Патрульный катер Тихоокеанского класса
![]() HMPNGS Dreger входит в гавань Сиднея в октябре 2013 г. | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Тихоокеанский класс |
Строители | Австралийская судостроительная промышленность |
Операторы | 12 стран, см. Операторы. |
Преемник | Класс стража |
Подклассы | См . производные |
Построен | Сентябрь 1985 г. – июнь 1997 г. |
В комиссии | 16 мая 1987 г. – настоящее время |
Завершенный | 22 |
Активный | 21 |
Потерянный | 1 |
Общие характеристики | |
Тип | Патрульный катер |
Смещение | 162 тонны полная загрузка |
Длина | 31,5 м (103 фута 4 дюйма) |
Луч | 8,1 м (26 футов 7 дюймов) |
Черновик | 1,8 м (5 футов 11 дюймов) |
Движение | 2 дизеля Caterpillar 3516TA, 2820 л.с. (2100 кВт), 2 вала |
Скорость | 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) |
Диапазон | 2500 миль (4600 км; 2900 миль) на скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) |
Выносливость | 10 дней |
Дополнить | 14–18 |
Датчики и системы обработки | РЛС надводного поиска Furuno 1011; я группа |
Вооружение | Различное стрелковое оружие, в зависимости от страны эксплуатации. Может включать 20-мм пушку Oerlikon , 7,62-мм пулеметы и/или 12,7-мм пулеметы. Не все корабли постоянно вооружены. |
Примечания | Взято из: [1] |
Тихоокеанский класс (также известный как класс Тихоокеанского форума) [2] и класс ASI 315 [3] ) — класс из 22 патрульных катеров, построенных Австралией и переданных в дар двенадцати странам южной части Тихого океана . Они были построены в период с 1985 по 1997 год и эксплуатируются военными , береговой охраной и полицией двенадцати островных государств. Эти катера поддерживаются программой Тихоокеанских патрульных катеров и используются в основном для морского наблюдения и защиты рыболовства.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву вступила в силу в 1982 году. Она ввела (ИЭЗ) протяженностью 200 морских миль (370 км; 230 миль) исключительную экономическую зону на территории всех стран, имеющих береговую линию океана. Несколько островных государств юго-западной части Тихого океана оказались ответственными за охрану территории океана, которая находилась за пределами их морских возможностей и часто значительно превышала их сухопутные территории (в самом крайнем случае, ИЭЗ Тувалу затмевает ее территорию в соотношении почти 1:28 000). ). [4] [5] После просьб нескольких тихоокеанских стран о помощи со стороны правительств Австралии и Новой Зеландии , австралийское правительство создало проект оборонного сотрудничества под названием «Программа тихоокеанских патрульных катеров» для разработки и предоставления подходящих патрульных катеров близлежащим островным государствам. Программа также обеспечила обучение и инфраструктуру для поддержки этих кораблей. [5] О программе было официально объявлено премьер-министром Австралии Бобом Хоуком во время заседания Южно-Тихоокеанского форума, проходившего в Канберре 29 и 30 августа 1983 года. [3]

Запросы на тендеры были объявлены в августе 1984 года. Компания Australian Shipbuilding Industries (ASI) спроектировала небольшое судно, способное осуществлять морское наблюдение и пресечение, поисково-спасательные операции и защиту рыболовства. [3] [5] Меньший прототип был построен ASI в 1984 году. Позже прототип был продан Королевской полиции Соломоновых Островов и получил название Savo . [6] Контракт на тихоокеанский класс был заключен с ASI 9 мая 1985 года, а строительство началось в сентябре 1985 года. [5] Первоначально планировалось, что десять кораблей будут произведены для восьми стран, причем первый корабль, HMPNGS Tarangau, будет поставлен Силам обороны Папуа-Новой Гвинеи 16 мая 1987 года. [5] Программа продолжалась до тех пор, пока не было заказано 15 кораблей, затем была прекращена и вновь открыта в феврале 1993 года. [7] К моменту завершения программы 22 корабля были доставлены в 12 стран, а последний корабль, FSS Independent , был доставлен в Федеративные Штаты Микронезии в июне 1997 года. [5] Проект тихоокеанского патрульного катера — крупнейший и наиболее сложный проект сотрудничества в сфере обороны, когда-либо финансируемый Австралией. [3]
