Нил Спенс
Дэвид Нил Спенс (1931–2007) был британским пиратским радиоведущим 1960-х годов и педагогом 1970-х и 1980-х годов, обладавшим прекрасной способностью выявлять и развивать таланты радиовещания. [ 1 ] Как Дэйв Деннис, с 1964 по 1966 год он был «Double D», самым быстроговорящим и самым рейтинговым диджеем на Radio London , работавшим с пиратского корабля MV Galaxy и вещавшим вместе с будущими известными именами, такими как Кенни Эверетт и Тони Блэкберн . [ 2 ] В роли Нила Спенса с 1968 по 1985 год он руководил ранней карьерой на радио Джеймса Уэйла , Роджера Скотта , Адриана Лава , Грэма Дена , Джереми Вайна и Дейла Уинтона , а также многих других, которые достигли вершин британской телерадиоиндустрии. [ 3 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Спенс получил образование в школе Лейтон-Парк в Ридинге, Беркшир, высоко академической школе, где его хвастались, что он был не только худшим в своем классе, но и во всей школе. [ 4 ] Он бросил школу, чтобы заняться сельским хозяйством, и проработал там восемь лет, к тому времени уже будучи менеджером фермы. [ 5 ] и заявил в эфире, что является знатоком свиней. [ 6 ] Он посещал престижную Центральную школу речи и драмы в Лондоне на трехлетних курсах актерского мастерства, а затем некоторое время работал в английском репертуарном театре . [ 7 ]
Карьера радиоведущего
[ редактировать ]Спенс начал свою карьеру радиоведущего на пиратской станции Radio Atlanta , которая начала вещание в мае 1964 года с теплохода MV Mi Amigo у восточного побережья Великобритании. Когда в июле 1964 года Radio Atlanta перешло во владение Radio Caroline , Спенс подал в отставку и покинул станцию. В какой-то момент в том же году он некоторое время работал ди-джеем на Radio City , которое вещало из старого армейского форта в Дрожащих песках в устье Темзы. Некоторое время спустя он был на Radio Invicta , «станции приятной музыки», которая вещала из форта времен Второй мировой войны в Ред-Сэндс, недалеко от Уитстабла в Кенте. [ 8 ]
В конце 1964 года демо-запись принесла Спенсу место в обеденный перерыв на радио Лондона , вещание которого должно было начаться в декабре того же года с теплохода MV Galaxy . Вместе с другими ведущими презентации он взял себе новое имя в эфире — Дэйв Деннис. Среди его первых коллег были Эрл Ричмонд , Кенни Эверетт , Дэйв Кэш и старший диджей Тони Виндзор, который работал со Спенсом на Radio Atlanta. Среди более поздних гостей был Тони Блэкберн .
Станция стала новаторской для пиратского радио Великобритании, поскольку, в отличие от своего главного конкурента Radio Caroline, она использовала ограниченный американский формат топ-40. «Кэролайн всегда была тем, кого я называю радио «поймай как можешь», - сказал Дэйв Кэш: «Раньше ты приходил туда с кучей пластинок и проигрывал их. Никто понятия не имел, в каком порядке они были. Нет у кого-то вообще было какое-то представление о формате». [ 9 ]
После шаткого старта Спенс освоился с форматом Radio London и быстро сделал свое обеденное шоу самым популярным на радиостанции, работая в прямом эфире по три часа в день, часто в бурном море, где граммофонные иглы прыгали по виниловым пластинкам, и с одеялами. чтобы заглушить эхо от стальных стен студии. Его рейтинги не могли быть связаны только с форматированием или выбором музыки, поскольку каждый ди-джей придерживался одного и того же жесткого формата, основанного на далласской станции KLIF. Было почти неслыханно, чтобы радиопередача в обеденное время на какой-либо станции имела больший успех, чем шоу за завтраком. В течение двух насыщенных событиями лет Спенс в своем быстро говорящем образе Дэйва Денниса удерживал свое обеденное шоу на вершине рейтингов радиостанции, несмотря на последующую конкуренцию дико комедийному чайному шоу, представленному Кенни Эвереттом и Дэйвом Кэшем.
