По македонским вопросам
Автор | Крсте Мисирков |
---|---|
Оригинальное название | О македонских делах |
Жанр | языкознание, история, этнография, политика, аналитика |
Дата публикации | 1903 |
Место публикации | Болгария |
Тип носителя | напечатанный |
Za makedonckite raboti ( кириллица : За македонцките работы , английский перевод: По македонским вопросам ) — книга, написанная Крсте Мисирковым и опубликованная в 1903 году в Софии , Болгария . В книге представлены взгляды автора на македонский вопрос , а также исследуется чувство национальной принадлежности и необходимость утверждения македонцев как отдельного народа. Книга стала первым полным описанием македонского языка как отдельного языка и предложила необходимость его кодификации . Книга также охватывает правила стандартного языка, его орфографии и алфавита .
Фон
[ редактировать ]Za makedonckite raboti ознаменовала первую попытку формализовать отдельный македонский литературный язык. [1] В книге Мисирков изложил обзор македонской грамматики и выразил конечную цель - кодифицировать язык и использовать его в качестве языка обучения в системе образования. Автор предложил использовать прилеп-битольский диалект в качестве диалектной основы формирования македонского литературного языка. Однако его идеи не были приняты до 1940-х годов. [2] [3] Мисирков обратился к властям Османской империи с просьбой о возможном признании отдельной македонской нации. Он признал, что такого не было, и большинство македонских славян называло себя болгарами, но оно должно быть создано, когда возникнут необходимые исторические обстоятельства. [4] [5] [6] [7] [8] [9] Он также объяснил, что причина этого заключалась в том, что местные славяне были союзниками булгар в войнах против Византийской империи , и из-за этого византийские греки переименовали их в «болгар», таким образом, этот термин стал в будущем идентификацией македонских славян. .
История печати
[ редактировать ]В ноябре 1903 года Мисирков приехал из России в Софию с целью напечатать свою книгу, вышедшую в конце года. Большинство экземпляров было конфисковано или уничтожено болгарской полицией и активистами Внутренней Македонско-Адрианопольской революционной организации (ИМАРО) вскоре после публикации книги. [10] Как следствие, в декабре Мисирков прибыл в Белград . Здесь он встретился со Стояном Новаковичем , в то время министром иностранных дел Сербии. [11] Из своей книги Новакович заказал приобретение 50 экземпляров Сербским дипломатическим агентством в Софии. [12] Приобретенные экземпляры были отправлены по дипломатическим каналам Сербии в Македонию. Из-за этого в его время книга не имела большого влияния или вообще не имела никакого значения и не стала популярной до середины 1940-х годов. [13]
Последствия
[ редактировать ]По мнению некоторых исследователей, принципы Мисиркова сыграли решающую роль в будущей кодификации македонского языка сразу после Второй мировой войны, в то время как Лоринг Данфорт считает, что языковые планировщики, участвовавшие в кодификации стандартного литературного македонского языка в 1944 году, работали в полном неведении о работе Мисиркова. . [14]
После Второй мировой войны книга Мисиркова будет постоянно цитироваться историками Македонии как свидетельство существования в то время отдельной македонской национальности. Однако всего два года спустя Мисирков изменил свою позицию и опубликовал в прессе IMARO серию статей, написанных с болгарской националистической точки зрения: [15] заявляя о болгарской идентичности для себя и македонских славян [16] [17]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Крамер 1999 , с. 236
- ^ Фридман и Гарри 2001 , с. 436
- ^ Усикова 2005 , с. 106
- ^ Термин «проект» также касается конкретной временной ориентации начальной стадии формирования македонского этнического национализма: македонское самоопределение рассматривается Мисирковым как будущий идеал, и его национальный манифест по македонским вопросам (София, 1903 г.) признает отсутствие фактической корреляции между понятием македонской славянской этнической принадлежности и реальной самоидентификацией большинства македонских славян. В довольно демиургической манере Мисирков является первым, кто раскрывает основные «этнографические» характеристики того, что он считает «несуществующей», но «возможной» и «необходимой» македонской славянской этничностью ... Чавдар Маринов, «Между политическим автономизмом и этническим национализмом : Конкурирующие конструкции современной македонской национальной идеологии (1878–1913)», с. 3.
