Jump to content

Царь (политический термин)

Царь , иногда пишется как царь , — это неофициальный титул, используемый некоторыми высокопоставленными чиновниками в Соединенных Штатах и ​​Великобритании, которым обычно предоставляются широкие полномочия для решения определенного вопроса. Титул обычно считается нейтральным с гендерной точки зрения, хотя технически правильным русским термином для обозначения обладательницы женского титула будет «царица» .

В Соединенных Штатах царями обычно являются должностные лица исполнительной власти, назначаемые главой исполнительной власти (например, президентом федерального правительства или губернатором штата). Некоторые цари могут потребовать подтверждения с одобрения Сената или без него . Царями называют и некоторых назначенцев, не входящих в исполнительную власть. Конкретные случаи использования этого термина часто являются созданием средств массовой информации. [1]

В Соединенном Королевстве этот термин более широко используется для обозначения высокопоставленных чиновников, которые посвящают свои навыки одной конкретной области.

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Разработка термина

[ редактировать ]

Слово «царь» имеет славянское происхождение и этимологически происходит от имени «Цезарь» , как и слово «царь» , титул суверенитета, впервые созданный и использованный Первой Болгарской империей. [2] Позже этот титул был принят и использовался Сербской империей и Российским царством.

Во время правления Джозефа Герни Кэннона его иногда называли Царем-Пушкой (пьеса о гигантской одноименной пушке ). Это было результатом власти спикера палаты представителей в то время. произошел «восстание», Однако в Палате представителей в результате которого Кэннон отказался от власти, а также произошла общая децентрализация власти внутри Палаты. [3]

На последних этапах Первой мировой войны президент Вудро Вильсон назначил финансиста Бернарда Баруха руководить Советом военной промышленности . Эту должность иногда называли «промышленным царем». [1]

Одно из самых ранних известных метафорических использований этого термина в США было в отношении судьи Кенесо Маунтин Лэндиса , который был назначен комиссаром по бейсболу с широкими полномочиями по очистке спорта после того, как он был запятнан скандалом с Блэк Сокс в 1919 году. [4]

В 1926 году торговая палата Нью-Йорка назначила того, кого The New York Times назвала «царем», который должен навести порядок в индустрии доставки молока. [5]

В Соединенных Штатах термин «царь» использовался средствами массовой информации для обозначения назначенных должностных лиц исполнительной власти, по крайней мере, с 1930-х, а затем с 1940-х годов при президенте Франклине Д. Рузвельте . [6] [7] [8] В 1942 году газета «Вашингтон Пост» сообщила о «распоряжениях исполнительной власти о создании новых царей для контроля над различными аспектами нашей экономики военного времени». [9] Позиции были созданы для царя транспорта, царя рабочей силы, царя производства, царя судоходства и царя синтетического каучука, и все это для решения сложных проблем по координации ресурсов, необходимых для ведения Второй мировой войны . [1] [10] Администрация президента Рузвельта не только выступала за их создание; В декабре 1944 года республиканцы в Конгрессе выступали за создание должности «продовольственного царя», который имел бы почти неограниченный контроль над ценами и распределением продуктов питания. [11] Некоторые из секретарей кабинета Рузвельта назывались «царями», несмотря на то, что они были должным образом утверждены Сенатом в тот момент, когда их полномочия были увеличены законом. [7]

С тех пор был учрежден ряд специальных временных, а также постоянных должностей в исполнительной власти США, которые упоминались таким образом. Тенденция снова началась всерьез [1] когда президент Ричард Никсон создал две должности, главы которых стали известны в популярной прессе как «цари»: царь по борьбе с наркотиками в 1971 году, [12] и особенно энергетический царь в декабре 1973 года [13] имея в виду назначение Уильяма Э. Саймона главой Федерального управления энергетики . [14] Никсон сообщил своему кабинету министров, что Саймон будет иметь «абсолютную власть» в назначенных ему областях, и сравнил предполагаемый результат с ролью Альберта Шпеера как человека, несущего бесспорную ответственность за вооружения Третьего рейха . [15] Саймона смущали как неофициальный титул «царь», так и сравнение со Шпеером. [15] Однако в разгар арабского нефтяного эмбарго Саймон дал своей позиции доброе имя, успешно внедрив программу обязательного распределения топлива и успокоив опасения общественности по поводу нехватки бензина, не прибегая к явному нормированию бензина. [1] [16]

Другие примеры этого использования включают « наркоцаря » для главы Управления национальной политики по контролю над наркотиками – вероятно, самого известного из всех «царей», [1] «Царь терроризма» для советника президента по политике терроризма , «Царь кибербезопасности» для самого высокопоставленного Министерства внутренней безопасности, чиновника занимающегося политикой компьютерной и информационной безопасности , и « Царь войны », курирующий войны в Ираке и Афганистане .