В апреле 1966 года Спенс отправился в отпуск в Нью-Йорк, где на него повлиял напористый стиль презентации таких ди-джеев, как Брюс Морроу и Джек Спектор , а также навыки форматирования Рика Склара из WABC и WMCA Рут Мейер из со своей командой. радиоподход к презентации, известный как «Хорошие парни». [ 10 ] [ 11 ]
Спенс покинул Radio London в декабре 1966 года. Его прощальным выстрелом стал хит-сингл, достигший 19-го места в собственном чарте радиостанции, в котором было показано его приторно-сладкое чтение под музыку редакционной статьи викторианской газеты: [ 12 ] «Да, Вирджиния» , заверяя молодую девушку, что Санта-Клаус действительно существует. [ 13 ] Он уехал жить в Южную Ирландию с Джо Спенс , тогда помощницей фотографа, а затем и новатором-фотографом-феминисткой 1970-х и восьмидесятых годов, которая сменила свое имя на свое в результате опроса. [ 14 ]
Карьера радиопрограммиста
[ редактировать ]Радио Лондона закрылось в 1967 году с принятием Закона о преступлениях в области морского вещания 1967 года , и BBC Radio 1 в том же году начало вещание . По возвращении в Англию Спенс начал создавать джинглы и треки для Radio 1, где многие из его современников по пиратскому радио делали карьеру диджея в эфире. Кенни Эверетт в своей первой передаче BBC в мае 1967 года в шутку назвал Double-D одним из своих «лучших друзей». [ 15 ] Позже Спенс сказал, что он работал на все четыре сети BBC Radio, включая классическую станцию BBC Radio 3 и речевую BBC Radio 4 . [ 16 ]
В 1970 году он был назначен первым программным контролером United Biscuits Network , UBN, станции, которая в сентябре того же года начала вещание по стационарной линии на две британские фабрики United Biscuits. Целью станции было развлечение и продуктивность работников, сокращение текучести кадров и прогулов, а также предоставление информации о безопасности и гигиене. Год спустя председатель UB Гектор Лэнг объявил, что станция достигает своих целей, несмотря на многих сомневающихся, и будет расширяться на другие заводы. Спенс с некоторым основанием заявил газете Financial Times, что качество радиостанции не уступает BBC Radio 1 и что у нее «отличный звук». [ 17 ] Спенс разработал станцию, которая днем транслировала формат топ-40, средний формат MOR вечером и формат соул, блюз и регги ночью. [ 18 ]
Спенс также приобрел репутацию человека, который ищет таланты и развивает карьеры ди-джеев, которые часто переходят на обычные радиовещательные станции. Среди тех, чью раннюю карьеру он помог построить, были Грэм Дин , которого он обнаружил в Граммофонной библиотеке BBC, Адриан Лав и Роджер Скотт . [ 19 ] Когда Независимое местное радио (ILR) начало расширяться, многие ведущие UBN ушли работать на новые станции. В 1977 году Спенс сам перешел в ILR, сменив на посту контролера программы на Radio Trent бывшего ведущего UBN Боба Снайдера. [ 20 ] В Тренте Спенс разработал форматы, рассчитанные на широкую местную аудиторию, и продолжал находить и развивать новые таланты. Среди его сотрудников был Дейл Уинтон , еще один диджей, работавший в UBN. [ 21 ]
Карьера радиотренера
[ редактировать ]Первая учебная работа Спенса состоялась в конце 1960-х годов в «Лондонской школе радиовещания», которой руководил его бывший коллега Эрл Ричмонд . Среди его первых учеников был Джеймс Уэйл . [ 22 ] За годы работы в UBN и Radio Trent Спенс развил твердую приверженность обучению и развитию, и это, вместе с его способностью находить таланты, побудило Майкла Бухта , тогдашнего руководителя программы Capital Radio , попросить его в 1980 году присоединиться к недавно созданной организации. Национальная школа радиовещания в качестве руководителя программы.
