Джакомо Дебенедетти
Джакомо Дебенедетти ( Бьелла , 25 июня 1901 — Рим , 20 января 1967) — итальянский писатель, эссеист и литературный критик. Он был одним из величайших интерпретаторов литературной критики в Италии XX века, одним из первых, кто воспринял уроки психоанализа и гуманитарных наук в целом, и одним из первых, кто осознал всю степень Марселя Пруста . гения

Биография
[ редактировать ]Джакомо Дебенедетти родился в еврейской семье в Бьелле, но в очень молодом возрасте переехал в Турин. Получив среднее образование с отличными оценками, он поступил в местный университет, а затем на три дипломных курса: математику, право и литературу. В 1922 году вместе с Серджио Сольми и Марио Громо он основал литературный журнал Primo Tempo, который закрылся всего после одиннадцати номеров. Он познакомился с Пьеро Гобетти , с которым у него сложилась короткая, но крепкая дружба, и началось плодотворное сотрудничество с журналом «Il Baretti», в котором он опубликовал важные эссе о Раймоне Радиге , Умберто Сабе и Марселе Прусте. Он стал одним из участников опыта журнала «Солярия» .
В 1926 году Дебенедетти опубликовал свою первую художественную книгу «Amedeo e altri racconti» (1926), а в 1929 году — первый том серии «Saggi Criti» . Между 1930-ми и 1940-ми годами он продолжал писать вторую серию критики Сагги (1945). В 1930-е годы он также начал работать в кино в качестве сценариста для Cines под вымышленным именем из-за расовых законов, изданных фашистским режимом , и был вынужден скрываться даже после переезда в Рим, в самые острые моменты репрессии накануне и во время Второй мировой войны.
Вторая мировая война
[ редактировать ]С октября 1943 года по май 1944 года он находился в Кортоне в доме Сан-Пьетро-а-Чельоло, где укрывался вместе со своей семьей и коллегами Пьетро Панкраци и Нино Валери во время немецкой оккупации Рима. В этот период он написал «Vocazione di Vittorio Alfieri» , в котором автор подчеркнул необходимость повторного открытия Витторио Альфьери , трагического автора и великого защитника свободы личности, выступающего против любой формы монархической власти. Однако публикации Vocazione di Vittorio Alfieri нам придется подождать до 1959 года, года ее публикации в 3-м томе Saggi Criti , изданном в Милане издательством Il Saggiatore; до этой даты можно было прочитать только некоторые части книги благодаря их публикации в различных итальянских журналах, таких как «Fiera Letteraria», «Letteratura e arte contemporanea» и «Poesia» в период с 1945 по 1951 год.
В июне 1944 года, после освобождения Рима, Дебенедетти присоединился к партизанским формированиям, действовавшим на Тосканских Апеннинах, и в декабре 1944 года опубликовал в римском журнале «Меркурио» от 16 октября 1943 года текст , описывающий мирный канун и последующий день облавы. еврейского гетто в Риме. Дебенедетти, вместе с Сильвией Форти Ломброзо и Лучано Морпурго, является одним из первых свидетелей, которые в автобиографическом рассказе затронули проблему преследований евреев в Италии, но не с точки зрения тех, кто был депортирован в лагеря смерти, а с точки зрения тех, кто был вынужден скрываться. в годы войны. В 1945 году книга была переиздана в Лугано в «Libera Stampa» и в Риме в изданиях OET; в 1947 году Жан Поль Сартр продвигал французский перевод, который был напечатан в «Les Temps Modernes» . Также в 1944 году он опубликовал рассказ «Отто Эбреи» , эпизод суда над квестором Пьетро Карузо, в ходе которого комиссар общественной безопасности Алианелло заявил, что исключил восемь имен евреев из списка заложников, назначенных для казни в Фосс Ардеатин .
Послевоенный период
[ редактировать ]После болезненного периода расовых преследований он стал преподавателем итальянской литературы сначала в Мессинском университете , затем в Римском университете , опубликовав третью серию « Сагги критики» (1959). Трижды (1962, 1964, 1967) он пытался стать профессором, но получил отказ в одном из самых громких «скандалов» в истории итальянской академии.
В 1958 году он принял участие в основании издательства Il Saggiatore Альберто Мондадори, сыном Арнольдо Мондадори, и стал режиссером художественной серии «Библиотека делле Силерчие», воспроизводящей тексты, тесно связанные с опытом «Солярии».
Дебенедетти продолжал заниматься литературной критикой в 1950-х и 1960-х годах с помощью эссе и книг, но ему не удалось увидеть опубликованной большую часть своей обширной критической продукции, которая была опубликована посмертно его женой Ренатой Оренго: Характер мужчины (1970). , Роман ХХ века (1971), Итальянская поэзия ХХ века (1974), Верга и натурализм (1976), Характеры и судьбы. Метаморфоза современного романа (1977), «Призвание» Витторио Альфьери (1977), «Пасколи: бессознательная революция» (1979), «Перечитывая Пруста» (1982), «Записные книжки Монтеня» (1986).
Благодарности
[ редактировать ]- В 1967 году Национальная академия Линчеи наградила его премией Фельтринелли за написание эссе.
