несколько раз менялось. В середине 19 века она упоминается как «большая лошадь Эно». [ 2 ] но до 1903 года она не считалась отдельной породой и часто считалась той же самой, что и арденнская . [ 3 ] [ 4 ] С 1913 года он назывался Северными Арденнами, а с 1945 года [ 5 ] до 1965 года был известен как Проект Северных Арденн. Название Trait du Nord стало широко использоваться примерно в 1961 году. [ 4 ]
До 5 августа 1903 г. [ 3 ] [ 4 ] Trait du Nord Племенная книга была объединена с племенной книгой Арденн, при этом первая считалась подтипом последней и называлась Арденнским северным типом. Племенная книга находилась в ведении объединенной группы «Племенная книга северных рабочих лошадей». [ 3 ] [ 5 ] В 1913 году впервые было использовано название Trait du Nord. [ 5 ] и французских кобыл стали регистрировать как собственную породу, [ 4 ] хотя бельгийских лошадей продолжали использовать для разведения, и полученное потомство могло быть зарегистрировано как Trait du Nords. [ 4 ] [ 6 ] В 1919 году северный тип был выделен из арденнского, хотя племенные книги остались привязанными, и лошади было присвоено имя «Северные Арденны». Централизованный племенной союз Северных Арденн был создан в 1945 году. [ 5 ]
Во Франции Syndicat d'élevage du cheval de Trait du Nord (Союз коневодов Trait du Nord) является национальной ассоциацией пород, признанной Министерством сельского хозяйства и рыболовства. Его миссия — популяризация породы и помощь в ее восстановлении, а также разработка и реализация политики генетического улучшения посредством селекционного разведения. Ассоциация работает с Национальным конным заводом Франции и Центром генетических ресурсов над разработкой программ разведения и представляет Trait du Nord во французских комитетах по разведению. Он также организует и участвует в конкурсах и мероприятиях, которые помогают продвигать и развивать породу. [ 7 ]
Характеристики породы
[ редактировать ]В начале 1930-х годов порода достигла пика своего физического развития. [ 8 ] Тогда его описывали как прирожденного рабочего, созданного для тяги и имеющего телосложение, позволяющее перемещать огромные веса на короткие расстояния. [ 9 ] Хотя в наше время вес некоторых пород тяжеловозов снизился, Trait du Nord осталась относительно большой. [ 5 ] Средний размер породы составляет 16,1 руки (65 дюймов, 165 см) для кобыл и от 16,2 до 16,3 руки (от 66 до 67 дюймов, от 168 до 170 см) для жеребцов весом от 1800 до 2000 фунтов (от 800 до 900 кг) для кобыл. и от 1870 до 2200 фунтов (от 850 до 1000 кг) для жеребцов. Жеребята в возрасте 30 месяцев, являющиеся кандидатами на регистрацию, должны иметь рост не менее 16 рук (64 дюйма, 163 см). [ 1 ] Гнедой и чалый — наиболее распространенные окрасы породы. каштановый Допускается также (в том числе печеночно-каштановый, хотя этот цвет довольно редок), а также черный , коричневый и серый , хотя последний встречается крайне редко. [ 1 ] [ 4 ]
Во Франции Национальный конный завод регулирует физические стандарты Черта дю Норд и восьми других французских пород. Критерии отбора менялись несколько раз с момента открытия племенной книги в 1913 году, и теперь они описывают идеальную Черту дю Нор как крупную, хорошо сложенную, невысокую и мощную, с крупным телосложением и хорошо развитой мускулатурой, энергичную, покладистую и красивую. походки . [ 1 ] [ 4 ] Ассоциация породы описывает представителей породы как смелых и наблюдательных. [ 10 ] а также нежный и простой в обращении. [ 5 ] Голова обычно небольшая по отношению к массе лошади, часто курносая, с плоским профилем (ни вогнутым , ни выпуклым ). Шея средней длины, крепкая, часто слегка изогнутая. Холка выдающаяся , плечо длинное и слегка наклоненное. Спина . короткая и прямая, тело компактное, крепкое и очень мускулистое Грудь глубокая, с широкой мускулистой грудью. Круп . широкий и мощно мускулистый Копыта . твердые и сильные [ 1 ] [ 4 ]