В 2005 году Счетная палата правительства США опубликовала заключение относительно использования термина «наркоцарь» в расфасованных новостях, выпущенных Управлением национальной политики по контролю над наркотиками в 2002, 2003 и 2004 финансовых годах. что, хотя «закон не наделяет этим титулом директора ONDCP», «использование ONDCP термина «наркоцарь» для описания директора ONDCP не представляет собой незаконное самовозвеличивание». [17]

Термин «царь» также применялся к должностным лицам, не являющимся членами исполнительной власти, таким как Элизабет Уоррен , назначенная в комиссию Конгресса для наблюдения за Программой помощи проблемным активам в 2009 году и описанная как «царь надзора». [18] и утвержденные Сенатом должности , такие как должность директора национальной разведки , которого в 2004 году называли «царем разведки». [19]

Обоснование

[ редактировать ]

Преимущества создания постов типа «царь» включают в себя возможность выходить за рамки формальных каналов и находить творческие решения для конкретных проблем, а также способность вовлекать множество правительственных игроков в принятие решений по важным вопросам, что в конечном итоге позволяет огромной бюрократии начать двигаться в новом направлении. Проблемы могут возникнуть с объединением всех сторон и управлением конкурирующими центрами власти. [20]

Одно из объяснений использования этого термина состоит в том, что, хотя американская общественность возмущается такими терминами, как «король» и «диктатор», ассоциируя их с королем Георгом III или фашистскими деятелями Второй мировой войны , термин «царь» является чуждым, далеким и достаточно экзотично, чтобы быть приемлемым. [10] А тот факт, что позиции царя часто создаются во времена предполагаемого общественного кризиса, заставляет общественность жаждать видеть сильную фигуру, принимающую трудные решения, которые существующая политическая структура сделать не может. [10] Другая причина заключается в том, что американцы той эпохи обычно использовали экзотические азиатские слова для обозначения тех, кто обладал огромной и, возможно, неконтролируемой властью, причем « магнат » и « магнат ». в деловом контексте примером были слова [ нужна ссылка ]

Увеличение числа царских должностей с течением времени может быть связано с тем, что по мере роста размера и роли исполнительной власти в правительстве растут и трудности координации политики в нескольких юрисдикциях. [21] Действительно, должности царя иногда становятся настолько важными, что становятся постоянными исполнительными офисами, такими как Управление национальной политики по контролю над наркотиками или Торговое представительство США . [21]

Два учёных-юриста также задаются вопросом, способствовал ли Конгресс увеличению числа царей. [22] С 1939 по 1984 год Конгресс уполномочил президента консолидировать функции и агентства в рамках исполнительной власти в соответствии с Законом о реорганизации, который свел к минимуму административное бремя президента, «пытающееся координировать разрозненные функции, действующие под одинаково разрозненными властями». Но Конгресс допустил истечение срока действия этих полномочий в конце первого срока президента Рейгана, что привело этих ученых к выводу:

Что должен был делать президент в отсутствие полномочий на реорганизацию? Президент не может лично координировать все разрозненные функции и агентства в огромном федеральном правительстве. Тем не менее, если политика терпит неудачу из-за плохой координации, президента привлекают к ответственности. Поэтому не случайно, что по мере усложнения правительственной машины президенты отреагировали увеличением числа помощников или «царей», помогающих в управлении и координации исполнительной власти. [22]

Назначение «царей», обслуживающих исполнительную власть, на протяжении многих лет было источником споров. Еще в 1942 году редакционная карикатура изображала «царя цен» Леона Хендерсона , «царя производства» Дональда Нельсона и «царя кораблей» Эмори С. Лэнда , делящих трон. [8] В 2009 году некоммерческая правительственная наблюдательная организация «Налогоплательщики за здравый смысл» сообщила, что «по нашим подсчетам, существует по меньшей мере 31 действующий царь, что дает нынешней администрации больше царей, чем было в императорской России за всю ее историю». [23]