Каждый патрульный катер имеет длину 31,5 метра (103 фута 4 дюйма), ширину 8,1 метра (26 футов 7 дюймов), осадку 1,8 метра (5 футов 11 дюймов) и водоизмещение при полной загрузке 162 тонны. [1] Они оснащены двумя Caterpillar 3516TA дизельными двигателями , которые обеспечивают мощность 2820 лошадиных сил (2100 кВт) на два гребных вала, обеспечивая судну максимальную скорость 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час). Суда тихоокеанского класса имеют максимальную дальность плавания 2500 морских миль (4600 км; 2900 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) и могут оставаться в море до десяти дней. [1] Вооружение варьируется в зависимости от эксплуатирующей страны; Патрульные катера могут нести 20-мм пушки ГАМ-БО1 , 7,62-мм пулеметы или 12,7-мм пулеметы, и их не требуется постоянно устанавливать. [1] На каждом корабле имеется радар надводного поиска Furuno 1011, работающий в I-диапазоне . [1] Судовая компания варьируется от 14 до 18, в зависимости от страны-перевозчика. [1] Чтобы снизить затраты на строительство и обслуживание, суда были построены по коммерческим, а не военным стандартам. Это позволяет компаниям в эксплуатирующих странах иметь возможность поставлять детали и выполнять мелкое техническое обслуживание. [3]
Первоначально были проблемы с винтами, системами охлаждения двигателей и кондиционированием воздуха, но они были устранены до завершения строительства третьего корабля этого класса. [5] Этот класс подвергался ремонту в течение седьмого или восьмого года эксплуатации каждого корабля, а затем снова на пятнадцатом году (что продолжалось до 2012 года). [5] Это продлило прогнозируемый срок службы класса до 2027 года. [5]
Производные
[ редактировать ]Несколько вариантов конструкции Тихоокеанского класса были произведены компанией Australian Shipbuilding Industries (позже Transfield ASI, затем Tenix) для различных операторов.
были изготовлены четыре патрульных катера слегка укороченной конструкции длиной 31 метр (102 фута) Для Береговой охраны Кувейта . [8] Невооруженная версия этой конструкции также продается операторам нефтяных платформ в качестве транспорта для экипажа. [8]
Шесть модифицированных версий самолетов класса Pacific были построены для морской полиции Гонконга как Protector класс . [9] Основное отличие – установка насосно-реактивного двигателя в дополнение к основной движительной установке. [8]

Единственное навигационное учебное судно Seahorse Mercator было построено для Морской службы Министерства обороны в 1999 году, которая эксплуатирует корабль по контракту с Королевским военно-морским флотом Австралии . [8] Хотя конструкция корпуса осталась прежней, интерьер и надстройка существенно видоизменились. [8] Конструкция Seahorse Mercator была использована в качестве основы для Королевского военно-морского флота Канады восьми Orca патрульных кораблей класса , хотя канадские инженеры модифицировали Orca до такой степени, что у них осталась только базовая форма корпуса с австралийским кораблем. [10]
35-метровая (115 футов) полностью алюминиевая конструкция на основе корпуса тихоокеанского класса Ilocos Norte была создана для филиппинской береговой охраны . [8] Четыре из этих кораблей были доставлены в декабре 2001 года и используются в качестве поисково-спасательных судов. [8] Был предложен вариант последующего заказа Филиппинами еще десяти кораблей. [8] но не использовался. Конструкция Ilocos Norte использовалась в 2008 году для полиции Нового Южного Уэльса патрульного корабля Nemesis ; самый большой полицейский патрульный катер в Южном полушарии. [11]
Роль и преимущества
[ редактировать ]
