Jump to content

Mohd. Ahmed Khan v. Shah Bano Begum

(Перенаправлено с Шаха Бано )

Мохаммед Ахмад Хан (Союз) против Шаха Бано Бегума
Суд Верховный суд Индии
Полное название дела Мохд. Ахмад Хан против Шах Бано Бегум и Орс
Решенный 23 апреля 1985 г. ( 23 апреля 1985 г. )
Цитирование 1985 (1) МАСШТАБ 767; 1985 (3) SCR 844; 1985 (2) SCC 556; АИР 1985 СК 945
История болезни
Предварительные действия Уголовный пересмотр № 320 от 1979 года, Высокий суд Мадхья-Прадеша
Членство в суде
Судьи сидят Ю.В. Чандрахуд (главный судья), Рангнатх Мисра, Д.А. Десаи, О Чиннаппа Редди, Э.С. Венкатарамия
Мнения по делу
Женщина имеет право требовать алименты в соответствии со статьей 125 УПК , поскольку Кодекс является уголовным, а не гражданским правом.
Решение Y. V. Chandrachud (Chief Justice)
Примененные законы
Уголовно-процессуальный кодекс (Индия) , Уголовный кодекс Индии .

Mohd. Ahmad Khan v. Shah Bano Begum [1985], [ 1 ] Обычно называемое делом Шаха Бано , это спорный иск об алиментах в Индии , в котором Верховный суд вынес решение в пользу выплаты алиментов потерпевшей разведенной мусульманке. Затем правительство Конгресса приняло закон, наиболее спорным аспектом которого было право на содержание на период иддат после развода и перекладывание бремени содержания женщины на ее родственников или Совет Вакфа . Это было расценено как дискриминационное, поскольку оно лишало мусульманских женщин права на базовое содержание, доступное в соответствии со светским законодательством . [ 2 ]

Шах Бано Бегум из Индаура , Мадхья-Прадеш , развелась со своим мужем в 1978 году. [ 2 ] Она подала уголовный иск в Верховный суд Индии, в котором добилась права на алименты от мужа. Однако некоторые мусульманские политики развернули кампанию за отмену приговора. Решение в пользу женщины по этому делу вызвало критику [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] среди мусульман, некоторые из которых цитировали Коран, чтобы показать, что решение противоречит исламскому закону. [ 4 ] Это вызвало споры о степени наличия в Индии разных гражданских кодексов для разных религий. [ 6 ] [ 7 ]

Это дело побудило правительство Конгресса абсолютным большинством принять Закон о женщинах-мусульманках (защита прав при разводе) 1986 года , который ослабил решение Верховного суда и ограничил право разведенных мусульманок на алименты от своих бывших мужей за только 90 дней после развода (период идды по исламскому праву). [ 2 ] [ 7 ] [ 5 ] Однако в более поздних решениях, в том числе по делу Даниал Латифи против Союза Индии и Шамима Фаруки против Шахида Хана , Верховный суд Индии истолковал этот акт таким образом, чтобы подтвердить обоснованность дела, и, следовательно, оставил в силе решение Шаха Бано, а Закон о мусульманских женщинах (защита прав при разводе) 1986 года был аннулирован. [ 8 ] [ 2 ] [ 9 ] [ 10 ] Некоторые мусульмане, в том числе Всеиндийский шиитский совет по личному праву , поддержали постановление Верховного суда о том, чтобы сделать право на содержание разведенной жены-мусульманки абсолютным. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]

В 1932 году Шах Бано , мусульманка, вышла замуж за Мохаммеда Ахмад Хана, богатого и известного адвоката в Индауре, штат Мадхья-Прадеш, и имела от этого брака пятерых детей. более молодую женщину Через 14 лет Хан взял в жены . Затем, после многих лет жизни с обеими женами, он развелся с Шах Бано, когда ей было 62 года. В апреле 1978 года, когда Хан перестал давать ей фунтов стерлингов в месяц, обещанные 200 [ 14 ] утверждая, что у нее нет средств содержать себя и своих детей, она подала уголовный иск в местный суд Индаура против своего мужа в соответствии со статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса, требуя от него алиментов в размере 500 фунтов стерлингов для себя и ее дети. В ноябре 1978 года ее муж дал ей безотзывный талак (развод), что было его прерогативой в соответствии с исламским законом, и взял на себя защиту того, что, следовательно, Бано перестала быть его женой, и поэтому он не был обязан обеспечивать ей содержание, за исключением предусмотренных законом случаев. по исламскому закону, которая составила в общей сложности 5400 фунтов стерлингов . [ 15 ] В августе 1979 года местный суд обязал Хана выплачивать Бано сумму в размере 25 фунтов стерлингов в месяц в качестве алиментов. 1 июля 1980 года по пересмотренному заявлению Бано Высокий суд Мадхья-Прадеша увеличил сумму алиментов до 179,20 фунтов стерлингов в месяц. Затем Хан подал апелляцию в Верховный суд, утверждая, что Шах Бано больше не является его ответственностью, поскольку у г-на Хана был второй брак, который также разрешен исламским законодательством. [ 15 ] [ 16 ]

