Кристиан Эрнст Фридеричи
Кристиан Эрнст Фридеричи | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 4 мая 1780 г. | ( 71 год
Занятие | Производитель клавишных инструментов |
Кристиан Эрнст Фридеричи (7 марта 1709 – 4 мая 1780) был немецким производителем клавишных инструментов. Он наиболее известен как производитель струнных клавишных инструментов, таких как Pyramidenflügel ( фортепиано-пирамида ) и fortbien . Он учился у Готфрида Зильбермана и Тобиаса Генриха Готфрида Троста и с 1737 года работал в Гере вместе со своим братом до его смерти. Его инструменты принадлежали CPE Bach и семье Моцарта.
Биография
[ редактировать ]Кристиан Эрнст Фридеричи родился 7 марта 1709 года в Мееране в семье Иоганна Фридеричи (1653–1731), вице-мэра города и мастера по изготовлению органов. [ 1 ] С 1730 года он учился органостроению у Готфрида Зильбермана . [ 2 ] В 1734 году Зильберман рекомендовал его и Якоба Грайхена, другого ученика Зильбермана, Тобиасу Генриху Готфриду Тросту , который искал подмастерьев, которые могли бы помочь ему построить орган в Альтенбурге . После того, как его работа под началом Троста закончилась в 1737 году, он уехал в Геру , где возникла потребность в изготовителе органов. [ 3 ] Его брат, Кристиан Готфрид Фридеричи (1714–1777), присоединился к нему в 1744 году. [ 4 ]
В 1761 году он изобрел Clavecinbebung — клавесин с механизмом Bebung , позволяющим играть вибрато . [ 4 ] Примерно в это же время ему было присвоено звание изготовителя придворных органов в Готе и Альтенбурге. [ 5 ] После судебного спора по поводу своего органа в церкви Св. Якоби в Хемнице он был уволен со своего поста. [ 4 ]
После его смерти в 1780 году бизнес по производству клавишных инструментов продолжил его племянник Кристиан Готтлоб. [ 6 ]
Инструменты
[ редактировать ]По словам Эрнста Людвига Гербера , Фридеричи за свою жизнь построил 50 органов, из которых тот, что в Хемнице, считается самым превосходным. [ 7 ] В его мастерстве видно влияние Троста и Зильбермана, а расположение стопов отражало практику галантной эпохи . [ 4 ]
В 1745 году он изобрел Pyramidenflügel (пианино-пирамиду), вертикальное фортепиано с симметричным корпусом, суживающимся на конце. В том же году у него была гравюра с изображением инструмента. [ 8 ] Его дизайн похож на клавицитерий , находящийся в Музее истории искусств в Вене. [ 9 ] Из трех сохранившихся фортепиано-пирамид Стюарт Полленс пришел к выводу, что только одно в Доме Гете , вероятно, принадлежит Фридеричи из-за сходства с гравюрой 1745 года и фортепиано Зильбермана; [ 10 ] Майкл Коул отвергает все три как недостоверные. [ 11 ] Неизвестно, был ли инструмент Фридеричи, купленный Иоганном Каспаром Гете в 1769 году, пирамидальным фортепиано или другим инструментом, например, клавесином или фортепиано. [ 12 ] но нет никаких доказательств того, что фортепиано-пирамида в доме Гете принадлежало семье Гете. [ 9 ] Он был приобретен из Поля де Вита коллекции [ 12 ]