Существует два основных типа Trait du Nord. Один из них — более тяжелый тип, выведенный для буксировки тяжелых грузов, а другой — более легкий тип, выведенный для немного более быстрой работы, обычно на рыси . [ 5 ] Оксуа, арденнская, брабантская и некоторые голландские тяжеловозные породы могут быть приняты в племенную книгу Trait du Nord после проверки и одобрения экспертной комиссией. [ 1 ] Зарегистрированные лошади маркируются стилизованным знаком «Н» на левой стороне шеи, обозначающим соответствие стандарту породы. [ 11 ]
История
[ редактировать ]Предки породы жили в северных долинах рек Самбре и Шельды , недалеко от Валансьена . [ 5 ] Хотя это популярный миф о том, что многие французские тяжеловозные породы, в том числе Черта дю Нор, являются потомками доисторических лошадей, найденных в Солютре , это неправда. Два или, возможно, три подвида ныне вымерших лошадей были обнаружены в Солютре, но нет никаких свидетельств того, что они мигрировали в район, который позже породил Trait du Nord. [ 12 ] Как и голландские и бельгийские тяжеловозные породы, такие как брабантская , происхождение Trait du Nord находится на обширных плодородных фламандских лугах, которые покрывают южную часть Нидерландов, северную Францию и всю Бельгию. Регион Эно – настоящая родина породы во Франции. [ 4 ] [ 13 ] Бельгийские тяжеловозные породы, Арденны и Черта-дю-Нор имеют одно и то же происхождение. [ 6 ] а история Trait du Nord очень похожа на историю Арденн из-за влияния последней породы на первую. [ 5 ] арденнская, бельгийская, голландская тяжеловозная , трейт дю норд и ауксуа Считается, что происходят из одной группы пород из-за их наследия, физических характеристик и отбора для тягловой работы. До сравнительно недавнего времени породы не различались и часто скрещивались . [ 12 ]

Регион Фландрия особенно благоприятен для сельского хозяйства, и в 19 веке осушение болот и улучшение методов ведения сельского хозяйства привели к значительному увеличению посевных площадей и размеров ферм. Поскольку в этом районе не было лошадей, пригодных для пахоты , земледельцы сочли необходимым создать породу тяжеловозов специально для их использования. [ 13 ] С 1850-х годов фермеры отбирали лошадей, которые в конечном итоге стали Trait du Nord. [ 13 ] Фермеры объединили крупные бельгийские породы, адаптированные к болотистой местности. [ 10 ] с арденнской и голландской породами по размеру, весу и силе. [ 13 ] [ 14 ] В результате получилась мускулистая, мощная и выносливая порода с длинными ногами, облегчающими передвижение. [ 13 ] Trait du Nord была уникальна тем, что была выбрана специально для сельского хозяйства, поскольку многие тяжеловозные породы также разводились для использования на транспорте. [ 13 ]
Trait du Nord оказалась успешной породой для фермеров, которые ее вывели. [ 10 ] и быстро распространился по Нидерландам, Бельгии и северной Франции. [ 6 ] В зависимости от страны ей давали разные названия, ее часто путали и скрещивали с тяжеловозными породами из Нидерландов, Брабанта и Арденн. [ 13 ] Породные ассоциации начали организовываться в конце 19 века. [ 4 ] и в этот момент была введена кровь булонцев, чтобы придать породе больше элегантности. [ 14 ] Черта дю Нор постепенно стала отличаться от арденнских, поскольку они увеличили размер и объем, улучшили походку, и порода стала популярной на севере и востоке Франции. [ 5 ] В 1855 году, еще до того, как эту породу выделили из арденнской породы, ветеринары описали лошадей-тяжеловесов, выращенных недалеко от Эно, как превосходящих фламандские породы. [ 15 ]
20 век
