Резня в Агулисе
Резня в Агулисе | |
---|---|
Часть мусульманских восстаний в Карсе и Шарур-Нахичевани. | |
![]() Панорама города начала 1900-х годов. | |
Расположение | Верхний Айлис , Нахчыван , Азербайджан |
Координаты | 38 ° 57'10 "N 45 ° 58'53" E / 38,95278 ° N 45,98139 ° E |
Дата | 24–25 декабря 1919 г. |
Цель | Армянские мирные жители |
Тип атаки | резня |
Летальные исходы | 1,400 [ 1 ] |
Преступники | Власти Азербайджана , местные жители и беженцы из Зангезура [ 2 ] |
Мотив | Антиармянство |
Резня в Агулисе ( арм . Ագուլիսի ջարդեր ) — резня армянского населения Агулиса (современный Юхары Əylis ) властями Азербайджана и местными азербайджанскими жителями из Ордубада и беженцами из Зангезура в рамках мусульманских восстаний в Карсе и Шарур-Нахичевани. против Первая Республика Армения . [ 2 ] Атака, продолжавшаяся с 24 по 25 декабря 1919 года, привела к разрушению города Агулис.
Фон
[ редактировать ]
Агулис был известен с древности как армянский культурный центр торговли и ремесел, входивший в состав Васпураканской провинции Армянского царства (древности) . [ 3 ] Купцы Агулиса поддерживали отношения сотрудничества со своими мусульманскими соседями и играли ключевую роль в заараксийской торговле персидских ханств Кавказа . [ 4 ] Агулисский район (махал) в период иранской Армении был единственным магалом Нахчывана, в котором до российского завоевания сохранялось большинство армянского населения. [ 5 ] [ 6 ]
После обретения в 1918 году независимости закавказских республик от Российской империи и Закавказской федерации националистические партии Армении и Азербайджана боролись за границы двух государств. Основными регионами, вовлеченными в пограничные споры, были смешанные армяно-азербайджанские регионы Нахчыван , Зангезур и Нагорный Карабах . Результатом этих пограничных споров стала этническая чистка с обеих сторон с целью уменьшить притязания других сторон на землю. Это сделала Армения в Зангезуре и Азербайджан в Нахчыване. [ 7 ]
Весной 1919 года Первая Республика Армения расширила административный контроль над областью Шарур-Нахичевань , при этом Агулис стал центром субрегиона Гохтан . Но летом года вспыхнуло мусульманское восстание против армянского правления, и в августе регион перешел под контроль Азербайджана и недавно назначенного комиссара Ордубада Аббаса Гули-бея Таирова. [ 4 ] Таирову помогал Эдиф-бей, комендант Ордубада и османский командующий, который остался там после окончания Первой мировой войны после ухода османов из региона. Агулис присягнул Таирову в верности, хотя в последующие месяцы его жители столкнулись с нарастающим продовольственным кризисом и им не разрешили покинуть город. Положение его жителей ухудшилось, когда в ноябре того же года Азербайджанская Демократическая Республика безуспешно попыталась вырвать Зангезурский регион из-под контроля Армении. [ 8 ] [ 9 ]
Ситуация достигла апогея 17 декабря, когда обезумевшие мусульмане, депортированные из Зангезура, пробрались в Нижний Агулис и начали нападать на его армянское население, вынуждая их отступить в верхний город. Одной из основных причин этого было то, что азербайджанские беженцы из этого района так сильно пострадали от голода и голода из-за бесчинств армян в Зангезуре, что, по-видимому, потеряли контроль и искали помощи в Нижнем Агулисе . В конце концов, после резни азербайджанцы поселились в заброшенных армянских домах. [ 10 ]
Резня
[ редактировать ]24 декабря разъяренная мусульманская толпа, к которой присоединились азербайджанские беженцы из Зангезура, вошла в Верхний Агулис и начала грабить город. Затем они приступили к резне армянского населения, оставив на следующий день Верхний Агулис в тлеющих руинах. По данным правительства Армении, до 400 армян были убиты в Нижнем Агулисе и до 1000 в Верхнем Агулисе. [ 11 ] [ 9 ]
Последствия
[ редактировать ]Город был частично перестроен в советский период. назвали актом культурного геноцида Однако ни один из армянских памятников культуры не был восстановлен, а оставшиеся памятники были полностью уничтожены Азербайджаном, что некоторые авторы . Ярким примером этого стало разрушение монастыря Святого Фомы в Агулисе , который все еще стоял в конце 1980-х годов согласно полевым исследованиям Аргама Айвазяна. [ 12 ] но впоследствии был снесен бульдозером и над ним построена мечеть. [ 13 ] [ 14 ] [ 6 ]
Каменные мечты
[ редактировать ]Резня в Агулисе, родном городе азербайджанского писателя Акрама Айлисли , была одним из основных сюжетов его скандального романа « Каменные сны» . Книга получила широкий отклик в Армении. [ 15 ] Однако в Азербайджане книга была встречена общественным резонансом, неповиновением и клеветническими кампаниями, инициированными властями Азербайджана. [ 16 ] [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]- Мусульманские восстания в Карсе и Шарур-Нахичевани
- Список массовых убийств в Азербайджане
- Армяне в Нахчыване
- Антиармянские настроения в Азербайджане
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ованнисян 1982 , с. 236-38.
