Когнитивная обработка юмора
Когнитивная обработка юмора относится к нейронным схемам и путям, которые участвуют в обнаружении несоответствий различных ситуаций, представленных в юмористической форме. За последнее десятилетие появилось множество исследований с использованием фМРТ для описания нейронных коррелятов , связанных с тем, как человек обрабатывает то, что считается «забавным». Концептуально юмор подразделяется на два элемента: когнитивный и аффективный. Когнитивный элемент, известный как обнаружение юмора, относится к пониманию шутки . Обычно это характеризуется тем, что воспринимающий пытается осознать несоответствия между изюминкой и предыдущим опытом. Аффективный элемент , также известный как оценка юмора, связан с получением удовольствия от шутки и возникновением интуитивных, эмоциональных реакций в зависимости от веселья шутки. [1] Эта способность понимать и ценить юмор является жизненно важным аспектом социального функционирования и важной частью человеческого состояния, актуальной с самого раннего возраста. Понимание юмора развивается параллельно с развитием когнитивных и языковых навыков в детстве, а на его содержание в большей степени влияют социальные и культурные факторы. Описан еще один подход, в котором юмор рассматривается как отношение к напряжениям . Юмористические реакции при столкновении с проблемами обсуждаются как навык, часто связанный с высокой социальной компетентностью. Также было доказано, что концепция юмора имеет терапевтический эффект, улучшая физиологические системы, такие как иммунная и центральная нервная системы . Также было доказано, что он помогает справиться со стрессом и болью. В целом юмор оказывается личным ресурсом на протяжении всей жизни и помогает справляться с повседневными задачами. [2]
Разработка
[ редактировать ]Понимание юмора, его производство и функциональность юмора развиваются в течение жизни и по существу определяются когнитивными, вербальными и социальными способностями. Различия в оценке юмора наблюдаются между людьми и могут быть связаны с развитием нейронных систем, лежащих в основе познания юмора, в раннем детстве, которое может продолжаться в течение нормального старения . [3] Недавние исследования подчеркнули важность префронтальной коры головного мозга для обработки юмора. Изменения в префронтальной коре, являющиеся следствием нормального старения, можно объяснить изменениями в том, как люди оценивают юмор.
Ранний возраст
[ редактировать ]Когнитивный компонент юмора ярко проявляется в детстве, для которого характерно развитие когнитивных структур. По мере того, как ребенок переходит от одного уровня познания к другому, то, что считается юмористическим, а что нет, также должно проявляться в значимом прогрессе. [4] Понимание любой конкретной шутки может потребовать множества когнитивных процессов, таких как сгущение , осознание несоответствий (когнитивный компонент) и способность понимать необычные словесные представления. Внутреннее удовлетворение, связанное с деятельностью мозга, лежащее в основе юмора, также встречается в умственной деятельности, такой как решение головоломок и расшифровка загадок.
Тест на веселье
[ редактировать ]В сентябре 1966 года было проведено исследование влияния когнитивных способностей на понимание юмора в годы обучения ребенка. [3] Экспериментаторы пришли к выводу, что существует положительная связь между реакцией веселья и степенью понимания. Веселье определяется как любое выражение, отражающее веселье, особенно в форме смеха. Это исследование показало, что способность человека воспринимать текстовую и визуальную информацию на более высоком уровне приводит к более высокой вероятности оценки шуток или мультфильмов. Объектами исследования были дети 2-5 классов. Результаты показали сильную положительную корреляцию между уровнем успеваемости и пониманием; однако после четвертого класса уровень веселья резко падает. Это несоответствие можно объяснить принципом когнитивной конгруэнтности, который гласит, что меньшее количество когнитивных требований вызовет меньшую реакцию веселья, чем те, которые соответствуют сложности когнитивного аппарата ребенка. В принципе, если мультфильм сочтут «тупым», то и ответной шутки не дадут.

