Временный закон и Второй закон о координации государств с Рейхом
Первый закон о координации государств с Рейхом | |
---|---|
Правительство Германского Рейха | |
| |
Принят | Правительство Германского Рейха |
Принят | 31 марта 1933 г. |
Подписано | Адольф Гитлер Вильгельм Фрик |
Подписано | 31 марта 1933 г. |
Эффективный | 31 марта 1933 г. |
Отменен | 20 сентября 1945 г. |
Отменено | |
Закон Контрольного совета № 1 – Отмена нацистских законов | |
Статус: Отменен |
Второй закон о координации государств с рейхом | |
---|---|
Правительство Германского Рейха | |
Принят | Правительство Германского Рейха |
Принят | 7 апреля 1933 г. |
Подписано | Адольф Гитлер Вильгельм Фрик |
Подписано | 7 апреля 1933 г. |
Эффективный | 7 апреля 1933 г. |
Отменен | 20 сентября 1945 г. |
Отменено | |
Закон Контрольного совета № 1 – Отмена нацистских законов | |
Статус: Отменен |
Временный закон и Второй закон о координации государств с Рейхом ( нем . Vorläufiges Gesetz und Zweites Gesetz zur Gleichschaltung der Länder mit dem Reich ) — два закона, принятые немецким правительством Адольфа Гитлера для расширения своего контроля над семнадцатью немецкими землями. государства ( земли ). Временный (Первый) закон (31 марта 1933 г.) распустил все действующие ландтаги (государственные парламенты), за исключением парламента Пруссии , и воссоздал их в соответствии с результатами недавних парламентских выборов 5 марта 1933 г., которые дали нацистам Партия и ее партнер по коалиции , Немецкая национальная народная партия (DNVP), получили большинство мест в Рейхстаге . Второй закон (7 апреля 1933 г.) установил новую влиятельную должность Reichsstatthalter (имперского губернатора), назначаемого центральным правительством для эффективного контроля над каждой государственной администрацией. Целью этих законов было подорвать власть и влияние всех политических партий, кроме нацистов и ДНВП, и значительно отдалить Германию от статуса федеративной республикой и поставили ее на путь становления унитарного государства .
Предыстория [ править ]
Немецкий федерализм [ править ]
В Германии долгое время существовала федеративная система правления, состоящая из множества независимых государств. В составе Германской империи (1871–1918) было 25 таких государств . Двадцать две были наследственными монархиями, состоявшими из четырех королевств , шести великих герцогств , пяти герцогств и семи княжеств . Кроме того, существовало три города-государства ( Гамбург , Бремен и Любек ), которые были республиками . Во всех штатах также было своего рода представительное собрание с разной степенью народного представительства и полномочий. Они варьировались от свободно избранных собраний, которые действовали как настоящие законодательные органы в республиках, до представителей сословий в Мекленбурге . [1]
После немецкой революции 1918–1919 годов и отмены монархий была создана Веймарская республика (1919–1933). После некоторой консолидации она в конечном итоге состояла из 17 республик, в основном называемых «свободными государствами», каждая со своим народным собранием. Большинство из них назывались ландтагами , но те, кто находился в трех городах-государствах, назывались bürgerschaft (буквально «граждане»). Все эти парламенты были свободно избраны всеобщим голосованием , и правительства штатов несли перед ними ответственность. Государства были в значительной степени автономны во внутренних делах и контролировали такие вопросы, как образование и общественный порядок, включая полицию и суды. [2]
До 1919 года немецкие муниципалитеты также имели широкую автономию. Эта автономия как муниципалитетов, так и земель была подорвана реформами министра финансов Матиаса Эрцбергера . [3] 19 августа 1919 года Эрцбергер сообщил делегатам Национального собрания о своих структурных реформах:
«Я уверен в своей позиции и хочу прояснить эту позицию: введение единой налоговой системы Рейха станет шагом на пути к построению унитарного национального государства». [3]