Критики, обвиняющие царей в неконституционности, часто обосновывают свои жалобы разделом 2 статьи II Конституции США , в которой говорится, что президент может назначать «других государственных министров... по рекомендации и с согласия Сената». [24] С этой точки зрения назначенец царя является законным только в том случае, если он утвержден Сенатом; в противном случае они не смогут существовать, пока не получат такого согласия. Основываясь на своей интерпретации конституционных формулировок, эти критики утверждают, что цари должны подлежать утверждению Сенатом . Этот вопрос в основном пропагандируется консерваторами и республиканцами, и в течение 2009 года он стал основным элементом антиобамовской активности . [25] Сенатор-демократ и исследователь конституции Роберт Берд также выразил обеспокоенность: [25] Берд написал Обаме, что: «Быстрое и легкое накопление власти сотрудниками Белого дома может поставить под угрозу конституционную систему сдержек и противовесов. Должностные лица, утвержденные Сенатом». [26] Сенаторы-демократы Расс Файнголд и Дайан Файнштейн поставили под сомнение, осуществляется ли Сенатом адекватный надзор за действиями царя. [27] [28] Республиканцы в Конгрессе заявили, что доступ «климатического царя» Кэрол Браунер к президенту узурпировал власть других агентств. [29] [30] К сентябрю 2009 года член Палаты представителей Джек Кингстон нашел 100 соавторов предлагаемого Закона о царской ответственности и реформе 2009 года , который стремился запретить выплачиваемую налогоплательщиками зарплату «любой оперативной группе, совету или аналогичному учреждению, созданному по указанию или по указанию правительства». Президентом и возглавляемым лицом, которое было неправомерно назначено на такую ​​должность (кроме временной) без совета и согласия Сената». [31] Администрация Обамы в значительной степени преуменьшила эти опасения, заявив, что он делает именно то, что делали многие предыдущие президенты. [1] Представитель Белого дома заявил: «Термин «царь» во многом создан средствами массовой информации, чтобы рабочие места, существовавшие при нескольких администрациях, звучали более захватывающе. Каждый президент, начиная с Никсона, нанимал умных и квалифицированных людей для координации между агентствами и Белым домом». [28] На слушаниях в судебном подкомитете Сената США по Конституции в октябре 2009 года эксперты по конституции утверждали, что нет ничего плохого в том, что президенты назначают независимых советников, пока их полномочия осуществляются в практическом, а не в юридическом плане. [32] Эти эксперты заявили, что прецедент «царских» позиций был создан при администрации Франклина Д. Рузвельта. [32]

Между тем, после отставки в сентябре 2009 года «царя зеленых рабочих мест» Ван Джонса за заявления, сделанные до вступления в должность, радио- и телекомментатор Гленн Бек нацелился на еще нескольких «царей» для более пристального внимания своей аудитории. [33] Случай с Джонсом показал, что цари, занимающие должности, не утвержденные на должность, могут не пройти такой тщательной проверки перед тем, как их назначат, в отличие от тех, кому, как известно администрации, придется предстать перед Сенатом. [34] Однако сама позиция, возможно, не была такой уж важной; Брукингского института Сотрудник Стивен Хесс описал Джонса как советника третьего уровня, подчиняющегося бессильному комитету. [21]

Сам исторический термин подвергся критике; В 2009 году представитель США Пол Браун заявил: «Нам не нужны и не должны быть цари. Последний раз, когда я проверял, цари были только в докоммунистической России, и мы, конечно, не Россия». [33] Перед уходом в отставку сам Ван Джонс отказался от использования этого термина, отдав предпочтение «разнорабочему на зеленых работах». [33] Действительно, администрация Обамы в целом предпочитала не использовать термин «царь». [35] Один из ветеранов Управления управления и бюджета сказал: «Мне не нравится термин «царь». Это имя имеет уничижительный оттенок в отношении этих людей, которые являются координаторами, посредниками, катализаторами… [противоречие о царях Обамы] вызывают много шума. очень мало. Назначение отдельных лиц в качестве координаторов по некоторым вопросам, представляющим интерес для президента, является проверенным и [иногда] очень эффективным способом решения таких проблем». [21] Сопротивление этому термину имеет долгую историю; Комиссар по торговле между штатами при администрации Франклина Д. Рузвельта Джозеф Б. Истман заявил, что он не является «царем федеральной железной дороги» после назначения координатором транспорта. [6]