Нормальное старение
[ редактировать ]Гипотеза лобного старения предполагает, что префронтальная кора особенно уязвима к последствиям старения, и подразумевает, что функции, поддерживаемые лобными долями, будут непропорционально нарушены. Объем лобной коры и ее выраженные возрастные изменения в наличии 5-НТ2- и D2-рецепторов являются основой этой гипотезы и указывают на нарушение управляющих функций, в том числе рабочей памяти , торможения и планирования. [5] Способы измерения управляющих функций для подтверждения возрастного снижения активности лобных долей и понимания юмора включали три показателя: торможение, смещение установок и рабочая память. В нескольких исследованиях показано, что пожилые люди имеют возможность выбирать правильную кульминацию шутки по сравнению с молодыми людьми, но показано, что в целом они выбирают гораздо меньше вариантов. Пожилые люди чаще выбирали логические альтернативы и даже проявляли склонность выбирать больше фарса . [5] [6]
Старость и патология
[ редактировать ]Хотя существует множество исследований аспектов развития юмора, от младенчества до подросткового возраста и взрослой жизни, относительно мало исследований посвящено изучению юмора у пожилых людей (65+). [6] Небольшое количество исследований, посвященных гериатрическому влиянию юмора на когнитивные способности, позволяет предположить, что пожилые люди наслаждаются юмором больше, чем молодые люди, но им становится все труднее понимать шутки. Другими словами, компонент оценки юмора у пожилых людей более активен, но механизмы обнаружения отсутствуют. Кроме того, количество смеха у пожилых людей меньше, чем у молодых людей. Кроме того, пожилое население, похоже, не так любит агрессивный юмор, как более молодое, а пожилые люди особенно чувствительны к шуткам, касающимся старости. [5] [6] Интересно отметить эффект «качели», который старение оказывает на мозговые механизмы, лежащие в основе юмора. Несмотря на кажущееся снижение когнитивного компонента понимания юмора, аффективный элемент остается устойчивым, если не более утонченным и усиленным. Большая двусторонняя активация, которую испытывают пожилые люди при выполнении когнитивно сложных задач, может служить объяснением причин, по которым пожилые люди, похоже, испытывают трудности с шутками, которые оцениваются по более высокой сложности понимания. [1] Конечно, когортные эффекты могут играть роль в способности пожилых людей понимать шутки. Возможно, несколько культурных факторов, которые остаются в бессознательных мыслительных процессах, имеют решающее значение для понимания смысла некоторых шуток.
болезнь Паркинсона
[ редактировать ]Неокортекс и , базальные ганглии , промежуточный мозг лимбическая система поражаются болезнью Паркинсона и также являются областями мозга, лежащими в основе когнитивных процессов обнаружения и оценки юмора. [7] Несколько исследований подтвердили, что пациенты с болезнью Паркинсона хуже ценят юмор, о чем свидетельствуют опросники по чувству юмора. Эта связь наблюдается во многих стилях презентации, включая видео, аудио и мультфильмы. В первую очередь, аффективная часть юмора, также известная как оценка юмора, является основной жертвой изменений мозга, связанных с БП. Это может быть связано с последующими неврологическими изменениями в миндалевидном теле , мезолимбической дофаминергической системе вознаграждения и базальных ганглиях. Пациенты с болезнью Паркинсона демонстрируют заторможенную способность идентифицировать эмоции других людей как по просодике речи, так и по мимике лица. [7] Нейронная схема на этапе оценки юмора также задействует миндалевидное тело и, как полагают, используется во время вспоминания эмоциональных воспоминаний. Терапевтические возможности юмора могут оказаться полезными для пациентов с болезнью Паркинсона, поэтому важно определить механизмы, лежащие в основе как обнаружения, так и оценки юмора.