С 1980 по 1985 год Спенс вел интенсивные трехмесячные курсы по подготовке ведущих музыкального радио. Целью школы было развитие талантов для ILR, но многие из них также продолжали работать на BBC и на телевидении, а также за границей, в том числе на пиратском радио. Среди выпускников его презентационных курсов были ведущий BBC Джереми Вайн, Джон Лич и музыкант Майки Дред . Когда школа закрылась в 1985 году, Спенс, судя по всему, отказался от предложений о работе и, как полагали, вернулся к сельскому хозяйству. Он сопротивлялся всем приглашениям бывших коллег присутствовать на встречах, особенно тех, которые были в дни его пиратского радио. Он умер в Линкольншире в 2007 году. [ 23 ]
Стиль презентации
[ редактировать ]Когда основатели Radio Atlanta обсудили, где найти подходящие голоса для коммерческой станции, вещающей на Великобританию, они пришли к выводу, что ни одна британская телекомпания не способна справиться с этой задачей, поскольку они настолько прочно укоренились в стиле BBC. [ 24 ] Тем не менее, они взяли Спенса вместе с рядом ди-джеев, хорошо разбирающихся в коммерческом радиовещании в Австралии. Сохранившиеся записи дают представление о традиционной и актерской британской манере Спенса. Хотя его стиль был более формальным по сравнению с коммерческими станциями США и Австралии, он был гораздо более расслабленным, чем у BBC того времени. [ 25 ]
Перейдя на Radio Invicta, Спенс сохранил свой стиль актера-диджея. Однако к тому времени, когда он прибыл на Radio London в конце 1964 года, его выступление все еще считалось «душным» старшим ди-джеем Тони Виндзором и программным директором Беном Тони. [ 26 ] Виндзору было поручено превратить Нила Спенса, диктора и ведущего, в Дэйва Денниса, ди-джея, а Тони попросил его «вломиться» в Спенса и «дать ему несколько советов о том, как представить правильное диджей-шоу». Спенс, который вырос, и ему больше нечего было слушать, кроме BBC, плохо отреагировал на указания Виндзора. «В конце концов я мог сказать, что он собирался загнать Дэйва за поворот», — сказал Тони, который затем попросил Спенса использовать его актерское образование и, по сути, создать «Дэйва Денниса, Двойного Ди» в качестве персонажа, которого нужно играть. в эфире.
Тони использовал записи радиостанции KLIF, входящей в топ-40 Далласа, в качестве средства форматирования для Radio London и поручил Спенсу внимательно их прослушать. «Я тогда сказал ему, что если бы он был актером, то смог бы создать тот стиль программ, который записан на кассетах. Как оказалось, Дэйв прошел путь от скучного диктора до первоклассного диджея в одном деле. недель», — сказал Тони. [ 27 ] Позже Тони сказал, что из всех ди-джеев, которых он поощрял к новому стилю британского коммерческого радиовещания, Спенс «достиг наибольшего прогресса из всех». Когда появились новые голоса, Спенс, актер-диджей, решительно сохранил образ Дэйва Денниса, крылатые фразы и все такое, несмотря на растущую волну все более сложных шуток, направленных против него.
Его сосед по каюте Кенни Эверетт положил начало этой тенденции, упомянув в эфире его вонючие ноги и ужасный характер. [ 28 ] По мере того как комедия становилась все более сложной, Спенс оказался в эфире с Эвереттом, которого пригласили продекламировать странно малоизвестный текст песни « Along Comes Mary » группы The Association своим лучшим актерским голосом. После слов финального припева: «Когда мы встретились, я обязательно пошел пообедать. Теперь моя пустая чашка на вкус такая же сладкая, как пунш», Эверетт объявил: «Это была «А вот и Мэри», дамы и господа, в роли Дэйва Денниса. выползает из студии на коленях». Эверетт сказал своей аудитории, что Спенс заслужил Орден Британской империи за свое выступление. [ 29 ]
Записи обеденной программы Спенса в роли Дэйва Денниса [ 30 ] показать свой собственный юмор, прорывающийся сквозь его прежний стиль, поскольку он сочетает в себе богатый голос с британским акцентом с непочтительным подходом, который лукаво, а затем более уверенно отправляет дикторов BBC того времени, причем скорость его выступления соответствует ритму музыки. он играет свою музыкальную тему «Go Mean» группы Ruffle.