Мнение Верховного суда

[ редактировать ]

3 февраля 1981 года две коллегии судей в составе судьи Муртазы Фазала Али и А. Варадараджана, которые первыми слушали дело, в свете предыдущих решений суда, постановившего, что статья 125 Кодекса применима также и к мусульманам, передали Хану обратиться в более крупную коллегию. Мусульманские организации Всеиндийский мусульманский совет по личному праву и Джамиат Улема-э-Хинд присоединились к делу в качестве посредника. Затем дело рассматривалось коллегией из пяти судей, в состав которой входили главный судья Чандрачуд , Рангнатх Мисра, Д.А. Десаи, О. Чиннаппа Редди и Э.С. Венкатарамия. 23 апреля 1985 года Верховный суд единогласным решением отклонил апелляцию и подтвердил решение Высокого суда. [ 16 ]

Верховный суд пришел к выводу, что «нет никакого противоречия между положениями статьи 125 и положениями Мусульманского личного закона по вопросу об обязанности мужа-мусульманина обеспечивать содержание разведенной жены, которая не в состоянии содержать себя». Сославшись на Коран , назвав его величайшим авторитетом в этом вопросе, он постановил, что нет никаких сомнений в том, что Коран налагает на мужа-мусульманина обязанность обеспечивать содержание разведенной жены. Шах Бано обратилась в суд с просьбой о взыскании алиментов со своего мужа. Когда дело дошло до Верховного суда Индии , прошло семь лет. Верховный суд сослался на статью 125 Уголовно-процессуального кодекса, которая применяется ко всем, независимо от касты, вероисповедания или религии. Он постановил, что Шаху Бано будут выплачиваться деньги на содержание, аналогичные алиментам. [ 2 ] [ 7 ] [ 5 ] [ 16 ]

Суд также выразил сожаление по поводу того, что статья 44 Конституции Индии в отношении принятия Единого гражданского кодекса в Индии осталась мертвой буквой, и постановил, что общий гражданский кодекс поможет делу национальной интеграции, устранив несопоставимую лояльность к законам, которые имеют противоречивые идеологии. . [ 16 ]

Движение против приговора

[ редактировать ]

Решение Шаха Бано , как утверждается, стало центром яростных споров, а пресса превратила его в серьезную национальную проблему. [ 17 ] Решение Шаха Бано вызвало протест многих слоев мусульман, которые также вышли на улицы против того, что они считали посягательством на их религию и их право на свои собственные религиозные личные законы. [ 18 ] Некоторые мусульмане почувствовали угрозу со стороны того, что они восприняли как посягательство на личный мусульманский закон , и громко протестовали против этого решения. Представителями некоторых из них были лидер Барелви Обайдулла Хан Азми и Сайед Кази. В авангарде находился Всеиндийский мусульманский совет по личному праву , организация, созданная в 1973 году и занимающаяся защитой того, что они считали шариатом (мусульманским личным законом). [ 2 ] [ 7 ] [ 5 ] [ 19 ]

Размывание эффекта судебного решения

[ редактировать ]

На всеобщих выборах в Индии 1984 года Индийский национальный конгресс получил абсолютное большинство в парламенте. После приговора Шаха Бано многие лидеры Индийского национального конгресса предложили премьер-министру Индии Радживу Ганди , что, если правительство не примет в парламенте закон, отменяющий решение Верховного суда, Конгресс столкнется с опустошением в предстоящих опросах. [ 18 ]

