Царь (политический термин)
Царь , иногда пишется как царь , — это неофициальный титул, используемый некоторыми высокопоставленными чиновниками в Соединенных Штатах и Великобритании, которым обычно предоставляются широкие полномочия для решения определенного вопроса. Титул обычно считается нейтральным с гендерной точки зрения, хотя технически правильным русским термином для обозначения обладательницы женского титула будет «царица» .
В Соединенных Штатах царями обычно являются должностные лица исполнительной власти, назначаемые главой исполнительной власти (например, президентом федерального правительства или губернатором штата). Некоторые цари могут потребовать подтверждения с одобрения Сената или без него . Царями называют и некоторых назначенцев, не входящих в исполнительную власть. Конкретные случаи использования этого термина часто являются созданием средств массовой информации. [1]
В Соединенном Королевстве этот термин более широко используется для обозначения высокопоставленных чиновников, которые посвящают свои навыки одной конкретной области.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Разработка термина
[ редактировать ]Слово «царь» имеет славянское происхождение и этимологически происходит от имени «Цезарь» , как и слово «царь» , титул суверенитета, впервые созданный и использованный Первой Болгарской империей. [2] Позже этот титул был принят и использовался Сербской империей и Российским царством.
Во время правления Джозефа Герни Кэннона его иногда называли Царем-Пушкой (пьеса о гигантской одноименной пушке ). Это было результатом власти спикера палаты представителей в то время. произошел «восстание», Однако в Палате представителей в результате которого Кэннон отказался от власти, а также произошла общая децентрализация власти внутри Палаты. [3]
На последних этапах Первой мировой войны президент Вудро Вильсон назначил финансиста Бернарда Баруха руководить Советом военной промышленности . Эту должность иногда называли «промышленным царем». [1]
Одно из самых ранних известных метафорических использований этого термина в США было в отношении судьи Кенесо Маунтин Лэндиса , который был назначен комиссаром по бейсболу с широкими полномочиями по очистке спорта после того, как он был запятнан скандалом с Блэк Сокс в 1919 году. [4]
В 1926 году торговая палата Нью-Йорка назначила того, кого The New York Times назвала «царем», который должен навести порядок в индустрии доставки молока. [5]
В Соединенных Штатах термин «царь» использовался средствами массовой информации для обозначения назначенных должностных лиц исполнительной власти, по крайней мере, с 1930-х, а затем с 1940-х годов при президенте Франклине Д. Рузвельте . [6] [7] [8] В 1942 году газета «Вашингтон Пост» сообщила о «распоряжениях исполнительной власти о создании новых царей для контроля над различными аспектами нашей экономики военного времени». [9] Позиции были созданы для царя транспорта, царя рабочей силы, царя производства, царя судоходства и царя синтетического каучука, и все это для решения сложных проблем по координации ресурсов, необходимых для ведения Второй мировой войны . [1] [10] Администрация президента Рузвельта не только выступала за их создание; В декабре 1944 года республиканцы в Конгрессе выступали за создание должности «продовольственного царя», который имел бы почти неограниченный контроль над ценами и распределением продуктов питания. [11] Некоторые из секретарей кабинета Рузвельта назывались «царями», несмотря на то, что они были должным образом утверждены Сенатом в тот момент, когда их полномочия были увеличены законом. [7]
С тех пор был учрежден ряд специальных временных, а также постоянных должностей в исполнительной власти США, которые упоминались таким образом. Тенденция снова началась всерьез [1] когда президент Ричард Никсон создал две должности, главы которых стали известны в популярной прессе как «цари»: царь по борьбе с наркотиками в 1971 году, [12] и особенно энергетический царь в декабре 1973 года [13] имея в виду назначение Уильяма Э. Саймона главой Федерального управления энергетики . [14] Никсон сообщил своему кабинету министров, что Саймон будет иметь «абсолютную власть» в назначенных ему областях, и сравнил предполагаемый результат с ролью Альберта Шпеера как человека, несущего бесспорную ответственность за вооружения Третьего рейха . [15] Саймона смущали как неофициальный титул «царь», так и сравнение со Шпеером. [15] Однако в разгар арабского нефтяного эмбарго Саймон дал своей позиции доброе имя, успешно внедрив программу обязательного распределения топлива и успокоив опасения общественности по поводу нехватки бензина, не прибегая к явному нормированию бензина. [1] [16]
Другие примеры этого использования включают « наркоцаря » для главы Управления национальной политики по контролю над наркотиками – вероятно, самого известного из всех «царей», [1] «Царь терроризма» для советника президента по политике терроризма , «Царь кибербезопасности» для самого высокопоставленного Министерства внутренней безопасности, чиновника занимающегося политикой компьютерной и информационной безопасности , и « Царь войны », курирующий войны в Ираке и Афганистане .
