Венеция Стэнли
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2019 г. ) |

Венеция Анастасия, леди Дигби ( урожденная Стэнли ; декабрь 1600 – 1 мая 1633) была знаменитой красавицей периода Стюартов и женой выдающегося придворного и ученого сэра Кенелма Дигби . Она была внучкой Томаса Перси, 7-го графа Нортумберленда и правнучкой Эдварда Стэнли, 3-го графа Дерби .
Жизнь
[ редактировать ]Венеция Стэнли была третьей дочерью сэра Эдварда Стэнли (умер в 1629 году?) из замка Тонг , Шропшир , баронета (и внука Эдварда Стэнли, 3-го графа Дерби ), [ 1 ] и Люси Перси (дочь и сонаследница графа Нортумберленда , который был заключен в тюрьму за измену за участие в католическом заговоре против Елизаветы I ). Люси Стэнли умерла через несколько месяцев после рождения Венеции. Согласно Оксфордскому словарю английских христианских имен , «Венеция», скорее всего, является латинизацией слова « Гвинет », а популяризировала это имя Венеция Стэнли.
Прославленная красавица, Венеция была представлена ко двору Якова I в подростковом возрасте. Примерно в это же время она вновь встретила Кенелма Дигби, которого знала в детстве, и они полюбили друг друга, обменяв прядь волос Венеции на кольцо с бриллиантом от Дигби. [ 2 ] Дигби, еще не достигший совершеннолетия, был отправлен в Гранд-тур по Европе своей матерью, которая не одобряла эти отношения. Позже он записал, что в 1620 году в Анжере , Франция, он попался на глаза Марии Медичи , королеве-матери Франции. Чтобы выйти из этой ситуации, когда в Анжере вспыхнули бои, он дал понять, что умер, и вскоре после этого присоединился к дипломатической миссии английской монархии в Испании. Однако в Англии его мать скрыла секретные письма Дигби с заверениями Венеции в том, что он жив, и Венеция была охвачена горем.

Возможно, именно в этот период ее поведение стало причиной сплетен, позже представленных как факт антикваром Джоном Обри , который утверждал, что она была « наложницей » либо придворного сэра Эдмунда Уайлда, либо Ричарда Саквилла, графа Дорсета , последний из которых По словам Обри, у него от нее дети, и он назначил ей ежегодную ренту в размере 500 фунтов стерлингов. [ 3 ] Однако Уайлд умер в 1620 году, до того, как появились сообщения о смерти Дигби, и в завещании Дорсета не упоминаются какие-либо дети от Венеции, даже несмотря на то, что биографы двадцатого века называют своего ребенка фактом. [ 4 ] Тем не менее, мнение Джона Обри о ней преобладало, например, его сообщение о том, что Дигби должен был ответить на опасения по поводу добродетели Венеции комментарием, что «красивый, похотливый мужчина, который был сдержанным, мог бы сделать из борделя добродетельную жену». -дом."
У Венеции также были важные отношения с младшим братом Ричарда Саквилла Эдвардом Саквиллом , который устроил из-за нее заметную дуэль, но, похоже, остался друзьями как с ней, так и с Кенелмом Дигби после их свадьбы. [ 5 ] Длинное эпистолярное стихотворение А. Д. Хоупа «Эдвард Саквилл Венеции Дигби» представляет любовь Эдварда к Венеции как образец того, что писатель и литературный критик Керри Гринвуд называет «безответной любовью в ее самой пронзительной форме». [ 6 ] Стихотворение начинается с обращения Эдварда к замужней Венеции: «Первый, последний и всегда самый дорогой, самый близкий, лучший, / Источник моего труда и моего покоя, / Письмо, которое я не пошлю, я пишу / Чтобы развеселить мою более чем полярную ночь ". Эдвард Саквилл появляется как «Мардоний» в художественном рассказе Кенелма Дигби о его браке с Венецией. [ 7 ]
Возвращение Дигби не сразу устранило разрыв, вызванный (со стороны Венеции) отсутствием связи с Дигби и (со стороны Дигби) слухами о предполагаемом преследовании Дорсета Венеции. Только в 1624 году, когда Дигби был прикомандирован к делегации во Францию, чтобы договориться о будущем короле Англии Карле I Генриетте Марии , Венеция продала Дигби свои драгоценности, чтобы использовать их на расходы на жизнь, и Дигби понимал всю глубину ее чувств к нему. [ 8 ]

