Jump to content

Иллюзорная корреляция

В психологии . иллюзорная корреляция — это феномен восприятия связи между переменными (обычно людьми, событиями или поведением), даже если такой связи не существует Ложная ассоциация может сформироваться потому, что редкие или новые события более заметны и, следовательно, имеют тенденцию привлекать внимание . [1] Это явление является одним из способов формирования и сохранения стереотипов . [2] [3] Гамильтон и Роуз (1980) обнаружили, что стереотипы могут привести к тому, что люди будут ожидать, что определенные группы и черты будут сочетаться друг с другом, а затем переоценивать частоту, с которой эти корреляции действительно возникают. [4] Этим стереотипам можно научиться и увековечить без какого-либо фактического контакта между носителем стереотипа и группой, к которой он относится.

«Иллюзорная корреляция» была первоначально предложена Чепменом (1967) для описания склонности людей переоценивать отношения между двумя группами, когда представлена ​​отличительная и необычная информация. [5] [6] Эта концепция использовалась для того, чтобы поставить под сомнение утверждения об объективных знаниях в клинической психологии посредством опровержения Чепменом широко используемых многими клиницистами признаков гомосексуализма в тестах Роршаха . [7]

Дэвид Гамильтон и Роберт Гиффорд (1976) провели серию экспериментов, которые продемонстрировали, как стереотипные представления о меньшинствах могут возникать из иллюзорных процессов корреляции. [8] Чтобы проверить свою гипотезу, Гамильтон и Гиффорд предложили участникам исследования прочитать серию предложений, описывающих либо желательное, либо нежелательное поведение, которое относилось либо к группе А (большинство), либо к группе Б (меньшинство). [5] Абстрактные группы использовались для того, чтобы никакие ранее установленные стереотипы не влияли на результаты. Большая часть предложений относилась к группе А, а оставшиеся немногие — к группе Б. [8] В следующей таблице обобщена предоставленная информация.

Поведение Группа А (большинство) Группа Б (меньшинство) Общий
Желательный 18 (69%) 9 (69%) 27
Нежелательно 8 (30%) 4 (30%) 12
Общий 26 13 39

В каждой группе было одинаковое соотношение позитивного и негативного поведения, поэтому реальной связи между поведением и членством в группе не было. Результаты исследования показывают, что позитивное, желательное поведение не рассматривалось как отличительное, поэтому люди были точны в своих ассоциациях. С другой стороны, когда в предложениях были представлены отличительные, нежелательные модели поведения, участники переоценивали, насколько группа меньшинства демонстрировала такое поведение. [8]

Параллельный эффект возникает, когда люди решают, связаны ли между собой два события, такие как боль и плохая погода. Они в значительной степени полагаются на относительно небольшое количество случаев, когда эти два события происходят одновременно. Люди уделяют относительно мало внимания другим видам наблюдения (отсутствию боли или хорошей погоде). [9] [10]

Общая теория

[ редактировать ]

Большинство объяснений иллюзорной корреляции основано на психологической эвристике : методах обработки информации, которые лежат в основе многих человеческих суждений. [11] Одним из них является доступность : легкость, с которой идея приходит в голову. Доступность часто используется для оценки вероятности события или частоты его возникновения. [12] Это может привести к иллюзорной корреляции, поскольку некоторые пары могут легко и ярко прийти на ум, даже если они не особенно часты. [11]

Обработка информации

[ редактировать ]

Мартин Хилберт (2012) предлагает механизм обработки информации, который предполагает шумное преобразование объективных наблюдений в субъективные суждения. Теория определяет шум как смешивание этих наблюдений во время извлечения из памяти. [13] Согласно модели, лежащие в основе познания или субъективные суждения идентичны шуму или объективным наблюдениям, которые могут привести к чрезмерной самоуверенности или так называемой предвзятости консерватизма — когда участников спрашивают о поведении, они недооценивают большинство или большую группу и переоценивают меньшинство или меньшую группу. Эти результаты являются иллюзорными корреляциями.

Объем оперативной памяти

[ редактировать ]

влияние объема рабочей памяти В экспериментальном исследовании, проведенном Эдером, Фидлером и Хамм-Эдером (2011), изучалось на иллюзорные корреляции. Сначала они изучили индивидуальные различия в рабочей памяти, а затем посмотрели, оказывает ли это какое-либо влияние на формирование иллюзорных корреляций. Они обнаружили, что люди с более высоким объемом рабочей памяти относятся к членам группы меньшинств более позитивно, чем люди с более низким объемом рабочей памяти. Во втором эксперименте авторы изучили влияние нагрузки на рабочую память на иллюзорные корреляции. Они обнаружили, что увеличение нагрузки на рабочую память приводит к увеличению распространенности иллюзорных корреляций. Эксперимент был разработан специально для проверки рабочей памяти, а не существенной памяти на стимулы. Это означает, что развитие иллюзорных корреляций было вызвано дефицитом центральных когнитивных ресурсов, вызванным нагрузкой на рабочую память, а не избирательное припоминание . [14]