В апреле 1966 года Спенс провел отпуск на Радио Лондона в Нью-Йорке, где его репутация дала ему доступ к ведущим радио-диджеям и программистам. [ 31 ] По возвращении его стиль выступления был еще быстрее, чем раньше, как будто для того, чтобы исключить любую возможность мертвого эфира, а его микрофонная техника была адаптирована так, чтобы пробиваться сквозь кашу, максимально используя мощность передатчика станции. [ 32 ] «Эфирный стиль DD стал пулеметным с громкостью +3 дБ», - сказал коллега-диджей Лондонского радио Дункан Джонсон . «Я сделал комментарий, и он сказал, что главный человек в Нью-Йорке говорит, что вам нужно нажать на компрессор, чтобы удержать слушателя. Я не удосужился спросить, почему». [ 33 ]
Более поздний стиль Спенса в эфире оставался современным и продолжал удерживать большую аудиторию, которую он собрал. «Дэйв Деннис качается», - гласил один из его джинглов, созданный Кенни Эвереттом . Но на фотографиях стало видно, что его новые коллеги перенимают моду свингующих шестидесятых, в то время как Дэйв Деннис остается в тренде более ранней эпохи. После его ухода со станции в рождественском сингле Спенса, записанном под его собственным именем, в полной мере использовались его таланты актера-диджея и его язвительный юмор - любой восьмилетний ребенок искренне поверил бы, что существует Санта-Клаус, в то время как любой постарше улюлюкал бы со смехом над приторной сентиментальностью.
Стиль обучения и наставничества
[ редактировать ]Ветеран радиоведущего Джон Питерс описал свой стиль вещания как яркий, сжатый, краткий и реальный. [ 34 ] Питерса обучал и наставлял Спенс в UBN, и это были именно те качества, которые Спенс подчеркивал стажерам с конца 1960-х до середины 1980-х годов. Собственный стиль выступления Спенса, когда он покинул Радио Лондон в конце 1966 года, был далек от стиля, который он поощрял в последующие годы в качестве руководителя и тренера на радио. Но, несмотря на то, что он отказался от того, что он позже назвал стилем «диск-шут», его подход был полностью последовательным в уважении к публике. Если зрители пошли дальше, то и ведущие тоже должны двигаться дальше.
Будучи тренером и наставником, Спенс стал яростным критиком эфирных выступлений радио-диджеев. Дейл Уинтон описал его как «очень жесткого надсмотрщика, который не брал пленных и мог быть ужасно резким и честным, если ему не нравилось ваше выступление». Слушая второе выступление Уинтона на Radio Trent, Спенс «верный своей форме, разбил мое выступление на куски со всем мастерством дружелюбного хирурга, без использования анестезии». [ 35 ] Спенсу настолько понравился Уинтон, что он устроил ему регулярное дневное шоу. Если бы ему не нравился диджей, слова, которые он использовал, могли бы быть почти такими же, но речь хирурга была бы ледяной пренебрежением.
Однако большинство диджеев, обладающих талантом, позволяющим построить карьеру, уважали и восхищались Спенсом, который, несмотря на временами резкий характер, мог с теплотой относиться к тем, в ком он видел значительный потенциал. [ 36 ] Конечно, он стремился к тому, чтобы каждый ведущий, которого он обучал и наставлял, демонстрировал в эфире свои наилучшие выступления. Учитывая качество и оперативность средства массовой информации, для ди-джеев было крайне важно иметь возможность оправиться от ошибки или неудачи и продолжать вещание эффективно и увлекательно, а резкую критику Спенса можно было рассматривать как необходимую для повышения устойчивости эфира.
В начале 1970-х годов на УБН он фактически руководил отдельной радиостанцией для каждой заводской смены. Утренний формат топ-40 сменился вечерним ощущением середины дороги, а затем вечерней станцией соул, блюз и регги. «Вся станция работает на узких коммерческих линиях», — сказал он отраслевому журналу Billboard, но добавил: «В отличие от US Top 40, мы даем много возможностей для личности ди-джея – и для фабрик в Англии это именно то, что нужно и действительно требуется». . Это не обязательно означает больше рэпа [т.е. чата] — просто рэп лучше». [ 37 ]
В Национальной школе радиовещания Спенс извлек уроки из своих пиратских дней, а также свой опыт работы на UBN и Radio Trent. Он пригласил ведущих, подходящих для станций ILR, которые, хотя и несли рекламу, имели строгие требования к общественным услугам, а также коммерческую потребность привлечь как можно больше людей в своем районе. На Радио Лондона Спенс скрупулезно встречался и разговаривал со своими слушателями, а также слушал их в ответ, и теперь он привил этот подход новому поколению.