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны лошади Trait du Nord были среди тех, что были конфискованы немцами из Бельгии и Франции для использования на войне. В 1919 году этих лошадей вернули на родину, что позволило провести реконструкцию породы. [ 4 ] [ 16 ] Во время Второй мировой войны вооруженные силы использовали все запасы топлива, а тягловую лошадь использовали для продолжения сельскохозяйственного производства во Франции. [ 17 ] После войны фермеры быстро оснастились механизированной техникой. Спад в разведении Trait du Nord стал заметен в начале 1950-х годов, а к 1960 году численность породы полностью сократилась. [ 13 ] К началу 1970-х годов разведение настолько замедлилось, что Черта дю Нор, как и другие французские тяжеловозные породы, оказалась под угрозой исчезновения. [ 18 ]
Поскольку лошадей заменили тракторы, производство конины стало основным жизнеспособным рынком для Черта дю Нор и других французских пород. [ 10 ] Поскольку лошадей стали искать ради мяса, более крупные и тяжелые животные стали пользоваться большим спросом, и эти лошади потеряли большую часть своей силы и тягловых способностей. Французский указ от 24 августа 1976 года, опубликованный в « Официальном журнале» , призывал фермеров отбирать для разведения самых крупных и тяжелых жеребцов . Французский национальный конный завод поддержал этот указ и поощрял разведение жеребят, которые быстро набирают вес и подлежат забою в возрасте восемнадцати месяцев. [ 18 ] С середины 20-го века по 1980-е годы средний вес Trait du Nord увеличился с 800–900 кг (1800–2000 фунтов) до более 1000 кг (2200 фунтов). [ 19 ] С начала 1970-х годов использование Trait du Nord на мясо сократилось, что способствовало дальнейшему сокращению разведения. [ 13 ]
В начале 1990-х годов прогулочная верховая езда возродилась, а потребление конины продолжало снижаться. 11 марта 1994 года Trait du Nord снова была официально объявлена рабочей лошадкой, а в 1996 году другим указом запрещено купировать хвосты у лошадей. [ 20 ] Представители породы иногда экспортируются из Франции, а некоторые отправляются в Италию, Бельгию и Германию, в основном для работы на лесозаготовках и буксировке вагонов пивоваренных заводов. Некоторых отправляют на Сицилию и Гваделупу, но это довольно редко. [ 21 ]
Использование
[ редактировать ]
Первоначально Trait du Nord использовалась в основном для сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности. Они также буксировали баржи по водным путям, хотя это использование быстро прекратилось с увеличением использования двигателя в начале 20 века. [ 4 ] [ 16 ]
Пик использования породы в сельском хозяйстве был довольно коротким: с 1880 по 1960 годы (завершился из-за увеличения использования механизированного оборудования), но это позволило добиться значительного прогресса в сельском хозяйстве на севере Франции. [ 22 ] Выносливость и энергия породы позволяют им хорошо работать на тяжелых и плотных почвах региона Нор-Па-де-Кале и быстро восстанавливаться после тренировок. [ 22 ] Природа почв в Эно требовала для эффективной вспашки лошади весом более 1800 фунтов (800 кг). [ 22 ] С 1950-х годов Трайт дю Нор была предпочтительной породой для фермеров, которые практиковали интенсивное выращивание зерновых и свеклы на Северных Великих равнинах Франции. [ 4 ] [ 5 ]
Тяговая сила Trait du Nord сделала его популярным для использования во время промышленной революции конца 19 века в тяжелой промышленности, включая горнодобывающую промышленность. В шахтах нельзя было использовать паровые машины и двигатели внутреннего сгорания из-за возможности взрыва газа. Первые лошади были использованы в шахтах в 1821 году, и Trait du Nord быстро стала фаворитом для перевозки тележек в шахтах. [ 23 ] и управление шкивами, используемыми для подъема угля на поверхность. [ 24 ] Заводчики работали над адаптацией породы к требованиям горнодобывающей промышленности, и порода стала крупнее, поскольку требовалось больше мощности для буксировки более тяжелых грузов. Хорошие лошади могли тянуть по железной дороге 16,8 метрических тонн (16,5 длинных тонн; 18,5 коротких тонн), обычно около двенадцати вагонов. Уже в 1920 году использование лошадей в шахтах начало сокращаться с появлением электровозов, а в 1969 году из шахт вывезли последнюю лошадь. [ 23 ]