- ^ Перейти обратно: а б Ованнисян 1982 , с. 236.
- ^ Бархударян, Седрак (1974). « Прокрутка» . Армянская советская энциклопедия (на армянском языке). Том. 1. Ереван: Армянская академия наук. п. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Ованнисян 1982 , с. 234.
- ^ Борнутиан 2015 , стр. 32.
- ^ Перейти обратно: а б с Ульви Исмаил (2014). «Искренность, правда и милосердие в действии: роль «Каменных снов» Акрама Айлисли в пересмотре и сомнении взглядов азербайджанцев на их конфликт с армянами» . Кавказское исследование . 2 (1–2). Кавказский обзор: 64–71. дои : 10.1080/23761199.2014.11417302 . ISSN 2376-1199 .
- ^ Де Ваал 2003 , с. 127.
- ^ Ованнисян 1982 , стр. 207–234.
- ^ Перейти обратно: а б Ованес Ахназарян (2013). «Резня, совершенная в Агулисе и соседних деревнях 24 и 25 декабря 1919 года». Готанский район (PDF) . Ереван: Фонд Научного совета по исследованию армянской архитектуры (РАА). стр. 148–188. ISBN 978-9939-843-08-7 .
- ^ Ованнисян 1982 , с. 235.
- ^ Ованнисян 1982 , стр. 236–238.
- ^ Айвазян 1990 , с. 16.
- ^ Саймон Магакян и Сара Пикман (18 февраля 2019 г.). «Режим скрывает уничтожение коренной армянской культуры» . Hyperallergic.com .
- ^ Асратян, Мурад (2015). «Разрушение архитектурного наследия Армении иноземными захватчиками (11-20 вв.)» . Журнал арменоведения . Ереванская Академия Айастани Гитоут'ённери Азгайин: 83–102. ISSN 1829-4073 .
- ^ «Каменные сны» Акрама Айлисли выпущены в английском переводе» . армянский.usc.edu . USC Дорнсайф-Институт арменоведения. 26 ноября 2018 г.
- ^ Микаил Мамедов (20 ноября 2018 г.). «Чтение романа «Каменные сны» к 100-летию «Великой катастрофы» » . Национальные документы . 44 (6). Издательство Кембриджского университета : 967–984. дои : 10.1080/00905992.2016.1202911 . S2CID 193558085 .
Библиография
[ редактировать ]- Айвазян, Аргам (1990). «Агулис » Исторические памятники Нахичевани Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна . стр. 100-1 14–24. ISBN 978-0814318966 .
- Бурнутян, Джордж (2015). «Демографические изменения на Юго-Западном Кавказе, 1604–1830 гг.: На примере исторической Восточной Армении» (PDF) . Форум этногеополитики . 3 (2). Амстердам: 27–35. ISSN 2352-3654 .
- Де Ваал, Томас (2003). Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета . ISBN 978-0-8147-1945-9 .
- Ованнисян, Ричард Г. (1982). «Гибель Акулиса» . Республика Армения, Том. II: От Версаля до Лондона, 1919-1920 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 207–238. ISBN 0-520-04186-0 .
- Шакери, Хосров (1998). Армяне Ирана; Парадоксальная роль меньшинства в доминирующей культуре . Кембридж: Центр ближневосточных исследований Гарвардского университета: Издательство Гарвардского университета . ISBN 9780932885166 .
- Во, Берт (2008). Зок: Армянский диалект Агулиса . Между Парижем и Фресно: Mazda Publishers. стр. 283–301. ISBN 9781568591681 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )