Jump to content

Дважды исключительный

Термин « дважды исключительный» , часто сокращаемый как 2e , вошел в лексикон педагогов в середине 1990-х годов и относится к одаренным учащимся , имеющим ту или иную форму нарушений в обучении или развитии. [1] Эти учащиеся считаются исключительными как из-за их одаренности (например, интеллектуальных, творческих, перцептивных, моторных и т. д.), так и из-за того, что они инвалиды (например, специфическая неспособность к обучению , нарушение развития нервной системы и т. д.) или нейроотличия . Ронксли-Павиа (2015) представляет концептуальную модель сочетания инвалидности и одаренности. [2]

Дважды исключительный ребенок — это ребенок, у которого помимо того, что он считается одаренным по сравнению со сверстниками того же возраста, формально диагностирован один или несколько нарушений. [3] Хотя слово «дважды исключительные» может относиться к любой общей инвалидности, оно часто используется для обозначения учащихся с ограниченными возможностями обучения. Исследования не ограничиваются этими областями, и более целостный взгляд на них рассматривается как способствующий продвижению этой области вперед. [2] [4]

Нарушения, связанные с обучением, могут включать дислексию , расстройства зрительной или слуховой обработки , обсессивно-компульсивное расстройство , расстройство сенсорной обработки , аутизм , синдром Туретта и СДВГ . Двойная исключительность также может быть связана с диагнозом тревоги , депрессии или любой другой инвалидности, мешающей способности учащегося эффективно учиться в традиционной среде. [3] Например, было обнаружено, что 19% студентов с дислексией обладают превосходными способностями к вербальному рассуждению. [5] Часто дважды исключительные дети имеют множественные сопутствующие заболевания, которые кажутся парадоксом многим родителям и педагогам. [2]

Не существует четкого профиля дважды исключительных детей, поскольку природа и недостатки дважды исключительных детей очень разнообразны. Такое разнообразие среди дважды исключительных детей затрудняет определение того, сколько их может быть. По лучшим оценкам распространенность варьируется от 300 000. [6] до 360 000 [7] в США (порядка 0,5% от общего числа детей до 18 лет) [8] ). Линда Сильверман, доктор философии, директор Центра развития одарённых, обнаружила, что почти 1/6 одарённых детей, протестированных в GDC, имеют те или иные отклонения в обучении. [9] В Австралии в 2010 году, по скромным оценкам, количество дважды исключительных детей составляло около 40 000. [10] или примерно 10% одаренных австралийских детей, хотя по другим оценкам этот показатель намного выше - 30% одаренных австралийских детей - как дважды исключительные. [11]

Непонятые дети

[ редактировать ]

Броуди и Миллс [1997] утверждают, что эту группу студентов «можно считать самой непонятой из всех исключительных ситуаций». [12] В каждой ситуации сильные стороны дважды отличившегося ученика помогают компенсировать недостатки; недостатки, с другой стороны, делают сильные стороны ребенка менее очевидными. [13] хотя пока нет эмпирических исследований, подтверждающих эту теорию. Взаимодействие исключительных сильных и слабых сторон одного человека приводит к непостоянству в производительности. Они могут представить любой из трех профилей, определенных педагогом и исследователем доктором Сьюзен Баум:

  • Ярко, но недостаточно старается
  • Инвалид в обучении, но без исключительных способностей
  • Средний

В случае поведенческих/социально-эмоциональных, а не когнитивных проблем, как сильные, так и слабые стороны могут усиливаться. Оценки дважды отличников обычно чередуются между высокими и низкими, иногда по одному и тому же предмету. У ребенка может быть развитый словарный запас и идеи, но он не сможет систематизировать эти идеи и выразить их на бумаге. Они могут быть опытными художниками или строителями, но выполнять беспорядочные или неразборчивые задания. Они могут выполнить задания, но потерять их или забыть сдать. Родителям и учителям, наблюдающим за таким поведением, может показаться, что ребенок просто не старается. Фактически, многие дважды выдающиеся дети работают так же усердно, если не усерднее, чем другие, но при этом получают меньшие результаты за свои усилия. Эта борьба за выполнение задач, которые кажутся легкими другим ученикам, может привести к разочарованию, тревоге и депрессии у дважды выдающихся детей. Это может лишить их энтузиазма и энергии в учебе и подорвать их самооценку. [ нужна ссылка ]

Выявление двойной исключительности

[ редактировать ]

Формальная идентификация двойной исключительности требует идентификации и формального клинического диагноза каждой из по крайней мере двух отдельных основных исключительностей. Учитывая статистическую редкость, большое разнообразие проявлений и проблемы практического доступа с получением адекватных диагностических оценок, нередко дети или взрослые в открытом обществе не могут быть точно идентифицированы или адекватно диагностированы.

Дети, отмеченные как дважды исключительные, могут проявлять широкий спектр черт, многие из которых типичны для одаренных детей. Как и одаренные дети, дважды исключительные дети часто демонстрируют большую асинхронность, чем средние дети (то есть больший разрыв между их умственным и физическим возрастом). Они часто напряжены и очень чувствительны к своему эмоциональному и физическому окружению. В следующей таблице суммированы характеристики, обычно наблюдаемые в этой группе населения.

Некоторые общие характеристики дважды исключительных детей [14]
Сильные стороны Дефицит
  • Превосходный словарный запас
  • Плохие социальные навыки
  • Передовые идеи и мнения
  • Высокая чувствительность к критике
  • Высокий уровень креативности и способности решать проблемы.
  • Отсутствие организаторских и учебных навыков.
  • Чрезвычайно любопытный и любознательный
  • Несоответствие вербальных и исполнительских навыков.
  • Очень изобретательный и находчивый
  • Манипулятивный
  • Широкий спектр интересов, не связанных со школой.
  • Плохая успеваемость в одной или нескольких академических областях
  • Глубокое понимание сложных вопросов
  • Трудности с письменным выражением
  • Особый талант или область всепоглощающих интересов
  • Упрямое, самоуверенное поведение
  • Утонченное чувство юмора
  • Высокая импульсивность

[15] Двойная исключительность часто не проявляется, пока дети не пойдут в школу. В ранние годы эти дети часто кажутся очень умными, с разнообразными интересами и развитым словарным запасом (особенно по отношению к сверстникам того же возраста); и часто родители не знают, что у них есть ребенок с 2e. Учителя иногда замечают проблемы в школе; иногда родители первыми замечают разочарование своих детей в школе. В первые годы могут возникнуть социальные трудности. Ребенку 2е может быть трудно заводить друзей и приспосабливаться. Проблемы с учебой часто появляются позже. По мере увеличения требований к работе учителя могут наблюдать снижение или несоответствия в успеваемости учащихся, что иногда сопровождается увеличением проблемного поведения. Некоторые ученики 2е уклоняются, демонстрируя нежелание высказываться или идти на другой риск в классе; в то время как другие играют в классного клоуна. Некоторые не могут сосредоточиться, им трудно сидеть спокойно и спокойно работать, им трудно контролировать гнев или разочарование.

Если эти трудности сохраняются, школьный персонал или родители могут решить, что необходима оценка. Наряду с медицинским осмотром дети могут пройти психолого-педагогическое тестирование, чтобы определить причину их проблем. Профессионалы, принимающие участие в этом процессе, должны обладать знаниями об одаренности. Некоторые характеристики одаренности могут очень напоминать характеристики неспособности к обучению или расстройства, и в результате одаренным детям иногда неправильно диагностируют расстройства. [16] Например, если при определении одаренности учитывать один показатель IQ, люди с ограниченными возможностями обучения, скорее всего, будут ошибочно идентифицированы как 2e. [17] Таким образом, результаты оценки должны указать сильные и слабые стороны ребенка, а также выявить наличие каких-либо нарушений или нарушений обучаемости. Кроме того, результаты должны включать информацию о том, что нужно ребенку, чтобы развить сильные стороны и компенсировать выявленные слабые стороны. Обучение с учетом способностей учащихся, а не инвалидности, увеличивает баллы самооценки. [18]

Поддерживать

[ редактировать ]

Их сильные стороны – залог успеха для дважды исключительных детей. Они преуспевают в интеллектуальных задачах в своих областях интересов и способностей. Многие дети 2e добиваются лучших результатов, когда им дают работу, которая задействует множество органов чувств и предлагает возможности для практического обучения. Однако условием успеха для этих учащихся является поддержка, предоставляемая либо неформально, по мере необходимости, либо формализованно, например, в рамках индивидуальной образовательной программы (IEP) или плана 504 в США.

