2008 Российская военная реформа
Российская военная реформа 2008 года ( русский : 2008 Реформа Вооружённых сил России ), часто называемая реформой Сердюкова ( русский : Реформа Сердюкова ) по имени её инициатора, министра обороны Анатолия Сердюкова , представляла собой крупную структурную реорганизацию Вооружённых Сил России , начавшуюся в 2009.
О существенных реформах российской армии было объявлено в октябре 2008 года при Сердюкове, а структурная реорганизация началась в начале 2009 года. Целью реформы была реорганизация структуры и цепочки командования в российской армии, а также сокращение ее размеров.
Элементы реформ, объявленных в октябре 2008 года, включали:
- сокращение вооруженных сил до одного миллиона человек к 2012 году;
- сокращение количества офицеров;
- централизация подготовки офицеров из 65 военных училищ в 10 «системных» военно-учебных центров;
- создание профессионального сержантского корпуса;
- сокращение численности центрального командования;
- введение большего количества гражданского материально-технического и вспомогательного персонала;
- ликвидация кадровых формирований;
- реорганизация резервов; реорганизация армии в бригадную систему;
- реорганизация ВВС в систему авиабаз вместо полков.
Ранее было несколько попыток реформ, таких как план 1997 года при министре обороны Игоря Сергеева и программа президента Владимира Путина 2003 года («Неотложные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации»), последняя из которых была очень похожа. к программе 2008 года, поскольку в ней подчеркивалась необходимость сокращения личного состава, постепенного сокращения использования призывников в пользу профессиональных солдат, создания профессионального сержантского корпуса и кардинальных изменений в подготовке и образовании офицеров. Программа 2003 года продвигалась очень медленными темпами, главным образом из-за нежелания военных реформироваться. [1]
Численность персонала
[ редактировать ]Существенной частью военной реформы было сокращение численности вооруженных сил. К началу реформы в Вооруженных Силах России насчитывалось около 1,13 млн военнослужащих. Планируемое сокращение до 1 млн военнослужащих должно было быть перенесено с 2016 на 2022 год. [2] Большая часть сокращений пришлась на офицерский состав. Раньше они составляли около трети общей численности Вооруженных Сил, эту цифру предполагалось сократить до 15 процентов. [3]
Совокупный состав должен был быть сокращен по таблице: [ нужна ссылка ]
Категория военнослужащих | 1 сентября 2008 г. | 1 декабря 2009 г. | Планируется на 2012 год. | Разница |
---|---|---|---|---|
Общий | 1,107 | 780 | 866 | −22% |
Полковник | 15,365 | 3,114 | −80% | |
Подполковник | 19,300 | 7,500 | −61% | |
Главный | 99,550 | 30,000 | −70% | |
Капитан | 90,000 | 40,000 | −56% | |
Старший лейтенант | 30,000 | 35,000 | +17% | |
Лейтенант | 20,000 | 26,000 | +30% | |
Всего офицеров | 365,000 | 142,000 | −61% | |
Praporshchik | 90,000 | 0 | 0 | −100% |
Гардемарин | 50,000 | 0 | 0 | −100% |
4 апреля 2011 года заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник Василий Смирнов заявил, что реформированные силы будут состоять из 220 тысяч офицеров, 425 тысяч военнослужащих-контрактников и 300 тысяч солдат-срочников. [4] Сокращение офицерского корпуса позже способствовало нехватке офицеров во время русско-украинской войны . [5]
сержантский корпус
[ редактировать ]Важным элементом реформ стало создание профессионального сержантского корпуса. Такой корпус послужит основой для подготовки солдат и военной дисциплины. [2] Корпус сержантов должен был состоять из специалистов, прошедших почти 3-летнюю (2 года и 10 месяцев) подготовку. Первый новый центр подготовки сержантского состава был создан в декабре 2009 года на базе Рязанского института Воздушно-десантных войск. Будущие унтер-офицеры займут должности командиров и заместителей командиров мотострелковых, разведывательных, воздушно-десантных и автотранспортных взводов, а также старших сержантов рот и батарей. Планировалось, что ежегодно будет выдвигаться 2000 кандидатов. [6] Введение сержантов в систему займет не 3-4 года, как предполагалось, а как минимум 10-15 лет. Такая задержка может подорвать реформу, создав проблемы с управлением и комплектованием тех родов войск, где задействован относительно высокий процент офицеров. при непосредственной эксплуатации военной техники, например подводного флота и войск ПВО.
