Тест «Нарисуй человека»
Тест «Нарисуй человека» ( DAP , DAP-тест или тест Гуденаф-Харриса «Нарисуй человека» ) — это психологический проективный личностный или когнитивный тест , в котором испытуемый использует простые художественные принадлежности для создания изображений людей. Он используется для оценки детей и подростков в различных целях.
История
[ редактировать ]Этот тест, первоначально разработанный Флоренс Гуденаф в 1926 году, сначала был известен как тест Гуденаф «Нарисуй человека». Подробно это описано в ее книге « Измерение интеллекта с помощью рисунков» . Позже Дейл Б. Харрис переработал и расширил тест, и теперь он известен как тест рисования Гуденаф-Харриса . Пересмотр и расширение подробно описаны в его книге «Детские рисунки как меры интеллектуальной зрелости» (1963).
Психолог Джулиан Джейнс в своей книге 1976 года « Происхождение сознания при распаде двухпалатного разума » написал, что тест «обычно применяется как индикатор шизофрении », и что, хотя не все пациенты с шизофренией испытывают трудности с рисованием человека, когда они делать, это очень явное свидетельство расстройства. Конкретные признаки могут включать в себя пренебрежение пациентом включением «очевидных анатомических частей, таких как руки и глаза», с «размытыми и несвязанными линиями», двусмысленным полом и общим искажением. [1] Не было подтверждено, что этот тест указывает на шизофрению. Чепмен и Чепмен (1968) в классическом исследовании иллюзорной корреляции показали, что руководство по выставлению оценок, например, большие глаза как признак паранойи , может быть порождено наивными убеждениями студентов. Точно так же Харрис не обнаружил достоверности результатов тестирования личности с помощью рисования человеческих фигур. Он отверг использование «сложной теории символизма» для интерпретации стилизации черт лица, вместо этого предпочитая позволить ребенку вести его с помощью простого «Расскажи мне об этом» после рисунка. [2]
Администрация
[ редактировать ]При проведении теста администратор просит детей выполнить три отдельных рисунка на отдельных листах бумаги. Детям предлагается нарисовать мужчину, женщину и себя. Никаких дальнейших инструкций не дается, и ребенок волен рисовать так, как ему хочется. Не существует правильного или неправильного типа рисунка, хотя ребенок должен каждый раз рисовать всего человека, т. е. от головы до ног, а не только лица. Тест не имеет ограничения по времени; однако детям редко требуется больше 10–15 минут, чтобы завершить все три рисунка. В книге Харриса (1963) представлены шкалы оценок, которые используются для проверки и оценки рисунков ребенка. Тест совершенно неинвазивный и не представляет угрозы для детей, что является частью его привлекательности.
Цель теста – помочь специалистам определить уровень когнитивного развития детей при незначительном влиянии или отсутствии влияния других факторов, таких как языковой барьер или особые потребности. Любое другое использование теста носит чисто проективный характер и не одобрено первым создателем.
Оценка
[ редактировать ]Для оценки интеллекта администратор теста использует Draw-a-Person: QSS (систему количественных оценок). Эта система анализирует четырнадцать различных аспектов рисунков (например, конкретных частей тела и одежды) по различным критериям, включая наличие или отсутствие, детализацию и пропорции. Первоначальная шкала Гуденафа содержала 46 баллов для каждого рисунка и 5 бонусных пунктов для рисунков в профиле. Шкала Харриса содержала 73 пункта для мужских фигур и 71 для женских. В более поздних версиях для каждого рисунка используется 64 элемента оценки. По каждому рисунку фиксируется отдельный стандартный балл, а по всем трем – общий балл. Использование невербального, не угрожающего задания для оценки интеллекта направлено на устранение возможных источников предвзятости за счет уменьшения таких переменных, как основной язык, вербальные навыки, коммуникативные нарушения и чувствительность к работе под давлением. Однако на результаты теста может повлиять предыдущий опыт рисования, и этот фактор может объяснить тенденцию детей из среднего класса получать более высокие баллы по этому тесту, чем дети из низшего класса, у которых часто меньше возможностей рисовать.
Чтобы оценить эмоциональные проблемы испытуемого, администратор использует «Нарисуй человека: SPED» (Процедура проверки на эмоциональные нарушения) для оценки рисунков. Эта система состоит из двух типов критериев. Для первого типа восемь размеров каждого рисунка оцениваются по нормам для возрастной группы ребенка. Для второго типа для каждого рисунка учитывается 47 различных предметов.
Валидность как мера интеллекта
[ редактировать ]Тест «Нарисуй человека» обычно используется для измерения интеллекта детей, но его критикуют. Кана Имута и др. (2013) сравнили результаты теста интеллектуальных способностей «Нарисуй человека» с результатами дошкольной и начальной шкалы интеллекта Векслера у 100 детей и обнаружили очень низкую корреляцию (r = 0,27). [3] Аналогичным образом, результаты, полученные у детей и подростков психиатрических стационаров, не подтвердили гипотезу о взаимосвязи между рисунками человеческих фигур и IQ. [4] Это говорит о том, что тест «Нарисуй человека» не следует использовать в качестве замены других хорошо зарекомендовавших себя тестов интеллекта.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джулиан Джейнс, Дж. (2000), Происхождение сознания при распаде двухпалатного разума, Mariner Books, ISBN 978-0-618-05707-8
- ^ Харрис 1963: 148–152.
- ^ Имута, Кана; и др. (2013). «Приближаемся к использованию рисунков человеческих фигур в качестве проективного показателя интеллекта» . ПЛОС ОДИН . 8 (3): e58991. Бибкод : 2013PLoSO...858991I . дои : 10.1371/journal.pone.0058991 . ПМЦ 3597590 . ПМИД 23516590 .
- ^ Айкман, КГ; Белтер, RW; Финч Эй Джей-младший (январь 1992 г.). «Рисунки человеческих фигур: достоверность оценки интеллектуального уровня и академических достижений». Журнал клинической психологии . 48 (1): 114–20. doi : 10.1002/1097-4679(199201)48:1<114::aid-jclp2270480116>3.0.co;2-y . ПМИД 1556206 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чепмен, LJ; Чепмен, JP (1967). «Генезис популярных, но ошибочных психодиагностических наблюдений». Журнал аномальной психологии . 72 (3): 193–204. дои : 10.1037/h0024670 . ПМИД 4859731 .
- Гуденаф, Ф. (1926). Измерение интеллекта по рисункам. Нью-Йорк: World Book Co.
- Харрис, Д.Б. (1963). Детские рисунки как мера интеллектуальной зрелости. Нью-Йорк: Harcourt, Brace & World, Inc.
- Тер Лаак, Дж.; де Гёде, М.; Алева, А. (2005). «Тест «Нарисуй человечка»: показатель когнитивной и социально-эмоциональной адаптации детей?». Журнал генетической психологии . 166 (1): 77–93. дои : 10.3200/ГНТП.166.1.77-93 . hdl : 1874/27790 . ПМИД 15782679 . S2CID 12572911 .
- Уильямс, Саймон Д.; Винер, Джуди; Макмиллан, Харриет (2005). «Техника построения личности: исследование достоверности особенностей человеческой фигуры как доказательства сексуального насилия над детьми». Жестокое обращение с детьми и пренебрежение ими . 29 (6): 701–13. дои : 10.1016/j.chiabu.2004.10.013 . ПМИД 15979710 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- DAP:IQ Тест на интеллектуальные способности человека
- Процедура проверки на эмоциональное расстройство «Нарисуй человека» (Нарисуй человека: SPED)