В 1986 году парламент Индии принял закон под названием «Закон о мусульманских женщинах (защита прав при разводе) 1986 года», который аннулировал решение Верховного суда по делу Шаха Бано . Смягчая решение Верховного суда, закон разрешал содержание разведенной женщины только в течение периода иддат или до 90 дней после развода, в соответствии с положениями исламского права. Это резко контрастировало со статьей 125 Кодекса. [ 20 ] Таким образом, «обязанность» мужа выплачивать алименты ограничивалась только периодом иддат». [ 2 ] [ 7 ] [ 5 ] [ 21 ]

В «Заявлении о целях и причинах» закона говорилось, что «решение Шаха Бано привело к некоторым разногласиям относительно обязанности мужа-мусульманина выплачивать алименты разведенной жене, и, следовательно, была использована возможность уточнить права, которые Разведенная мусульманка имеет право при разводе на защиту своих интересов». [ 22 ]

Реакция на поступок

[ редактировать ]

Закон подвергся резкой критике со стороны нескольких слоев общества. Оппозиция назвала это еще одним актом «умиротворения» по отношению к меньшинству со стороны Индийского национального конгресса. [ 20 ] Всеиндийская ассоциация демократических женщин (AIDWA) организовала демонстрации мусульманских женщин против решения лишить их прав, которые они до сих пор разделяли с индуистами. [ 23 ]

Партия Бхаратия Джаната расценила это как «умиротворение» мусульманской общины и дискриминацию по отношению к мужчинам-немусульманам, а также усмотрела в этом «нарушение святости высшего суда страны». [ 2 ] [ 24 ] «Закон о мусульманских женщинах (защита прав при разводе)» был расценен как дискриминационный, поскольку он лишал разведенных мусульманок права на базовое содержание, к которому женщины других вероисповеданий имели доступ в соответствии со светским законодательством. [ 2 ] Макаранд Паранджапе рассматривает отмену приговора Верховного суда по делу Шаха Бано тактики партии , произошедшую, когда партия Конгресс была у власти, как один из примеров псевдосветской , которая позволяла «цинично манипулировать религией в политических целях». [ 25 ] Юрист и бывший министр юстиции Индии Рам Джетмалани назвал этот акт «регрессивным мракобесием ради краткосрочного популизма меньшинства». [ 26 ] [ 27 ] Коллега Раджива Ганди Ариф Мохаммад Хан , который был членом ИНК и министром в кабинете Ганди, в знак протеста ушел со своего поста и из партии. [ 28 ]

Критики закона отмечают, что, хотя развод находится в сфере личного закона, содержание не подпадает под него, и поэтому исключение мусульманских женщин из гражданского права является дискриминационным. Они также указывают на исключение мужчин-немусульман из закона, который, как представляется, по своей сути выгоден мужчинам. [ 2 ] Индуистские националисты неоднократно заявляли, что отдельный мусульманский кодекс равносилен преференциальному режиму, и требовали единого гражданского кодекса. [ 29 ]

Более поздние события

[ редактировать ]

Закон привел к тому, что мусульманские женщины получили крупную единовременную выплату. [ 2 ] от своих мужей в период иддат вместо максимальной ежемесячной выплаты в размере 500 фунтов стерлингов – верхнего предела, который с тех пор был удален. Распространенными становятся случаи получения женщинами единовременных выплат на пожизненное содержание. [ 7 ] Однако видно, что, несмотря на свою уникальную особенность – отсутствие максимального размера алиментов, Закон используется редко из-за незнания его даже среди юристов. Юридическое сообщество обычно использует положение CrPC при рассмотрении ходатайств о алиментах, считая его удобным. [ 20 ]

Дело Шаха Бано в очередной раз стимулировало дебаты по Единому гражданскому кодексу в Индии. Правые индуисты, возглавляемые такими партиями, как Джан Сангх, в своей метаморфозе в Партию Бхаратия Джаната, стали повсеместно выступать за светские законы. Однако их противодействие реформам основывалось на том аргументе, что никакие аналогичные положения не будут применяться к мусульманам на том основании, что они недостаточно развиты. Давление, оказываемое ортодоксальными мусульманами, заставило женские организации и секуляристов уступить. [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 21 ]

Этот случай имел долгосрочные последствия. Это дело стало важной вехой в борьбе мусульманских женщин за равные права в вопросах брака и развода в обычных судах. [ 30 ] [ 31 ]