Поддержка может осуществляться в нескольких формах. Существенной формой является поощрение; другие включают стратегии компенсации и приспособления к слабым местам ребенка. Например, учащимся 2Е может быть полезно освоить навыки тайм-менеджмента и организационные методы; и им, возможно, потребуется дополнительное время для тестов и сокращение количества домашних заданий. Сильные стороны учащегося не следует рассматривать просто как средство, с помощью которого он может компенсировать свои слабые стороны. Надлежащая поддержка дважды отличившегося ученика должна включать в себя условия, позволяющие ему также развивать и бросать вызов своим способностям. Очень важно, чтобы эти учащиеся чувствовали, что на них обращают внимание не только за их таланты, но и за их слабости, иначе учащийся может впасть в негативные модели поведения, подобные вышеупомянутым. В целом, соответствующие меры должны учитывать как академические, так и социально-эмоциональные потребности учащихся 2e.

Школьные консультанты играют уникальную роль в поддержке учащихся 2Е. Консультанты могут стать ценным ресурсом для учителей, другого школьного персонала и членов сообщества, которые могут быть не знакомы с двойной исключительностью. Фоли-Никпон и Ассулин (2015) провели систематический обзор существующих исследований, касающихся учащихся 2e. [19] Ниже приведены некоторые из предложенных авторами научно обоснованных соображений, которые школьные консультанты и педагоги могут использовать в своей работе с учениками 2e. В качественном исследовании Шульц (2012) использовал полуструктурированные интервью, чтобы изучить восприятие родителей, учителей и консультантов относительно участия учащихся 2e в курсах Advanced Placement или курсах с получением кредитов в колледже. Она обнаружила, что иногда студентам 2e не разрешалось использовать свои помещения на этих курсах. [20] Фоли-Никпон и Ассулин (2015) предполагают, что консультанты могут решить эти проблемы, помогая учителям понять, что приспособления и индивидуальные программы обучения являются юридическими предписаниями, а не дополнительными услугами. [19]

В 2010 году Фоли-Никпон, Дубей и Ассулин использовали Систему оценки поведения детей (BASC-2) для оценки психологического функционирования пятидесяти четырех учеников 2e с диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС). Результаты привели их к выводу, что комплексная оценка имеет решающее значение для получения полного понимания академических, социальных и эмоциональных потребностей учащихся 2Е. [21] Учитывая эти результаты, Фоли-Никпон и Ассулин (2015) предлагают школьным консультантам просматривать записи каждого ученика 2Е и учитывать как сильные, так и слабые стороны в классе и за его пределами при разработке планов лечения. Кроме того, они должны помочь клиентам добиваться проведения комплексной оценки, если таковая не была проведена. [19]

В 2012 году Фоли Никпон, Ассулин и Стинсон использовали шкалу интеллекта Векслера для детей (WISC-IV), чтобы изучить когнитивные и академические профили пятидесяти двух учеников 2e с РАС. Их результаты показали, что одаренные люди с РАС могут иметь очень высокие общие, вербальные и/или невербальные способности и одновременную слабость памяти и способности обрабатывать информацию. Они также обнаружили, что люди 2e с РАС обычно могут иметь как высокие способности, так и значительные различия в профилях способностей и достижений, включая недостатки в быстрой обработке информации. [22] Фоли-Никпон и Ассулин (2015) использовали эти результаты, чтобы предположить, что для наиболее эффективной практики школьные консультанты должны корректировать язык и концептуализацию в зависимости от способностей учащихся 2Е, уровня понимания и уровня развития. Кроме того, консультанты и преподаватели должны предоставлять людям достаточно времени для обработки представленной информации. Изменение терапии может происходить медленнее у дважды исключительных клиентов. Они также предлагают консультантам рекомендовать или предлагать возможности ускоренного развития в областях талантов учащихся 2e. [19]