Механизмы
[ редактировать ]Недавние исследования с помощью фМРТ начали выяснять когнитивные и аффективные нейронные корреляты, связанные с обработкой юмора. Но эти корреляты, соответствующие стадиям обнаружения юмора и оценки юмора соответственно, не позволяют провести различие между этими различными логическими механизмами. Множество исследований начали изучать различия между этими этапами обработки юмора и нейронными схемами , лежащими в основе этих механизмов. [8] Фраза «правое полушарие смеется последним» была принята учеными в этой области из-за ее важности во время оценки, но широко признано, что оценка и обнаружение юмора зависят от нейронных цепей височных и префронтальных областей как полушария. Эти области мозга также способствуют обработке юмора на трех различных пространственно-временных стадиях : семантическом анализе поверхностного уровня и двух фазах интерпретативных интегративных процессов. Семантический анализ поверхностного уровня осуществляется двусторонними передними височными и левыми нижними префронтальными областями. Интерпретационная интегративная обработка включает обнаружение двусмысленности или конфликта между доминирующими семантическими представлениями изюминки и контекстом, что отражается в семантических, фонологических, метафорических и других супралингвистических интеграциях изюминки с предыдущим предложением. [9] Что касается процесса обнаружения, то правая медиальная височная извилина при выявлении смысловых нарушений активна правая средняя лобная извилина . , а при контекстном мониторинге – [10] Три различных этапа нейронной активации во время процесса юмора подразумевают, что обнаружение и оценка юмора действуют как отдельные сущности и упорядоченным образом задействуют различные области мозга. Таким образом, каскад нейронных событий, необходимых для понимания и оценки юмора, можно функционально разделить, и исследования показали, что это различие одинаково для всех жанров комедии. [1] В моменты обнаружения юмора можно увидеть значительную активацию в [[левой задней средней частивисочная извилина]] и левая нижняя лобная извилина . В моменты оценки юмора повышенную активацию двусторонних областей островковой коры и миндалевидного тела можно наблюдать .

Вербальный
[ редактировать ]Вербальная среда, с помощью которой можно передать юмор, порождает теорию, отличную от популярной теории разрешения несоответствия . Теория понимания-разработки мало чем отличается от теории разрешения несоответствий, однако она объясняет несколько несоответствий, обнаруженных в языке, которые не считаются юмористическими. Исправленные недопонимания, научные открытия и молчаливые ответы на «плохие шутки» — все это способствует разрешению несоответствий, но не вызывает юмора. [11] В теории юмора понимания и разработки понимание относится к обнаружению и разрешению несоответствий. Разработка следует за пониманием, включает в себя сознательное создание выводов о функциях, которые не были явными во время понимания, и вызывает бессознательное или сознательное чувство развлечения. Исследования с использованием фМРТ показали, что, как и теория разрешения несоответствий, теория понимания-разработки может быть разделена на два различных неврологических режима активности. Во время понимания большую активацию в левой дорсальной нижней лобной извилине , левой верхней лобной извилине и левом вентральном слое можно увидеть . Во время разработки левая вентромедиальная префронтальная извилина , двусторонняя миндалина и двусторонняя парагиппокампальная извилина проявляют большую активность. [1] [11] [12]
Невербальный
[ редактировать ]Исследования показали, что широкая область вокруг височно-теменного перехода ( височно-затылочный переход , задняя верхняя височная борозда , задняя средняя височная извилина ), височного полюса и нижней лобной извилины (НФГ) участвует в когнитивной обработке юмора невербальных мультфильмов. [13] Исследования последних лет выявили дискретные характерные закономерности активности мозговой крови, зависящей от уровня кислорода, вызванной невербальными мультфильмами, с различными логическими механизмами. TPJ участвует в успешном разрешении несоответствия, но не в его обнаружении. Экстрастриатная кора особенно активируется при обработке визуальных каламбуров, тогда как семантические мультфильмы вызывают активность преимущественно в височно-нижнечелюстном суставе и предклинье . Известно, что области височно-нижнечелюстного сустава и предклинья участвуют в ментализации и сильнее активируются при обработке мультфильмов «Теории разума» по сравнению с визуальными каламбурами и смысловыми мультфильмами. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Моран, Джозеф М; Парик, Адамс; Джаната, Келли (октябрь 2003 г.). «Нейронные корреляты обнаружения и оценки юмора» . НейроИмидж . 21 (3): 1055–1060. doi : 10.1016/j.neuroimage.2003.10.017 . ПМИД 15006673 . S2CID 14353485 . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ Вики, Вернер (2000). «Юмор и развитие: Критический обзор» [Юмор и развитие: обзор]. Журнал психологии развития и психологии образования (на немецком языке). 32 (4): 173–185. дои : 10.1026//0049-8637.32.4.173 .
