Карло Моллино

Карло Моллино (6 мая 1905 — 27 августа 1973) — итальянский архитектор , дизайнер , фотограф и педагог .
Биография
[ редактировать ]
Карло Моллино родился 6 мая 1905 года в Турине , крупном промышленном городе и культурном центре на северо-западе Италии. Он был единственным сыном Иоланды Теста (1884–1966) и Эухенио Моллино (1873–1953), плодовитого инженера, построившего более 300 зданий самого разнообразного типа.
Карло Моллино окончил архитектурный факультет в июле 1931 года в Высшей королевской архитектурной школе в Турине. До и после окончания учебы он сотрудничал со своим отцом, который обучал его проектированию технических архитектурных элементов и руководил стройками.
Лишь в 1933 году он начал свою личную карьеру, выиграв конкурс на строительство офисного здания в Кунео. [1] и написание «Жизни Оберона», вымышленного рассказа, опубликованного в архитектурном журнале Casabella .
В годы войны он написал том по истории фотографии и критике « Послание из темной комнаты» (Il Messaggio dalla Camera Oscura, опубликовано в 1949 году) и руководство по технике катания на лыжах « Введение в горные лыжи» (Introduzione al Discesismo, опубликовано в 1950 году ). .
В 1940-х годах он начал писать эссе по архитектуре и с 1949 года и до самой смерти преподавал на архитектурном факультете в Турине, став в 1953 году профессором.
В 1955 году он разработал автомобиль Bisiluro , который в том же году участвовал в гонках «24 часа Ле-Мана». В 1956 году он начал летать по высшему пилотажу, а затем участвовал в итальянских и европейских соревнованиях.
Карло Моллино не был женат и не имел детей. В период с 1948 по 1955 год он пережил важную историю любви со скульптором Кармелиной Пикколис.
Он скончался днем 27 августа 1973 года, работая в своей студии.
Архитектура
[ редактировать ]

Благодаря расширенному обучению [2] Вместе со своим отцом-инженером до, во время и после изучения архитектуры Карло Моллино обладал высокой квалификацией в ряде строительных технологий и материалов, одновременно владея всеми аспектами строительного процесса (например, он создает рабочие чертежи для дверей и окон большинства домов). его постройки).
Летом 1931 года, сразу после окончания архитектурной школы в Турине, Моллино отправился в Берлин, где познакомился с Эрихом Мендельсоном . [3] Прямой контакт с экспрессионизмом оказал длительное влияние на его архитектурный дизайн, что можно увидеть уже в первом построенном им здании - Федерации фермеров в Кунео (Sede Federazione Agricoltori, 1933–35).
В 1933 году Моллино опубликовал рассказ из нескольких частей под названием « Жизнь Оберона». [4] ( Vita di Oberon ), в известном архитектурном журнале Casabella . Это личный манифест его взгляда на архитектуру и ее практики, написанный в форме художественной прозы. Именно этим манифестом, носящим следы футуризма , которым он был увлечен в юношестве, [5] что Моллино символически начал творческий путь, в котором он последовательно совмещал двойную роль архитектора и рассказчика.
В 1934 году Моллино начал исследовать сюрреализм . [6] движение, которое оставалось постоянным источником восхищения на протяжении всей его жизни: в августе он опубликовал свой второй рассказ « Любовник герцога» ( L'amante del duca , 1934–36), сказочную беллетристику, главным героем которой является воображаемый архитектор Фауст.

Туринский клуб верховой езды ( Società Ippica Torinese , 1937–40) — первый шедевр Моллино и его первая возможность придать форму современной сюрреалистической архитектуре, которая расширила его дизайн интерьера и мебель, завершенные в 1930-х годах, чтобы «переместить концепции». сюрреалистического внутреннего пространства к непримиримому функциональному единству». [7]
В 1941 году Моллино опубликовал статью. [8] о туринском архитекторе-инженере Алессандро Антонелли, прославившемся благодаря своему возвышающемуся Кроту , который свидетельствует о начале сильного интереса к «органическому», который не следует понимать как отсылку к архитектуре Фрэнка Ллойда Райта ; скорее, его интересовали структуры животных и растительных организмов как источник исследований и вдохновения для его проектов, начиная от вешалок и заканчивая зданиями. В те же годы Моллино выдвинул теорию новой формы «синтетического эклектизма». [9] основанный на рассмотрении архитектуры как языка. [10] В этот период времени, когда доминировала Вторая мировая война, Моллино написал ряд статей и книг об искусстве, архитектуре, фотографии и лыжах; он писал с точки зрения практикующего дизайнера, тем самым еще больше закрепляя свою личность архитектора и рассказчика.