Дигби и Венеция поженились, скорее всего, в январе 1625 года, в отсутствие его матери – она ссорилась с лордом Стэнли, и опасения за наследство Венеции, возможно, были причиной необходимости сохранять секретность. Во время еще одного отсутствия Дигби в дипломатических миссиях, в октябре 1625 года, Венеция родила своего первого ребенка, Кенельма, все еще тайно, с единственным слугой, который ее сопровождал. [ 9 ] Позже она родила Дигби еще трех сыновей, Джона, Джорджа и Эверарда, последний из которых умер в младенчестве; у нее также случился выкидыш близнецов. [ 10 ]
Венеция была набожной католичкой. По словам ее мужа, который настаивал на том, чтобы она вела себя «безупречно» на протяжении всего их брака, она ежедневно слушала мессу и молилась по крайней мере несколько часов в день. Она также присоединилась к группе францисканцев- мирян и навещала бедных в Лондоне. Свою благотворительную деятельность она основала благодаря пристрастию к азартным играм, необычайно удачливой за карточным столом и способу накопить прибыль. как минимум трижды Она была написана Ван Дейком в 1630-х годах: семейный портрет, аллегорический портрет в образе Пруденс и портрет на смертном одре, а также ряд миниатюр, в том числе ранняя работа Исаака Оливера , где она, возможно, одета. для придворной маски. [ 11 ]

В апреле 1633 года Венеция Дигби внезапно умерла во сне. Обезумевший от ее потери, Дигби разрешил вскрытие , что в то время не было обычным мероприятием. По его словам, в течение предыдущих восьми лет она страдала от периодических головных болей, из-за чего принимала «змеиное вино» (которое могло быть одним из нескольких смесей с участием гадюк или их яда в вине, но которое вряд ли было токсичным). ). Врачи сообщили, что нашли ее мозг сильно разложившимся и поврежденным: весь мозжечок был сгнившим и не сохранил форму мозга, а представлял собой гной и испорченное вещество . [ 12 ]
Смерть Венеции стала трагедией для Дигби, вероятно, определяющим событием в его жизни. Хотя он не был верен, пока была жива его жена. [ 13 ] и у него были длительные отношения с другой женщиной после ее смерти, он больше никогда не женился, [ 14 ] и это событие разделило два великих периода его жизни: один, в котором он был ярким молодым придворным, борющимся за положение, и другой, когда он был меланхоличным ученым и католическим апологетом . Он заказал гипсовые слепки с ее головы, рук и ног и поручил своему хорошему другу Ван Дейку нарисовать Венецию на ее смертном одре, прежде чем ее похоронили в Крайстчерче , Ньюгейт , в Лондоне, в сложной мраморной гробнице, увенчанной портретом. бюст.