Он пренебрежительно отзывался о ведущих из своих пиратских времен, которые приходили в ILR, не меняя своего стиля, чтобы отражать другую аудиторию и разные времена, говоря одной стажерке в начале 1980-х, что, если бы она слушала его старого коллегу по радио Лондона Дэйва Кэша, в то время ILR ведущая на Radio West , ей так и не удалось найти аудиторию. [ 38 ] Любой стажер, упоминавший о пиратском прошлом Спенса на радио, получал холодный взгляд и холодное отношение. Он сказал бывшему коллеге по лондонскому радио, который пригласил его на встречу, что отказывается вмешиваться в «эту устаревшую, непристойную и ненужную тему». [ 39 ] Актер-ди-джей, который преуспел в комедийном натиске Дэйва Кэша и Кенни Эверетта, осторожно говорил стажерам, что единственным результатом, если они поступят так со своими коллегами, будет то, что их шутки станут более популярными, а их собственные рейтинги станут более популярными. слайд.
Спенс считал высокий уровень технической компетентности основным требованием для проведения строго форматированного шоу, а яркая личность была абсолютно необходима. Но прежде всего он настаивал на том, чтобы ведущие были самими собой, несмотря на то, что его собственный успех в качестве ди-джея был обусловлен принятием образа в эфире. Тем не менее, представительный Дэйв Деннис по-прежнему оставался узнаваемой частью часто резкой внеэфирной личности Спенса. Его яростные оценки выступлений стажеров, казалось, были призваны устранить любую искусственность и претензии и заставить докладчиков быть искренними и реальными. Аутентичность также означала, что они должны использовать свой собственный акцент. Ведущих, усвоивших среднеатлантический тон, следует отвезти в Среднеатлантический регион и оставить там. И он настаивал на том, что диджеи должны быть краткими и по существу: «Просто помните, что они хотят услышать пластинку. Настоящий талант есть у людей, которые сделали пластинку, а не у вас».
Критика Спенса всегда высказывалась в его фирменном темном костюме и начищенных туфлях, и каждый дюйм его угловатого телосложения шесть футов два дюйма подчеркивал, что он главный. Спенс с апломбом исполнял роль диспетчера программы. Он использовал типичный английский акцент представителей высшего среднего класса, который переняли многие успешные актеры. Его словарный запас был обширен до барокко. Его громкость увеличивалась, а скорость увеличивалась, когда стажер пытался вставить слово, но, в соответствии с его укоренившимся профессионализмом, никогда не было ругательств, на случай, если где-нибудь будет открыт микрофон.
Влияние и наследие
[ редактировать ]Во время поездки Спенса в Нью-Йорк в 1966 году редакторы профессионального журнала Billboard интересовались не только его способностью создавать и удерживать большую радиоаудиторию, но и его взглядами на нормативно-правовую базу и вероятность появления коммерческого радио в Великобритании. . [ 40 ] Спенс стал наглядным доказательством для американской индустрии того, что британская аудитория хочет большего, чем была готова предложить BBC, и что коммерческое радио формата топ-40 США может быть адаптировано для привлечения крупных рекламных расходов, оставаясь при этом подлинно британским.
Он был не единственным ди-джеем, вещавшим в Великобритании, который разработал американский формат топ-40 для британской аудитории, но он был первым, кто освоил его, и он продвинулся в этом дальше и быстрее, чем его современники, сделав первых коллег по пиратскому радио, таких как Эрл Ричмонд и Тони Виндзор в свою очередь выглядят душно. Тем самым он помог доказать британскому правительству, что британская аудитория жаждет чего-то иного, чем уравновешенный подход BBC. В 1967 году британское правительство приняло Закон о правонарушениях в области морского вещания, а BBC основала свою национальную станцию поп-музыки Radio 1. После того, как британское правительство исключило коммерческое радио, интерес к Спенсу в США стал нулевым. [ 41 ]
Наследие Спенса как того, кого Дейл Винтон назвал «одним из лучших ди-джеев на пиратском радио». [ 42 ] легко мог бы быть множеством подражателей в том же образце Дэйва Денниса Double-D. Дэвид Ллойд, бывший член Радиоуправления, признает влияние Спенса, говоря: «У него был мощный голос и влияние на станцию с момента ее запуска». [ 43 ] Но, пожалуй, величайшим достижением Спенса было то, что он узнал, что пиратские времена уже надоели и устарели, задолго до того, как пародии наподобие Smashie и Nicey начали кусать пиратских ди-джеев, ставших частью истеблишмента BBC Radio.
