Опера в Брюле
51 ° 20'32,5 "N 12 ° 22'47,9" E / 51,342361 ° N 12,379972 ° E
![]() Эскиз оперного театра | |
Расположение | Лейпциг , Германия |
---|---|
Тип | Оперный театр |
Строительство | |
Построен | 1693 |
Открыто | 1693 |
Закрыто | 1720 |
Снесен | 1729 |
Опера Брюля (также Барокпер Лейпцига ) была первым оперным театром в Лейпциге . Он существовал с 1693 по 1720 год. [ 1 ] и был вторым муниципальным музыкальным театром в Германии после Opera am Gänsemarkt в Гамбурге. Инициатором его выступил Николаус Адам Струнгк , который увидел потенциальную аудиторию во время трех ежегодных торговых ярмарок в Лейпциге . Оперный театр был построен и открыт 8 мая 1693 года. Дом процветал, когда Георг Филипп Телеман руководил оперой с 1703 по 1705 год. Среди его опер для театра - «Германик» , премьера которого состоялась в 1704 году. Сборник из 100 отрывков из опер. Musicalische Rüstkammer был исследован на предмет предыстории. Здание было признано в аварийном состоянии в 1719 году, закрыто в 1720 году и снесено в 1729 году.
Расположение и описание
[ редактировать ]Оперный театр в Брюле располагался почти в восточном конце улицы и граничил с городской стеной на севере. После постройки Георгенхауса в 1701 году он стал соседним с ним зданием. Согласно документам Лейпцигского совета, здание представляло собой трехэтажный деревянный дом с двускатной крышей длиной 47 метров, шириной 15 метров и высотой 10 метров. [ 1 ] Фасад был структурирован восемью пилястрами , а орнаментом входной портал украшен . Полукруглый зрительный зал имел пятьдесят лож на пяти трифориях . На сцене было 15 пар декораций. [ 1 ] [ 2 ]
Строительство и первые выступления
[ редактировать ]Капельмейстер Николаус Адам Струнгк (1640–1700) из дрезденского двора понял, что, по крайней мере, на трех Лейпцигских ярмарках , перед Новым годом, Пасхой и Михаэлисом в сентябре, в Лейпциге была публика, интересующаяся оперными постановками и готовая платить. для них. Поэтому он запросил лицензию на оперные представления, которую ему предоставил в 1692 году саксонский курфюрст Иоганн Георг IV сроком на десять лет, в каждом случае за ярмарочное время и за свой счет. [ 3 ] [ 4 ]
Оперный театр был вторым муниципальным музыкальным театром в Германии после Opera am Gänsemarkt в Гамбурге. [ 4 ] Вместе с итальянским архитектором Джироламо Сарторио , построившим Гамбургский оперный театр в 1678 году, Струнгк сдал его в аренду в январе 1693 года за 300 талеров ежегодно. [ 3 ] Театр был построен всего за четыре месяца, чтобы первое представление могло состояться в присутствии курфюрста во время Лейпцигской пасхальной ярмарки 1693 года 8 мая. В программе была Струнгка » «Альцеста . Немецкое либретто по мотивам Аурелио Аурели было написано Паулем Тимихом , преподавателем Томасшуле . Заглавную партию исполнила жена Тимиха. Сарторио построил тщательно продуманные декорации с лесом, королевским залом и адским драконом с пламенем. Коллектив поставил еще несколько опер. [ нужна ссылка ]
С 1696 года Кристиан Людвиг Боксберг стал либреттистом и композитором. [ 5 ] Он сочинил и поставил оперы «Die verschwiegene Treue» и «Сарданапал» для гастрольного выступления Лейпцигской оперной труппы при дворе маркграфа Георга Фридриха фон Бранденбург-Ансбаха в 1698 году. Автограф последнего сохранился в Государственной библиотеке Ансбаха . Это произведение является старейшей сохранившейся немецкоязычной оперой центральной Германии. Возродился в 2012 году в театре «Экхоф» ) в Готе . [ 6 ]