Потребность в царях сама по себе вызывает критику: Стив Форбс сказал: «Это подчеркивает неэффективность правительства, которое вы сохраняете… имея людей, надеясь, что, возможно, они сделают что-то, чего не сможет сделать огромная правительственная бюрократия». [35] При наличии многих царей задача управления ими возрастает, как это было высмеяно в замечании The Washington Post в 1942 году после перечисления недавних назначений: «Насколько мы можем определить, галактика царей теперь полна, если только президент не решит назначать царя над царями». [9]

Эта позиция продолжала подвергаться критике, и в апреле 2011 года в рамках соглашения о федеральных расходах 2011 года , которое предотвратило приостановку работы правительства, четыре царские должности действительно были упразднены. [36]

Эффективность

[ редактировать ]

Ученые говорят, что невозможно вынести универсальное суждение об эффективности царей. [34]

Огромная сила царей, их лояльность президенту и отсутствие других бюрократических групп. [34] также может быть причиной их слабости. Хотя они имеют прямой доступ к президенту, им не хватает оперативной власти над правительственными учреждениями, и зачастую у них мало или вообще нет бюджетных статей. [1] [26] Будучи главой Управления внутренней безопасности при администрации Джорджа Буша-младшего , Том Ридж обнаружил, что эти причины существенно ограничивают его возможности влиять на политику. [26] Будучи « наркоцарем », Уильям Беннетт также заметил, что отсутствие прямой власти, неспособность распределять гранты и относительно небольшой штат сотрудников были «потенциально изнурительной институциональной слабостью», которую ему необходимо было преодолеть. [37]

Для царей важно иметь персонал, которому они доверяют. Первоначально назначая «энергетического царя», президент Никсон предложил Уильяму Э. Саймону получить назначенных ему сотрудников из всех агентств, занимающихся энергетической политикой. [15] Саймон отверг этот подход, зная, что эти агентства переложат на него свой валежник государственной службы; вместо этого Саймон настоял на том, чтобы он также сохранил свою существующую должность заместителя министра финансов и сотрудников, которым он доверял. [15]

Символизм, связанный с положением царя, создаваемым в предполагаемой чрезвычайной ситуации, иногда может быть эффективным сам по себе. [1] В 2000 года преддверии Джон Коскинен из Президентского совета по преобразованию 2000 года мог заставить агентства отступить и подготовиться к защите перед Белым домом и кабинетом министров. [1] Беннетт обнаружил, что, занимая должность царя наркоторговли, президент Джордж Буш-старший приложил чрезвычайные усилия, чтобы продемонстрировать, что Беннетт пользуется его поддержкой, настолько, что Беннетт преуспел в бюрократическом плане лучше, чем если бы он занимал обычную должность в кабинете министров. [37] Беннетт также обнаружил, что позиция царя позволяет использовать подход « задиристой кафедры ». [37]

В целом, ту сильную власть, которую дает позиция царя, обычно трудно обеспечить в американской политической жизни; вместо этого число бюрократических организаций, вовлеченных во фракционные споры и борющихся за ограниченные ресурсы, просто увеличивается за счет добавления позиции царя. [10] Если царь действительно силен и эффективен, то оппозиция ему или ей возникает со стороны правительственных органов, которые теряют власть, и борцы за гражданские права также часто публично возражают. [1] [10]

Великобритания

[ редактировать ]

В Соединенном Королевстве этот термин более широко используется для обозначения высокопоставленных чиновников, которые посвящают свои навыки одной конкретной области.

Этот термин широко использовался в британских СМИ для обозначения назначения Гордоном Брауном в 2009 году Алана Шугара на недавно созданный пост « Чемпиона предпринимательства », который многие информационные агентства окрестили «Царем предпринимательства». [38] [39] Когда Дэвид Кэмерон назначил Шугара, который был удостоен звания лорда в 2009 году, в 2016 году, правительство официально использовало термин «царь предприятий». [40]

Однако характер назначения в 2009 году и использование термина «царь» подверглись критике: обозреватель Трейси Корриган в The Daily Telegraph предложила создать прецедент для того, чтобы английскую модель Джордан сделали «царицей женских проблем». [41] с пожизненным пэром-консерватором лордом Хантом, предполагающим, что он уже мог быть «падшим царем». [42]