В 2005 году Счетная палата правительства США опубликовала заключение относительно использования термина «наркоцарь» в расфасованных новостях, выпущенных Управлением национальной политики по контролю над наркотиками в 2002, 2003 и 2004 финансовых годах. что, хотя «закон не наделяет этим титулом директора ONDCP», «использование ONDCP термина «наркоцарь» для описания директора ONDCP не представляет собой незаконное самовозвеличивание». [17]
Термин «царь» также применялся к должностным лицам, не являющимся членами исполнительной власти, таким как Элизабет Уоррен , назначенная в комиссию Конгресса для наблюдения за Программой помощи проблемным активам в 2009 году и описанная как «царь надзора». [18] и утвержденные Сенатом должности , такие как должность директора национальной разведки , которого в 2004 году называли «царем разведки». [19]
Обоснование
[ редактировать ]Преимущества создания постов типа «царь» включают в себя возможность выходить за рамки формальных каналов и находить творческие решения для конкретных проблем, а также способность вовлекать множество правительственных игроков в принятие решений по важным вопросам, что в конечном итоге позволяет огромной бюрократии начать двигаться в новом направлении. Проблемы могут возникнуть с объединением всех сторон и управлением конкурирующими центрами власти. [20]
Одно из объяснений использования этого термина состоит в том, что, хотя американская общественность возмущается такими терминами, как «король» и «диктатор», ассоциируя их с королем Георгом III или фашистскими деятелями Второй мировой войны , термин «царь» является чуждым, далеким и достаточно экзотично, чтобы быть приемлемым. [10] А тот факт, что позиции царя часто создаются во времена предполагаемого общественного кризиса, заставляет общественность жаждать видеть сильную фигуру, принимающую трудные решения, которые существующая политическая структура сделать не может. [10] Другая причина заключается в том, что американцы той эпохи обычно использовали экзотические азиатские слова для обозначения тех, кто обладал огромной и, возможно, неконтролируемой властью, причем « магнат » и « магнат ». в деловом контексте примером были слова [ нужна ссылка ]
Причины
[ редактировать ]Увеличение числа царских должностей с течением времени может быть связано с тем, что по мере роста размера и роли исполнительной власти в правительстве растут и трудности координации политики в нескольких юрисдикциях. [21] Действительно, должности царя иногда становятся настолько важными, что становятся постоянными исполнительными офисами, такими как Управление национальной политики по контролю над наркотиками или Торговое представительство США . [21]
Два учёных-юриста также задаются вопросом, способствовал ли Конгресс увеличению числа царей. [22] С 1939 по 1984 год Конгресс уполномочил президента консолидировать функции и агентства в рамках исполнительной власти в соответствии с Законом о реорганизации, который свел к минимуму административное бремя президента, «пытающееся координировать разрозненные функции, действующие под одинаково разрозненными властями». Но Конгресс допустил истечение срока действия этих полномочий в конце первого срока президента Рейгана, что привело этих ученых к выводу:
Что должен был делать президент в отсутствие полномочий на реорганизацию? Президент не может лично координировать все разрозненные функции и агентства в огромном федеральном правительстве. Тем не менее, если политика терпит неудачу из-за плохой координации, президента привлекают к ответственности. Поэтому не случайно, что по мере усложнения правительственной машины президенты отреагировали увеличением числа помощников или «царей», помогающих в управлении и координации исполнительной власти. [22]
Критика
[ редактировать ]Назначение «царей», обслуживающих исполнительную власть, на протяжении многих лет было источником споров. Еще в 1942 году редакционная карикатура изображала «царя цен» Леона Хендерсона , «царя производства» Дональда Нельсона и «царя кораблей» Эмори С. Лэнда , делящих трон. [8] В 2009 году некоммерческая правительственная наблюдательная организация «Налогоплательщики за здравый смысл» сообщила, что «по нашим подсчетам, существует по меньшей мере 31 действующий царь, что дает нынешней администрации больше царей, чем было в императорской России за всю ее историю». [23]