1990-е и сегодня
[ редактировать ]Сегодня породу используют в основном для мясных и лесозаготовительных работ в труднодоступных для техники лесных массивах. С середины 1990-х годов жеребят , не предназначенных для разведения, прогулочной верховой езды или упряжной работы , усиленно кормят и отправляют на убой в возрасте до полутора лет. Филли обычно используются для разведения. [ 13 ] Ассоциация породы и ее заводчики пытаются обеспечить будущее Trait du Nord, находя новые рынки, особенно в области любительской верховой езды, сельскохозяйственных работ, прогулочного и соревновательного вождения . Порода участвует в нескольких реконструкциях и фольклорных деревнях, которые привлекают много людей. [ 5 ] Порода пропагандируется за ее использование при заготовке леса и уязвимых территорий, а профессиональные лесники используют ее для сохранения ценности и биоразнообразия лесных территорий. [ 25 ]
Возрождение командного вождения побудило фермеров, использующих Trait du Nord, посещать соревнования и улучшать качество своих лошадей. [ 4 ] Качества породы делают ее популярной лошадью среди лидеров в области развлекательного и соревновательного командного вождения, а преимуществом породы является возможность немедленного возвращения к работе даже после периода бездействия в течение нескольких месяцев. [ 5 ] При вождении обычно используется традиционный «фламандский ошейник». Лошади приучены управляться только одним поводом , оставляя руки возницы свободными для другой работы. [ 26 ] Лошади Trait du Nord, изображенные в руке , часто представлены группами, обычно от четырех до восьми в ряду. [ 27 ]
Каждый год Trait du Nord отмечается на сельскохозяйственной выставке и выставке лошадей в Париже. [ 5 ] В 1995 году порода выиграла Международный трофей рабочей лошади на выставке в Париже. [ 14 ] а в 2010 году Trait du Nord заняла первое место по штанге . на выставке [ 28 ] Команды Trait du Nord участвуют в Route du Poisson — эстафете, посвященной маршруту, по которому команды доставляли свежую рыбу из Булони в Париж до XIX века. Гонки проводятся каждые два или три года и являются крупнейшей конной эстафетой в Европе. [ 29 ]
Сохранение породы
[ редактировать ]Trait du Nord — вымирающая порода; Haras de Compiègne (Компьеньский конный завод), национальный конный завод Франции, оказал большое влияние на сохранение породы. [ 5 ] пока он не был закрыт в октябре 2009 года. [ 30 ] Национальный реестр пород Trait du Nord поддерживается другими местными инициативами. Однако, когда эти инициативы начали реализовываться, численность пород уже была низкой. [ 5 ] а внимание средств массовой информации к Trait du Nord недостаточно для поддержания экономически жизнеспособного интереса. Породу разводят в основном энтузиасты, возвращающиеся в семейные фермы, но даже количество ферм сокращается, поскольку многие молодые фермеры предпочитают больше заниматься разведением крупного рогатого скота, что является более прибыльным. [ 13 ]