Телеман
[ редактировать ]
Оперный театр достиг своей известности, когда Георг Филипп Телеман , поступивший в Лейпцигский университет двумя годами ранее, стал музыкальным руководителем в 1703 году. Он основал любительский оркестр из 40 музыкантов, в основном студентов-музыкантов, Collegium Musicum , который также играл оперу. Сосед Телемана по комнате, впоследствии композитор Кристоф Граупнер , был среди игроков. [ 7 ] Телеман написал тексты для многих своих опер, играл на клавишных инструментах в оркестре и иногда пел оперные партии. В 1704 году впервые была исполнена его опера «Германикус» на либретто Кристины Доротеи Лакс , которая была повторена в 1710 году. [ 8 ] Он покинул Лейпциг в 1705 году и занял должность при дворе Сорау , но продолжал сочинять оперы для лейпцигского дома. В автобиографии Телеман сообщил:
... Вскоре после этого я взял на себя руководство операми, которых я написал в общей сложности несколько двадцати, даже из Зорау и Франкфурта, и стихи ко многим из них. Для двора Вайсенфельса я поставил около четырех опер и, наконец, основал в Лейпциге до сих пор существующее музыкальное училище... [ 9 ]
Когда Саксония была оккупирована шведскими войсками в 1706 году в результате Альтранштадтского договора , выступления больше не проводились, но представления были возобновлены в 1708 году, особенно произведения Мельхиора Гофмана, который был музыкальным руководителем с 1706 по 1715 год, и Иоганна Давида Хейнихена , который действовал в 1709 и 1710 гг. [ 10 ] Хоффманн также руководил Collegium Musicum, в состав которого входили более поздние композиторы Иоганн Георг Пизендель и Готфрид Генрих Штельцель . [ 11 ] композиторы Иоганн Кристиан Шифердекер и Готфрид Грюневальд , позднее работавшие в Opera am Gänsemarkt в Гамбурге. Воспитанниками Лейпцигской оперы были также [ 10 ] Среди певцов была Иоганна Элизабет Гессен, урожденная Добрихт (1692–1786), сестра Самуэля Эрнста Дебрихта (зятя Струнгка), который в 1711 году отправился в Дармштадт в качестве придворного певца. [ 12 ]
Всего за 27 лет существования оперного театра было поставлено 104 постановки. [ 2 ] это иногда означало более одного производства в год, в течение трех сезонов в году. Тематика включала древние героические басни, исторические события, мотивы современных романов и популярных пастушеских пьес . Исполнителями часто были студенты и вначале две сестры Струнгка и его пять дочерей. [ 13 ]
Организация и упадок
[ редактировать ]
При жизни Струнгка уже были финансовые трудности, и Сарторио пришлось отбывать обязательный тюремный срок за неуплату арендной платы. После смерти Струнгка его вдова несколько лет с 1700 года управляла бизнесом. Когда она умерла, их дети отказались от наследства из-за больших долгов. Сын Сарторио, Иоганн Фридрих Сарторио, и Самуэль Эрнст Добрихт, которые женились на дочери Струнгка, Филиппине, выступили арендаторами с 1710 года, а Дебрихт также выступил в качестве директора и баса оперы. С 1710 года Дебрихт также руководил Operanhaus vorm Salztor в соседнем Наумбурге , который затем взял на себя постановки Лейпцигского театра. [ 14 ]