В UBN он превратил то, что в противном случае было бы второстепенной промышленной радиостанцией, в маловероятный, но важный источник талантливых людей для ILR. [ 44 ] Вместе с его работой на Radio Trent и в Национальной школе радиовещания он воспитал не одно, а несколько поколений ведущих, которые умели уважать аудиторию наилучшим образом - развлекая как можно больше из них. Его вклад в превращение независимого радио в жизнеспособную альтернативу монолитному радио BBC того времени был значительным. По словам Дейла Уинтона, он уже был «влиятельным парнем» еще до того, как начал играть ключевую роль в Национальной школе радиовещания.
Бывший коллега Спенса по лондонскому радио Дэйв Кэш, признавая, что Спенс в роли Дэйва Денниса был превосходным ди-джеем, добавил: «Его истинное призвание — преподавание». [ 45 ] В профессии, склонной к самоодержимости, в то время как бывшие пиратские ди-джеи Radio 1 дозревали до своих удобных мест, Спенс развивал не свой собственный стиль презентации, а стиль презентации других - вместе с тонко настроенным слухом на то, как станция должна звучать, что отличало его от конкурентов и, самое главное, позволяло поддерживать связь со своей аудиторией.
Библиография
[ редактировать ]- Истон, Пол (2014) Взяв печенье http://pauleaston.blogspot.co.uk/2014/12/takeing-biscuit.html
- Эдвардс, Джон (1966) «Пиратские радиостанции», репортаж 66, новости независимого телевидения, 11 мая http://www.itnsource.com/es/specials/1960s/shotlist/BHC_ITN/1966/05/11/X11056601/
- Эллиот, Крис (1997) Замечательная лондонская радиоистория ISBN 1901854000
- Ллойд, Дэвид (2012) Годы Castle Gate (Радио Трент), часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=CLogT8QMhW4
- Ллойд, Дэвид (2012) Годы Castle Gate (Радио Трент), часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=ilalJGvhKjA
- Оффшорное эхо http://www.offshoreechos.com/
- Пейн, Крис и Мэри Пейн (1999–2015) Радио Лондона http://www.radiolondon.co.uk/
- Зал славы пиратского радио http://www.offshoreradio.co.uk/
- Принс, Тони (2015) История диджея. Часть 6 https://www.youtube.com/watch?v=nMfwyGK_AmI
- Принс, Тони (2015) История диджея. Часть 7. https://www.youtube.com/watch?v=-QcK_6O_Yg8
- Радио Атланта 1964 (2015) https://www.youtube.com/watch?v=OFey35DD76o
- Скуес, Кейт (2009) Pop Went the Pirates (2-е издание) ISBN 9780907398059
- Сквайр, Джайлз (2013) UBN - United Biscuits Network https://www.youtube.com/watch?v=iqDYUi7d4q8
- Столлер, Тони (2010) Звуки вашей жизни: взлет и падение независимого радио в Великобритании ISBN 0861966902
- Тони, Бен (2011) Удивительное радио-лондонское приключение http://www.radiolondon.co.uk/rl/bentoney/bookp1.html
- United Biscuits Network (1973) https://www.youtube.com/watch?v=KTvwOHcjd08
Ссылки
[ редактировать ]- ^ СМИ в образовании и развитии, 1981, том 14, выпуск 4, стр. 159 https://books.google.com/books?id=AbpWAAAAMAAJ
- ^ Радио Лондона, «Дань Дэйву Деннису» http://www.radiolondon.co.uk/jocks/dd/daveobit.html
- ^ "Радио Лондона - Некролог Дэйва Денниса" .