Штаты и муниципалитеты утратили свою финансовую независимость с принятием Landessteuergesetz (Закона о земельном налоге) от 30 марта 1920 года. [4] Такие шаги в сторону более централизованного управления нашли поддержку среди тех, кто стремился создать унитарное государство. В большинстве политических партий того времени были приверженцы этой политики. Некоторые, такие как Нацистская партия и Коммунистическая партия Германии (КПГ), даже выступали за авторитарное правительство. Даже некоторые буржуазные партии хотели сопровождать централизацию усилением власти рейхспрезидента ( рейхспрезидента). [5]
Федерация обновления Рейха [ править ]
В 1928 году была основана Федерация обновления Рейха . Эта организация состояла из нескольких заинтересованных групп промышленников, банкиров, фермеров, политиков, администраторов, ученых и журналистов. Эта головная организация, которую сначала возглавил бывший рейхсканцлер Ганс Лютер , работала над созданием авторитарного президентского правительства. Одно из их предложений включало крупную реорганизацию штатов. В то время Пруссия была крупнейшим государством, располагавшим примерно двумя третями территории Германии и тремя пятыми ее населения. Чтобы усилить центральное правительство по отношению к землям, Федерация предложила объединить все земли северной Германии с Пруссией и сформировать Рейхсланд, управляемый непосредственно правительством Рейха. Четыре южные земли — Баден , Бавария , Саксония и Вюртемберг , где сторонники федерализма были наиболее сильными, — останутся автономными. [6] Хотя этот реальный план так и не был реализован, лежащая в его основе философия способствовала последующим событиям.
Прусский государственный переворот 1932 года [ править ]
Первый крупный шаг к отмене немецкой федеральной системы был сделан 20 июля 1932 года в результате так называемого прусского государственного переворота . Используя в качестве предлога вспышку насилия, произошедшую в Альтонское Кровавое воскресенье , рейхсканцлер Франц фон Папен добился согласия рейхспрезидента Пауля фон Гинденбурга на смещение социал-демократического правительства прусского министра-президента Отто Брауна посредством применения политики рейхсэкзекуции . Папен стал фактическим правителем Пруссии, получив титул рейхскомиссара . Браун оставался титульным премьер-министром, но с небольшой властью; окончательно он был уволен указом президента от 6 февраля 1933 года. [7] После переворота Папен использовал свое новое положение власти, чтобы заменить десятки социал-демократических и либеральных полицейских-президентов и региональных администраторов по всей Пруссии более консервативными и автократическими чиновниками. [8] Переворот был грубым нарушением Веймарской конституции . [9] Переворот Папена нанес ошеломляющий удар по республике, разрушив принцип федерализма, захватив контроль над крупнейшим государством и открыв дверь для дальнейшей централизации. [10]
Примерно во время этого переворота впервые вошел в употребление термин Gleichschaltung («координация» или «синхронизация»), означающий отмену автономии немецких государств. Другие термины, такие как Verreichlichung (примерно «рейхификация»), а также Unitarisierung («объединение»), также использовались немецкой общественностью для описания этой централизации власти. После прихода к власти нацистов термин Gleichschaltung был расширен и стал применяться к процессу, посредством которого другие институты правительства и общества также были централизованы и поставлены под контроль Рейха. [11]
Присоединение Гитлера к власти и Закон полномочиях о
Когда 30 января 1933 года Гитлер был назначен рейхсканцлером, нацистская партия контролировала только правительства пяти штатов. [12] Гитлер понимал, что элементы в остальных штатах могут сформировать ядро оппозиции центральному правительству. Используя пожар Рейхстага в качестве предлога, нацистское правительство убедило рейхспрезидента Гинденбурга издать указ о поджоге Рейхстага (28 февраля 1933 г.), который значительно ограничил гражданские свободы. Затем они приняли через Рейхстаг в виде поправки к конституции Закон о полномочиях (23 марта 1933 г.), который предоставил канцлеру и его кабинету чрезвычайные полномочия по принятию и обеспечению соблюдения законов без участия Рейхстага в течение четырех лет. . [13] Получив таким образом по сути диктаторский контроль над центральным правительством, Гитлер приступил к ограничению независимости земель и захвату контроля над учреждениями государственного управления.