Критики, обвиняющие царей в неконституционности, часто обосновывают свои жалобы разделом 2 статьи II Конституции США , в которой говорится, что президент может назначать «других государственных министров... по рекомендации и с согласия Сената». [24] С этой точки зрения назначенец царя является законным только в том случае, если он утвержден Сенатом; в противном случае они не смогут существовать, пока не получат такого согласия. Основываясь на своей интерпретации конституционных формулировок, эти критики утверждают, что цари должны подлежать утверждению Сенатом . Этот вопрос в основном пропагандируется консерваторами и республиканцами, и в течение 2009 года он стал основным элементом антиобамовской активности . [25] Сенатор-демократ и исследователь конституции Роберт Берд также выразил обеспокоенность: [25] Берд написал Обаме, что: «Быстрое и легкое накопление власти сотрудниками Белого дома может поставить под угрозу конституционную систему сдержек и противовесов. Должностные лица, утвержденные Сенатом». [26] Сенаторы-демократы Расс Файнголд и Дайан Файнштейн поставили под сомнение, осуществляется ли Сенатом адекватный надзор за действиями царя. [27] [28] Республиканцы в Конгрессе заявили, что доступ «климатического царя» Кэрол Браунер к президенту узурпировал власть других агентств. [29] [30] К сентябрю 2009 года член Палаты представителей Джек Кингстон нашел 100 соавторов предлагаемого Закона о царской ответственности и реформе 2009 года , который стремился запретить выплачиваемую налогоплательщиками зарплату «любой оперативной группе, совету или аналогичному учреждению, созданному по указанию или по указанию правительства». Президентом и возглавляемым лицом, которое было неправомерно назначено на такую должность (кроме временной) без совета и согласия Сената». [31] Администрация Обамы в значительной степени преуменьшила эти опасения, заявив, что он делает именно то, что делали многие предыдущие президенты. [1] Представитель Белого дома заявил: «Термин «царь» во многом создан средствами массовой информации, чтобы рабочие места, существовавшие при нескольких администрациях, звучали более захватывающе. Каждый президент, начиная с Никсона, нанимал умных и квалифицированных людей для координации между агентствами и Белым домом». [28] На слушаниях в судебном подкомитете Сената США по Конституции в октябре 2009 года эксперты по конституции утверждали, что нет ничего плохого в том, что президенты назначают независимых советников, пока их полномочия осуществляются в практическом, а не в юридическом плане. [32] Эти эксперты заявили, что прецедент «царских» позиций был создан при администрации Франклина Д. Рузвельта. [32]
Между тем, после отставки в сентябре 2009 года «царя зеленых рабочих мест» Ван Джонса за заявления, сделанные до вступления в должность, радио- и телекомментатор Гленн Бек нацелился на еще нескольких «царей» для более пристального внимания своей аудитории. [33] Случай с Джонсом показал, что цари, занимающие должности, не утвержденные на должность, могут не пройти такой тщательной проверки перед тем, как их назначат, в отличие от тех, кому, как известно администрации, придется предстать перед Сенатом. [34] Однако сама позиция, возможно, не была такой уж важной; Брукингского института Сотрудник Стивен Хесс описал Джонса как советника третьего уровня, подчиняющегося бессильному комитету. [21]
Сам исторический термин подвергся критике; В 2009 году представитель США Пол Браун заявил: «Нам не нужны и не должны быть цари. Последний раз, когда я проверял, цари были только в докоммунистической России, и мы, конечно, не Россия». [33] Перед уходом в отставку сам Ван Джонс отказался от использования этого термина, отдав предпочтение «разнорабочему на зеленых работах». [33] Действительно, администрация Обамы в целом предпочитала не использовать термин «царь». [35] Один из ветеранов Управления управления и бюджета сказал: «Мне не нравится термин «царь». Это имя имеет уничижительный оттенок в отношении этих людей, которые являются координаторами, посредниками, катализаторами… [противоречие о царях Обамы] вызывают много шума. очень мало. Назначение отдельных лиц в качестве координаторов по некоторым вопросам, представляющим интерес для президента, является проверенным и [иногда] очень эффективным способом решения таких проблем». [21] Сопротивление этому термину имеет долгую историю; Комиссар по торговле между штатами при администрации Франклина Д. Рузвельта Джозеф Б. Истман заявил, что он не является «царем федеральной железной дороги» после назначения координатором транспорта. [6]
Потребность в царях сама по себе вызывает критику: Стив Форбс сказал: «Это подчеркивает неэффективность правительства, которое вы сохраняете… имея людей, надеясь, что, возможно, они сделают что-то, чего не сможет сделать огромная правительственная бюрократия». [35] При наличии многих царей задача управления ими возрастает, как это было высмеяно в замечании The Washington Post в 1942 году после перечисления недавних назначений: «Насколько мы можем определить, галактика царей теперь полна, если только президент не решит назначать царя над царями». [9]