Теория обучения внимания

[ редактировать ]

Теория обучения внимания предполагает, что сначала изучаются особенности групп большинства, а затем особенности групп меньшинства. Это приводит к попытке отличить группу меньшинства от большинства, что приводит к более быстрому усвоению этих различий. Теория внимания также утверждает, что вместо формирования одного стереотипа в отношении группы меньшинства формируются два стереотипа: один для большинства и один для меньшинства. [15]

Эффект обучения

[ редактировать ]

Было проведено исследование, чтобы выяснить, окажет ли усиление обучения какое-либо влияние на иллюзорные корреляции. Было обнаружено, что обучение людей тому, как возникает иллюзорная корреляция, привело к снижению частоты возникновения иллюзорных корреляций. [16]

Джонсон и Джейкобс (2003) провели эксперимент, чтобы увидеть, на каком раннем этапе жизни люди начинают формировать иллюзорные корреляции. Детям 2 и 5 классов была представлена ​​типичная парадигма иллюзорной корреляции, чтобы увидеть, связаны ли отрицательные качества с группой меньшинства. Авторы обнаружили, что обе группы сформировали иллюзорные корреляции. [17]

Исследование также показало, что дети создают иллюзорные корреляции. В своем эксперименте дети 1, 3, 5 и 7 классов, а также взрослые смотрели на одну и ту же иллюзорную парадигму корреляции. Исследование показало, что дети действительно создавали значительные иллюзорные корреляции, но эти корреляции были слабее, чем те, которые создавали взрослые. Во втором исследовании использовались группы фигур разного цвета. Формирование иллюзорной корреляции сохранялось, показывая, что социальные стимулы не являются необходимыми для создания этих корреляций. [18]

Явные и неявные установки

[ редактировать ]

В двух исследованиях, проведенных Рэтлифом и Носеком, изучалось, влияют ли явные и неявные установки на иллюзорные корреляции. В одном исследовании Рэтлифф и Носек выделили две группы: одна составляла большинство, а другая — меньшинство. Затем у них было три группы участников, и все читали о двух группах. Одна группа участников получила подавляющее большинство голосов, другая – меньшинство, а третья – нейтральное мнение. Группы, в которых были чтения в поддержку большинства и меньшинства, отдавали предпочтение своим соответствующим прогруппам как явно, так и неявно. Группа, имевшая нейтральное прочтение, явно, но не скрыто, отдавала предпочтение большинству. Второе исследование было аналогичным, но вместо чтения им показывали изображения поведения, и участники писали предложение, описывающее поведение, которое они видели на представленных изображениях. Результаты обоих исследований подтвердили аргумент авторов о том, что различия, обнаруженные между явными и неявными установками, являются результатом интерпретации ковариации и вынесения суждений на основе этих интерпретаций (явных), а не просто учета ковариации (неявных). [19]

Структура парадигмы

[ редактировать ]