предварительного (первого Издание ) закона
Нацистское правительство использовало чрезвычайные полномочия, предоставленные ему Законом о полномочиях, для издания «Временного закона о координации штатов с Рейхом» 31 марта 1933 года. Этот указ распустил должным образом избранные действующие парламенты земель Германии, за исключением за прусский ландтаг, избранный 5 марта и контролировавшийся нацистами. Затем он воссоздал их на основе результатов выборов в Рейхстаг 5 марта 1933 года , за исключением того, что места, полученные Коммунистической партией, были явно исключены. Этот закон, по сути, аннулировал результаты последних выборов в ландтаг и фактически создал рабочее большинство для нацистов и их союзника, ДНВП, в каждом штате. Закон был явным нарушением Веймарской конституции. [14]
Издание второго закона [ править ]
7 апреля 1933 года правительство Рейха издало «Второй закон о координации государств с Рейхом». Этот закон предусматривал назначение рейхспрезидентом по рекомендации рейхсканцлера рейхсстатхальтера ( рейхгубернатора) для надзора за правительством каждого штата. Этим новым чиновникам центрального правительства было поручено следить за соблюдением политических принципов, сформулированных рейхсканцлером. Они были уполномочены председательствовать на заседаниях правительства штата, а также назначать и увольнять министров-президентов правительств штатов, а также других высокопоставленных чиновников и судей. Они также могли обнародовать законы штатов, распустить парламенты штатов, назначить новые выборы и помиловать. Когда к маю 1933 года к власти пришли эти новые влиятельные чиновники, вскоре все правительства штатов оказались в руках лояльных нацистских политиков. Закон также прямо запрещает выражать вотум недоверия парламентам штатов министрам-президентам или другим членам правительств штатов. Второй закон также конкретно наделял исполнительную власть в Пруссии Reichsstatthalter непосредственно на рейхсканцлера, а именно на Гитлера. [15]
Последующие действия [ править ]
- 10 апреля 1933 года Гитлер, действуя в качестве рейхсстатхальтера Пруссии, официально назначил Германа Геринга министром-президентом Пруссии (а также министром внутренних дел ), фактически заменив Папена, который занимал пост прусского рейхскомиссара в кабинете Гитлера с 30 января. [16] (30 июня 1933 года был принят президентский указ, формально отменяющий должность прусского рейхскомиссара .) [17] 25 апреля 1933 года Гитлер также передал свои полномочия прусского рейхсстатхальтера Герингу. [18]
- 18 мая 1933 года Ландтаг Пруссии собрался в последний раз и принял «разрешительный закон», который предоставил администрации Геринга чрезвычайные законодательные полномочия сроком на четыре года. [19]
- 30 января 1934 года Рейхстаг принял « Закон о реконструкции Рейха ». Этот закон формально упразднил парламенты немецких земель, подчинил государственные администрации Рейху и передал суверенитет земель центральному правительству. Он также передал Reichsstatthalter под надзор имперского министерства внутренних дел, обеспечив более централизованный контроль. [20]
- Рейхсрат , верхний орган парламента Германии , члены которого назначались правительствами земель для представления их интересов в национальном законодательстве, теперь стал ненужным. В течение двух недель правительство рейха официально распустило рейхсрат , приняв « Закон об упразднении рейхсрата » 14 февраля 1934 года. [21]
- К концу 1934 года все государственные министерства Пруссии, за исключением Министерства финансов Пруссии, были объединены с соответствующими министерствами рейха. [22]
Федерализм в Германии был де-факто заменен унитарной системой. Хотя немецкие государства, созданные во времена Веймарской республики, продолжали существовать де-юре до падения нацистского режима в конце Второй мировой войны , на практике их заменила нацистская партия Гауэ .
Ссылки [ править ]
- ^ Робинсон и Робинсон 2009 , стр. 71–110..