В 2013 году количество и характер некоторых назначений подверглись критике, поскольку и Guardian, и Independent сослались на около 300 «царских» назначений, сделанных в период с 1997 по 2013 год. [43] [44]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Джеймс, Рэнди (23 сентября 2009 г.). «Краткая история царей Белого дома» . Время . Архивировано из оригинала 26 сентября 2009 года.
  2. ^ Британника, Редакторы энциклопедии. «Симеон I». Британская энциклопедия, 23 мая. 2022, https://www.britanica.com/biography/Simeon-I . По состоянию на 30 октября 2022 г.
  3. ^ Херши, Марджори Р. (2017). Партийная политика в Америке (17-е изд.). Бостон: Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9781138683686 .
  4. ^ Джеймс К. Глассман (18 декабря 2000 г.). «Близко, но нет большого царя» . Причина . Архивировано из оригинала 2 сентября 2009 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
  5. ^ «Городские торговцы молоком назначат «царя» » (требуется плата) . Нью-Йорк Таймс . 1 сентября 1926 г. с. 25.
  6. ^ Jump up to: а б «Истман заявляет, что он не «царь»; как координатор, по его словам, его работа будет заключаться в том, чтобы помогать железным дорогам избегать отходов». Нью-Йорк Таймс . 17 июня 1933 года. Любая идея о том, что чрезвычайная железнодорожная программа администрации делает его «королем федеральных железных дорог», была опровергнута Джозефом Б. Истманом, комиссаром по торговле между штатами, в заявлении после его назначения сегодня президентом Рузвельтом координатором транспорта.
  7. ^ Jump up to: а б «Плановые законы для короны Уоллеса, царя фермы в США; поправки AAA, чтобы добавить еще больше власти». Чикаго Трибьюн . 26 августа 1934 года. Поправки к Закону о регулировании сельского хозяйства, согласно которым министр Уоллес станет царем американского сельского хозяйства.
  8. ^ Jump up to: а б Циммер, Бен (29 декабря 2008 г.). «Царские войны: как термин, обозначающий российскую королевскую семью, проник в американское правительство?» . Slate.com .
  9. ^ Jump up to: а б «Царь еды». Вашингтон Пост . 8 декабря 1942 г. с. 12.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Сапольски, Харви М.; Гольц, Эжен; Талмадж, Кейтлин (2008). Оборонная политика США: истоки политики безопасности . Тейлор и Фрэнсис . стр. 150–151. ISBN  978-0-415-77265-5 .
  11. ^ «Драйв «Царь еды» возобновляется республиканской группой домов» (требуется плата) . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс . 26 декабря 1944 года.
  12. ^ Артур, Аллен (30 августа 2000 г.). «Портрет наркобарона» . Салон.com . Архивировано из оригинала 5 сентября 2009 года.
  13. ^ Ловли, Эрика (21 октября 2008 г.). «Царь (н): Оскорбление, решатель проблем» . Политик . Архивировано из оригинала 7 сентября 2009 года.
  14. ^ «Решительный царь новой энергетики Никсона» . Время . 10 декабря 1973 года. Архивировано из оригинала 1 декабря 2008 года.
  15. ^ Jump up to: а б с д Саймон, Уильям Э .; Каэр, Джон М. (2004). Время для размышлений: автобиография . Издательство Регнери . стр. 84–85 . ISBN  0-89526-170-7 .
  16. ^ «Уильям Саймон: энергетический царь в нефтяном кризисе» . Лос-Анджелес Таймс . 4 июня 2000 г.
  17. ^ «B-303495, Управление национальной политики по контролю над наркотиками – видеовыпуск новостей, 4 января 2005 г.» . Счетная палата правительства США . 4 января 2005 г. Архивировано из оригинала 13 сентября 2023 г. Проверено 26 сентября 2009 г.
  18. ^ Дрозд, Гленн (31 марта 2009 г.). «Сторожевой пес по спасению: препятствия со стороны Казначейства» (блог) . Политик . Проверено 15 сентября 2009 г.
  19. ^ Гейтс, Роберт (6 июня 2004 г.). «Гонка за разрушение ЦРУ» . Нью-Йорк Таймс .
  20. ^ Холланд, Стив (29 мая 2009 г.). «Обама формирует правительство из многих царей» . Рейтер . Архивировано из оригинала 19 августа 2009 года.
  21. ^ Jump up to: а б с д Кэтрин Макинтайр Питерс (25 сентября 2009 г.). «Споры по поводу политики царей неуместны, говорят ученые» . GovExec.com . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 30 сентября 2009 г.