- ^ Скьюс (2009) Pop Went the Pirates, стр.251
- ↑ Tuney Tunes [Эйндховен, Нидерланды], «Радио Лондон», май 1966 г.
- ^ Скьюс (2009) Pop Went the Pirates, стр.187
- ^ Скьюс (2009) Pop Went the Pirates, стр.251
- ^ Скьюс (2009) Pop Went the Pirates, стр.21, стр.98, стр.111
- ^ «История Radio London — часть первая: Big L начинается» .
- ↑ Billboard, 14 мая 1966 г., стр.24.
- ^ Рекламный щит, Письма, 23 октября 1971 г.
- ^ « Да, Вирджиния, Дед Мороз есть» | Newseum» .
- ^ «- Ютуб» . Ютуб .
- ^ Джо Спенс, 1986, Представляя себя на картинке, стр.90, стр.217 https://books.google.com/books?id=hsJTAAAAMAAJ
- ^ Скьюс (2009) Pop Went the Pirates, стр.256-57
- ↑ Billboard, 30 апреля 1977 г., стр.96.
- ^ «Настройка на United Biscuits». Financial Times [Лондон] 7 октября 1971 г.: 22. Исторический архив Financial Times, 1888–2010 гг. По состоянию на 27 октября 2015 г.
- ^ Рекламный щит, Письма, 23 октября 1971 г.
- ^ "Радио Лондона - Некролог Дэйва Денниса" .
- ↑ Billboard, 30 апреля 1977 г., стр.96.
- ^ Дейл Винтон, 2012, Моя история, стр. 146–47 https://books.google.com/books?id=6n7XkAZC7-sC .
- ^ "Радио Лондона - Некролог Дэйва Денниса" .
- ^ "Радио Лондона - Некролог Дэйва Денниса" .
- ^ «Интервью Ричарда Харриса» .
- ^ Нил Спенс, Радио Атланты, 1964 г. http://www.offshoreradio.co.uk/audio/nspence.mp3
- ^ Дэйв Деннис, Радио Лондона, 9 января 1965 г. http://www.offshoreradio.co.uk/audio/bigl03.mp3
- ^ Бен Тони, 2011, Удивительное радио-лондонское приключение http://www.radiolondon.co.uk/rl/bentoney/bookp3.html
- ^ Стаффорд, Дэвид и Кэролайн Стаффорд (2013) Трюки Купидона https://books.google.com/books?id=4Tn_AgAAQBAJ
- ^ "Радио Лондона - Некролог Дэйва Денниса" .
- ↑ Дэйв Деннис, Радио Лондона, 14 марта 1965 г. http://www.offshoreradio.co.uk/audio/dennis1.mp3
- ↑ Billboard, 14 мая 1966 г., стр.4, стр.24.
- ^ Дэйв Деннис, Радио Лондона, июнь 1966 г. https://audioboom.com/boos/1099627-dave-dennis-neil-spence-radio-london-june-66
- ^ «Посвящение Дэйву Деннису» .
- ^ «Авиачек Трекер» . www.community-net.co.uk . Архивировано из оригинала 6 мая 2005 г.
- ^ Дейл Винтон, 2012, Моя история, стр. 146–47 https://books.google.com/books?id=6n7XkAZC7-sC .
- ^ "Радио Лондона - Некролог Дэйва Денниса" .
- ^ Рекламный щит, Письма, 23 октября 1971 г.
- ^ Дэйв Кэш, 2012, Он звучит намного выше - Часть 1, Глава 2 https://play.spotify.com/album/2vIDbwlKVDW4xx5W4p5SDh
- ^ «Посвящение Дэйву Деннису» .
- ↑ Billboard, 14 мая 1966 г., стр. 4, стр. 24.
- ↑ Billboard, 2 октября 1971 г., стр.28.
- ^ Дейл Винтон, 2012, Моя история, стр. 146–47 https://books.google.com/books?id=6n7XkAZC7-sC .
- ^ «Радио» .
- ^ Тони Столлер, Звуки вашей жизни, 2010, стр. 120 https://books.google.com/books?id=OblPAQAAIAAJ
- ^ Дэйв Кэш, 2012, Он звучит намного выше - Часть 1, Глава 2 https://play.spotify.com/album/2vIDbwlKVDW4xx5W4p5SDh