- ^ Николлс 2000 , стр. 33–34.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вольфганг Бенц : Южная Германия в Веймарской республике: вклад во внутреннюю политику Германии 1918–1923 гг. Данкер и Хамблот, 1970, стр. 185 и далее.
- ^ Джо Вайнгартен: Подоходный налог и администрирование подоходного налога в Германии: исторический и административный обзор. Шпрингер-Верлаг, 2013, стр. 133.
- ^ Курт Госсвайлер : Лига обновления Рейха (BER) 1928–1933 . В: Дитер Фрике (ред.): Буржуазные партии в Германии. Справочник по истории буржуазных партий и других организаций буржуазных интересов с марта по 1945 год. Том 1, Лейпциг, 1968. С. 195–200.
- ^ Курт Госсвайлер : Лига обновления Рейха (BER) 1928–1933 . В: Дитер Фрике (ред.): Буржуазные партии в Германии. Справочник по истории буржуазных партий и других организаций буржуазных интересов с марта по 1945 год. Том 1, Лейпциг, 1968. С. 195–200.
- ^ Зентнер и Ниди 1997 , с. 739.
- ^ Хорст Мёллер: Региональные банки Третьего рейха. Вальтер де Грютер, 2015, стр. 25.
- ^ Бросзат 1987 , стр. 118–121.
- ^ Эванс 2005 , с. 287.
- ^ Курт Петцольд: Энциклопедия национал-социализма. Клетт-Котта, 1997, стр. 490.
- ^ Орлоу 1969 , с. 277.
- ^ Уэллс, Роджер Х. (апрель 1936 г.). «Ликвидация немецких земель». Американский обзор политической науки . 30 (2). Американская ассоциация политических наук: 351. doi : 10.2307/1947263 . JSTOR 1947263 .
- ^ Бросзат 1981 , с. 106.
- ^ «Второй закон о координации земель с рейхом» . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Геринг назначен премьер-министром Пруссии». Нью-Йорк Таймс . 12 апреля 1933 г. с. 16.
- ^ Постановление рейхпрезидента о восстановлении нормальных условий правления в Пруссии
- ^ Бросзат 1981 , с. 108.
- ^ «Прусская диета прекращена на четырехлетний период». Нью-Йорк Таймс . 19 мая 1933 г. с. 8.
- ^ Бросзат 1981 , стр. 112–113.
- ^ Зентнер и Ниди 1997 , с. 941.
- ^ Уэллс, Роджер Х. (апрель 1936 г.). «Ликвидация немецких земель». Американский обзор политической науки . 30 (2). Американская ассоциация политических наук: 354–355. дои : 10.2307/1947263 . JSTOR 1947263 .
Источники [ править ]
- Бросзат, Мартин (1987). Гитлер и распад Веймарской Германии . Berg Publishers Ltd. ISBN 978-0-854-96517-5 .
- Бросзат, Мартин (1981). Государство Гитлера: основание и развитие внутренней структуры Третьего рейха . Нью-Йорк: ISBN Longman Inc. 978-0-582-48997-4 .
- Эванс, Ричард Дж. (2005). Приход Третьего Рейха . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 978-0-143-03469-8 .
- Николлс, Энтони Дж. (2000). Веймар и приход к власти Гитлера . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-312-23351-8 .
- Орлоу, Дитрих (1969). История нацистской партии: 1919–1933 гг . Издательство Питтсбургского университета. ISBN 0-8229-3183-4 .
- Робинсон, Джанет; Робинсон, Джо (2009). Справочник императорской Германии . Авторский дом. ISBN 978-1-449-02113-9 .
- Центнер, Кристиан; В нужде, Фридеманн, ред. (1997) [1991]. Энциклопедия Третьего Рейха . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-80793-0 .
Внешние ссылки [ править ]
- Полный текст предварительного закона о координации государств с Рейхом (на немецком языке)
- Полный текст Второго закона о координации государств с Рейхом (на немецком языке)
- Частичный перевод предварительного закона о координации государств с рейхом
- Частичный перевод Второго закона о координации государств с рейхом