Чакирхююк, Бесни
Чакирхююк | |
---|---|
Координаты: 37 ° 33'36 "N 37 ° 51'22" E / 37,560 ° N 37,856 ° E | |
Страна | Турция |
Провинция | Адыяман |
Округ | Бесни |
Население (2021) | 2,210 |
Часовой пояс | UTC+3 ( ТРТ ) |
Чакирхююк (ранее известный как Кайсун или армянский : Кесун ) [ 1 ] [ 2 ] — город ( бельде ) и муниципалитет в Бесни районе провинции Адыяман , Турция . [ 3 ] Население составляет 2210 человек (2021 г.). [ 4 ]
К городу присоединены поселения Абымыстик, Бойбейпинари, Кёпрюбаши, Левзин и Ешилова. [ 3 ] Абымыстык и Левзин населены курдами племени Решван . [ 5 ] [ 6 ]
История
[ редактировать ]Раннее Средневековье
[ редактировать ]В девятом и десятом веках город Кайсун входил в состав аббасидской провинции Аль-Джазира . [ 7 ] Этот регион был завоеван византийцами в конце десятого века, а затем перешел к армянам после вторжения сельджуков.
Армянское княжество
[ редактировать ]Княжество Кох Васил было сосредоточено в Кайсуне, который в конце 11 века восстановил свои укрепления и построил в городе дворец. [ 8 ] При его правлении город стал центром местного армянского обновления , и Матфей Эдесский , переехавший в Кайсун через некоторое время после 1116 года, продвигал город как преемника культурной и военной славы Ани . [ 9 ]
Василий намеревался приобщиться к древней армянской славе и поэтому стал покровителем единственного сохранившегося армянского учреждения - Армянской церкви. Таким образом, ему удалось убедить сначала армянского католикоса Григория II , а затем племянника и заместителя Григория Парсега Киликийского , ставшего духовником Василия, поселиться в Кайсуне. [ 10 ] За городом находился монастырь Кармир Ванк (Красный монастырь), где Григорий III был рукоположен в сан католикоса в 1114/14 году и получил образование более позднего католикоса Нерсеса IV Милостивого . [ 11 ] [ 12 ] Художник Феодор, расписавший три купола Белого монастыря в Египте в 1124 году, идентифицирован как уроженец Кайсуна. [ 13 ] Город сильно пострадал во время землетрясения 1114 года . [ 14 ]
Франкское правление
[ редактировать ]После того, как армянский заговор по передаче Эдессы Маудуду ибн Ахмаду , правителю Мосула, провалился, Балдуин II присоединил Рабан и Кайсун к графству Эдесса. [ 15 ] После этого католикосат был перенесен в Цовк. [ 16 ] Спустя некоторое время летописец Матфей Эдесский. в городе поселился [ 17 ] а к 1120 году он был передан в феодальное владение Джеффри Марашскому. [ 18 ] После него в 1130-х годах власть перешла к Болдуину Марашскому, который, в свою очередь, назначил губернатором города армянина по имени Ваграм. [ 19 ]
В 1131 году датский эмир Гази осадил место, в котором Жослен I, граф Эдесский , посадил якобитского патриарха Антиохии . Хотя Жослен в то время умирал, его несли на носилках впереди своей армии, чтобы освободить замок. Услышав известие о приближении Жослена, эмир Гази отказался от осады. [ 20 ] Сирийский Патриарх пробыл в Кайсуне около 5 лет. [ 8 ] В 1136 году окрестные земли были разорены сначала наместником Зенги Саваром, а затем Данишмендидов эмиром Мухаммадом Гази . [ 21 ]
Зенгидское правило
[ редактировать ]В 1150 году Кайсун был захвачен Месудом I, вступившим в союз с Нур ад-Дином . [ 22 ] Город находился под контролем Нур ад-Дина в 1172 году, когда состоялись переговоры об объединении церкви между сирийскими православными христианами Теодором бар Вахбуном и якобитским епископом Кейсуна Иоанном с византийским богословом Феодором. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пёртнер 1980 , с. 486.
