Моканица

Моканица ( Румынское произношение: [mokəˈnit͡sə] ) — узкоколейная железная дорога в Румынии , особенно в Марамуреше , Трансильвании и Буковине . Обычно они расположены в горной местности, и работающие на них локомотивы (которые сами также могут называться моканицами ) работают на паре. Эти железные дороги были построены для грузовых и пассажирских перевозок – некоторые в эпоху Австро-Венгерской империи , до 1918 года – но с годами пришли в упадок. Некоторые из них сейчас восстанавливаются для целей туризма .
Этимология
[ редактировать ]Слово mocăniśă — это ласковый термин, происходящий от румынского слова mocan , означающего пастух или тот, кто живет в горах , с суффиксом женского рода и уменьшительно-ласкательным значением в соответствии с традицией наименования транспортных средств и обозначения небольшого размера. Также было высказано предположение, что это означает «кофемашина», поскольку один из маленьких локомотивов напоминает один из них в действии. [ 1 ]
Долина Васер Моканица
[ редактировать ]Самая известная моканица протекает в долине Васер в округе Марамуреш . Эта железная дорога была построена в период 1933-1935 годов и имеет колею 760 мм ( 2 фута 5 + 15 ⁄ 16 дюймов ). Он был частично разрушен немецкими войсками во время Второй мировой войны , но был вновь восстановлен. В основном он использовался для лесозаготовок и используется до сих пор, но в 2004 году начались работы по восстановлению его как туристической достопримечательности. Швейцарский энтузиаст, приехавший в Румынию в 1987 году, во многом помог этому, основав организацию по спасению железной дороги: «Hilfe für die Wassertalbahn in Rumänien».
Используются несколько паровых машин: 764-211 ( Мариуца ) был построен в Берлине компанией Orenstein & Koppel в 1910 году; 763-193 ( «Краусс» ) также был построен в Германии, в 1921 году; в период с 1953 по 1955 год построено пять румынских локомотивов. и в Решице На линиях также курсируют дизельные двигатели (построенные в 1960-1970-х годах) и другие транспортные средства, такие как переоборудованные минивэны. Последние используются пограничниками, рейнджерами и другими людьми для быстрого подъема в горы.
Пути идут от Вишэу-де-Сус , от двора на улице Strada AI Cuza, в 1,5 км (0,93 мили) к северу от центра города. Основная линия имеет длину 43 км (27 миль) от Вишеу-де-Сус до Коману, недалеко от границы с Украиной (бывшей Польшей), хотя линия может закончиться раньше в Фаине. Эта поездка обычно занимает от 3 до 4 часов в одну сторону.
Есть еще две ветви: вдоль долины Новац (13 км (8,1 мили)) и в сторону Стевиоары (3 км (1,9 мили)). Время от времени поезд может сходить с рельсов, но на скорости 10 км/ч (6,2 мили в час) это не представляет опасности, а опытные пассажиры помогают вернуть поезд на рельсы! Долина Васер — исключительно живописное место, место обитания множества медведей и оленей , а также крупного рогатого скота и овец. Линия находится в ведении частной компании Căile Ferate Forestiere (CFF). Помимо регулярных рейсов, туристы могут арендовать поезда; Также работают специальные службы, например, в канун Нового года.
Железная дорога и паровоз «Мариуца» в комплекте с подвижным составом представлены в третьем эпизоде «Дикого Востока» («От Днестра до Дуная» в американской версии) романа Майкла Пэйлина «Новая Европа» . [ 2 ]
Другие моканицы
[ редактировать ]- В горах Апусени , в Арьеш районе долины округа Альба . ходят поезда Абруда до Кампени Сейчас на участке этой линии от ; планируется, что в будущем они пройдут от Абруда до Турды . При использовании нетуристической железной дороги время в пути на 93 км (58 миль) от Турды до Абруда занимало около шести с половиной часов. (Расписание CFR 1988 г.).
- Железнодорожная линия Агнита теперь признана историческим памятником, поэтому ее спасли от списания, и теперь планы по ее возрождению могут быть реализованы. [ 3 ]
- От Ковасны до Командэу в округе Ковасна . Последний раз регулярные поездки сюда совершались в 1999 году, но в 2002 году была создана ассоциация, чтобы спасти поезд, и с тех пор было совершено несколько поездок.
- От Кришчиора до Брэда в округе Хунедоара . В настоящее время линия классифицируется как линия исторического наследия и используется для туризма в праздничные дни. [ 4 ]
- Другие линии были предложены в качестве кандидатов на преобразование в туристические достопримечательности «моканица», и на некоторых из них предпринимались попытки какой-либо деятельности, хотя ситуация может быть нестабильной. К ним относятся линии Тыргу-Муреш — Банд , Дорнешти — Нисипиту и Молдовица , хотя некоторые из этих линий могут проходить по путям стандартной колеи.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Восстановление узкоколейной железной дороги Сибиу Агнита» . transylvaniaexpress.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 18 ноября 2007 г.
- ^ Новая Европа Майкла Пэйлина - Дикий Восток - От Днестра до Дуная на YouTube
- ^ «Моканица Сибиу-Агнита» . www.sibiuagnitarailway.com .
- ^ Любительское видео моканицы у Брэда на YouTube.
Библиография
[ редактировать ]- Орган, Джон (2008). Румыния и Болгария Узкоколейка . Серия «Узкоколейные ветки». Мидхерст, Западный Суссекс, Великобритания: Middleton Press. ISBN 9781906008239 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Моканица - Последняя из Карпатских лесных железных дорог в Институте культуры Google
- Ассоциация по содержанию узкоколейных железных дорог
- Обзор деятельности моканицэ в 1998 г.
- Mocăniśa Веб-сайт компании, управляющей моканитой Vaser Valley, посвященный моканитэ Orenstein&Koppel 764-211 CFF и другим линиям моканиты из Румынии.
- Долина Васер, лучший поезд. Запись в блоге с техническими подробностями (авторы Адела Улич и Теофил Иванчук) о моканице долины Васер.
- в Румынии Помощь железной дороге долины Васер
- Линия Сибиу-Агнита в долине Хартибачу