  22. ^ Jump up to: а б Браун, Коди М.; Ратнер, Джеффри Д. (19 октября 2009 г.). «Цари Белого дома: виноват Конгресс?» . Христианский научный монитор .
  23. ^ «Танцы с царями» . Налогоплательщики за здравый смысл . Мусорная корзина. 2 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года . Проверено 17 июля 2009 г.
  24. ^ Конституция Соединенных Штатов Америки   – через Wikisource .
  25. ^ Jump up to: а б Флетчер, Майкл А.; Деннис, Брэдли (15 сентября 2009 г.). «Критики ставят под сомнение автономию «царей» Белого дома » . Вашингтон Пост . Проверено 15 сентября 2009 г.
  26. ^ Jump up to: а б с Штрауб, Ноэль (25 февраля 2009 г.). «Сенатор Берд ставит под сомнение использование Обамой политических «царей» » . Нью-Йорк Таймс . ГринВайр .
  27. ^ Раджу, Ману (17 сентября 2009 г.). «Демократы присоединяются к царским войнам Республиканской партии» . Политик .
  28. ^ Jump up to: а б Маркман, Джо (17 сентября 2009 г.). «Принимая во внимание «царей» Обамы, законодатели восстают» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 года.
  29. ^ Кинг-младший, Нил (11 сентября 2009 г.). «Роль царей Белого дома разжигает битву» . Уолл Стрит Джорнал .
  30. ^ Танкерсли, Джим (20 мая 2009 г.). «Сделка по выбросам автомобилей: за кулисами» . Лос-Анджелес Таймс .
  31. ^ Вайгель, Дэвид (16 сентября 2009 г.). «Антицарский законопроект Палаты представителей набрал 100 соавторов» . Вашингтон Индепендент . Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 г. и Вайгель, Дэвид (8 сентября 2009 г.). «Анти-царский законопроект Палаты представителей получил 35 спонсоров Республиканской партии, сегодня может получить еще 35» . Вашингтон Индепендент . Архивировано из оригинала 12 сентября 2009 года.
  32. ^ Jump up to: а б Маркхэм, Джо (7 октября 2009 г.). «Группа не находит вины в системе политических «царей» Обамы » . Лос-Анджелес Таймс .
  33. ^ Jump up to: а б с Бернэм, Майкл (9 сентября 2009 г.). «Находящийся в боевой готовности Ван Джонс уходит, но «Царь» продолжает спорить о ярости» . Нью-Йорк Таймс . Зеленый провод .
  34. ^ Jump up to: а б с Майкл А. Флетчер; Брэди Деннис (16 сентября 2009 г.). «Многие политические «цари» Обамы вызывают гнев консерваторов» . Вашингтон Пост .
  35. ^ Jump up to: а б «Вопросы, поднятые по поводу влияния «царей» Обамы » . Фокс Ньюс . 13 июля 2009 г.
  36. ^ Вейгель, Дэйв (12 апреля 2011 г.). «Бюджетный компромисс: устранение четырех царей и не только» . Сланец .
  37. ^ Jump up to: а б с Беннетт, Уильям Джон (1992). Девальвация Америки: борьба за нашу культуру и наших детей . Саймон и Шустер . стр. 97–99 . ISBN  0-671-68305-5 .
  38. ^ Адамс, Стивен (5 июня 2009 г.). «Сэр Алан Шугар станет «царем предприятий» » . «Дейли телеграф» . Проверено 16 сентября 2009 г.
  39. ^ Финч, Джулия (5 июня 2009 г.). «Профиль сэра Алана Шугара: от Хакни до Палаты лордов» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 29 октября 2019 г.
  40. ^ «Лорд Шугар назначил царем государственного предприятия» . GOV.UK. ​Проверено 29 октября 2019 г.
  41. ^ Корриган, Трейси (5 июня 2009 г.). «Алан Шугар, царь предпринимательства – я хочу, чтобы Джордан стал царицей по женским вопросам» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2011 года . Проверено 16 сентября 2009 г.
  42. ^ Николас, Ватт (9 июня 2009 г.). «Роль сэра Алана Шугара как царя подвергается сомнению BBC, высмеивается в Палате лордов» . Хранитель . Проверено 16 сентября 2009 г.
  43. ^ Левитт, Рут (15 октября 2013 г.). «Почему цари так популярны в этом правительстве?» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 29 октября 2019 г.
  44. ^ "Внутри Уайтхолла: цари-правители - на что они годятся?" . Независимый . 14 октября 2013 года . Проверено 29 октября 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 10d1cf3e3269ae769c89609f1b4def11__1722306120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/11/10d1cf3e3269ae769c89609f1b4def11.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Czar (political term) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)