Фридеричи был также известен своим сочетанием клавесина и фортепиано , фортбиена . Название является либо французским искажением слова «фортепиано» , либо каламбуром, обозначающим, что нужно хорошо и трудно ударять по инструменту, чтобы он издавал звук. [ 13 ] [ 14 ] Даниэль Готтлоб Тюрк описывает его как квадратное фортепиано в 1789 году: [ 14 ] и Иоахим Гесс сообщил, что в 1774 году у инструмента было восемь остановок. [ 15 ] В то время как авторитеты XIX века, такие как Фетис и Альфред Джеймс Хипкинс, считают Фридеричи изобретателем квадратного фортепиано, следуя Генриха Кристофа Коха о том, что он изобрел его примерно в 1758 году, утверждению [ 16 ] год, возможно, был добавлен Кохом по ошибке после того, как имя Фридеричи появилось в Якоба Адлунга , «Anleitung» опубликованном в том же году. [ 17 ] Ни один экземпляр инструмента не сохранился. [ 18 ]
Музыканты времен Фридеричи хвалили его инструменты. CPE Бах писал Иоганну Николаусу Форкелю Фридеричи , что он предпочитает клавикорды клавикордам Хасса и Фрица. Клавикорды обоих производителей имели струны на октаву выше в басовом регистре инструмента, что не нравилось Баху. [ 6 ] [ 19 ] Бах, возможно, действовал как агент Фридеричи; [ 20 ] Форкель писал, что Бах продавал фортбиены в 1773 году. [ 17 ] Семья Моцартов владела двумя инструментами Фридеричи: двухручным клавесином и, возможно, клавикордом. [ 21 ] Позже Леопольд подарил клавикорд Наннерлю , а клавесин был продан после его смерти. [ 22 ] В письме сыну Леопольд предупреждал, что ему следует избегать разговоров об инструментах Фридеричи с мастером фортепиано Иоганном Андреасом Штейном из-за ревности Штейна к Фридеричи. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бадура-Шкода 2017 , стр. 191.
- ^ Пыльца 1995 , с. 184
- ^ Бадура-Шкода 2017 , стр. 191–192.
- ^ Jump up to: а б с д Клотц, Ганс (2001). «Фридеричи [Фридеричи; Фридрихс]» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Бадура-Шкода 2017 , стр. 196.
- ^ Jump up to: а б Пыльца 1995 , с. 185
- ^ Гербер 1790 , стр. 241–242.
- ^ Бадура-Шкода 2017 , стр. 193.
- ^ Jump up to: а б Пыльца 1995 , с. 186
- ^ Пыльца 1995 , с. 201.
- ^ Коул 1998 , с. 258.
- ^ Jump up to: а б Бадура-Шкода 2017 , стр. 200.
- ^ Коул 1998 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б Добро 2005 , с. 95.
- ^ Бадура-Шкода 2017 , стр. 194–195.
- ^ Коул 1997 , с. 180–181.
- ^ Jump up to: а б Коул 1998 , с. 145.
- ^ Бадура-Шкода 2017 , стр. 201.
- ^ Маундер 1998 , с. 54.
- ^ Бадура-Шкода 2017 , стр. 252.
- ^ Маундер 1992 , стр. 209, 211.
- ^ Маундер 1992 , с. 210, 212.
- ^ Бадура-Шкода 2017 , стр. 198.
Источники
[ редактировать ]- Бадура-Шкода, Ева (2017). Фортепианный рояль XVIII века и его покровители: от Скарлатти до Бетховена Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253022646 .
- Коул, Майкл (1997). «Tafelklaviere в Германском национальном музее: некоторые предварительные наблюдения» . Журнал Общества Галпина . 50 : 180–207. дои : 10.2307/842570 . ISSN 0072-0127 .
- Коул, Майкл (1998). Фортепиано в классическую эпоху . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-816634-4 .
- Гербер, Эрнст Людвиг (1790). Историко-биографический лексикон звукорежиссёров . Лейпциг: Брайткопф.
- Хорошо, Эдвин М. (2005). «Как Кристофори назвал свое изобретение?» . Ранняя музыка . 33 (1): 95–97. ISSN 0306-1078 .
- Маундер, Ричард (1992). «Клавишные инструменты Моцарта» . Ранняя музыка . 20 (2): 207–219. ISSN 0306-1078 .
- Маундер, Ричард (1998). Клавишные инструменты в Вене восемнадцатого века . Кларендон Пресс. ISBN 9780198166375 .
- Пыльца, Стюарт (1995). Раннее фортепиано . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521111553 .