Патрульные катера тихоокеанского класса используются в основном для морского наблюдения и защиты рыболовства. Зачастую они являются единственной возможностью наблюдения, к которой имеет доступ действующая страна, и их присутствие часто отпугивает иностранные рыболовные флоты. [12] Возможность патрулировать воды дала импульс экономике благодаря штрафам за рыболовство и улучшению переговорных позиций при обсуждении иностранных прав и сборов за рыболовство. [12] В рамках патрулирования Тихоокеанский регион использовался для таможенного досмотра судов и пресекал некоторые операции по контрабанде и торговле наркотиками. [13] Некоторые страны сдают суда в аренду другим правительственным учреждениям или частным компаниям для спасательных работ, гидрографических исследований или даже для таких задач, как помощь в создании аквакультурных ферм. [13] Патрульные катера тихоокеанского класса также использовались в гуманитарных целях, таких как поисково-спасательные операции, буксировка вышедших из строя судов, проверка безопасности судов на море и перевозки между островами, особенно для операций по оказанию помощи при стихийных бедствиях. [13]
Патрульные катера также приносят косвенную выгоду эксплуатирующим странам. Эксплуатация Тихого океана часто требовала расширения морских объектов, создания рабочих мест и облегчения доступа для других судов. [13] В дополнение к экономическому стимулу от рыболовных сборов и штрафов, улучшенные гидрографические карты, создаваемые судами, способствуют развитию туризма. [13] Корабли рассматриваются как миниатюрные военные корабли и являются предметом гордости и престижа островных государств. [14] Обучение экипажей Австралийским морским колледжем (AMC) позволило увеличить количество подготовленных моряков в странах-операторах, повысив уровень квалификации в морском секторе каждой страны. [14]
Программа тихоокеанских патрульных катеров также принесла пользу Австралии и Новой Зеландии. Эти страны пользуются улучшенным стратегическим присутствием в регионе, а военно-морские советники, направляемые в действующие страны, создают личные сети внутри этих стран, одновременно улучшая набор навыков и знаний операторов тихоокеанского класса. [15] Эти советники регулярно взаимодействуют с должностными лицами агентств, выходящих за рамки обычного дипломатического круга, и могут получать политическую и стратегическую информацию, недоступную другими способами. [16] Военно-морские советники также позволяют военным судам поддерживать связь с более крупными военно-морскими силами. [15] Способность действующих стран оказывать собственную гуманитарную поддержку также снижает необходимость участия австралийских и новозеландских активов в относительно небольших инцидентах. [16]
Поддержка и инфраструктура
[ редактировать ]
Компания Australian Shipbuilding Industries (позже Tenix ) предоставляет вспомогательные мощности для этого класса в Брисбене , Австралия, и Суве , Фиджи. [5]
Подготовку экипажей патрульных катеров тихоокеанского класса предлагают Министерство обороны Австралии и Австралийский морской колледж (AMC). [5] AMC проводит в среднем 32 занятия в год в поддержку программы тихоокеанских патрульных катеров. [5] У AMC нет патрульного катера тихоокеанского класса, который можно было бы использовать в качестве учебного судна; вместо этого 13-метровый (43 фута) телевизор Pinduro оснащен идентичным электронным оборудованием. [17]
Стоимость проекта для Австралии по состоянию на 1998 год составляла 249 миллионов австралийских долларов. [18] Каждая страна-получатель профинансировала большую часть операционных расходов, при этом Соединенные Штаты внесли свой вклад в расходы Палау , Маршалловых Островов и Федеративных Штатов Микронезии через Договор о свободной ассоциации . [18]
После государственного переворота на Фиджи в 2006 году Фиджи было отстранено от программы и связанной с ней поддержки. [19] Фиджи вновь присоединились к программе в 2015 году. [20]
Операторы
[ редактировать ]Двенадцать стран имеют патрульные катера тихоокеанского класса в составе своих вооруженных сил, береговой охраны или полиции: [5] [18]