Эта позиция продолжала подвергаться критике, и в апреле 2011 года в рамках соглашения о федеральных расходах 2011 года , которое предотвратило приостановку работы правительства, четыре царские должности действительно были упразднены. [36]
Эффективность
[ редактировать ]Ученые говорят, что невозможно вынести универсальное суждение об эффективности царей. [34]
Огромная сила царей, их лояльность президенту и отсутствие других бюрократических групп. [34] также может быть причиной их слабости. Хотя они имеют прямой доступ к президенту, им не хватает оперативной власти над правительственными учреждениями, и зачастую у них мало или вообще нет бюджетных статей. [1] [26] Будучи главой Управления внутренней безопасности при администрации Джорджа Буша-младшего , Том Ридж обнаружил, что эти причины существенно ограничивают его возможности влиять на политику. [26] Будучи « наркоцарем », Уильям Беннетт также заметил, что отсутствие прямой власти, неспособность распределять гранты и относительно небольшой штат сотрудников были «потенциально изнурительной институциональной слабостью», которую ему необходимо было преодолеть. [37]
Для царей важно иметь персонал, которому они доверяют. Первоначально назначая «энергетического царя», президент Никсон предложил Уильяму Э. Саймону получить назначенных ему сотрудников из всех агентств, занимающихся энергетической политикой. [15] Саймон отверг этот подход, зная, что эти агентства переложат на него свой валежник государственной службы; вместо этого Саймон настоял на том, чтобы он также сохранил свою существующую должность заместителя министра финансов и сотрудников, которым он доверял. [15]
Символизм, связанный с положением царя, создаваемым в предполагаемой чрезвычайной ситуации, иногда может быть эффективным сам по себе. [1] В 2000 года преддверии Джон Коскинен из Президентского совета по преобразованию 2000 года мог заставить агентства отступить и подготовиться к защите перед Белым домом и кабинетом министров. [1] Беннетт обнаружил, что, занимая должность царя наркоторговли, президент Джордж Буш-старший приложил чрезвычайные усилия, чтобы продемонстрировать, что Беннетт пользуется его поддержкой, настолько, что Беннетт преуспел в бюрократическом плане лучше, чем если бы он занимал обычную должность в кабинете министров. [37] Беннетт также обнаружил, что позиция царя позволяет использовать подход « задиристой кафедры ». [37]
В целом, ту сильную власть, которую дает позиция царя, обычно трудно обеспечить в американской политической жизни; вместо этого число бюрократических организаций, вовлеченных во фракционные споры и борющихся за ограниченные ресурсы, просто увеличивается за счет добавления позиции царя. [10] Если царь действительно силен и эффективен, то оппозиция ему или ей возникает со стороны правительственных органов, которые теряют власть, и борцы за гражданские права также часто публично возражают. [1] [10]
Великобритания
[ редактировать ]В Соединенном Королевстве этот термин более широко используется для обозначения высокопоставленных чиновников, которые посвящают свои навыки одной конкретной области.
Этот термин широко использовался в британских СМИ для обозначения назначения Гордоном Брауном в 2009 году Алана Шугара на недавно созданный пост « Чемпиона предпринимательства », который многие информационные агентства окрестили «Царем предпринимательства». [38] [39] Когда Дэвид Кэмерон назначил Шугара, который был удостоен звания лорда в 2009 году, в 2016 году, правительство официально использовало термин «царь предприятий». [40]
Однако характер назначения в 2009 году и использование термина «царь» подверглись критике: обозреватель Трейси Корриган в The Daily Telegraph предложила создать прецедент для того, чтобы английскую модель Джордан сделали «царицей женских проблем». [41] с пожизненным пэром-консерватором лордом Хантом, предполагающим, что он уже мог быть «падшим царем». [42]
В 2013 году количество и характер некоторых назначений подверглись критике, поскольку и Guardian, и Independent сослались на около 300 «царских» назначений, сделанных в период с 1997 по 2013 год. [43] [44]
См. также
[ редактировать ]- Список царей исполнительной власти США
- Список должностей, замещаемых по назначению президента с утверждением Сената
- Политика США во время Второй мировой войны
- Президентство Барака Обамы: заметные должности вне кабинета министров
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Джеймс, Рэнди (23 сентября 2009 г.). «Краткая история царей Белого дома» . Время . Архивировано из оригинала 26 сентября 2009 года.