- В 1971 году в рамках премии Виареджо ему была вручена Специальная премия памяти.
Критическая мысль
[ редактировать ]Обученный критике Кроче , Дебенедетти вскоре отошел от нее, привлеченный формами познания, выходящими за горизонт только итальянской литературно-критической традиции: обратившись к изучению зарубежных авторов (он был одним из первых, кто осознал всю степень гениальности критики Кроче). Пруст, имя которого часто повторяется в его произведениях), и созревал свою критику в европейском контексте, оформляя ее, причем, как поиск «причин» автора. Целью автора было не раскрытие объективных данных, а выражение из внутренняя проблема, настолько сильная, что в ней можно узнать идеи психоанализа, от Зигмунда Фрейда до Карла Густава Юнга и феноменологии Эдмунда Гуссерля , а также социологии и культурной антропологии.
Богатство и новизна его чтений выражаются в деятельности критика, который не хочет замыкаться в рамках метода; готов анализировать вместе с символами и мифами авторов, как они были включены в реальность произведений, также свою собственную субъективность как читателя, особенно когда он сталкивается с его самыми любимыми текстами ( Джованни Пасколи , Итало Свево , Федериго Тоцци , Умберто Саба ).
Несколькими годами ранее, в интервью, которое так и не вошло в сборник, Дебенедетти сосредоточил свое внимание на потребности, которая побуждала рассказчика в нашем веке «преследовать» персонажа, знать его тайные и очевидные мотивы, а затем растворяться в нем. все связи с ним:
«Сегодня ясно, что ранние романы нашего века выдавали искаженный, страдающий образ человека, что этот образ должен был «вскрыться, как кожура» (я использую слова Пруста), «прозреть» (я использую слова Джеймса Джойса), «прозреть» (я использую слова Джеймса Джойса), раскрыть личность, стоящую за энергичными и изменчивыми искажениями персонажа (я имею в виду Пиранделло), чтобы добраться до головы протестующего и заткнутого рта человеческого ядра, удерживаемого в море, лишенного возможности выразить себя миром, обществом, больше в согласии с самим собой». [ 1 ]
Критическая мысль Дебенедетти вращается вокруг вопроса о человеке как личности, и он делает это с той же целью и тем же когнитивным критерием, что и рассказчик (как это было в таких произведениях, как Amedeo e altri racconti , Otto ebrei , 16 октября 1943 ). Вся его литературная жизнь прошла в вымышленной вселенной. Такое постоянное вмешательство в воображение других в конечном итоге столкнулось с несчастьем и неврозом современного человека и побудило писателя и критика отточить особую способность распознавать в судьбах вымышленных персонажей их неуверенность и кризис идентичности. Дебенедетти написал и изложил «временное воспоминание» об этом исчезновении в эссе Il personaggio uomo . Дебенедетти испытывал ностальгию по мужскому персонажу, а также заявлял, что убежден в необходимости не отказываться от ценностей литературы ради соблазна массовой цивилизации. Возвращаясь к интервью, одно из его последних заявлений, сделанное более сорока лет спустя, распутывает некоторые узлы дискуссионного вопроса о функции критика:
«Рискуя показаться устаревшим, критик должен сохранить для завтрашнего дня ценности, мимолетно дезавуированные, если он действительно верит в то, что они являются ценностями. При условии, что он не ошибается (но тогда это сразу видно из недостатков его критическая демонстрация), каждая из этих ценностей появится как необходимый этап на пути к достижению новых и глубоких форм выражения».
Работает
[ редактировать ]Вымысел
[ редактировать ]- Амедео и другие рассказы , 1926 год.
- Восемь евреев , 1944 год.
- 16 октября 1943 , 1945 г.
Очерки и критика
[ редактировать ]- Критические очерки , 3 тома:
Том I: Критические очерки , 1929 г.
Том II: Критические очерки. Новая серия , 1945 год.
Том III: Критические очерки. Третья серия , 1952 год.
- Radiorecita Марселя Пруста , 1952 год.
- Интермеццо , 1963 год.
Книги, изданные посмертно
[ редактировать ]- Мужской персонаж, 1970 год.
- Роман двадцатого века , 1971.
- Никколо Томмазео , 1973 год.
- Итальянская поэзия ХХ века , 1974 год.
- Верга и натурализм, 1976 г.
- «Призвание», Витторио Альфьери , 1977 год.
- Пасколи: бессознательная революция, 1979 г.
- Перечитывая Пруста и другие эссе Пруста , 1982 г.
- В кинотеатре , 1983 год.
- Записные книжки Монтеня, 1986 г.
- Прелюдии. Редакционные заметки к «Biblioteca delle Silerchie» , 1991 г.
- Пророки. Пять лекций 1924 г. , 1998 г.
- Пруст , 2005.
- Савинио и фигуры невидимого , 2009.
- Кино. Судьба рассказа , 2018
Избранная фильмография (в качестве сценариста)
[ редактировать ]- Укрощение строптивой (1942)
- Шляпа священника (1944)
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Интервью газете L'Unità, 27 марта 1963 г.