Берндсен и др. (1999) хотели определить, может ли структура проверки иллюзорных корреляций привести к формированию иллюзорных корреляций. Гипотеза заключалась в том, что определение переменных теста как группы A и группы B могло заставить участников искать различия между группами, что приводило к созданию иллюзорных корреляций. Был поставлен эксперимент, в котором одной группе участников сообщили, что это группы «Группа А» и «Группа Б», а другой группе участников дали группы, помеченные как студенты, окончившие обучение в 1993 или 1994 годах. Это исследование показало, что иллюзорные корреляции с большей вероятностью будут иметь место. создано, когда группы были группами А и Б, по сравнению с учениками класса 1993 года или класса 1994 года. [20]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Пелхэм, Бретт; Блэнтон, Харт (2013) [2007]. Проведение исследований в области психологии: измерение веса дыма (4-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Cengage Learning . стр. 11–12. ISBN  978-0-495-59819-0 .
  2. ^ Маллен, Брайан; Джонсон, Крейг (1990). «Иллюзорные корреляции и стереотипы, основанные на различении: метааналитическая интеграция». Британский журнал социальной психологии . 29 (1): 11–28. дои : 10.1111/j.2044-8309.1990.tb00883.x .
  3. ^ Стресснер, Стивен Дж.; Плакс, Джейсон Э. (2001). «Иллюзорная корреляция и формирование стереотипов: прослеживание направления исследований за четверть века» . В Московице, Гордон Б. (ред.). Когнитивная социальная психология: Принстонский симпозиум о наследии и будущем социального познания . Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates. стр. 247–259. ISBN  978-0-8058-3414-7 .
  4. ^ Питерс, Вивиан Э. (1983). «Стойкость стереотипных убеждений: когнитивный взгляд» . У Ричарда П. Багоцци; Элис М. Тайбут (ред.). Достижения в области исследований потребителей . Том. 10. Анн-Арбор, Мичиган: Ассоциация исследований потребителей. стр. 454–458.
  5. ^ Перейти обратно: а б Уитли и Кайт 2010
  6. ^ Чепмен, Лорен Дж. (1967). «Иллюзорная корреляция в отчете наблюдений». Журнал вербального обучения и вербального поведения . 6 (1): 151–155. дои : 10.1016/S0022-5371(67)80066-5 .
  7. ^ Чепмен, Лорен Дж.; Чепмен, Джин П. (1969). «Иллюзорная корреляция как препятствие для использования действительных психодиагностических признаков». Журнал аномальной психологии . 74 (3): 271–80. дои : 10.1037/h0027592 . ПМИД   4896551 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с Гамильтон, Д; Гиффорд, Р. (1976). «Иллюзорная корреляция в межличностном восприятии: когнитивная основа стереотипных суждений». Журнал экспериментальной социальной психологии . 12 (4): 392–407. дои : 10.1016/S0022-1031(76)80006-6 .
  9. ^ Клиент 1999 , стр. 127–130
  10. ^ Плус 1993 , стр. 162–164.
  11. ^ Перейти обратно: а б Плус 1993 , стр. 164–167.
  12. ^ Плус 1993 , с. 121
  13. ^ Гильберт, Мартин (2012). «К синтезу когнитивных предубеждений: как шумная обработка информации может искажать принятие решений человеком» (PDF) . Психологический вестник . 138 (2): 211–237. CiteSeerX   10.1.1.432.8763 . дои : 10.1037/a0025940 . ПМИД   22122235 .
  14. ^ Эдер, Андреас Б.; Фидлер, Клаус; Хамм-Эдер, Силке (2011). «Возвращение к иллюзорным корреляциям: роль псевдослучайностей и объем рабочей памяти». Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 64 (3): 517–532. дои : 10.1080/17470218.2010.509917 . ПМИД   21218370 . S2CID   8964205 .
  15. ^ Шерман, Джеффри В.; Крушке, Джон К .; Шерман, Стивен Дж.; Перси, Элиза Дж.; Петрочелли, Джон В.; Конри, Фредерика Р. (2009). «Процессы внимания при формировании стереотипов: общая модель акцентуации категорий и иллюзорной корреляции» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 96 (2): 305–323. дои : 10.1037/a0013778 . ПМИД   19159134 .
  16. ^ Мерфи, Робин А.; Шмеер, Стефани; Валле-Туранжо, Фредерик; Мондрагон, Эстер; Хилтон, Денис (2011). «Заставить иллюзорный эффект корреляции появляться, а затем исчезать: эффекты усиленного обучения». Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 64 (1): 24–40. дои : 10.1080/17470218.2010.493615 . ПМИД   20623441 . S2CID   34898086 .
  17. ^ Джонстон, Кристен Э.; Джейкобс, Дженис Э. (2003). «Детские иллюзорные корреляции: роль смещения внимания в формировании группового впечатления». Журнал познания и развития . 4 (2): 129–160. дои : 10.1207/S15327647JCD0402_01 . S2CID   143983682 .
  18. ^ Прими, Катерина; Аньоли, Франка (2002). «Дети соотносят нечастое поведение с группами меньшинств: случай иллюзорной корреляции». Когнитивное развитие . 17 (1): 1105–1131. дои : 10.1016/S0885-2014(02)00076-X .
  19. ^ Рэтлифф, Кейт А.; Носек, Брайан А. (2010). «Создание четких неявных и явных отношений с помощью иллюзорной парадигмы корреляции». Журнал экспериментальной социальной психологии . 46 (5): 721–728. дои : 10.1016/j.jesp.2010.04.011 .
  20. ^ Берндсен, Мариетт; Спирс, Рассел; Плигт, Йоп; МакГарти, Крейг (1999). «Детерминанты межгрупповой дифференциации в задаче иллюзорной корреляции». Британский журнал психологии . 90 (2): 201–220. дои : 10.1348/000712699161350 .

Источники

[ редактировать ]
  • Гамильтон, Дэвид Л.; Роуз, Терренс Л. (1980). «Иллюзорная корреляция и сохранение стереотипных убеждений». Журнал личности и социальной психологии . 39 (5): 832–845. дои : 10.1037/0022-3514.39.5.832 .
  • Кунда, Зива (1999). Социальное познание: понимание людей . МТИ Пресс. ISBN  978-0-262-61143-5 . OCLC   40618974 .
  • Плус, Скотт (1993). Психология суждений и принятия решений . МакГроу-Хилл. ISBN  978-0-07-050477-6 . ОСЛК   26931106 .
  • Уитли, Бернард Э.; Кайт, Мэри Э. (2010). Психология предрассудков и дискриминации . Бельмонт, Калифорния: Уодсворт. ISBN  978-0-495-59964-7 . OCLC   695689517 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eec0c09b21108bfd520372af077ff808__1721211420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/08/eec0c09b21108bfd520372af077ff808.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Illusory correlation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)