Восточный Туглу
Туглуг Тимур Хан | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Хан ханства | |||||||||
Хан Чагатайского ханства | |||||||||
Царствование | 1360–1363 | ||||||||
Хан Могулистана | |||||||||
Царствование | 1347–1360 | ||||||||
Преемник | Ильяс Ходжа | ||||||||
Хан Западного Чагатайского ханства | |||||||||
Предшественник | Шах Темур | ||||||||
Преемник | Адиль-Султан | ||||||||
Рожденный | 1312/13 Чагатай-ханство | ||||||||
Умер | 1363 (50 лет) Чагатай-ханство | ||||||||
Похороны | 1363 г. н. э. | ||||||||
Проблема | Ильяс Ходжа Хизр Ходжа | ||||||||
| |||||||||
Дом | Династия Чагатай | ||||||||
Отец | Эсен Буга I | ||||||||
Религия | Ислам ( мусульмане-сунниты ) |
Туглуг Тимур-хан (также Туглук Тёмюр или Туглук Тимур ) (1312/13–1363) был ханом Могулистана с ок. 1347 г. и хан всего Чагатайского ханства с ок. 1360 г. до своей смерти. Эсен Бука (прямой потомок Чагатай-хана ) считается его отцом. [ 1 ] Его правление известно обращением в ислам. [ 2 ] и его вторжения в Трансоксиану .
Фон
[ редактировать ]Чагатайид Казан-хан После того как в 1346 году был убит , Чагатайское ханство претерпело преобразования. На западе (Трансоксиана) контроль захватили преимущественно тюрко-монгольские племена во главе с караунасскими эмирами. Чтобы сохранить связь с домом Чингисхана , амиры посадили на трон нескольких его потомков, хотя эти ханы правили лишь номинально и не имели реальной власти.
Между тем восточная часть ханства в течение нескольких лет была в значительной степени автономной в результате ослабления власти ханов. Эта восточная часть (большая часть которой была известна как «Могулистан»), в отличие от Трансоксианы, была в основном населена монголами и была в основном буддистской и шаманской .
Самой могущественной семьей в восточной части ханства в это время была монгольская семья — дуглатских амиров. Дуглаты владели несколькими важными городами в качестве вассалов ханов, в том числе Кашгар , Аксу , Яркенд и Хотан . Примерно в 1347 году эмир Дуглата Буладжи, увидев ситуацию в Трансоксиане, решил воспитать хана по своему выбору. Его выбор пал на Туглуг Тимура, который в то время был не более чем искателем приключений.
Обращение в ислам
[ редактировать ]Туглуг был обращен мусульманским священнослужителем Мауланой Аршад-уд-Дином. [ 3 ] которые невольно вторглись в заповедники Туглу. Таглуг приказал священнослужителю предстать перед ним и потребовал объяснить причину вмешательства священнослужителя в его охоту. Священнослужитель ответил, что он не осознавал, что вторгся на территорию. В этот момент Таглуг заметил, что священнослужитель был персом , и Таглуг сказал, что « собака стоит больше, чем перс». Священнослужитель ответил: «Да, если бы у нас не было истинной веры, мы действительно были бы хуже собак». Озадаченный, Таглуг приказал священнослужителю объяснить «истинную веру»; таким образом Туглуг обучал доктринам ислама . После этого Туглуг принял ислам. [ 4 ] Этот поступок привел к тому, что эмиры Могулистана сделали то же самое, хотя общее население региона обращалось в ислам медленнее. Согласно сообщению, Он подвергся обрезанию, и в тот же день 160 000 человек побрили головы и исповедовали ислам. [ 1 ]
Ханство
[ редактировать ]Между тем, в Мавераннахре карауны утратили статус фактических лидеров Чагатайского улуса; их заменил Буян Сулдус , добродушный и неэффективный эмир. Туглуг Тимур решил, что он не встретит большого сопротивления в Трансоксиане, и вторгся в него в марте 1360 года. Как и предполагалось, большинство племенных амиров заявили о своей поддержке его; те, кто этого не сделал (особенно Хаджи-бек из племени Барлас ), решили бежать. Моголы решили найти кого-то другого, кто будет управлять бывшими территориями Хаджи-бека; они сошлись на молодом племяннике Хаджи-бека Тимуре подчинившемся им . Это, кстати, было первым шагом на пути прихода Тимура к власти в качестве эмира Империи Тимуридов .