- ^ Перейти обратно: а б Зиглер, Эдвард ; Джейкоб Левин; Лоуренс Гулд (сентябрь 2013 г.). «Когнитивные процессы в развитии у детей понимания юмора». Общество исследований в области развития детей . 37 (3): 507–518. дои : 10.2307/1126675 . JSTOR 1126675 . ПМИД 5970573 .
- ^ Нили, Мишель; Элизабет Уокер; Джессика Блэк; Аллан Рейсс (февраль 2012 г.). «Нейронные корреляты обнаружения и оценки юмора у детей» . Журнал неврологии . 5. 32 (5): 1784–1790. doi : 10.1523/jneurosci.4172-11.2012 . ПМЦ 3711814 . ПМИД 22302817 .
- ^ Перейти обратно: а б с Юкерманн, Дженнифер; Шелли Ченнон; Ирен Даум (2006). «Обработка юмора, ментализация и исполнительные функции при нормальном старении». Журнал Международного нейропсихологического общества . 12 (2): 184–191. дои : 10.1017/s1355617706060280 . ПМИД 16573852 . S2CID 951459 .
- ^ Перейти обратно: а б с Грингросс, Гил (январь 2013 г.). «Юмор и старение-мини-обзор». Журнал геронтологии . 56 (5): 448–453. дои : 10.1159/000351005 . HDL : 2160/30485 . ПМИД 23689078 . S2CID 4748120 .
- ^ Перейти обратно: а б Талер, Авнин (июнь 2011 г.). «У пациентов с болезнью Паркинсона снижается понимание юмора». Паркинсонизм и связанные с ним расстройства . 18 (2): 144–148. дои : 10.1016/j.parkreldis.2011.09.004 . ПМИД 22000944 .
- ^ Самсон, Андреа; Стефан Зиссет; Освальд Хубер (2008). «Когнитивная обработка юмора: различные логические механизмы в невербальных мультфильмах — исследование фМРТ» . Журнал социальной нейронауки (представлена рукопись). 2. 3 (2): 125–140. дои : 10.1080/17470910701745858 . ПМИД 18633854 . S2CID 31663509 .
- ^ Маринкович, Ксения (декабрь 2010 г.). «Правое полушарие смеется последним: нейронная динамика оценки шуток» . Когнитивная, аффективная и поведенческая нейронаука . 11 (1): 113–130. дои : 10.3758/s13415-010-0017-7 . ПМК 3047694 . ПМИД 21264646 .
- ^ Чан, Юй-чен (октябрь 2012 г.). «К модели нейронной цепи обработки вербального юмора: фМРТ-исследование нейронных субстратов обнаружения и разрешения несоответствия». НейроИмидж . 66 : 169–176. doi : 10.1016/j.neuroimage.2012.10.019 . ПМИД 23103517 . S2CID 9930074 .
- ^ Перейти обратно: а б Чан, Ю-Чен; Тай-Ли Чоу; Сюэ-Чжи Чен; Кенг-Чен Лян (март 2012 г.). «Разделение понимания и обработки словесных шуток - исследование фМРТ». НейроИмидж . 61 (4): 899–906. doi : 10.1016/j.neuroimage.2012.03.052 . ПМИД 22472220 . S2CID 5541685 .
- ^ Чан, Ю-Чен (март 2012 г.). «К модели нейронной цепи обработки вербального юмора: фМРТ-исследование нейронных субстратов обнаружения и разрешения несоответствия». НейроИмидж . 66 : 169–176. doi : 10.1016/j.neuroimage.2012.10.019 . ПМИД 23103517 . S2CID 9930074 .
- ^ Перейти обратно: а б Самсон, Андреа (2008). «Обработка когнитивного юмора: различные логические механизмы в невербальных мультфильмах * исследование фМРТ» . Социальная нейронаука (представлена рукопись). 2. 3 (2): 125–140. дои : 10.1080/17470910701745858 . ПМИД 18633854 . S2CID 31663509 .