Хотя ассоциации пород и Французский национальный конный завод прилагают усилия для защиты породы, их численность сохраняется очень мало, и эти организации считают, что порода очень близка к исчезновению. [ 13 ] Это одна из наиболее угрожаемых французских пород лошадей. Производство конины сократилось из-за снижения потребления, а большинство жеребят-самцов не отбираются ни для воспроизводства, ни для работы. Один автор говорит, что необходимо больше альтернатив убою и что устойчивое сокращение численности породы является доказательством того, что порода медленно исчезает. [ 16 ] Начиная с 2011 года ассоциация Trait du Nord работает с региональным советом Северного Па-де-Кале и другими группами, чтобы увеличить число рождений на 20 процентов к декабрю 2014 года и удвоить это число к 2020 году. [ 31 ]
Основные районы разведения расположены вокруг бывшего Компьенского конного завода и включают департаменты Нор , Па-де-Кале, Уаза , Эна и Сомма . Некоторые из них встречаются в центральном регионе Нормандии и районе Парижа. Эта порода встречается в основном во Франции и редко экспортируется за границу или очень спорадически вместе с родственными бельгийскими и голландскими породами. [ 4 ] [ 5 ] Обследование кобыл в 2008 году дало 121 кобылу в регионе Северный Па-де-Кале, 46 в Пикардии , 6 в Нормандии и от одной до трёх кобыл в других регионах. [ 4 ]
Несмотря на усилия по возрождению интереса к породе, их численность неуклонно снижалась в период до 1988 года. [ 32 ] В 1995 г. в эксплуатации находилось 33 жеребца; [ 14 ] в 1996 году это число осталось прежним, а к 1998 году оно снизилось до 30. [ 5 ] В 2004 году насчитывалось 111 заводчиков и было зарегистрировано 119 жеребят породы Trait du Nord. [ 33 ] К 2007 и 2008 годам было зарегистрировано всего 17 жеребцов, что подвергает породу опасному увеличению инбридинга . Чтобы бороться с этой опасностью, фермеры скрещивают Trait du Nord с одобренными бельгийскими и голландскими лошадьми. [ 13 ] Число фермеров, занимающихся разведением Trait du Nord, сократилось со 150 до 125 в 2002 году, затем до 92 в 2007 году и 86 в 2008 году. [ 4 ] [ 5 ] [ 16 ] После того, как уровень рождаемости оставался относительно стабильным в 1990-х годах, он начал падать в 2000-х годах, снизившись со 176 в 2000 году до 100 в 2005 году и всего до 75 в 2007 году. [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Содор, Кристоф. «Положение племенной книги Trait du Nord» (PDF) (на французском языке). Национальные конюшни. Архивировано из оригинала (PDF) 28 ноября 2006 г. Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ Молл и др., с. 531
- ^ Перейти обратно: а б с Мавре, с. 44
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «Trait du Nord» (PDF) (на французском языке). Les Haras Nationaux. Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2011 г. Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Бернард и др., стр. 122–123.
- ^ Перейти обратно: а б с «Le Pôle Trait du Nord Saint-Amand-les-Eaux» (на французском языке). Региональный природный парк Скарпе-Эско. Архивировано из оригинала 2 июня 2009 г. Проверено 16 июля 2009 г.
- ^ «Союз коневодов Trait du Nord» (на французском языке). Северный проектный коневодческий союз . Проверено 18 августа 2010 г.
- ^ Мавре, с. 38
- ^ Мавре, с. 42
- ^ Перейти обратно: а б с д «Le Trait du Nord» (на французском языке). Характер Франции. Архивировано из оригинала 1 февраля 2009 г. Проверено 31 июля 2009 г.
- ^ «Le Trait du Nord: Правила племенной книги» (PDF) (на французском языке). Национальные конюшни. Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2011 г. Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Цааг Валрен, Амели (апрель 2012 г.). «Понимание арденно-фламандской ветви» . Знание лошадей (на французском языке) . Проверено 2 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м «Трейт-дю-Нор» (на французском языке). Ассоциативная группа Cheval de Trait. 9 декабря 2009 года . Проверено 18 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роньон, Ксавье. «Скачки лошадей Trait du Nord» (на французском языке). АгроПарижТех. Архивировано из оригинала 30 сентября 2008 г. Проверено 4 августа 2012 г.