В своей статье, в которой двойная исключительность рассматривается на основе многочисленных тематических исследований, Ассулин и Уайтман (2011) рассматривают два подхода, которые существуют в понимании людей с трудностями в обучении: образовательный подход, основанный на федеральном законодательстве ( Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями ), и психологический подход. подход, основанный на выявлении нарушений обучения или поведения, определяемых с помощью диагностических критериев. [23] Фоли-Никпон и Ассулин (2015) предполагают, что консультанты должны понимать, как был определен диагноз человека, и (в условиях школы K–12) узнавать о правах, предоставляемых этому человеку через план 504 по размещению или IEP. Консультанты должны поставить перед собой цель способствовать развитию у человека навыков самозащиты и решения проблем, особенно по мере того, как он или она заканчивают формальное образование. [19]

Образование

[ редактировать ]

Дважды выдающееся образовательное движение началось в начале 1970-х годов с образования «одарённых и инвалидов». [24] термин, по сути, относящийся к одной и той же группе населения. Подход к образованию 2e основан на 35-летних исследованиях и лучших практиках, адаптированных к потребностям учащихся 2e. Это союз специального образования и образования для одаренных детей — основанный на сильных сторонах дифференцированный подход, обеспечивающий специальную образовательную поддержку. Многие утверждают, что развитие талантов является наиболее важным аспектом их образования. [25]

При обучении учащихся 2e педагогу следует избегать некоторых методов. Дважды исключительные студенты плохо реагируют на лекции и склонны больше тяготеть к обучению «общей картины». [ нужна ссылка ] . Этим учащимся трудно следовать излишне строгим правилам, и от них не следует ожидать, что они будут им соответствовать. Вместо этого рекомендуется проявлять гибкость по отношению к ним и уделять больше внимания целостному, целостному обучению.

Тем не менее, поиск школ, которые могут удовлетворить потребности дважды исключительных детей, может стать проблемой для многих родителей. Государственные и частные школы, программы которых сочетают в себе соответствующий уровень сложности и поддержку этих учащихся, находятся в меньшинстве. По этой причине ряд родителей выбирают альтернативные варианты образования для своих 2-детей, включая домашнее обучение и виртуальные школы . [26]