Папуа-Новая Гвинея (4 корабля),
Фиджи (3),
Федеративные Штаты Микронезии (3),
Приходите (3),
Соломоновы Острова (2),
Острова Кука (1),
Кирибати (1),
Маршалловы Острова (1),
Дворец (1),
Самоа (1),
Тувалу (1),
Вануату (1)
Корабли
[ редактировать ]

Лодка №. | Имя | Вымпел | Страна | Сдавать Дата | Ушедший на пенсию | Организация |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | HMPNGS Рабаул бывший Тарангу [21] | P01 | Папуа-Новая Гвинея | 1987-05 | 2018-08-03 | Силы обороны |
2 | РВС Тукоро | Вануату | 1987-06 | Полиция | ||
3 | HMPNGS Дрегер | P02 | Папуа-Новая Гвинея | 1987-10 | 2021-04-18 | Силы обороны |
4 | Карта | Самоа | 1988-03 | 2019-06-12 | Полиция | |
5 | РСИПВ Лата | 03 | Соломоновы Острова | 1988-07 | 2019-09-11 | Полиция |
6 | HMPNGS орлан | P03 | Папуа-Новая Гвинея | 1988-10 | 2021-04-18 | Силы обороны |
7 | CIPPB Голубь | Острова Кука | 1989-03 | Полиция | ||
8 | HMPNGS Морсби бывший Василиск [21] | P04 | Папуа-Новая Гвинея | 1989-07 | 2021-04-18 | Силы обороны |
9 | VOEA Неиафу | Р201 | Приехал | 1989-10 | 2020-09 | Службы обороны |
10 | ФСС Уход из | 01 | Федеративные Штаты Микронезии | 1990-03 | Полиция | |
11 | Воэа Пангай | Р202 | Приехал | 1990-06 | 2020-04-23 | Службы обороны |
12 | ФСС Микронезии | 02 | Федеративные Штаты Микронезии | 1990-11 | Полиция | |
13 | VOEA Савеа | Р203 | Приехал | 1991-03 | 2019-06 | Службы обороны |
14 | РМИС Ломор | 03 | Маршалловы острова | 1991-06 | Морской патруль | |
15 | РСИПВ Открыть | 04 | Соломоновы Острова | 1991-11 | 2021-03-04 | Полиция |
16 | РКС Теаноаи | 301 | Кирибати | 1994-01 | Полиция | |
17 | РФНС Пуля | 201 | Фиджи | 1994-05 | 2019-12-22 | Военно-морской |
18 | HMTSS Те Матаили | 801 | Тувалу | 1994-10 | Полиция | |
19 | РФНС Кикау | 202 | Фиджи | 1995-05 | Военно-морской | |
20 | РФНС Киро | 203 | Фиджи | 1995-10 | 2016 | Военно-морской |
21 | ПСС Г.И. Ремелиик Президент | 001 | дворец | 1996-05 | 2020-03-13 | Полиция |
22 | ФСС Независимость | 03 | Федеративные Штаты Микронезии | 1997-05 | Полиция |
Замена класса Стража
[ редактировать ]Продолжение программы тихоокеанских патрульных катеров с использованием кораблей второго поколения считалось вероятным на протяжении многих лет из-за преимуществ и возможностей, предоставляемых эксплуатирующим странам, а также работы, предоставляемой австралийской судостроительной промышленности. [5] РАН «Армидейл» В начале 2000-х годов варианты класса » RNZN или класса «Протектор считались подходящими, хотя были опасения, что такие сложные суда будут слишком сложными и финансово ограниченными для обслуживания некоторыми из более мелких стран-участниц. [5] [22] В отчете за 2008 год также предлагалось прекратить программу из-за роста эксплуатационных расходов, возлагаемых на Австралию (более чем вдвое превышающих ожидаемые годовые затраты в 12 миллионов австралийских долларов два года подряд), плохих эксплуатационных показателей (в среднем 36 дней в море на одно судно в год). Это связано с трудностями эксплуатирующих стран в комплектовании экипажей и обслуживании кораблей, а также с отсутствием поддержки со стороны других стран, имеющих интересы в Тихом океане. [23]
В июне 2014 года правительство Австралии объявило, что Австралия построит новый класс из не менее 20 судов в рамках новой программы тихоокеанских патрульных катеров. [24] Программа замены тихоокеанских патрульных катеров (SEA 3036) стоимостью 2 миллиарда австралийских долларов (включая 594 миллиона австралийских долларов на строительство и 1,38 миллиарда австралийских долларов на расходы на поддержку в течение всего срока службы) заменит существующие суда тихоокеанского класса, а также включит Восточный Тимор в качестве нового получателя. [24] Запрос на тендер был открыт для австралийских судостроителей 5 марта 2015 года и завершился 17 июня. [25] [26] Участникам тендера предлагается представить предложения по судну со стальным корпусом длиной 40 метров (130 футов) с дальностью плавания 2500 морских миль (4600 км; 2900 миль) при скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час), максимальной скорости выше Скорость 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час), срок службы 20 суток. [25] [26] Запасные патрульные катера должны быть спроектированы в соответствии с коммерческими стандартами и просты в обслуживании. [25] Они не будут построены с установленным вооружением, но должны иметь возможность установить его позже. [25] Эксплуатация новых патрульных катеров будет дополняться воздушным наблюдением и разведкой из Австралии в рамках Тихоокеанской программы морской безопасности . [26]
В апреле 2016 года премьер-министр Малкольм Тернбулл объявил, что Austal была выбрана для строительства судов, а в мае 2016 года был подписан контракт на постройку 19 судов класса Guardian. [27] [28] Еще два судна были предложены Восточному Тимору для покупки по согласованной фиксированной цене. [28] Впоследствии это предложение было принято. [29] Класс Guardian имеет длину 39,5 м, способен двигаться со скоростью 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) и 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час), имеет запас хода 3000 морских миль (5600 км; 3500 миль), вмещает 23 человека, имеет надувную надувную платформу длиной 6,35 м и приспособление для установки 30-мм основной пушки и двух 12,7-мм пулеметов. [30] Первое судно было спущено на воду 29 мая 2018 года, завершение строительства ожидается в октябре 2018 года и будет передано в дар Папуа-Новой Гвинее. [31] [32]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Шарп (ред.), Боевые корабли Джейн , стр. 197, 396, 498, 637.
- ^ Jump up to: а б Топпан и Уолш, Мировые военно-морские силы сегодня: Другие военно-морские силы Азиатско-Тихоокеанского региона
- ^ Jump up to: а б с д и Бергин и Бэйтман, Закон и порядок на море в южной части Тихого океана , с. 556
- ^ Бергин и Бейтман, Закон и порядок на море в южной части Тихого океана , с. 558
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Центр морской силы, Проект тихоокеанского патрульного катера
- ^ Шарп (ред.), Боевые корабли Джейн , стр. 637
- ^ Шарп (ред.), Боевые корабли Джейн , стр. 746
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Tenix Defense – Морские, военно-морские и военизированные суда , с. 3
- ^ Топпан, Мировые военно-морские силы сегодня: Гонконг
- ^ Быстрые испытания позволяют новым учебным кораблям ВМС Канады следовать графику , в Diesel Progress North American Edition.
- ^ Дэвитт, Морские патрульные суда усиливают роль полиции CT
- ^ Jump up to: а б Бергин и Бэйтман, Закон и порядок на море в южной части Тихого океана , с. 563
- ^ Jump up to: а б с д и Бергин и Бэйтман, Закон и порядок на море в южной части Тихого океана , с. 564
- ^ Jump up to: а б Бергин и Бэйтман, Закон и порядок на море в южной части Тихого океана , с. 565
- ^ Jump up to: а б Бергин и Бэйтман, Закон и порядок на море в южной части Тихого океана , с. 560
- ^ Jump up to: а б Бергин и Бэйтман, Закон и порядок на море в южной части Тихого океана , с. 561
- ^ Австралийский морской колледж, ТВ-ответ
- ^ Jump up to: а б с Бергин и Бэйтман, Закон и порядок на море в южной части Тихого океана , с. 559
- ^ Макканн, Линда (август 2013 г.). «Будущее австралийской программы патрульных катеров в Тихом океане: Программа морской безопасности в Тихом океане» (PDF) . Шедденские документы . Центр обороны и стратегических исследований: 21–22. Архивировано (PDF) из оригинала 30 декабря 2013 года . Проверено 29 декабря 2013 г.
- ^ «Тренировка фиджийских патрульных катеров» . Австралийский морской колледж . 9 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 года . Проверено 1 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Сондерс, Стивен, изд. (2012). Боевые корабли IHS Jane's 2012–2013 гг . Боевые корабли Джейн . Колсдон: IHS Jane's. п. 602. ИСБН 9780710630087 . OCLC 793688752 .