- ^ Британника, Редакторы энциклопедии. «Симеон I». Британская энциклопедия, 23 мая. 2022, https://www.britanica.com/biography/Simeon-I . По состоянию на 30 октября 2022 г.
- ^ Херши, Марджори Р. (2017). Партийная политика в Америке (17-е изд.). Бостон: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781138683686 .
- ^ Джеймс К. Глассман (18 декабря 2000 г.). «Близко, но нет большого царя» . Причина . Архивировано из оригинала 2 сентября 2009 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Городские торговцы молоком назначат «царя» » (требуется плата) . Нью-Йорк Таймс . 1 сентября 1926 г. с. 25.
- ^ Jump up to: а б «Истман заявляет, что он не «царь»; как координатор, по его словам, его работа будет заключаться в том, чтобы помогать железным дорогам избегать отходов». Нью-Йорк Таймс . 17 июня 1933 года.
Любая идея о том, что чрезвычайная железнодорожная программа администрации делает его «королем федеральных железных дорог», была опровергнута Джозефом Б. Истманом, комиссаром по торговле между штатами, в заявлении после его назначения сегодня президентом Рузвельтом координатором транспорта.
- ^ Jump up to: а б «Плановые законы для короны Уоллеса, царя фермы в США; поправки AAA, чтобы добавить еще больше власти». Чикаго Трибьюн . 26 августа 1934 года.
Поправки к Закону о регулировании сельского хозяйства, согласно которым министр Уоллес станет царем американского сельского хозяйства.
- ^ Jump up to: а б Циммер, Бен (29 декабря 2008 г.). «Царские войны: как термин, обозначающий российскую королевскую семью, проник в американское правительство?» . Slate.com .
- ^ Jump up to: а б «Царь еды». Вашингтон Пост . 8 декабря 1942 г. с. 12.
- ^ Jump up to: а б с д и Сапольски, Харви М.; Гольц, Эжен; Талмадж, Кейтлин (2008). Оборонная политика США: истоки политики безопасности . Тейлор и Фрэнсис . стр. 150–151. ISBN 978-0-415-77265-5 .
- ^ «Драйв «Царь еды» возобновляется республиканской группой домов» (требуется плата) . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс . 26 декабря 1944 года.
- ^ Артур, Аллен (30 августа 2000 г.). «Портрет наркобарона» . Салон.com . Архивировано из оригинала 5 сентября 2009 года.
- ^ Ловли, Эрика (21 октября 2008 г.). «Царь (н): Оскорбление, решатель проблем» . Политик . Архивировано из оригинала 7 сентября 2009 года.
- ^ «Решительный царь новой энергетики Никсона» . Время . 10 декабря 1973 года. Архивировано из оригинала 1 декабря 2008 года.
- ^ Jump up to: а б с д Саймон, Уильям Э .; Каэр, Джон М. (2004). Время для размышлений: автобиография . Издательство Регнери . стр. 84–85 . ISBN 0-89526-170-7 .
- ^ «Уильям Саймон: энергетический царь в нефтяном кризисе» . Лос-Анджелес Таймс . 4 июня 2000 г.
- ^ «B-303495, Управление национальной политики по контролю над наркотиками – видеовыпуск новостей, 4 января 2005 г.» . Счетная палата правительства США . 4 января 2005 г. Архивировано из оригинала 13 сентября 2023 г. Проверено 26 сентября 2009 г.
- ^ Дрозд, Гленн (31 марта 2009 г.). «Сторожевой пес по спасению: препятствия со стороны Казначейства» (блог) . Политик . Проверено 15 сентября 2009 г.
- ^ Гейтс, Роберт (6 июня 2004 г.). «Гонка за разрушение ЦРУ» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Холланд, Стив (29 мая 2009 г.). «Обама формирует правительство из многих царей» . Рейтер . Архивировано из оригинала 19 августа 2009 года.