Вскоре после этого Дигби отправил своих детей жить к бабушке, а сам переехал в Грешем-колледж . Там он первоначально проводил время, сочиняя письма, восхваляющие свою жену, которые, собранные вместе со стихами Бена Джонсона и других поэтов, которым покровительствовал Дигби, в конечном итоге составили том под названием « Похвала Венеции» . Примерно в это же время он заказал Ван Дейку свой портрет: с непокрытой головой, бородой и в траурном черном. После этого он серьезно занялся научными экспериментами, которыми прославился на всю оставшуюся жизнь. Он потерял портрет Венеции на смертном одре во время одного из своих полетов из Англии во время Гражданской войны в Англии . (Сейчас он находится в Далвичской картинной галерее в Лондоне, а другая версия находится в Олторпе .)
Незадолго до своей смерти в 1665 году Дигби включил в свое завещание свое желание, чтобы его «прах лежал рядом с ней, которая была моим величайшим мирским благословением». [ 15 ] и поэтому он был похоронен в той же гробнице из черного мрамора и меди, в которой была похоронена Венеция тремя десятилетиями ранее. По его желанию к ней не было добавлено никакой надписи. Всего год спустя церковь упала на территории, сгоревшей во время Великого пожара 1666 года. Позже Джон Обри сообщил, что видел в витрине позолоченный бронзовый бюст Венеции с вершины ее гробницы, но «огонь потушил все позолота». Позже, добавил он, бюст вообще расплавили.
Сэр Кенелм написал «Частные воспоминания» об их ухаживаниях, которые являются одним из основных источников информации о ней. [ 16 ] В нем используются псевдонимы Теаген и Стеллиана для главных героев, и Дигби, похоже, время от времени пересматривал его на протяжении всей своей жизни. Эти частные мемуары были опубликованы в Лондоне в 1828 году в сокращенном виде. Вырезанные сцены, в основном сексуального характера, сначала были распространены в частном порядке в брошюре и в конечном итоге включены в качестве приложения к более позднему изданию в течение года или двух после первой публикации. В книге описан детский роман «Стеллианы» и «Феагена», различные препятствия на протяжении их подросткового возраста и окончательный союз тайным браком, после которого в доме отца Стеллианы тайно рождается ребенок. Книга заканчивается тем, что Феаген отправляется в морскую экспедицию (созданную по образцу собственных подвигов Дигби) и с нетерпением ждет возвращения домой к жене и сыновьям.
Однако нет никаких доказательств, подтверждающих фактическую основу документа. Неизвестно, например, точная личность «Мардонтия», жениха-соперника, с которым «Стеллиана» была помолвлена в период, когда «Феаген» считался мертвым. Обри пытался идентифицировать его как Ричарда Саквилла , 3-го графа Дорсета , но идентификация не выдерживает никакой исторической экспертизы.
На протяжении веков наиболее широко распространяемые сведения о Венеции поступали из Джона Обри , «Кратких жизнеописаний» однако сведения Обри были слухами. опубликовал англоязычные издания « Похвалы Венеции» и «Частных мемуаров Витторио Габриэли, итальянский ученый, во второй половине ХХ века в Риме». Косвенный потомок Дигби, Рой Дигби Томас, в 1956 году подготовил биографию сэра Кенелма Дигби « Наследие порохового заговорщика» , но она содержит много сейчас дискредитированного материала.
Смерть , Каталог Далвичской картинной галереи « страсть и политика» (под ред. Энн Самнер), опубликованный совместно с выставкой портретов Джорджа Дигби и Венеции Ван Дейка, также содержит некоторые ошибки (например, Венеция упоминается как бедная - она не была - и называла ее волосы «несколько грубыми», когда Дигби в своих письмах прямо заявлял, что с волосами у нее все в порядке). Тем не менее, это, пожалуй, лучший современный визуальный ресурс.
В художественной литературе
[ редактировать ]Венеция Дигби и ее муж — герои литературного романа «Змеиное вино» Гермионы Эйр 2014 года . [ 17 ]
Портреты
[ редактировать ]- Исаак (или Питер?) Оливер, возможно, леди Венеция Стэнли, позже Дигби, около 1615 г., Музей Виктории и Альберта, Лондон.
- по мотивам Антония ван Дейка, двойной портретной миниатюры, 1632 г., Старый замок Шерборн, Дорсет
- по мотивам Антония ван Дейка, двойная портретная миниатюра с Кенелмом Дигби, Старый замок Шерборна, Дорсет
- по мотивам Антония ван Дейка, семейный портрет с детьми, 1633 г.
- Антоний ван Дейк, Венеция Стэнли на смертном одре , 1633 год, Далвичская картинная галерея, Лондон
- Антоний ван Дейк, портрет, две версии, в Палаццо Реале, Милан; и в Королевской коллекции в Виндзоре.
- Анри Тутен, миниатюра, 1637 г., Художественный музей Уолтерса, Балтимор.
- Исаак (или Питер?) Оливер, миниатюра, н.д.,
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Внук графа Дерби по линии своего отца сэра Томаса Стэнли, сэр Эдвард стал баронетом и стал рыцарем Бани . На его семейной могиле в церкви Тонг написана ссылка на пережившую его дочь Венези.
- ^ Майкл Фостер, «Дигби, сэр Кенелм», Оксфордский национальный биографический словарь
- ^ Оливер Лоусон Дик, изд. Краткая жизнь Обри. Отредактировано на основе оригинальных рукописей , 1949, св. «Сэр Кенелм Дигби», с. 98
- ^ Завещание Дорсета: Фостер, «Кенелм Дигби», ОДНБ . Предполагаемые дети: см., например, утверждение Р. Т. Петерссона, сэра Кенелма Дигби, The Ornament of England (Harvard University Press, 1956), не только о том, что у них был ребенок и Дорсет оставил ей завещание, но и о том, что Позже Дигби подал иск, но в нем было отказано.
- ^ Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .
- ^ Обзор избранных стихов и прозы Хоуп , Halstead Press, Сидней, 2000.
- ↑ Более подробный отчет можно найти на странице Эдварда Саквилла .
- ^ Фостер, «Кенелм Дигби», ОДНБ
- ^ Мендельсон, «Венеция Дигби», ОДНБ
- ^ Мендельсон, «Венеция Дигби», ОДНБ
- ↑ Сейчас в замке Шерборн см. Кэтрин Маклауд, Сокровища Елизаветинской эпохи: миниатюры Хиллиарда и Оливера (Национальная портретная галерея, 2019).
- ^ (Дигби, Letter-Book , 134
- ^ Почтовая книга , 448
- ^ Фостер, «Кенелм Дигби», ОДНБ
- ^ Национальный архив, ПРО, ПРОБ 11/325, ф.130.
- ^ Kenelm Digby, Loose Fantasies , ed. V. Gabrieli, 1968
- ^ Лондон: Джонатан Кейп. ISBN 9780224097598
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мошенска, Джо (2016). Пятно в крови: замечательное путешествие сэра Кенелма Дигби . Лондон: Хайнеманн. ISBN 9780434022892 .
- Элегии о смерти Венеции Дигби, Британская библиотека, Доп. МС 30259
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СЭР КЕНЕЛМ ДИГБИ 1603-1665 (Ресурсы и ссылки Джона Саттона)
- Биография , Tudorplace.com. По состоянию на 5 января 2023 г.