Как только война закончилась, он воплотил в жизнь свои идеи об архитектуре как языке, спроектировав самое влиятельное из своих зданий - станцию саней Лаго Неро (Slittovia del Lago Nero, 1946–1947). Его конструкция состоит из ультрасовременных ферм Vierendeel, объединенных с традиционным бревенчатым ограждением, соединенным между собой; Таким образом, Моллино создал необычайно динамичное и трехмерное здание. Здание, которое он сам назвал «летающим шале», вдохновлено традиционной альпийской архитектурой Вальзера , которую изучал Моллино. [11] летом 1930 года и для которого он подготовил замечательные аналитические рисунки. Станция Lago Nero Sled является частью группы проектов, таких как недостроенный Casa Capriata (1945 г.) и Casa del Sole (1945–54 гг.) в Червинии, вдохновленных традиционной народной архитектурой, переработанной в модернистских терминах.

В 1945 году вместе со скульптором Умберто Мастроянни Моллино выиграл конкурс на военный мемориал, завершенный в 1947 году для Монументального кладбища на окраине Турина.
В 1950 году он выиграл конкурс на реконструкцию интерьера туринского зала RAI в пределах существующего здания.
В 1952 году он спроектировал Casa Cattaneo на участке с видом на озеро Маджоре ; Двухэтажный дом состоит из длинной консольной балки, поддерживаемой с одного конца двумя колоннами в форме ног, напоминающими животное, присевшее на склоне лужайки и готовое прыгнуть.
Смерть его отца в декабре 1953 года повергла Моллино в личный кризис, который в конечном итоге заставил его на несколько лет отказаться от своей архитектурной практики в пользу других занятий, таких как дизайн автомобилей, полеты высшего пилотажа и фотография обнаженной натуры .
Наконец, в 1959 году он вернулся к архитектуре, участвуя в конкурсе на возведение выставочного павильона в Турине по случаю празднования столетия объединения Италии. С этого момента его масштабные городские постройки, продолжающие функционировать и сегодня, характеризуются железобетонными конструкциями; к ним относятся Торгово-промышленная палата Турина (1965–73) и Оперный театр Реджио (Teatro Regio di Torino, 1973). Оперный театр Реджио, важная часть монументальной площади Пьяцца Кастелло , представляет собой фантастические пространства, в которых Моллино воплощает воображаемые видения в Тюрьм Пиранези лабиринтное, бруталистическое изогнутое пространство на четырех уровнях , составляющих фойе театра.
Здания
[ редактировать ]- Офисы Федерации фермеров (штаб-квартира Федерации фермеров, 1933–35, Кунео, сохранившийся)
- Туринский клуб верховой езды ( Società Ippica Torinese , 1937–40, Турин , снесен в 1960 году)
- Памятник павшим (Памятник павшим за свободу, 1945–47, монументальное кладбище Турина, сохранившееся)
- Дом Солнца (1945–54, Червиния , дошедший до нас)
- Санная станция Лаго-Неро (Slittovia del lago Nero, 1946–47, Sauze d'Oulx , сохранившаяся)
- Аудитория RAI (1950–52, Турин, сохранилась с серьезными изменениями)
- Casa Linot (1951-1952, Бардонеккья, сохранившийся)
- Доходный дом на Виале Матернита (Дом с размещением на Виале Матернита, 1951–1953, сохранившийся)
- Casa Cattaneo (1952, 1953, Агра, сохранившийся)
- Casa Olivero (1962, Ла-Тюиль, сохранившийся)
- Талеук Раскард (Баита Талеук, 1963–65, Шамполюк, сохранившийся)
- Торгово-промышленная палата Турина (Торговая палата, 1964–73, Турин, сохранившаяся)
- Regio Opera House ( Teatro Regio di Torino , 1965–73, Турин, дошедший до нас)
Дизайн интерьера и мебель
[ редактировать ]
Дизайн мебели Карло Моллино, несомненно, является самой узнаваемой частью его работ; его произведения достигли самых высоких цен на международном рынке искусства и дизайна 20-го века.