- ^ Clapp & Beyond 2017 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б «Опись департаментов гражданской администрации Турции» . МВД Турции (на турецком языке) . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ «Результаты адресной системы регистрации населения (АДНКС) от 31 декабря 2021 года» (XLS) (на турецком языке). ТЮИК . Проверено 12 января 2023 г.
- ^ «Поддержка образования от Ассоциации Косьянов» (на турецком языке). 22 февраля 2018 года . Проверено 28 января 2022 г.
- ^ Реши, Шореш (сентябрь 2002 г.). «Конья – Колики (Кяхта)». Вегер (на курдском языке) (3): 14.
- ^ Clapp & Beyond 2017 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Хьюсен 2008 , с. 33.
- ^ МакЭвитт 2007 , с. 165-166.
- ^ МакЭвитт 2010 , с. 85.
- ^ МакЭвитт 2007 , с. 161.
- ^ МакЭвитт 2010 , с. 167.
- ^ Бланк 2019 , стр. 41–42.
- ^ Амбрасейс 2004 , с. 741.
- ^ Рансимен 1962 , с. 129.
- ^ Рассел 2005 , стр. 200–201.
- ^ МакЭвитт 2010 , с. 84.
- ^ МакЭвитт 2010 , с. 82.
- ^ МакЭвитт 2010 , с. 94.
- ^ Рансимен 1962 , с. 185.
- ^ Рансимен 1962 , стр. 201–202.
- ^ Рансимен 1962 , с. 330.
- ^ MacEvitt 2010 , стр. 170–171.
Источник
[ редактировать ]- Амбрасейс, Николас Н. (апрель 2004 г.). «Сейсмический пароксизм XII века на Ближнем Востоке: историческая перспектива» . Анналы геофизики . 47 (2/3): 733–758 . Проверено 26 февраля 2024 г.
- Бланке, Луиза (30 августа 2019 г.). Археология египетского монашества: поселение, экономика и повседневная жизнь в Федерации Белого монастыря . Йельский египтология. ISBN 978-1-950343-10-2 . Проверено 26 февраля 2024 г.
- Клапп, Джеймс А.; Дадоян, Сета Б. (8 сентября 2017 г.). Армяне в средневековом исламском мире: армянская реальная политика в исламском мире и расходящиеся парадигмы на примере Киликии с одиннадцатого по четырнадцатый века . Рутледж. ISBN 978-1-351-48576-0 . Проверено 26 февраля 2024 г.
- Хьюсен, Роберт Х. (2008). «Приморская Армения: Историческая география Киликии». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянская Киликия . Коста Меса. стр. 27–65.
- МакЭвитт, Кристофер (2007). «Хроника Матфея Эдесского: Апокалипсис, Первый крестовый поход и армянская диаспора» . Документы Думбартон-Окса . 61 : 157–181 . Проверено 26 февраля 2024 г.
- МакЭвитт, Кристофер (24 ноября 2010 г.). Крестовые походы и христианский мир Востока: грубая толерантность . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-0269-4 . Проверено 26 февраля 2024 г.
- Пертнер, Рудольф (1980). Операция «Гроб Господень: легенда и реальность крестовых походов (1095–1187)» (на немецком языке). Дремер Кнаур. ISBN 978-3-426-03618-1 . Проверено 25 февраля 2024 г.
- Рансиман, Стивен (1962). История крестовых походов, том II: Иерусалимское королевство и франкский Восток, 1100–1187 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-06162-8 .
- Рассел, Джеймс Р. (2005). «Кредальная поэма Хаватов Хостованим («Исповедуюсь в вере») святого Нерсеса Благодатного». В Гинкель, Ян Дж.; Мурре-ван ден Берг, Хендрика Лена; Линт, Тео Мартен ван (ред.). Переосмысление христианской идентичности: культурное взаимодействие на Ближнем Востоке с момента возникновения ислама . Издательство Питерс. стр. 185–236. ISBN 978-90-429-1418-6 . Проверено 26 февраля 2024 г.