- ↑ Мисирков посетовал, что «никакого местного македонского патриотизма» не существует и его необходимо создавать. Он ожидал, что македонцы ответят на его предложение серией недоуменных вопросов: «Какая это может быть новая македонская нация, если нас, наших отцов, дедов и прадедов всегда называли болгарами?... Македонцы как национальности никогда не существовало, и ее не существует теперь»... Мисирков ответил, заметив, что национальные привязанности меняются со временем: «То, чего не было в прошлом, может еще возникнуть позже, при условии, что возникнут соответствующие исторические обстоятельства. Короче говоря, Мисирков хотел, чтобы Османское государство способствовало государственному строительству Македонии, призывая к «официальному признанию». Регион, региональная идентичность и регионализм в Юго-Восточной Европе, Клаус Рот, Ульф Бруннбауэр, LIT Verlag Münster, 2008, ISBN 3825813878 , с. 138.
- ↑ Идея отдельной (славянской) македонской государственности наверняка возникла еще до 1930-х годов – и это неудивительно, учитывая политическую историю региона. Крсте Мисирков, «первый создатель ясного и всестороннего представления, аргументированной и систематической концепции национальной сущности македонского народа», в своей работе по македонским вопросам приводил аргументы в пользу македонского «национального сепаратизма», но все же рассматривал македонский вопрос. часть более крупного болгарского комплекса, хотя бы по какой-либо причине, кроме лингвистической. Панболгарский патриотизм Мисиркова основывался во многом на родстве языка и его панболгарских позициях, которые он использовал, причём в лобовом отношении, против сербов и греков. Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика, Иво Банац, издательство Корнельского университета, 1988, ISBN 0801494931 , с. 327.
- ↑ Мисирков говорит, например, об отношениях между «македонскими народами», о «совпадении интересов всех македонских народов». Термин «нация» встречается редко и противопоставляется термину «национальность»: например, Мисирков предполагает, что в Македонии существует много «национальностей» [nacionalnosti], тогда как «отдельной македонской славянской нации [naciia]» еще не существует. существуют (с. 46). Это использование фактически подразумевает, что «нация» рассматривается как политический феномен «более высокой» степени, превосходящий множество реальных этнических и/или конфессиональных особенностей. Мы, народ: политика национальных особенностей в Юго-Восточной Европе, Диана Мишкова, European University Press, 2009, ISBN 9639776289 , с. 133.
- ↑ Мисирков признал, что его проект македонского партикуляристского национализма противоречил значительным болгарским настроениям. Он признал как то, что «не было местного македонского патриотизма», так и то, что простые македонцы сочли бы македонский партикуляризм новинкой: «Какая это может быть новая македонская нация, когда нас, наших отцов, дедов и прадедов, всегда называли Болгары?» Отвечая на эти аргументы, Мисирков продемонстрировал удивительное признание того, что национальные сообщества развиваются в ответ на события: «то, чего не существовало в прошлом, может все же возникнуть позже, при условии, что возникнут соответствующие исторические обстоятельства». соответствующие исторические обстоятельства. Различные Македонии, Александр Марк Максвелл, Университет Висконсина — Мэдисон, 1998, стр. 50–51.