Оспаривание действительности Закона

[ редактировать ]

Конституционная действительность Закона о мусульманских женщинах (защита прав при разводе) 1986 года была оспорена в Верховном суде в деле Даниал Латифи и Анр против Союза Индии Дэниелом Латифи в 2001 году, который был адвокатом Шаха Бано в деле Шаха Бано. . [ 2 ] Верховный суд пытался сохранить баланс, пытаясь защитить права мусульманских женщин, не затрагивая конституционность гендерной и религиозной дискриминации в личном законе. Суд подтвердил законность решения Шаха Бано. Совет мусульманского личного права, вмешавшийся в дело, поставил под сомнение полномочия суда интерпретировать религиозные тексты.

Суд пришел к выводу, что закон фактически не исключает содержания разведенных мусульманских женщин и что мужчины-мусульмане должны платить алименты до тех пор, пока разведенная жена не вступит в повторный брак. Однако суд постановил, что если бы закон предоставил разведенным мусульманам неравные права на супружескую поддержку по сравнению с положениями светского закона в соответствии со статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса, то закон фактически был бы неконституционным. [ 8 ] [ 22 ] Кроме того, Верховный суд истолковал это положение закона таким образом, чтобы оно не противоречило статьям 14 и 15 Конституции Индии. Речь идет о положении раздела 3(1)(a) Закона о мусульманских женщинах (защита прав при разводе) 1986 года, в котором говорится, что «разумное и справедливое обеспечение и содержание должны быть предоставлены и выплачены ей в течение периода иддат ее бывший муж». Суд постановил, что это положение означает, что разумное и справедливое обеспечение и содержание не ограничиваются периодом иддат (о чем свидетельствует использование слова «в пределах», а не «в течение»). Оно распространяется на всю жизнь разведенной жены до ее повторного замужества. [ 22 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Копия решения» (PDF) . Статья 51А .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Наследие Шаха Бано» . Индус . 10 августа 2003 г. Архивировано из оригинала 16 февраля 2024 г.
  3. ^ Политика автономии: Индийский опыт 2005 , с. 60-61.
  4. ^ Jump up to: а б Надписи мусульманок Южной Азии, 2008 г. , с. 357.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж О насилии: читатель 2007 , с. 262-265.
  6. ^ Jump up to: а б Т.П. Джиндал 1995 , с. 57.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж «Воспоминание о деле Шаха Бано: мусульманка выигрывает битву за алименты» . Индийский экспресс . 23 сентября 2009 года . Проверено 7 мая 2013 г.
  8. ^ Jump up to: а б Нараин, Вринда (январь 2008 г.). Возвращение нации: мусульманские женщины и закон в Индии . Индия: Университет Торонто Press. стр. 123–124. ISBN  978-0802092786 .
  9. ^ «Абсолютное право на содержание жены, статья 125 УПК РФ применима к разведенным женщинам» .
  10. ^ «SC: Абсолютное право на содержание жены, статья 125 УК РФ, применимая к разведенным женщинам» . Таймс оф Индия . 7 апреля 2015 г.
  11. ^ «Нужен закон, гарантирующий минимальное вмешательство в дела меньшинств, — говорит AISPLB» . 21 апреля 2015 г.
  12. ^ «Ариф Мохаммад Хан о деле Шаха Бано: «Наджма Хептулла оказал ключевое влияние на Раджива Ганди» » . 30 мая 2015 г.
  13. ^ «Ариф Мохаммад Хан приветствует решение Верховного суда по статье 125» .
  14. ^ Хан, Саид (11 ноября 2011 г.). «Мою мать обидели, серьезно обидели» . Индостан Таймс . Архивировано из оригинала 3 мая 2014 года . Проверено 3 мая 2014 г.
  15. ^ Jump up to: а б Сейла Бенхабиб 2002 , с. 91-92.
  16. ^ Jump up to: а б с д «Мохд. Ахмед Хан и Шах Бано Бегум и другие» . Отчеты Верховного суда . 1985. 3 : 844. 23 апреля 1985 г.