Военные округа
[ редактировать ]С 1992 по 2010 год Сухопутные войска России были разделены на семь военных округов :
- Ленинградский военный округ ;
- Московский военный округ ;
- Приволжско-Уральский военный округ ;
- Северо-Кавказский военный округ ;
- Сибирский военный округ ;
- Дальневосточный военный округ ;
- Калининградская особая область . (сформирован в 1997 г.)
В середине 2010 года было объявлено о реорганизации, в результате которой военные округа и военно-морские флоты будут объединены в четыре объединенных стратегических командования (ОСК). [ нужна ссылка ] Географически разделенные четыре команды будут
- Объединенное стратегическое командование Западно- Западный военный округ (штаб в Санкт-Петербурге ), включая Балтийский флот и Калининградскую область;
- Объединенное стратегическое командование Южно- Южного военного округа (штаб в Ростове-на-Дону ), включая Черноморский флот и Каспийскую флотилию ;
- Объединенный центр стратегического командования – Центральный военный округ (штаб в Екатеринбурге );
- Объединенное стратегическое командование Восточно- Восточного военного округа (штаб в Хабаровске ), включая Тихоокеанский флот .
В 2014 году было принято решение предоставить Северному флоту большую автономию и было создано пятое стратегическое командование.
- Объединенное стратегическое командование «Север» – Объединенное стратегическое командование Северного флота (штаб в Североморске ), Северный флот является основным компонентом командования.
которые вскоре освободятся Сердюковское министерство обороны также выставит на продажу некоторые объекты недвижимости, , например, штаб-квартиру Московского военного округа (улица Полины Осипенко, Москва), штаба Дальневосточного военного округа (улица Серышева, Хабаровск). [7] Первоначальная запрашиваемая цена за эти здания и землю составит несколько миллиардов долларов США. Как давно планировалось, доходы от этих продаж, а также продажа Главного штаба ВМФ, военно-учебных заведений и других военных учреждений в Москве должны пойти на строительство жилья для военнослужащих, а также инфраструктуры военных гарнизонов в новых местах дислокации армии. .
Сухопутные войска
[ редактировать ]До реформы 2008 года Сухопутные войска (СВ) России имели 24 дивизии , 3 танковые дивизии, 16 мотострелковых дивизий и 5 пулеметно-артиллерийских дивизий, а также две военные базы дивизионного состава в Армении и Таджикистане и 12 отдельных бригад. . Из этих 24 дивизий в 2008 году в полной укомплектованности находились только 5 мотострелковых дивизий. Только около 13 процентов армейских частей можно было считать постоянно боеспособными. [8] Было объявлено, что каждая танковая или мотострелковая дивизия будет разделена, как правило, на две бригады. Этот процесс начался в октябре 2008 года с раскола под Москвой 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии . К концу 2009 года 23 дивизии из 24 были расформированы, а их элементы были использованы для создания 4 танковых бригад, 35 мотострелковых бригад (10 из которых существовали) и одной «укрепительной» бригады. Все бригады являются силами постоянной готовности. [8]
Почти все бригады теперь называются отдельными , а некоторые подразделения сохранили почетное наименование «Гвардейские». Единственная оставшаяся дивизия — 18-я пулемётно-артиллерийская дивизия на Курилах . Численность воинских частей и соединений в Сухопутных войсках предполагалось сократить с 1890 до 172 в течение трех лет. [2] Первоначальная четырехзвенная система управления войсками (военный округ – армия – дивизия – полк) была заменена трехзвенной (военный округ – оперативное управление – бригада). [2]
ВВС
[ редактировать ]Число частей в составе ВВС России (ВВС) предполагалось сократить с 340 до 180. Число авиабаз сократить с 245 до 52. В ВВС планировалось ликвидировать сокращенные двухэскадрильные авиационные полки (те по 24 боевых самолета в полку). Новая организация ВВС установила авиабазу в качестве основного структурного элемента. [8] Каждая авиабаза будет включать в себя штаб, от 1 до 7 авиационных эскадрилий (или авиационных групп), батальон аэродромного обслуживания и подразделения связи. [8] Белорусские ВВС используют такую же структуру. Все штабы авиационной дивизии были расформированы. Авиабазы получают приказы от семи новых авиационных командований. [2]
- Командование оперативно-стратегической воздушно-космической обороны (бывшее Командование специального назначения и 16-я воздушная армия )