- ^ Многие люди захотят знать, какой именно национальный сепаратизм нас беспокоит; они спросят, не думаем ли мы о создании новой македонской нации. Такая вещь была бы искусственной и недолговечной. И вообще? Что это за новая македонская нация, если и нас, и наших отцов, дедов и прадедов всегда называли болгарами?... Один из первых вопросов, которые зададутся противниками национального объединения и движения возрождения. в Македонии будет: что такое македонская славянская нация? Македонцев как национальности никогда не существовало, скажут они, и не существует теперь... На первое возражение — что македонской славянской национальности никогда не существовало — можно очень просто ответить так: того, чего не было в прошлом. может быть еще реализован позже, при условии, что возникнут соответствующие исторические обстоятельства... По македонским делам. (1903) Крсте Мисиркова.
- ^ Лоринг М. Дэнфорт (1997). Македонский конфликт: этнический национализм в транснациональном мире . Издательство Принстонского университета. п. 64. ИСБН 0-691-04356-6 .
- ^ Веселин Трайков, Красте Мисирков и по делам Болгарии в Македонии, 2000, София, изд. знание, ISBN 954-621-177-X стр. 8.
- ^ Крсте Мисирков, Заметки о Болгарии и российско-болгарских отношениях, изд. Цочо Билярский, изд. «Анико», 2001 г., ISBN 9789548247160 , стр. 12.
- ^ Клаус Рот; Ульф Бруннбауэр (2008). Регион, региональная идентичность и регионализм в Юго-Восточной Европе . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 139. ИСБН 978-3-8258-1387-1 .
- ^ Лоринг М. Данфорт – Македонский конфликт: этнический национализм в транснациональном мире, с. 67
- ^ Исторический словарь Республики Македония, Димитар Бечев, Scarecrow Press, 2009, ISBN 0810862956 , с. 153.
- ^ Книга Мисиркова будет широко цитироваться в 20-м и 21-м веках всеми историками Р. Македонии как четкое указание на существование отдельной македонской этнической принадлежности. Однако они проигнорировали тот факт, что Мисирков отказался от своих идей и в 1910 году в «Болгарском альманахе», а также в своих мемуарах четко указал на свою болгарскую этническую принадлежность. Оспариваемая этническая идентичность: случай македонских иммигрантов в Торонто, 1900–1996 гг., Крис Костов, Питер Ланг, 2010 г., ISBN 3034301960 , стр. 66–67.
- ↑ В книге «История македонской нации» выдающегося македонского историка литературы Блаже Ристовского описывается «пробуждение» и формирование македонской нации различными интеллектуалами в 19 и начале 20 веков. Ристовский стремится доказать македонскую природу писателей, поэтов и других интеллектуалов, о которых можно сказать, что они были поборниками македонского дела. Если эти люди в то или иное время объявили себя «болгарами», то Ристовский решительно подчеркивает, что они не могли иметь в виду именно это. Например, в случае с Крсте Мисирковым – «самым выдающимся, самым значительным и самым разносторонним македонским культурным и национальным деятелем до освобождения» – Ристовский заявляет, что поддержка Мисирковым аннексии Македонии Болгарией не отражала «его подлинные убеждения и чувства». ", но было "продиктовано условиями времени". Служение нации: историография в Республике Македонии (БЮРМ) после социализма, Historein, vol. 4 (2003–4) Ульф Бруннбауэр.
Ссылки
[ редактировать ]- Фридман, Виктор (2001), Гарри, Джейн; Рубино, Карл (ред.), Македонский: факты о языках мира: энциклопедия основных языков мира, прошлого и настоящего (PDF) , Нью-Йорк: Холт, стр. 435–439.
- Крамер, Кристина ; Митковска, Лиляна (2003), Македонский язык: курс для студентов начального и среднего уровня. (2-е изд.), Университет Висконсина, ISBN 978-0-299-18804-7
- Усикова, Рина Павловна (2005), Языки мира. Славянские языки: Македонский язык [ Языки мира. Славянские языки: Македонский язык ] (на русском языке), Москва: Академия , с. 102–139, ISBN 5-87444-216-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на македонском языке) Аудиокнига, являющаяся общественным достоянием , о делах Македонии на LibriVox