Эрнст Преториус
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2020 г. ) |
Эрнст Преториус (20 сентября 1880 - 27 марта 1946) был немецким дирижером, генеральным музыкальным руководителем, преподавателем университета и историком музыки.
Жизнь
[ редактировать ]Преториус родился в Берлине и был сыном востоковеда Франца Преториуса. [ 1 ] и его жена Джоанна Преториус, урожденная Бланк. Он получил уроки игры на скрипке в раннем возрасте (1887–1892) у Эмиля Кёлера в Бреслау , с 1892 по 1899 год у Арно Хельфа в Лейпциге ), а также уроки композиции у Отто Ройбке в Галле. Помимо практических занятий, Преториус занимался также теорией музыки . С 1899 по 1905 год он изучал музыковедение и историю музыки в Берлинском университете Гумбольдта вместе с Карлом Штумпфом . Докторскую степень он получил в 1905 году, защитив диссертацию по «Мензуральной теории Франхина Гаффурия». [ 2 ] и был директором Музея музыкальных инструментов Лейпцигского университета , затем в Кельне, Воррингерштрассе, между 1906 и 1909 годами. С 1909 по 1912 год Преториус работал репетитором и капельмейстером в Кельнской опере . В 1912 и 1913 годах он был капельмейстером в Шаушпильхаусе Бохума , в 1913 и 1914 годах в Новом театре Лейпцига и в Городском театре Бреслау . После этого он один год проработал в Театре Любека , а с 1915 по 1922 год снова работал в Городском театре Бреслау. С 1922 по 1924 год он был капельмейстером Большой народной оперы и Государственной оперы Унтер ден Линден в Берлине. В 1924 году он стал генеральным музыкальным директором Немецкого национального театра и Государственной капеллы Веймара .
В то время как общественность и эксперты высоко оценили Преториуса, правые радикалы напали на него яростно. Причиной этого была прежде всего его приверженность Новой Музыке . После того, как в 1928 году Преториус привел «Джонни spielt auf» на спектакль Эрнста Кренека, веймарская газета «Der Nationalsozialist» [ 3 ] серия подстрекательских статей против Претория. В 1930 году НСДАП , теперь впервые представленная в правительстве земли Тюрингия, попыталась уволить его. Однако консультативный совет Национального театра высказался за сохранение его генерального музыкального директора. [ 4 ] Кельн, 2004 г., стр. 139–146.</ref>
После захвата власти национал-социалистами Преториус был немедленно отправлен в отставку в феврале 1933 года. Одной из причин было дирижирование им оперы «Кардильяк» Пауля Хиндемита . Кроме того, он женился на еврейке докторе Кете Рухеманн (13 января 1891 г. в Берлине - 1981 г. в Анкаре, Турция, педиатр, в 1-м браке замужем за доктором Бруно Барухом Гольдштейном, в результате чего родилось трое детей). Под этим политическим давлением они развелись в 1935 году де-юре , но продолжали жить вместе. Берлинские оперные театры отказали Преториусу, который теперь был безработным, в помолвке, в результате чего он работал водителем такси.
Ссылка в Турции
[ редактировать ]Затем Преториус получил предложение от Турции при . посредничестве Хиндемита Хиндемит был советником по развитию турецкой музыкальной сцены и, таким образом, имел возможность разместить многочисленных людей, преследуемых немцами, в культурном секторе Турции, в том числе режиссера Карла Эберта , педагога Эдуарда Цукмайера , скрипача Ликко Амара и пианиста. Георг Марковиц. Все они теперь участвовали в создании Государственной консерватории в Анкаре. Преториус был назначен дирижером Симфонического оркестра Анкары 28 сентября 1935 года. Он также руководил ансамблем камерной музыки в консерватории и преподавал игру на фаготе . [ 5 ]
Преториус был очень известен в музыкальной жизни Анкары своими многочисленными концертами. Он пытался продолжить реформы Хиндемита даже после его дальнейшего путешествия в США и поддерживал с ним контакт. У него были существенные разногласия с Карлом Эбертом, с которым он работал заведующим театрально-оперным отделением. Он раскритиковал методы обучения Эберта, а также усомнился в его художественных способностях.