- ^ Бергин и Бейтман, Закон и порядок на море в южной части Тихого океана , стр. 566–7.
- ^ Перлман, Защита призывает списать тихоокеанские патрульные корабли
- ^ Jump up to: а б «Морская безопасность усилена благодаря программе тихоокеанских патрульных катеров» (пресс-релиз). Правительство Австралии: министр иностранных дел и министр обороны. 17 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 1 августа 2014 года . Проверено 7 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Николсон, Брендан (5 марта 2015 г.). «Патрульный катер приказывает спасти судостроение» . Австралиец . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Морли, Дэйв (3 декабря 2015 г.). «Программа замены» . Новости ВМФ . Королевский флот Австралии. п. 9. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ «Премьер-министр и министр обороны — непрерывное военное кораблестроение» . Министерство обороны (пресс-релиз). 18 апреля 2016 года. Архивировано из оригинала 22 сентября 2017 года . Проверено 22 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Министр обороны – подписан контракт на замену тихоокеанских патрульных катеров» . Министерство обороны (пресс-релиз). 4 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 22 сентября 2017 г. . Проверено 22 сентября 2017 г.
- ^ Домингес, Габриэль (6 ноября 2017 г.). «В 2023 году Тимор-Лешти получит два тихоокеанских патрульных катера» . Джейн 360 . Архивировано из оригинала 10 января 2018 года . Проверено 8 ноября 2017 г.
- ^ «Патрульный катер Austal Pacific 40» (PDF) . Остал . 12 мая 2016 г. Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2018 г. . Проверено 22 сентября 2017 г.
- ^ «Австралия спустила на воду первый тихоокеанский патрульный катер» . Джейнс.com . Архивировано из оригинала 1 июня 2018 года . Проверено 30 мая 2018 г.
- ^ Министр оборонной промышленности (31 июля 2017 г.). «Веха тихоокеанского патрульного катера» . Министерство обороны (пресс-релиз). Архивировано из оригинала 22 сентября 2017 года . Проверено 22 сентября 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]
- Книги
- Шарп, Ричард, изд. (март 1996 г.). Боевые корабли Джейн: 1996–97 (99-е изд.). Суррей: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-1355-5 .
- Журнальные и новостные статьи
- Бергин, Энтони; Бейтман, Сэм (1999). «Закон и порядок на море в южной части Тихого океана: вклад проекта Тихоокеанского патрульного катера». Управление океаном и прибрежной зоной . 42 (6–7). Эльзевир: 555–568. дои : 10.1016/S0964-5691(99)00037-X . ISSN 0964-5691 .
- Дэвитт, Эрни (18 октября 2008 г.). «Морские патрульные суда усиливают роль полиции CT» . Австралийский журнал по безопасности . Проверено 24 января 2012 г.
- «Быстрые испытания позволяют новым учебным кораблям канадского военно-морского флота идти по графику» . Североамериканское издание Diesel Progress (апрель 2007 г.).
- Перлман, Джонатон (30 сентября 2008 г.). «Оборона призывает сдать на слом тихоокеанские патрульные корабли». Сидней Морнинг Геральд . п. 7.
- «Проект тихоокеанского патрульного катера» (PDF) . Семафор . 2005 (2). Центр морской энергетики – Австралия. Февраль 2005 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2009 г. . Проверено 1 марта 2008 г.
- Веб-сайты и другие средства массовой информации
- «ТВ Пиндуро» . Австралийский морской колледж (AMCSearch). 1 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 20 июля 2008 г. Проверено 1 марта 2008 г.
- Теникс Дефенс – Морской пехотинец. «Военно-морские и военизированные корабли» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 октября 2007 года . Проверено 8 марта 2008 г.
- Топпан, Эндрю (2001). «Мировые военно-морские силы сегодня: Гонконг» . Мировые военно-морские силы сегодня . Haze Grey и в пути . Проверено 19 ноября 2010 г.
- Уолш, Терри; Топпан, Эндрю (25 марта 2002 г.). «Мировые военно-морские силы сегодня: другие военно-морские силы Азиатско-Тихоокеанского региона» . Мировые военно-морские силы сегодня . Haze Grey и в пути . Проверено 9 марта 2008 г.