Майкл Задара
![]() |
Михал Задара (родился 19 октября 1976 г.) — польский театральный режиссер и сценограф . Он работал почти во всех крупных городах Польши и за пределами Польши в Берлине, Вене, Тель-Авиве, Нью-Йорке и Филадельфии. Он учился в Американской международной школе в Вене и в Суортмор-колледже . [ 1 ] [ 2 ] Он наиболее известен своими точными, но яркими постановками классических пьес. Он первый режиссер, который поставил Адама Мицкевича шедевр «Дзяды» целиком. [ 3 ]
Ранние годы и образование
[ редактировать ]Родившийся в Варшаве, Задара покинул Польшу вместе с родителями, когда ему было три года, и переехал в Австрию , а затем в Западную Германию . Он посещал англоязычные школы. В 1994 году он начал изучать политологию в Суортмор-колледже , недалеко от Филадельфии . После двух лет учебы он взял отпуск в Суортморе и изучал режиссуру в Театральной академии в Варшаве, а затем океанографию в Ассоциации морского образования в Массачусетсе . По возвращении в Суортмор он сменил специальность на театральные исследования и в 1999 году получил степень бакалавра с отличием по специальности «Политология». После учебы он переехал в Нью-Йорк , где работал помощником по рекламе, театральным плотником и компьютеризатором. банковский помощник. Он также поставил одно шоу на уже не существующей внебродвейской сцене «Коллективное бессознательное».
В 2000 году он вернулся в Польшу. После того, как его исключили из Краковского театрального училища , он работал ассистентом и соавтором сценографа Малгожаты Щенсняк в варшавском театре «Размайтошци» . В 2001 году его приняли и начали учиться на режиссерском факультете Краковского театрального училища.
Театральная карьера
[ редактировать ]С 2004 года Задара поставил более тридцати пьес и перформансов в Театре «Выбжеже» в Гданьске , Старом национальном театре в Кракове, [ 4 ] Театр Вспулчесны во Вроцлаве , Национальный театр в Варшаве, Театр Вспулчесны в Щецине , Театр Максима Горького в Берлине , Национальный театр ХаБима в Тель-Авиве , [ 5 ] Шаушпильхаус Вена [ 6 ] и постановка Янниса Ксенакиса оперы «Орестея» в Национальной опере в Варшаве.
Он был номинирован на премию «Политический паспорт» в 2006 и 2007 годах и был награжден этой премией — польским эквивалентом Пулитцеровской премии — в 2007 году. Его постановка Витольда Гомбровича 2007 оперетты года была представлена на Фестивале живых искусств в Филадельфии в 2009 году. [ 7 ]
В 2010 году Задара и его партнерша Барбара Высоцкая создали широко обсуждаемый спектакль «Анти-Эдип», в котором Высоцкая, находившаяся на восьмом месяце беременности, исполняла версию « Эдипа » Софокла , в то время как два врача исследовали ее сердце и сердце ее будущего ребенка с помощью УЗИ. Изображения и звук УЗИ создали визуальное и музыкальное оформление спектакля: три музыканта играли партитуру, используя сердцебиение ребенка в качестве основного ритма. Текст был вдохновлен и включал фрагменты «Анти-Эдипа» Делёза и Гваттари . [ 8 ]
В 2011 году Задара создал театральную инсталляцию по Йозефа Рота роману « Отель Савой » в оригинальном отеле «Савой» в Лодзи , в здании, где происходит действие романа Рота, которое тогда еще было действующим отелем. Зрители прошли через все семь этажей старого здания и его двор, при этом сцены и музыка проигрывались одновременно, так что ни один зритель так и не смог увидеть всю инсталляцию.
В 2013 году Задара стала соучредителем CENTRALA, независимой организации, занимающейся созданием инновационного искусства. В последующие годы CENTRALA проводила спектакли, выставки, фильмы и концерты. Инновационные методы производства, создания и презентации Centrala привели к сотрудничеству с Варшавским Музеем современного искусства, Музеем Варшавского восстания, Музеем истории польских евреев и другими. В 2015 году при поддержке Pew Center Суортмор-колледж провел в Филадельфии североамериканскую премьеру оперы «Шопен без фортепиано» Centrala , созданной Задарой и исполненной участницей Centrala Барбарой Высоцкой, с выступлениями в Суортмор-колледже и FringeArts. [ 9 ]
В 2014 году Задара начала трехлетний проект в Польском театре во Вроцлаве, чтобы поставить первую в истории полноценную постановку эпической драмы Адама Мицкевича « Дзяды» . Этот текст является одним из самых фундаментальных театральных текстов в польской культуре, но никогда не ставился целиком. Полная версия спектакля была представлена в феврале 2016 года, спектакль длился 14 часов. [ 10 ]
В 2019/2020 учебном году Задара был назначен на должность заслуженного приглашенного профессора Корнеллского университета в Суортмор-колледже, чтобы читать курс по современной постановке греческой трагедии на факультетах театра и классической литературы. [ 11 ] 24 апреля 2020 года в Суортморе открылась его постановка Софокла » « Женщины Трахиса — постановка широко освещалась в прессе, так как спектакль шел без зрителей и без актеров. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Художник Био-Михал Задара» . livearts-philly-fringe.org. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 14 января 2010 г.
- ↑ Михал Задара - режиссёр, поставивший повесть Хласко 2013.
- ^ Culture.pl, https://cultural.pl/pl/dzielo/wszystkie-czesci-dziadow-w-rezyserii-michala-zadary , 16.02.2016, дата обращения 28 мая 2020 г.
- ^ «Единый центр польского театра» . Ирландские Таймс . 7 января 2009 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
- ^ «Биография Михала Задары» . zadara.pl . Проверено 18 марта 2010 г.
- ^ «Биография Михала Задары на www.schauspielhaus.at (на немецком языке)» . Проверено 10 сентября 2013 г.
- ^ «Оперетта Гомбровича на Фестивале живых искусств в Филадельфии» . культура.пл. Архивировано из оригинала 23 июля 2012 года . Проверено 18 марта 2010 г.
- ^ Буржинская, Анна (январь 2015 г.). «Барбара Высоцкая - Все или ничего». Макс Йозеф, журнал Баварской государственной оперы, с. 39
- ^ «Центральный» . Центр искусств Пью. 30 ноября 2016 г. Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ «Канун предков» . Польский театр. 16 апреля 2010 года . Проверено 23 января 2015 г.
- ^ «Театральные исследования» . Суортморский колледж . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Питер Маркс (24 апреля 2020 г.). «Никто никогда не увидит этот спектакль, и актеры тоже не придут. Но спектакль будет продолжаться» . Вашингтон Пост . Вашингтон, округ Колумбия, ISSN 0190-8286 . OCLC 1330888409 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Михал Задара на Culture.pl