Моголы вскоре покинули Трансоксиану после того, как между их эмирами завязался спор. Однако в 1361 году Туглуг Тимур и его армия во второй раз въехали в этот регион. На этот раз хан, похоже, решил свергнуть трансоксианских амиров и централизовать власть в своих руках. Он казнил нескольких амиров, в том числе Амира Баязида и Буяна Сулдуса, а Хаджи-бек, вернувшийся после ухода Моголов в 1360 году, снова отступил. Когда караунский амир Хусейн выступил против него, Туглуг Тимур вторгся на его обширные территории, расположенные к югу от Амударьи , и разгромил его в бою. Амир Хусейн бежал; продвинулась на юг до Кундуза Армия Великих Моголов , преследуя его, и разграбила этот регион.
Уничтожив власть трансоксианских амиров и воссоединив Чагатайское ханство, Туглуг Тимур назначил своего сына Ильяса Ходжу наместником Мавераннахра и отбыл в Могулистан.

В отличие от Али-Султана , убившего францисканских миссионеров, Туглуг Тимур, похоже, был терпим к другим религиям и интеллектуалам и разделял интересы своих предшественников Чагатайидов и Юаней в буддизме . [ 5 ] Примерно в 1363 году он пригласил тибетского ламу Рол-пай Дорджи, возвращавшегося из двора династии Юань, штаб-квартира которой находилась в Даду (современный Пекин). [ 6 ] Однако последний вежливо отклонил приглашение из-за расстояния и принятия ханом ислама.
Во время его правления Моголы (персидское обозначение монголов) еще сохраняли свою монгольскую идентичность и говорили на монгольском языке.
Вскоре после этого он умер в возрасте 34 лет. Его могила находится в Алмалыке . Его завоевание Трансоксианы оказалось недолгим, поскольку Амир Хусейн и Тимур быстро отобрали ее у Ильяса Ходжи.
Генеалогия Чагатайского ханства
[ редактировать ]
В «Бабр Нама», написанном Бабуром , стр. 19, глава 1; описал генеалогию своего деда по материнской линии Юнас Хана как:
«Юнас-хан происходил от Чагатал-хана, второго сын Члингиз-хана (как следует): Юнас-хан, сын Вайса Хан, сын Шер-Али Огхлана, сын Мухаммад-хана, сын Хизр Ходжа-хана, сына Туглук-Тимур-хана, сына Айсан-буга Хан, сын Дава-хана, сына Барак-хана, сын Есунтава-хана, сына Муатукана, сына Чагатала Хан, сын Чингиз-хана».
|
С кладбища
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рене Груссе (1970). Степная империя: история Центральной Азии . Издательство Университета Рутгерса. стр. 344. ИСБН 978-0-8135-0627-2 .
- ^ Общество и культура на Ближнем Востоке раннего Нового времени Эндрю Дж. Ньюман, Эдинбургский университет, стр. 30
- ^ Мирза Хайдер, Тарих и Рашиди, стр. 14.
- ^ Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры сэра Томаса Уокера Арнольда , стр. 198
- ^ CPATwood - Энциклопедия Монголии и Монгольской империи, стр.129
- ^ ХЕРичардсон - Секта Карма-Па. Историческая справка, стр.147
- ^ Бабур Нама на английском языке, Захиру'д-дин Мубаммад Бабур Падшах Гдзт, АННЕТ СЮЗАННА БЕВЕРИДЖ
- ^ Мирза Мухаммад Хайдар. Тарих-и-Рашиди: История Моголов Средней Азии.Пер. Эдвард Денисон Росс
- Груссе, Рене . Степная империя: история Центральной Азии. Пер. Наоми Уолфорд. Издательство Рутгерского университета, 1970. ISBN 0-8135-1304-9 .
- Мирза Мухаммад Хайдар . Тарих-и-Рашиди: История Моголов Центральной Азии. Пер. Эдвард Денисон Росс . ISBN 81-86787-02-Х