- ^ Journal des Vétérinaires du Midi, стр. 558
- ^ Перейти обратно: а б с д Даль'Секко, с. 32
- ^ Мавре, с. 66
- ^ Перейти обратно: а б Мавре, с. 31
- ^ Мавре, с. 150
- ^ Брюнель, Сильви и Дюран, Бенедикт (2007). «Лошадь – энергия будущего» (PDF) (на французском языке). Международный фестиваль географии. Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2012 г. Проверено 29 апреля 2010 г.
- ^ Пилли-Миранда, Натали (октябрь 2012 г.). «Французские черты в мире». Шеваль (на французском языке) (371): 62–65.
- ^ Перейти обратно: а б с Мавре, с. 43
- ^ Перейти обратно: а б «Les chevaux de mine Retrouvés» (на французском языке). Шарбоннажи Франции. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 г. Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ Дюмон и Дебрабан, с. 14
- ^ «Национальные соревнования Trait du Nord в субботу и воскресенье в Камбре» . La Voix du Nord (на французском языке). 20 июля 2009. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 31 июля 2009 г.
- ^ «Фламандский воротник и шнур» (на французском языке). Союз коневодов Trait du Nord . Проверено 18 августа 2010 г.
- ^ «Групповая презентация лошадей Trait du Nord» (на французском языке). Союз коневодов Trait du Nord . Проверено 18 августа 2010 г.
- ^ Крепелла, Эммануэль (2010). «Сельскохозяйственная выставка: уже северный приз во время соревнований по тяге» (на французском языке). Эко Голос. Архивировано из оригинала 3 марта 2010 г. Проверено 28 февраля 2010 г.
- ^ «Использование лошади Trait du Nord: На дорогах» (на французском языке). Союз коневодов Trait du Nord. Архивировано из оригинала 6 июня 2021 г. Проверено 18 августа 2010 г.
- ^ «Свалка Haras Nationaux» (PDF) (на французском языке). Национальные конюшни. Архивировано из оригинала (PDF) 17 августа 2010 г. Проверено 25 октября 2009 г.
- ^ Пети, Жанин (11 августа 2011 г.). «Регион, Булонне, Северная черта» (на французском языке). ИЗБРАННЫЕ-ЕС Регионального совета Нор-Па-де-Кале . Проверено 8 мая 2012 г.
- ^ Бонджианни, с. 93
- ^ Ле Моффлен, Тиллой (12 июня 2006 г.). «Лошадь покорила публику» . Эперон (на французском языке). Архивировано из оригинала 27 марта 2012 г. Проверено 4 августа 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]
- Бернар, Изабель; Кукуруза, Мириам; Мириски, Пьер; Рачич, Франсуаза (2006). Породы лошадей и пони (на французском языке). Издания Артемиды. ISBN 978-2-84416-338-7 .
- Бонджианни, Маурицио (1988). Путеводитель Саймона и Шустера по лошадям и пони . Simon & Schuster, Inc. ISBN 0-671-66068-3 .
- ДальСекко, Эммануэль (2006). Тяжёлые лошади (на французском языке). Издания Артемиды. ISBN 978-2-84416-459-9 .
- Дюмон, Жерар и Дебрабан, Валери (2007). Три возраста шахты (на французском языке). Голос Севера и исторический горнодобывающий центр Леварда. ISBN 978-2-84393-107-9 .
- Journal des Vétérinaires du Midi (на французском языке). Императорская ветеринарная школа Тулузы. 1855.
- Мавре, Марсель (2004). Команды и упряжки: столетие использования упряжной лошади (на французском языке). Издания France Agricole. ISBN 978-2-85557-115-7 .
- Молл, Луи; Николас, Евгений; Гайо, Эжен (1861). Общие знания о лошадях: исследования по практической зоотехнике с атласом на 160 страниц и 103 рисунками (на французском языке). Дидо.