- Командование дальней авиации (бывшая 37-я воздушная армия )
- Командование Военно-транспортной авиации (бывшая 61-я воздушная армия)
- 1-е командование войск воздушной и противовоздушной обороны Объединенного стратегического командования «Запад» (бывшая 6-я воздушная армия )
- 2-е командование войск воздушной и противовоздушной обороны Объединенного стратегического командования «Восток» (бывшая 11-я воздушная армия )
- 3-е командование войск воздушной и противовоздушной обороны Объединенного стратегического командного центра (бывшая 14-я воздушная армия )
- 4-е командование войск воздушной и противовоздушной обороны Объединенного стратегического командования «Юг» (бывшие 4-я и 5-я воздушные армии )
Все дивизии и корпуса ПВО Войск ПВО (ПВО), входившие в состав ВВС с 1998 года, были расформированы и заменены 13 бригадами воздушно-космической обороны. Эти новые бригады были распределены между семью командованиями и состоят из авиабаз истребительной авиации, полков ЗРК и радиолокационных полков. [8] Военно-воздушные академии Гагарина . и Жуковского были объединены в новую Военно-воздушную академию Жуковского-Гагарина в Монино [8] [9]
Военно-морской
[ редактировать ]Численность подразделений ВМФ должна была сократиться почти вдвое — с 240 до 123 единиц. Боеспособность военно-морского флота будет повышена за счет доведения различных подразделений до полной численности военного времени. Другими запланированными изменениями были выгрузка невоенных активов, таких как жилье, передача некоторых рабочих мест гражданским подрядчикам и сокращение количества небоевых офицеров. [10] Флоты были подчинены новым Оперативно-стратегическим командованиям, Северный и Балтийский флоты входят в состав Западного военного округа, Черноморский флот и Каспийская флотилия — в состав Южного военного округа, Тихоокеанский флот — в состав Восточного военного округа. . [10]
В рамках Государственной программы вооружения к 2020 году будет закуплено 100 боевых кораблей. [11] Планировалась покупка 20 подводных лодок, 35 корветов и 15 фрегатов. [10] Школы и научно-исследовательские институты ВМФ были объединены в территориально распределенный научно-учебный центр Военно-морской академии, в состав которого входят Военно-морская академия , Высшие специальные офицерские курсы, пять научно-исследовательских институтов Военно-морского флота, три научно-исследовательских института Минобороны, Нахимовское военно-морское училище в Санкт-Петербурге, и Морской кадетский корпус. [10]
Морская авиация и части обеспечения были реорганизованы в 13 авиабаз, которые на втором этапе были объединены в территориально интегрированные структуры. Как и в случае с реформированными ВВС, каждая новая авиабаза состояла из штаба, подразделений обеспечения и одной или нескольких авиационных групп (бывших авиабаз). [10] Несколько подразделений морской пехоты России изменили свой статус. 61-я отдельная бригада морской пехоты Северного флота преобразована в полк, 810-й полк ЧФ — в бригаду, 55-я дивизия Тихоокеанского флота расформирована и заменена 155-й отдельной бригадой морской пехоты и 77-й бригадой морской пехоты. Каспийская флотилия была расформирована. [10]
Воздушно-десантные войска
[ редактировать ]Первоначально планировалось преобразовать четыре дивизии Воздушно-десантных войск (ВДВ) России в 7-8 десантно-штурмовые бригады, а также ряд других сокращений и изменений, вызвавших яростные протесты резервных и действующих ВДВ, опасавшихся потери статуса. . [8] [12] Генерал Владимир Шаманов , назначенный новым главнокомандующим ВДВ в мае 2009 года и в целом поддержавший программу реформ, отменил все сокращения и изменения в ВДВ и объявил об усилении Воздушно-десантных войск. [13] Сердюков заявил, что не видит необходимости в создании независимых сил быстрого реагирования. "Такие подразделения в ВДВ уже есть в Вооруженных Силах. Они будут усилены, и в каждом военном округе появится воздушно-десантная бригада для выполнения неотложных задач и операций в непредсказуемых обстоятельствах". Дивизии были усилены, и теперь в их составе четыре отдельные воздушно-десантно-штурмовые бригады. [8]
Ракетные войска стратегического назначения
[ редактировать ]Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) должны были быть сокращены до восьми ракетных дивизий вместо двенадцати ракетных дивизий. [2]
Космические войска
[ редактировать ]Число частей/соединений Космических войск (КВ) России должно было быть сокращено с 7 до 6.