И все же Моллино был особенно заинтересован и работал в основном дизайнером интерьеров. Его мебель призвана быть частью целого, играя особую роль в пространстве общего дизайна интерьера. Время от времени он также экспериментировал с отдельными предметами мебели, обычно предназначенными для выставок.
Он никогда не создавал дизайн для компаний, и его изделия не производились серийно. Он не был промышленным дизайнером, но решал проблему промышленного производства. [12] и особенно его последние разработки, созданные между 1950 и 1953 годами, хорошо подходили для массового производства, хотя он никогда не преследовал такой возможности.
Его дизайн интерьера 1930-х годов особенно важен, поскольку Моллино был одним из первых архитекторов на международном уровне, объединивших сюрреализм с современным движением , эффективно ответив на вопрос о том, как может выглядеть сюрреалистическая современная архитектура.
После публикации исследования инженера Алессандро Антонелли в 1941 году Моллино вступил во второй этап своих дизайнерских идей. Он начал думать о внутреннем пространстве как о метафорическом природном окружении, он обогатил сюрреалистическую тему темой «органики». Структуры и эстетика организмов, будь то растений или животных, стали образцом для его мебели, которая приобрела чрезвычайно трехмерные, динамичные и выразительные формы.
Третий этап его дизайна относится к 1950 году, когда он выставил в Италии за работой «Ее ренессанс в дизайне сегодня» . [13] открытие выставки в Бруклинском музее [14] в Нью-Йорке. Он начал использовать фанеру и модернистски упростил свою мебель и интерьер, уделяя особое внимание в дизайне стыкам, соединяющим компоненты, составляющие мебель.
После 1954 года Моллино практически перестал интересоваться дизайном интерьера и мебели; После этой даты существует несколько интересных примеров, среди которых бальный зал Лутрарио, 1959–60, и Casa Mollino, 1960–68, его последний дизайн интерьера, сегодня музей.


Квартиры и интерьеры
[ редактировать ]- Дом Миллера, Турин (1936)
- Каса Д'Эррико, Турин (1937)
- Casa Devalle I, Турин (1939)
- Casa Devalle II, Турин (1940)
- Каса А. и К. Минола, Турин (1944–46)
- Каса Ф. и Г. Минола, Турин (1945–46)
- Дом Оренго, Турин (1949)
- Дом Риветти, Турин (1949)
- Издательство Lattes (Casa Editrice Lattes), Турин (1951)
- Бальный зал Лутрарио (Бальный зал Лутрарио), Турин (1959-1960)
- Дом Моллино , Турин (1960–1968)
- Дом Пистой, Турин (1966–67)
Работы и проекты нереализованные
[ редактировать ]- Дом на холме (Casa in Collina), опубликовано в Domus , 182, февраль 1943 г.
- Спальня для фермерского дома на рисовом поле, опубликовано в Domus , 181, январь 1943 г.
- Дом на высотах (Casa sull'altura), опубликовано в Stile , 40 апреля 1944 г.
- Дом ферм (Casa Truss), опубликовано в Domus , 230, 1948 г.
- Доходный дом в Сан-Ремо (Дом в Сан-Ремо), опубликовано в Domus , 243, февраль 1950 г.
- Casa Rama, опубликовано в Spazio , 2 августа 1950 г.
- Станция прибытия канатной дороги Фюргген, опубликовано в журнале «Перспективы» от 1 декабря 1951 г.
- Галерея современного искусства Турина (Galleria d'Arte Moderna), опубликовано в Prospettive , 6 июля – августа 1953 г.
- Выставочный зал Италии '61 (Палаццо дель Лаворо, Италия 61), опубликовано в Casabella Continuità, 235, январь 1960 г. и в Architectural Forum , 112, май 1960 г.

Фотография
[ редактировать ]Начиная с 1934 года, когда была сделана его первая подписанная фотография, Карло Моллино занимается черно-белой фотографией. [16] более десяти лет, следуя двум направлениям. С одной стороны, он фокусируется в основном на женских портретах, реже на изображениях интерьеров и лыж, подписывая свои уникальные гравюры как произведения искусства, публикуя и экспонируя их на фотовыставках. [17] Эти портреты [18] формально близки сказочным и изысканным кадрам Ман Рэя и Эрвина Блюменфельда , хотя и обогащены литературными цитатами и архитектурными декорациями его замысла.
С другой стороны, Моллино аккуратно фотографирует собственные интерьеры и архитектурные проекты для публикации в архитектурных журналах. Этот объем работ особенно интересен тем, что фотография, в том числе благодаря систематическому использованию техник ретуши и фотомонтажа, становится инструментом реализации его идеи архитектуры, подчеркивая ее сюрреалистическую составляющую.
В декабре 1943 года Моллино закончил машинопись своего большого тома «Послание из темной комнаты», посвященного истории и критике фотографии. Опубликовано в 1949 году, [19] книга теоретически утверждает преображающее качество фотографической среды, лишь завуалированное ее объективным внешним видом. Книга написана в культурном и утонченном стиле и свидетельствует о современных и широких познаниях Моллино в области фотографии.
С конца 1930-х годов он также занимался лыжной фотографией, особенно изображая Лео Гасперля , стильного тренера итальянской национальной сборной по горным лыжам. Некоторые из этих изображений подписаны как произведения искусства, другие опубликованы в журналах или в его книге о технике катания на лыжах « Введение в горные лыжи» . [20]
После нескольких лет перерыва в фотографии, в 1956 году Моллино занялся фотографией обнаженной натуры. [21] размещение фотографий в разработанных им интерьерах и обстановке.
Для этой цели он арендовал пристройку к вилле Скалеро на красивом Туринском холме и занялся выбором и покупкой большого количества женской одежды и аксессуаров. Используя свою Leica, он задумал новый жанр обнаженной натуры, который находится в диалоге с историей искусства, но в то же время наполнен явным эротизмом, никогда ранее не допускавшимся в художественной фотографии; он также впитывает элементы популярной культуры современного образа жизни и модных журналов. Для этих гравюр Моллино широко использует ретушь, то есть перерисовывание силуэтов тел и теней на гравюрах.

В 1962 году он отказался от фотосъемки виллы Скалеро, предварительно купив небольшую виллу с панорамным видом на туринском склоне холма, которую он назвал виллой Заира. Он снова изменил дизайн внутреннего пространства, в котором обустроил свою студию, и, продолжая покупать большое количество женской одежды и нижнего белья 1960-х годов, первым применил камеру Polaroid. Эта последняя часть работы, [22] хотя он менее элегантен и формально совершенен, чем его обнаженные фотографии 1950-х годов, он создает более психологически сложный и современный эротизм. Сотни фотографий обнаженной натуры, которые он сделал в период с 1956 по 1973 год, никогда не выставлялись до 1980-х годов. [23]


Ссылки
[ редактировать ]- ^ Филл, Шарлотта; Филл, Питер (2005). Дизайн 20-го века (изд. к 25-летию). Кёльн: Ташен. п. 486. ИСБН 9783822840788 . OCLC 809539744 .
- ↑ В своей биографии Карло Моллино перечислил 13 зданий, которые он проектировал и строил совместно со своим отцом.
- ^ Джованни Брино, Карло Моллино. Архитектура как автобиография , Thames & Hudson, 2005, глава «Основная биография».
- ^ Переведено на английский язык: Феррари Н. и Сабатино М., Карло Моллино, архитектор и рассказчик , Park Books, 2021, стр. 68-79.
- ^ Брат Гоффредо, профессор греческого языка Моллино в лицее, объясняет это увлечение в своем эссе «Карло Моллино или современное строительство», Vita Sociale, июль – август 1933 г., стр. 189–194.
- ^ Итало Кремона, самый дорогой спутник и друг Моллино в художественных исследованиях, описал годы спустя встречу с сюрреализмом благодаря приезду Альберто Савинио в Турин: Итало Кремона, « I Dioscuri della fantasia », La Stampa, 27 мая 1978 г., раздел Туттолибри, стр. 2.
- ^ Альберто Сарторис, Введение в современную архитектуру, Hoepli, 1949, с. 166-167.
- ^ Карло Моллино, «Чары и воля Антонелли», Турин , май 1941 г., стр. 27-39
- ↑ Моллино несколько раз пишет об этом «эклектизме», первый раз в машинописном тексте своей книги « Послание из темной комнаты» 1943 года . Книга будет опубликована Кьянторе только в 1949 году, причем параграф об эклектизме будет на странице 92. Второе описание этого эклектизма опубликовано в журнале Stile , апрель 1944 года, с. 4 (переведено на английский язык: Феррари Н. и Сабатино М., Карло Моллино, архитектор и рассказчик , Park Books, 2021, стр. 152).
