Тематическая логика
Топическая логика — это логика актуального аргумента , ветвь риторики, разработанная в период поздней античности на основе более ранних работ, таких как Аристотеля » «Топики и Цицерона » «Топика . Он состоит из эвристики для разработки аргументов , которые в первую очередь являются скорее правдоподобными, чем строгими, из общих мест ( topoi или loci ). Другими словами, следовательно, оно состоит из стандартизированных способов продумывания техник дебатов с существующих, продуманных позиций. Реальная практика тематических споров получила большое развитие у римских юристов. [1] [2] Цицерон считал теорию Аристотеля одним из аспектов риторики. [3] Как таковое оно принадлежит к inventio в классическом пятичленном подразделении риторики.
Стандартной классической работой по топической логике была « De Topicis Differentiis» («О топических дифференциациях») Боэция . Дифференциации относятся к анализу случаев и представляют собой дифференциации, используемые для различения случаев, на которые разделен вопрос. Помимо Аристотеля и Цицерона, Боэций опирался на Фемистия . [4] В терминологии греческие аксиома и топос у Боэция стали латинскими maxima propositio ( максима , универсальная истина) и locus .
В средние века тематическая логика стала теорией вывода , для которой было предложено название «аксиоматические темы». [5] Абеляр хотел завершить теорию следствия , призвав локусы Боэция для заполнения условных предложений — ошибочное, хотя и смелое развитие. [6] [7] Петр Испанский в своем «Дело о месте » развил идеи Боэция. [8]
В книге «Диалектика изобретения» Рудольфа Агриколы (1479 г.) были сделаны большие претензии к этому методу как к аспекту диалектики (традиционно противопоставляемой риторике), подчиненному изобретательству . [9] Точное соотношение «диалектики» и «риторики» оставалось спорным даже в шестнадцатом веке, завися от роли, отведенной локусам . Его по-разному излагали Филипп Меланхтон и Петрус Рамус . [10] Дебаты способствовали дальнейшему развитию рамизма .
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Аниций Манлий Северин Боэций» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2021.
- ^ «Древняя логика» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2020.
- ^ А.А. Лонг, От Эпикура к Эпиктету: исследования эллинистической и римской философии (2006), стр. 302.
- ^ Джордж Александр Кеннеди, Классическая риторика и ее христианская и светская традиция от древних до наших дней (1999), стр. 202.
- ^ Норман Крецманн , Энтони Кенни , Ян Пинборг , Кембриджская история позднесредневековой философии: от повторного открытия Аристотеля до распада схоластики, 1100-1600 (1988), стр. 111-2.
- ^ «Питер Абеляр» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2018.
- ^ Кристофер Дж. Мартин, Логика , стр. 172–3 в книге Джеффри Э. Брауэра, Кевина Гилфоя (редакторы), The Cambridge Companion to Abelard (2004).
- ^ «Петр Испанский» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2019.
- ^ Томас М. Конли, Риторика в европейской традиции (1994), стр. 125-6.
- ^ Гарольд Дж. Берман, Закон и революция, II: Влияние протестантских реформ на западную правовую традицию (2006), с. 112.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кэтрин Кавана, Эриугенианское развитие цицероновской актуальной теории , стр. 1–30 в книге Стивена Герша, Берта Роста (редакторы), Гуманизм Средневековья и Возрождения: риторика, репрезентация и реформа (2003).
- Питер Мак, Аргумент эпохи Возрождения: Валла и Агрикола в традициях риторики и диалектики , Лейден, Брилл, 1993.