Видьякара
Видьякара (ок. 1050–1130) [1] был буддийским ученым и антологом поэзии, известным своим санскритских стихов сборником «Субхашитаратнакоша» ( IAST : Subhāshitaratnakosha ), который считается «самой знаменитой» антологией санскритских стихов. [2] Большинство стихов, в которых указано авторство, относятся к периоду за два столетия до составления; следовательно, его можно рассматривать как сборник «современных стихов» того периода.
О самом Видьякаре мало что известно. Д. Д. Косамби убедительно доказывал, что Видьякара был старшим монахом монастыря Джагаддала Вихара в Северной Бенгалии, основываясь на доказательствах, включая отметки на рукописи на пальмовых листьях более раннего издания работы, которая, как утверждается, была оригиналом Видьякары, о том, что могло быть полочные знаки из библиотеки в Джагаддале.
Субхашитаратнакоша
[ редактировать ]Существуют две разные версии антологии. Рукописи были утеряны в Бенгалии в исламский период. была обнаружена рукопись из пальмового листа Нгор В конце XIX века в монастыре в Тибете . Сейчас это считается первым изданием, составленным в последние годы 1090-х годов. Косамби утверждал, что эта рукопись может даже быть оригиналом Видьякары и представляет собой первое издание сборника. Вторая рукопись в бумажном виде находилась в частной коллекции непальского раджагуру (королевского священника) Пандита Хемараджи. Считается, что это второе издание, составленное не позднее 1130 года.
Более раннее издание было опубликовано Ф. В. Томасом в 1912 году под названием «Кавиндра Вачана Самуччая» . Некоторые стихи на пальмовом листе содержат дополнительные аннотации, и Косамби утверждал, что это отметки на полках, возможно, из библиотеки в Джагаддал Вихаре, где Видьякара, возможно, проводил исследования, чтобы найти стихи.
Вторая версия, содержащая 1732 стихотворения, была позже обнаружена в бумажной рукописи в монастыре Нгор в Тибете. Первая версия считается более ранней редакцией окончательной компиляции; чувствуется, что Видьякара, возможно, посвятил много лет созданию этого сборника. Окончательный текст второго издания был отредактирован Д.Д. Косамби и В.В. Гокхале при участии Дэниела Ингаллса ( Harvard Oriental Series , 1957). Косамби подготовил длинное вступление, посвященное происхождению сборника, хотя и критиковал поэзию как низшую, поскольку она пришла из периода застоя без классовой борьбы. [1]
Поэты
[ редактировать ]Многие авторы «Субхашитаратнакоши» не указаны. Из 275 идентифицированных имен только одиннадцать, похоже, датируются ранее VII века. [1] Таким образом, подборка имеет ярко выраженный модернистский оттенок.Хотя наиболее популярны известные поэты последних столетий: Раджашекхара , Мурари и Бхавабхути .Многие из любимых авторов — Валлана, Йогешвара, Васукальпа ,Мановинода и Абхинанда были бенгальцами или, по крайней мере, жителями Востока Палы.королевство, ядро которого составляли Бенгалия и Бихар. Все эти авторы более или менее современники Видьякары или даже предшествовали ему. Среди менеечасто цитируемые авторы — многие государственные и церковные князья Пала, чьистихи не встречаются ни в одном другом дошедшем до нас произведении. Среди них Дхармапала , Раджьяпала , Буддхакарагупта, Кхипака и Джнанашри. Хотя Видьякара цитируетстихи таких классических авторов, как Калидаса, Раджашекхара и Бхавабхути, ондемонстрирует «особое пристрастие к восточным или бенгальским поэтам».
Некоторые из этих авторов были современниками Видьякары, и вполне возможно, что он их знал. Помимо Джагаддала-вихары, он наверняка имел доступ к библиотекам пяти основных вихар по всей Восточной Индии, поскольку между этими государственными кампусами существовала значительная мобильность среди ученых.
Распад наиболее частых авторов, представленный Косамби и Гохале. [3] является:
Поэт | Период ( CE ) | Количество строф |
---|---|---|
Раджасекхара | 900 | 101 строфа |
Мурари | 800-900 | 56 строф |
Бхавабхути | (725) | 47 строф |
Валлана | (900-1100) | 42 строфы |
Йогешвара | (700-800) | 33 строфы |
Бхартрихари | (400) | 25 строф |
Васукальпа | (950) | 25 строф |
В Мановино | (900-1100) | 23 строфы |
Мне | (600-650) | 21 строфа |
Ачала (Симха) | (700-800?) | 20 строф |
Дхармакирти | (700) | 19 строф |
Вирьямитра | (900-1100) | 17 строф |
Темы
[ редактировать ]Хотя Видьякара, возможно, был буддийским монахом, доминирующей темой в сборнике является любовная поэзия, многие из которых явно эротичны по тону. Книга разбита на тематические разделы. Начинающийся стихами о Бодхисаттвах (большинство из них написаны профессорами и другими представителями Вихар, близкими современниками), текст также включает несколько разделов на индуистские темы ( Шива , Вишну ). Видьякара включил больше стихов, восхваляющих индуистских богов, чем Будду. [4] Последующие разделы быстро переходят в романтический тон: несколько глав посвящены временам года, вестникам, различным периодам суток.
Более поздний сборник, «Садуктикарнамрита» Шридхарадаса (1205 г.), также из Бенгальского региона, во многом совпадает с «Видьякарой» (623 стиха из 2377). Хотя он больше, эстетическая проницательность Видьякары вызывает большое восхищение.
Том переводов Ингаллса является наиболее полной версией на английском языке; [1] Поэтическое качество переводов высокое. Избранные стихив сборнике также были переведены многими другими.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Видьякара (1968). Санскритская поэзия из «Сокровищницы» Видьякары . Перевод Дэниела Ингаллса . Издательство Гарвардского университета . стр. 346а. ISBN 0-674-78865-6 .
- ^ Мохан Лал. Энциклопедия индийской литературы (Том пятый (Сасай То Зоргот), Том 5. Сахитья Академи . стр. 4480.
- ^ Видьякара , изд. Д. Д. Косамби и В. В. Гокхале, вступительное слово Д. Д. Косамби. Гарвардская восточная серия, том. 42 (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1957)
- ^ Видьякара, составитель (1968). Санскритская поэзия из «Сокровищницы Видьякары» . Интернет-архив. Кембридж, Belknap Press издательства Гарвардского университета. п. 32. ISBN 978-0-674-78855-8 .