Ситуация за кулисами постановок становилась все более сложной. Сын Сарторио потребовал своего слова, а также дочери Струнгка. С 1711 года Доротея Мария Струнгк выступала в качестве художественного руководителя, а Элизабет Катарина Струнгк - в роли контральто, исполнившей партию Агриппины Телемана в «Германике» . В последующие годы стороны сражались друг с другом в меняющихся расстановках. [ 15 ] Костюмы другой партии были спрятаны; а в 1712 году Дебрихт уничтожил топором декорации дочери Струнгк незадолго до премьеры «Эха и Нарцисса» , но потом собрал все заново. [ 14 ] [ 16 ] В 1716 году Дебрихт оставил свой пост. [ 17 ]
Иоганн Готфрид Фоглер был музыкальным руководителем с 1716 года, но бежал из Лейпцига во время ярмарки Михаэлиса 1719 года из-за возникших долгов . Сообщается также, что он украл инструменты из Нойкирхе в Лейпциге. [ 11 ]
Здание оперного театра на Брюле с самого начала имело недостатки, чему, вероятно, способствовало быстрое строительство, поэтому приходилось проводить частые ремонты. В 1719 году заключение эксперта удостоверило, что состояние здания представляет опасность для жизни и здоровья. [ 14 ] Поэтому в 1720 году оперный театр был закрыт. В 1729 году городской совет купил его и приказал снести. [ 17 ]
Музыкальное качество выступлений в этом доме отражалось и спустя десятилетия. В 1752 году композитор Иоганн Иоахим Кванц и учитель флейты Фридриха Великого писал:
... Оперы, которые довольно долгое время находились в процветающем состоянии в Гамбурге и Лейпциге, а ныне исчезли, и знаменитые композиторы, работавшие для них [...], сделали хорошую подготовку к степени хороший вкус, которым в настоящее время отличается музыка в Германии... [ 14 ]
Прием
[ редактировать ]В 2009 году Михаэль Мол опубликовал результаты своего исследования лейпцигской барочной оперы как результат обширного исследовательского проекта по истории оперного театра, который до сих пор мало изучался, инициированного Архивом Баха в Лейпциге . [ 14 ]
Выставка под названием «Liebe. Macht. Leidenschaft. Die Leipziger Barockoper» («Любовь. Власть. Страсть. Лейпцигская барочная опера») в Музее Баха в Лейпциге с 15 марта по 25 августа 2013 года была посвящена Опере на Брюле и представила оригинальные учебники. и документы по истории дома. [ 1 ]
Помимо опер «Германик» и «Либище Талестрис». [ 18 ] Хайнихена (впервые исполнено в 1709 году, вновь открыто в 2009 году и снова исполнено в Бад-Лаухштедте ) [ 19 ] сохранились лишь отдельные арии из опер дома, большая часть из них (100 пьес) находится в сборнике Musicalische Rüstkammer (Музыкальная оружейная палата), рукописном, анонимно составленном нотном сборнике 1719 года, хранящемся в Stadtbibliothek Leipzig . [ 14 ]
Записи
[ редактировать ]- Телеман: Германик . CPO, DDD, 2010, Оливия Стан, Элизабет Шолль , Маттиас Рексрот , Генрик Бём, Тобиас Берндт, Оркестр Саксонского Барокко, Готхольд Шварц .
- Телеман и Лейпцигская опера — Популярные арии из сборника Musicalische Rüstkammer . Pan Classics, DDD, 2011, Ян Кобов (тенор), United Continuo Ensemble.
- Нурия Риал — Телеманн . DHM, DDD, 2010, Нурия Риал , Юлия Шредер , Базельский камерный оркестр .
- Сарданапал . PAN, DDD, 2014, Ян Кобов , Риннат Мориа, Франц Вицтум , Сёрен Рихтер, United Continuo Ensemble, Бернхард Эпштейн .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Тайс 2013г .
- ^ Jump up to: а б Черный 2014 , с. 451.
- ^ Jump up to: а б Витковский 1909 , стр. 331.
- ^ Jump up to: а б Лейпциг 2021 .
- ^ «Струнгк, Николаус Адам» . оперон. ru . Проверено 1 апреля 2021 г.
- ^ «Премьера Сарданапала» . tlz.de. 31 июля 2012 года . Проверено 1 апреля 2021 г.