Лишь несколько школ в США предлагают учебную программу, специально разработанную для детей 2e. Некоторые государственные школы предлагают программы неполного рабочего дня для дважды выдающихся учащихся, где они могут прогрессировать в таких предметах, как математика, в своем собственном темпе и знакомиться с такими же учениками, как они сами. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дон Бекли, Университет Коннектикута. «Одаренные и неспособные к обучению: дважды выдающиеся ученики» (PDF) . Проверено 23 июля 2017 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Ронксли-Павиа, Мишель (01 июля 2015 г.). «Модель двойной исключительности». Журнал для обучения одарённых . 38 (3): 318–340. дои : 10.1177/0162353215592499 . hdl : 10072/167548 . S2CID   147854278 .
  3. ^ Jump up to: а б Национальная ассоциация образования, 2006. Дважды исключительная дилемма. Вашингтон, округ Колумбия: АЯЭ.
  4. ^ Абрамо, Джозеф (июнь 2015 г.). «Одаренные ученики с ограниченными возможностями «Дважды исключительные качества в классе» ». Журнал музыкальных педагогов . 4 : 62–69. дои : 10.1177/0027432115571367 . S2CID   145430237 – через nafme.org.
  5. ^ Бернингер, VW, и Эбботт, RD (2013). Различия между детьми с дислексией, одаренными и не одаренными вербальным мышлением. Ежеквартальный журнал «Одаренный ребенок», 57 (4), 223–233.
  6. ^ Баум, С.М.; Оуэн, СВ (2004). Быть одаренным и неспособным к обучению: стратегии помощи одаренным ученикам с ЛД, СДВГ и многим другим . Мэнсфилд-центр, Коннектикут: Creative Learning Press.
  7. ^ Национальная ассоциация одаренных детей и Государственный совет директоров программ для одаренных детей (2011 г.). Состояние государств в образовании одаренных людей: Национальная политика и практические данные . Вашингтон, округ Колумбия. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  8. ^ «В 2013 году в Соединенных Штатах было почти 74 миллиона детей младше 18 лет». Банк данных ChildTrends: Количество детей . ChildTrends.org, последнее обновление в июле 2014 г. Проверено 11 мая 2015 г.
  9. ^ Сильверман, Линда [www.gifteddevelopment.com/What_is_Gifted/learned.htm «Что мы узнали об одарённых детях»], Центр развития одарённых , 2012.
  10. ^ Ронксли-Павиа, Мишель (2014). «Эмпирическое исследование дважды выдающегося исследования в Австралии: оценки распространенности одаренных детей с ограниченными возможностями (доступно для скачивания в формате PDF)» . Исследовательские ворота . Неопубликовано. дои : 10.13140/2.1.1456.4160 . Проверено 13 октября 2017 г.
  11. ^ Манро, доктор Джон (1 июня 2002 г.). «Одаренные ученики с ограниченными возможностями обучения». Австралийский журнал проблем с обучаемостью . 7 (2): 20–30. дои : 10.1080/19404150209546698 . ISSN   1324-8928 . S2CID   144978567 .
  12. ^ Броуди, Ле; Миллс, CJ (1997). «Одаренные дети с ограниченными возможностями обучения: обзор проблем». Журнал неспособности к обучению . 30 (3): 282–296. дои : 10.1177/002221949703000304 . ПМИД   9146095 . S2CID   23515768 .
  13. ^ Баум, С. и Оуэн, С. (2004). Быть одаренным и неспособным к обучению: стратегии помощи одаренным ученикам с ЛД, СДВГ и многим другим. Мэнсфилд-центр, Коннектикут: Creative Learning Press.
  14. ^ Хиггинс, Л.Д. и Нильсен, Мэн (2000). Отвечая на потребности дважды исключительных учащихся: совместный подход школьного округа и университета. В книге К. Кея (ред.), « Уникально одаренные: выявление и удовлетворение потребностей дважды выдающегося ученика» (стр. 287–303). Гилсам, Нью-Хэмпшир: Издательство Avocus.
  15. ^ Дэйр, Линн; Новицкий, Элизабет Агнес (2 октября 2015 г.). «Двойная исключительность: взгляды родителей на идентификацию 2e». Обзор Ропера . 37 (4): 208–218. дои : 10.1080/02783193.2015.1077911 . ISSN   0278-3193 . S2CID   143083931 .
  16. ^ Уэбб, Дж.Т.; Поправка, скорая помощь; Уэбб, штат Невада; Гёрсс, Дж.; Белжан, П.; Оленчак, Франция (2005). Ошибочный диагноз и двойной диагноз одаренным детям и взрослым: СДВГ, биполярное расстройство, ОКР, синдром Аспергера, депрессия и другие расстройства. Скоттсдейл, Аризона: Great Potential Press.
  17. ^ Атмача, Фуркан; Балоглу, Мустафа (октябрь 2022 г.). «Две стороны когнитивной маскировки: трехуровневый байесовский метаанализ двойной исключительности» . Одаренный ребенок Ежеквартально . 66 (4): 277–295. дои : 10.1177/00169862221110875 . ISSN   0016-9862 . S2CID   250975483 .
  18. ^ Нильсен, Мэн; Морторф-Альберт, С. (1989). «Влияние услуг специального образования на самооценку и отношение к школе учащихся с ограниченными возможностями в обучении / одаренных учащихся». Обзор Ропера . 12 (1): 29–36. дои : 10.1080/02783198909553227 .
  19. ^ Jump up to: а б с д и Фоли-Никпон, М.; Ассулин, С.Г. (2015). «Консультационные соображения для дважды исключительного клиента». Журнал консультирования и развития . 93 (2): 202–211. дои : 10.1002/j.1556-6676.2015.00196.x .
  20. ^ Шульц, С.М. (2012). «Дважды отличники зачислены в классы повышения квалификации» . Одаренный ребенок Ежеквартально . 56 (3): 119–133. дои : 10.1177/0016986212444605 . S2CID   144684529 . Проверено 14 августа 2019 г.
  21. ^ Фоли-Никпон, М.; Дубей, AF; Ассулин, С.Г. (2010). «Родитель, учитель и самовосприятие психосоциального функционирования интеллектуально одаренных детей и подростков с расстройством аутистического спектра». Журнал аутизма и нарушений развития . 40 (8): 1028–1038. дои : 10.1007/s10803-010-0952-8 . ПМИД   20143145 . S2CID   22830767 .
  22. ^ Фоли-Никпон, М.; Ассулин, СГ; Стинсон, Р.Д. (2012). «Когнитивные и академические различия между одаренными учениками с аутизмом и синдромом Аспергера» . Одаренный ребенок Ежеквартально . 56 (2): 77–89. дои : 10.1177/0016986211433199 . S2CID   145176943 . Проверено 14 августа 2019 г.
  23. ^ Ассулин, СГ; Уайтмен, CS (2011). «Двойная исключительность: последствия для школьных психологов в эпоху после IDEA 2004» . Журнал прикладной школьной психологии . 27 (4): 380–402. дои : 10.1080/15377903.2011.616576 . S2CID   144683481 . Проверено 14 августа 2019 г.
  24. ^ Мейкер, К. Джун (1977). Обеспечение программ для одарённых людей с ограниченными возможностями . Совет одаренных детей. ОЛ   4559927М .
  25. ^ Баум, С.М.; Оуэн, СВ (2004). Быть одаренными и неспособными к обучению: удовлетворение потребностей одаренных учащихся с ЛД, СДВГ и другими . Мэнсфилд-центр, Коннектикут: Creative Learning Press.
  26. ^ Нойманн, LC (2008). Никто не говорил, что это легко: проблемы воспитания дважды исключительных детей. В М.В. Госфилде (ред.), Экспертные подходы к поддержке одаренных учащихся: профессиональные перспективы, передовой опыт и положительные решения (стр. 269-276). Миннеаполис: Издательство Free Spirit.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Беллис, Ти Джей (2002). Когда мозг не слышит: разгадка тайны нарушения слуховой обработки . Нью-Йорк: Атрия.
  • Бирли, М. (1995). Crossover Children: Справочник по помощи одаренным детям с ограниченными возможностями в обучении . Рестон, Вирджиния: Совет исключительных детей.
  • Кертис, SE (2008). Понимание загадочного поведения вашего ребенка: руководство для родителей детей с поведенческими, социальными проблемами и проблемами в обучении . Остров Бейнбридж, Вашингтон: Lifespan Press.
  • Дэйр Л. и Новицкий Е.А. (2015). Дважды исключительность: взгляды родителей на идентификацию 2e. Обзор Ропера. 37(4), 208–218. дои: 10.1080/02783193.2015.1077911
  • Денди, CAZ (2000). Обучение подростков с СДВ и СДВГ: Краткое справочное руководство для учителей и родителей . Бетесда, Мэриленд: Вудбайн Хаус.
  • Эйде, Б. и Ф. (2006). Ребенок с неправильным ярлыком . Нью-Йорк: Гиперион.
  • Джонсен С.К. и Кендрик Дж. (2005). Обучение одаренных учащихся с ограниченными возможностями . Вако: Пруфрок Пресс.
  • Кауфман, РК (2014). Прорыв в области аутизма. Модель развития программы Son Rise, Нью-Йорк: [www.stmartins.com St. Martin's Press]
  • Левин, М. (2002). Миф о лени . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
  • Ловецки, Дейдра (2004). Разные умы: одаренные дети с СДВГ, синдромом Аспергера и другими недостатками обучения . Лондон: Издательство Джессики Кингсли.
  • Миллер, ЖЖ (2006). Сенсационные дети: надежда и помощь детям с расстройством сенсорной обработки . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма.
  • Пробст, Б. (2008). Когда ярлыки не подходят: новый подход к воспитанию трудного ребенка . Нью-Йорк: Три Риверс Пресс.
  • Риверо, Л. (2002). Творческое домашнее обучение: Справочное руководство для умных семей . Скоттсдейл: Пресса с большим потенциалом.
  • Шульц, С.М. (2009). Дважды отличившиеся учащиеся, посещающие курсы повышения квалификации и другие занятия в колледже, еще учась в старшей школе. США: ВДМ
  • Сильверман, Л. (2002). Перевернутая гениальность: обучающийся визуально-пространственному мышлению . Денвер: DeLeon Publishing, Inc.
  • Вейл, Присцилла (1989). Умные дети со школьными проблемами: что нужно знать и как помочь . Нью-Йорк: Плюм.
  • Вайнфельд Р., Ювелир С., Барнс-Робинсон Л., Шевиц Б. (2006). Умные дети с трудностями в обучении: преодоление препятствий и реализация потенциала . Вако: Пруфрок Пресс.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f0f4f0d4415c701793c5152ee29f06f__1720579680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/6f/0f0f4f0d4415c701793c5152ee29f06f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Twice exceptional - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)