В 1937 году Преториус в последний раз остался в Германии и с июля по сентябрь совершил концертный тур в качестве дирижера в Штутгарт, Кенигсберг и Берлин. Он неоднократно пытался привлечь немецких виртуозов в Турцию. В 1943 и 1944 годах он давал концерты в Анкаре вместе с Вильгельмом Кемпфом и Вальтером Гизекингом – во время мировой войны Турция еще сохраняла нейтралитет. В это время Преториус также начал создавать консерваторский оркестр, который впоследствии пользовался успехом с многочисленными концертами. Преториус всегда старался включить в свои выступления турецкую культуру. Помимо произведений европейской классической музыки, он также по возможности исполнял произведения современных турецких композиторов, таких как Ульви Джемаль Эркин .
Благодаря контактам с посольством Германии в Анкаре Преториус смог пригласить к себе разведенную жену в 1936 году. В 1940 году, с разрешения президента Исмета Иненю , он также привез в Турцию свою тещу.
После начала Второй мировой войны немцы начали изгнание эмигрантов в Турцию. В 1941 году НСДАП подала заявление об отказе Преториусу в немецком гражданстве, поскольку он все еще жил со своей женой-еврейкой и был «президентом Ассоциации поддержки еврейских эмигрантов». [ 6 ] Благодаря его выдающемуся положению во главе симфонического оркестра, основанного президентом Мустафой Кемалем Ататюрком в Анкаре, эмиграция в конечном итоге была прекращена. Посол Германии в Анкаре Франц фон Папен опасался «неприятной сенсации». [ 7 ] Благодаря исключительному престижу Преториуса, он и его семья даже избежали интернирования в Анатолии , что затронуло всех остальных немецких беженцев как вражеских государственных деятелей после вступления Турции в войну в 1944 году.
Преториус умер в 1946 году после непродолжительной болезни в возрасте 65 лет. Он был похоронен в Анкаре в Чебечи Асри Мезарлыги . Его жена Кете Преториус осталась в Анкаре до конца своей жизни. С 1946 года она в течение двух десятилетий руководила машиной скорой помощи британского посольства. Кроме того, она работала медицинским сотрудником посольства Германии в Анкаре с момента его открытия.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Действующее музейное объединение: Айматлоз. Ссылка в Турции 1933–1945. [ 8 ] Выставка объединения Гёте-Института и Академии художеств с 8 января по 20 февраля 2000 г. Под ред. Сабина Хиллебрехт. ( Музей Schriftenreihe des Vereins Aktives 8). Берлин, 2000 г. (без ISBN), с. ? [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Он был профессором востоковедения в Бреслау с 1909 по 1927 год.
- ^ Мензуральная теория Франхина Гафурия: и последующий период до середины 16 века на WorldCat
- ^ Еженедельник с 1925 года, ежедневная газета с 1931 года. Ответственный до 1927 года Артур Динтер , затем Фриц Заукель . С 1931 года «amtliche Tageszeitun» Гаус Тюрингия НСДАП.
- ^ Нина Окрасса: Петер Раабе: дирижер, музыкальный писатель и президент Имперской музыкальной палаты (1872–1945) Бёлау на WorldCat
- ^ Корнелия Циммерманн-Кальонджу: Немецкие музыканты в Турции в 20 веке. на WorldCat ( Сочинения европейских университетов , серия 36: Музыковедение, 15). Питер Ланг, Франкфурт, 1985, с. 67.
- ↑ Письмо НСДАП в министерство иностранных дел , 12 ноября 1941 г., Полит. Архив ПА АА под ПреториусомЭ.
- ↑ Письмо Папена от 15 декабря 1941 г., Полит. Архив АА: ПААА PraetoriusE.
- ^ Хайматлоз: Изгнание в Турции на WorldCat
- ^ Среди 23 панелей, каждая из которых посвящена конкретному человеку, есть еще одна, посвященная Преториусу. Флаер дает первое представление об этой постоянной выставке, предоставленной в аренду.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Литература Эрнста Преториуса и о нем в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Эрнст Преториус в лексиконе преследуемых музыкантов в эпоху нацизма . Архивные фонды о нем