- ^ Брит Райпш, Карстен Ланге: Композиторы в сфере напряжения между придворной и городской музыкальной культурой. Георг Олмс, Хильдесхайм, 2014, с. 37.
- ^ Восход 2021 .
- ^ Телеман: Автобиография. 1740. с. 359. [ неполная короткая цитата ]
- ^ Jump up to: а б Мол 2008 , с. 188.
- ^ Jump up to: а б Музыкальный колледж 2021
- ^ Ноак, Элизабет (2001). «Дёбрихт, Йоханна Элизабет». Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.07896 . (требуется подписка)
- ^ Мол 2011 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мол 2011 , с. 13.
- ^ Колдау 2005 .
- ^ «Специальная выставка Музея Баха» . Новая музыкальная газета . 13 марта 2013 года . Проверено 1 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Витковский 1909 , стр. 333.
- ^ Die Lybische Talestris об оперном барокко
- ^ «Повторное исполнение Талестриса» . Новая музыкальная газета . 18 мая 2010 года . Проверено 1 апреля 2021 г.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Колдау, Линда Мария (2005). Женщины – Музыка – Культура. Справочник по немецкоязычному ареалу раннего Нового времени . Кёльн: Бёлау. стр. 514ф. ISBN 978-3-4122-4505-4 .
- Мол, Майкл (2008). «Братья Уффенбах посещают Gänsemarktoper» . У Маркса, Ганс Иоахим (ред.). Вклад Геттингена Генделя . Том 12. Геттинген: Ванденхук и Рупрехт . п. 188. ИСБН 978-3-52-527823-9 .
- Мол, Майкл (2011). «Телеман и Лейпцигская опера» (PDF) . eclassical.de . стр. 10–13 . Проверено 1 апреля 2021 г.
- Шварц, Питер Шварц (2014). Тысячелетний Лейпциг (на немецком языке). Том 1. Лейпциг: ПроЛейпциг. стр. 450–452. ISBN 978-3-94-502704-2 .
- Тайс, Флориан (12 марта 2013 г.). «Любовь, сила и страсть: Музей Баха показывает выставку о лейпцигской барочной опере» . Leipziger Volkszeitung (на немецком языке) . Проверено 1 апреля 2021 г.
- Витковский, Георг (1909). История литературной жизни Лейпцига . Лейпциг, Берлин: Б. Г. Тойбнер. стр. 331–334.
- «История» (на немецком языке). Collegium Musicum Нового Баха . Проверено 1 апреля 2021 г.
- «Опера – История» . leipziginfo.de . Проверено 1 апреля 2021 г.
- «Георг Филипп Телеман (1681–1767) / Германик (Лейпциг 1704/10) / Критическое издание» (на немецком языке). Музыкальное издательство Ортус . Проверено 21 апреля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Генрих Блюмнер [на немецком языке] (1818 г.). История театра в Лейпциге: От первых следов до новейших времен . Лейпциг: Ф.А. Брокгауз. п. 35.
- Роланд Дресслер (2018). «Я хотел бы позволить вам представить немецкую певческую игру во время массовых мероприятий в Лейпциге». Лейпцигер Блаттер . Том 72. стр. 18–20.
- Майкл Мол (2009). Барочная опера в Лейпциге (1693–1720) . Фрайбург-им-Брайсгау: Ромбах. ISBN 978-3-7930-9584-2 .
- Хорст Ридель (2005). Лейпцигский городской лексикон от А до Я. Лейпциг: ПРО Лейпциг. стр. 446–447. ISBN 3-936508-03-8 .
- Буклет к выставке «Любовь. Власть. Страсть. Лейпцигская барочная опера» . Лейпциг: Кампрад/Музей Баха. 2013.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Оперой в Брюле (Лейпциг) , на Викискладе?
- «Оперный обзор возрождения оперы Die Lybische Talestris 18 июня 2010 года в Театре Гете в Бад-Лаухштедте в рамках Баховского фестиваля 2010» . Операпойнт . Проверено 1 апреля 2021 г.