Реформа военного образования
[ редактировать ]Централизация и сокращение системы военного образования были тесно связаны с сокращением офицерского корпуса. Российская система военного образования была основана на предыдущей системе советских военных академий . Сердюков заявил, что 65 военных вузов (15 академий, четыре университета, 46 колледжей, включая суворовские и нахимовские училища, и институты) будут сокращены к 2012 году до десяти «системообразующих вузов», трех научно-учебных центров, шести академий. и один университет. Новые учреждения будут обучать офицеров и проводить исследования. Они будут устанавливаться по территории, а не по роду войск. На данный момент все учреждения станут филиалами этих десяти центров; решения относительно возможного закрытия должны были быть приняты позже. Сердюков утверждал, что весь профессорско-преподавательский состав военных институтов будет сохранен и включен в новую систему, а будет сокращен только управленческий слой. Он также сказал, что многие бывшие военные специальности, такие как юристы, теперь будут получать образование в гражданских учреждениях. [2]
Закрытие военных городков
[ редактировать ]Когда Сердюков стал министром обороны, в России было 27 тысяч укреплённых поселений-военных баз, которые фактически представляли собой закрытые города . Реформы 2008 года сократили это число до 500. Проблемы с этим начались, когда начался поиск альтернативных владельцев. В основном местные советы были вынуждены принять их на себя, но это создавало проблемы, из-за которых местные советы сопротивлялись. За жителями не велось достойного надзора, во многих городах содержались крупные преступники или обездоленные люди, которых местные правоохранительные органы не могли тронуть, так как закрытое заведение находилось под военной юрисдикцией. Жилье и инфраструктура находились в плохом состоянии, и у местных советов не было ресурсов для ремонта. Пока эти города находились под контролем военных, жители этих учреждений могли подавать письменные жалобы. Большинство жалоб исчезли, были проигнорированы или просто не получили ответа. Жаловаться было бесполезно, а ответственные люди, способные что-то изменить, были недоступны. Местные советы, которым после реформ Сердюкова пришлось взять на себя управление, достижимы. Учитывая, что жители этих городов также получили право участвовать в местных выборах после вывода войск, большая часть руководства местных советов не хотела брать на себя их управление. [14]
Взятие финансов под контроль и сокращение полномочий Генерального штаба
[ редактировать ]Несмотря на значительное увеличение расходов на оборону до того, как Сердюков стал министром обороны, лучшего финансирования не было видно, поскольку оно испарилось. [ нужны разъяснения ] Видимо, первой задачей Сердюкова было установить контроль над финансами, чем он и создал в МО отдел финансового контроля и укомплектовал его людьми из Федеральной налоговой службы . Это еще больше обострило и без того взрывоопасные отношения между Сердюковым и Генеральным штабом, поскольку традиционно все, что связано с обороной, находилось под контролем Генерального штаба. Увольнение генерала Юрия Балуевского из Генерального штаба, проведение реформ в 2008 году и повышение по службе генерала Николая Егоровича Макарова были тактикой нарезки салями, направленной на лишение власти Генерального штаба. Следующим шагом Сердюкова было сокращение огромных расходов на содержание, поскольку российская армия до реформ представляла собой, по сути, уменьшенную версию Советских Вооруженных Сил . С 1991 года существовало множество планов реформировать российскую армию до постсоветского уровня и сделать ее более подходящей для нужд национальной обороны России, но сопротивление со стороны Генерального штаба и существующих структур, большинство из них были реализованы только по названию. Реформы 2008 года стали первой четко реализованной реформой, в ходе которой сопротивление Генерального штаба было сломлено. [15]