- ^ Бруно Райхлин, Карло Моллино в Бергене, каталог выставки, Schweizerisches Architekturmuseum Basel, 1991 (также опубликовано в: Бруно Райхлин, «Mollino, écrits au pied du mur», Faces, 19, весна 1991, стр. 36–53) а также: Алессандра Руффино, Mollino futuroserie, Nino Aragno Editore, 2015.
- ^ Это исследование опубликовано на английском языке в: Наполеоне Феррари, Моллино. Дом Солнца , АдАрте, 2007, с. 114-127.
- ↑ В 1943 году Моллино представил проект конкурса Гарзанти на дизайн мебели, предназначенной для промышленного производства: « Предложения по стандартной мебели, которые предлагается прочитать производителям мебели », Stile , 31, июль, стр. 33-37.
- ^ Выставка современного итальянского искусства и дизайна, как ремесленного, так и промышленного, проходившая в 1950-53 годах в 12 важных американских музеях.
- ^ « Карло Моллино (итальянец, 1905–1973). Низкий столик, ок. 1949 года » . Бруклинский музей.
- ^ Полный список недостроенных архитектурных проектов Карло Моллино опубликован в: Н. Феррари и М. Сабатино. Карло Моллино, архитектор и рассказчик, Park Books, 2021.
- ^ Фульвио Феррари и Наполеоне Феррари, Карло Моллино. Сказки для взрослых 1936-1943 гг. , Редактор Мотта, 2003 г.
- ^ С этой целью в 1939 году он присоединился к Associazione Fotografica Subalpina в Турине, которая была частью AFI, Associazione Fotografica Italiana, Итальянской ассоциации фотографов.
- ^ См.: Эрманно Скопинич, Волшебный глаз. Набор портретов Карло Моллино , Шейвиллер, Милан, 1945 год.
- ^ Карло Моллино, Il Messaggio dalla Camera Oscura , Кьянторе, Турин, 1949. Книга состоит из 444 страниц формата 24х34 см, 323 черно-белых фотографий и 12 цветных пластин. Перепечатка была опубликована AdArte, Турин, в 2006 г. вместе с английским переводом: «Послание из темной комнаты» , Adarte, Турин, 2006 г.
- ^ Карло Моллино, Введение в дискезизм , Mediterranea, Рим, 1950. Перепечатка была опубликована Electa, Милан, 2009.
- ^ Наполеоне Феррари и Фульвио Феррари, фотографии Карло Моллино 1956-1962 гг. , AdArte, Турин, 2006 г.
- ^ Наполеоне Феррари и Фульвио Феррари, Полароиды Карло Моллино , Арена, Санта-Фе, 2002 г. Второе издание Дамиани, Болонья, 2014 г.
- ^ Полароиды были впервые опубликованы в: Carlo Mollino Polaroid , Allemandi, Турин, 1985 г., и во французском издании Carlo Mollino Polaroids , Le Promeneur, Париж, 1986 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Феррари, Наполеон; Сабатино, Микеланджело. Карло Моллино Архитектор и Рассказчик . Цюрих: Park Books, 2021.
- Феррари, Фульвио; Феррари, Наполеон. Мебель Карло Моллино . Лондон: Файдон, 2006.
- Ирасе, Фульвио (ред.). Карло Моллино 1905-1973 . Милан: Электа, 1989.
- Франсуа Буркхардт (ред.). Странная вселенная архитектора Карло Моллино . Париж: Центр Жоржа Помпиду, 1989.
- Феррари, Наполеон; Феррари, Фульвио. Карло Моллино Фотографии 1956-1962 годов . Турин: АдАрте, 2006.
- Феррари, Фульвио; Феррари, Наполеон. Полароидные снимки Карло Моллино . Санта-Фе: Арена, 2002 г. (2-е издание, Болонья: Дамиани, 2014 г.).
- Комба, Микела (ред.). Карло Моллино. Словесная архитектура . Турин: Боллати Борингьери, 2007.
- Феррари, Фульвио; Феррари, Наполеон (ред.). Карло Моллино «Арабески» . Милан: Электа, 2006.
Карло Моллино, без названия, ретушированный цветной отпечаток, около 1956–62 гг.
Виале, Дж., (2022) «Когда модерн был традицией: Карло Моллино в Сестриере и его последний неопубликованный проект (1973)», «Истории архитектуры» 10 (1). дои: https://doi.org/10.16995/ah.8641 https://journal.eahn.org/article/id/8641/