- ^ Jump up to: а б с д Кэтрин Макинтайр Питерс (25 сентября 2009 г.). «Споры по поводу политики царей неуместны, говорят ученые» . GovExec.com . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 30 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Браун, Коди М.; Ратнер, Джеффри Д. (19 октября 2009 г.). «Цари Белого дома: виноват Конгресс?» . Христианский научный монитор .
- ^ «Танцы с царями» . Налогоплательщики за здравый смысл . Мусорная корзина. 2 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года . Проверено 17 июля 2009 г.
- ^ Wikisource . – через
- ^ Jump up to: а б Флетчер, Майкл А.; Деннис, Брэдли (15 сентября 2009 г.). «Критики ставят под сомнение автономию «царей» Белого дома » . Вашингтон Пост . Проверено 15 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Штрауб, Ноэль (25 февраля 2009 г.). «Сенатор Берд ставит под сомнение использование Обамой политических «царей» » . Нью-Йорк Таймс . ГринВайр .
- ^ Раджу, Ману (17 сентября 2009 г.). «Демократы присоединяются к царским войнам Республиканской партии» . Политик .
- ^ Jump up to: а б Маркман, Джо (17 сентября 2009 г.). «Принимая во внимание «царей» Обамы, законодатели восстают» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 года.
- ^ Кинг-младший, Нил (11 сентября 2009 г.). «Роль царей Белого дома разжигает битву» . Уолл Стрит Джорнал .
- ^ Танкерсли, Джим (20 мая 2009 г.). «Сделка по выбросам автомобилей: за кулисами» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Вайгель, Дэвид (16 сентября 2009 г.). «Антицарский законопроект Палаты представителей набрал 100 соавторов» . Вашингтон Индепендент . Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 г. и Вайгель, Дэвид (8 сентября 2009 г.). «Анти-царский законопроект Палаты представителей получил 35 спонсоров Республиканской партии, сегодня может получить еще 35» . Вашингтон Индепендент . Архивировано из оригинала 12 сентября 2009 года.
- ^ Jump up to: а б Маркхэм, Джо (7 октября 2009 г.). «Группа не находит вины в системе политических «царей» Обамы » . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Jump up to: а б с Бернэм, Майкл (9 сентября 2009 г.). «Находящийся в боевой готовности Ван Джонс уходит, но «Царь» продолжает спорить о ярости» . Нью-Йорк Таймс . Зеленый провод .
- ^ Jump up to: а б с Майкл А. Флетчер; Брэди Деннис (16 сентября 2009 г.). «Многие политические «цари» Обамы вызывают гнев консерваторов» . Вашингтон Пост .
- ^ Jump up to: а б «Вопросы, поднятые по поводу влияния «царей» Обамы » . Фокс Ньюс . 13 июля 2009 г.
- ^ Вейгель, Дэйв (12 апреля 2011 г.). «Бюджетный компромисс: устранение четырех царей и не только» . Сланец .
- ^ Jump up to: а б с Беннетт, Уильям Джон (1992). Девальвация Америки: борьба за нашу культуру и наших детей . Саймон и Шустер . стр. 97–99 . ISBN 0-671-68305-5 .
- ^ Адамс, Стивен (5 июня 2009 г.). «Сэр Алан Шугар станет «царем предприятий» » . «Дейли телеграф» . Проверено 16 сентября 2009 г.
- ^ Финч, Джулия (5 июня 2009 г.). «Профиль сэра Алана Шугара: от Хакни до Палаты лордов» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 29 октября 2019 г.
- ^ «Лорд Шугар назначил царем государственного предприятия» . GOV.UK. Проверено 29 октября 2019 г.
- ^ Корриган, Трейси (5 июня 2009 г.). «Алан Шугар, царь предпринимательства – я хочу, чтобы Джордан стал царицей по женским вопросам» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2011 года . Проверено 16 сентября 2009 г.
- ^ Николас, Ватт (9 июня 2009 г.). «Роль сэра Алана Шугара как царя подвергается сомнению BBC, высмеивается в Палате лордов» . Хранитель . Проверено 16 сентября 2009 г.
- ^ Левитт, Рут (15 октября 2013 г.). «Почему цари так популярны в этом правительстве?» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 29 октября 2019 г.
- ^ "Внутри Уайтхолла: цари-правители - на что они годятся?" . Независимый . 14 октября 2013 года . Проверено 29 октября 2019 г.