  17. ^ Моди, Наваз Б. (август 1987 г.). «Пресса в Индии: приговор Шаха Бано и его последствия». Азиатский опрос . 27 (8). Издательство Калифорнийского университета: 935–953. дои : 10.2307/2644865 . ISSN   0004-4687 . JSTOR   2644865 .
  18. ^ Jump up to: а б Али, Субхашини. «1985: Дело Шаха Бано» . Индия сегодня . Проверено 3 мая 2014 г.
  19. ^ Краткая история Индии 2006 , с. 280-281.
  20. ^ Jump up to: а б с Ананд, Уткарш. «От Шаха Бано до Сальмы» . Индийский экспресс . Проверено 3 мая 2014 г.
  21. ^ Jump up to: а б Политика автономии: опыт Индии, 2005 , с. 60-63.
  22. ^ Jump up to: а б с «Даниал Латифи и Анр против Союза Индии» . Верховный суд Индии. 28 сентября 2001 года . Проверено 3 мая 2014 г.
  23. ^ Рашид Фейсал, Малик. «Призрак Шаха Бано» . Бизнес и экономика . Проверено 3 мая 2014 г.
  24. ^ «Призрак Шаха Бано над завалами» . Индийский экспресс . 18 июля 2006 г. Проверено 7 мая 2013 г.
  25. ^ Измененные направления: личность, общество и нация в Индии, 2009 г. , с. 50.
  26. ^ «Цементирование династической демократии» . «Санди Гардиан» . 29 апреля 2012 года . Проверено 1 мая 2014 г.
  27. ^ «Что, если бы Раджив не уступил фанатикам?» . Перспективы Индии. 23 августа 2004 года . Проверено 1 мая 2014 г.
  28. ^ Бипан Чандра ; Адитья Мукерджи; Мридула Мукерджи (1 января 2008 г.). Penguin Books India (ред.). Индия с момента обретения независимости . Индия: Penguin Books India. п. 362. ИСБН  978-0143104094 .
  29. ^ Краткая история Индии 2006 , с. 280.
  30. ^ «Что такое дело Шаха Бано?» . Индийский экспресс . 23 августа 2017 года . Проверено 21 января 2020 г.
  31. ^ «Объяснитель: законопроект о тройном талак и все, что вам нужно о нем знатьˈwebsite=The Week» . Неделя . Проверено 21 января 2020 г.
  • Лоуренс, Брюс Б.; Карим, Аиша, ред. (2007). О насилии: читатель . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка. ISBN  978-0822390169 .
  • Афтаб, Тахера (2008). Надписи мусульманских женщин Южной Азии: аннотированная библиография и исследовательское руководство ([Online-Ausg.] под ред.). Лейден: Брилл. ISBN  978-9004158498 .
  • Самаддар, Ранабир, изд. (2005). Политика автономии: индийский опыт (1-е изд.). Нью-Дели: Сейдж. ISBN  0761934537 .
  • Нурани, АГ (2001). RSS и BJP: разделение труда (Repr., с обновленным эпилогом. Под ред.). Нью-Дели: левое слово. ISBN  8187496134 .
  • Джиндал, Т.П. (1995). Айодхья запутанная . Нью-Дели: паб Ashish. Дом. ISBN  8170246792 .
  • Нурани, Абдул Гафур Абдул Маджид (2003). Мусульмане Индии: документальный отчет . Нью-Дели: Оксфордский университет. Нажимать. ISBN  0195661583 .
  • Уолш, Джудит Э. (2006). Краткая история Индии . Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN  1438108257 .
  • Бенхабиб, Сейла (2002). Требования культурного равенства и разнообразия в глобальную эпоху . Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Нажимать. ISBN  0691048630 .
  • Макаранд Р. Паранджапе (2009). Измененные места назначения: личность, общество и нация в Индии . Гимн Пресс. ISBN  978-1-84331-797-5 .
  • Фардунджи Мулла, сэр Диншах (2010). М. Хидаятулла и Аршад Хидаятулла (ред.). Принципы магоданского закона муллы (девятнадцатое изд.). Индия: Lexis Nexis Butterworths Wadhwa Nagpur; Девятнадцатое издание. ISBN  978-8171180271 .
  • Шури, Арун (2006). Индийские споры: Очерки религии в политике. Нью-Дели: Рупа и Ко. ISBN   978-8190019927
  • Шури, Арун (2012). Мир фетв или шариат в действии. ХарперКоллинз Индия.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 166890c92f1a8cb4d31036200a36f150__1720724340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/50/166890c92f1a8cb4d31036200a36f150.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mohd. Ahmed Khan v. Shah Bano Begum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)