Были многочисленные примеры нерационального использования средств в Генеральном штабе. Самый известный инцидент произошел с российской подводной лодкой «Екатеринбург» (К-84) . 29 декабря 2011 года около 12:20 по всемирному координированному времени в Екатеринбурге загорелся пожар, находясь в плавучем сухом доке ПД-50 . По некоторым данным, в тот день произошло три пожара, последний из которых вышел из-под контроля, что привело к опасному инциденту с находящимся на борту вооружением, в том числе ядерным. Чиновники первоначально утверждали, что все вооружение было вывезено из Екатеринбурга заранее, но расследование возглавил вице-премьер Дмитрий Рогозин и пришел к выводу, что Екатеринбург "не выгружал боекомплект для ремонта: на нем были торпеды и обычные баллистические ракеты". Частично причиной недовольства Москвы было то, что были выделены средства на вывоз вооружения из Екатеринбурга на время ремонта, но они, скорее всего, исчезли. [14] [16] Еще одной проблемой были взрывы на складах боеприпасов и складах боеприпасов, такие как Североморская катастрофа , которая время от времени действительно имела риск. До реформ 2008 года российская военная промышленность использовала 150 тысяч тонн боеприпасов в год. К 2011 году на складах боеприпасов находилось 4,5 миллиона тонн устаревших боеприпасов. Часть устаревших боеприпасов на хранении была изготовлена в 1920-х годах для артиллерии, а также находились боеприпасы для Т-34 снятых с вооружения танков . К концу 2012 года на российских военных полигонах было взорвано 3,6 миллиона тонн этих боеприпасов. Российской военной промышленности, которая отвечала за хранение этих боеприпасов, это не понравилось, поскольку это нанесло ущерб их бизнесу. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Реформирование российской армии: проблемы и перспективы» . Архивировано из оригинала 4 мая 2018 г. Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Информационная записка по обороне Москвы № 4, 2008 г. с. 21-24
- ↑ Краткая информация по обороне Москвы № 2, 2009 г., с. 18-20
- ^ «Россия продолжит призыв на военную службу в течение следующих 10-15 лет» . asian-defence.blogspot.com . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ Райт, Остин (22 мая 2024 г.). «Почему Россия продолжает терять генералов» . Внешняя политика . Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ «Российские военные планируют создать новый учебный центр сержантского состава» . Фонд Джеймстауна . Проверено 15 августа 2022 г.
- ↑ Блог российской оборонной политики, Победители и проигравшие в организации новых военных округов и армий , 25 августа 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Московская оборонная записка №2, 2010 г. с. 22–24
- ^ Военно-воздушная академия Гагарина
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Московская оборонная записка №2, 2011 г. с. 18-22
- ^ «К 2020 году ВМФ России закупит 100 кораблей» . rusnavy.com . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ «Шурыгин о недовольстве ВДВ» . 12 ноября 2010 г. Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ Ослунд А., Гуриев С. и Качинс А. (2010) Россия после глобального экономического кризиса Проект баланса России. ISBN 978-0-88132-497-6
- ^ Перейти обратно: а б с «Русская армия, почему? ‹ Домашняя страница газеты КесКус» .
- ^ «Торговец диванами поддерживает генерала – дипломатия» . Архивировано из оригинала 19 июня 2020 г. Проверено 19 июня 2020 г.
- ^ «Вы не поверите, насколько близко Россия подошла к ядерной катастрофе в 2011 году» . 27 февраля 2018 г.
- Кайл, Джозеф. «Новый взгляд на военные реформы России и их влияние на российскую внешнюю политику» . Обзор международных отношений . Проверено 4 июня 2022 г.
- «Российская армия не пригодна для современной войны: главный генерал» . Рейтер . 16 декабря 2008 г. Проверено 4 июня 2022 г.
- «Если бы New Looks могли убивать: военный потенциал России в 2022 году» . МИСИ . Проверено 4 июня 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Далл Аньоль, Аугусто К. Далл', Аугусто Сезар (январь 2019 г.). «Российская военная реформа как крупномасштабная военная реформа: внутреннее балансирование и государственное строительство (1991-2017)» . Магистерская диссертация по международным стратегическим исследованиям .
{{cite journal}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) (2019).