Эффект дифференцированных результатов
Эффект дифференциальных результатов ( DOE ) — это теория бихевиоризма , , раздела психологии , которая показывает, что положительное влияние на точность происходит при различении обучения между различными стимулами когда уникальные вознаграждения сочетаются с каждым отдельным стимулом. DOE был впервые продемонстрирован в 1970 году Милтоном Трапольдом в эксперименте на крысах . [1] Крыс обучали различать кликер и звук, нажимая левый и правый рычаги. Половину крыс обучали с использованием процедуры дифференциальных результатов (DOP), где кликер сочетался с сахарозой, а тон с пищевыми гранулами. Остальных крыс обучали только сахарозе или только пищевым гранулам. Крысы, обученные с помощью DOP, были значительно более точными, чем крысы, обученные только с одним типом подкрепления (общий результат). было установлено С тех пор посредством множества экспериментов , что ДОЭ существует у большинства видов, способных к обучению . [2]
Определение
[ редактировать ]DOE не только утверждает, что ассоциация между стимулом и реакцией формируется как традиционные классические состояния обусловливания , но и что одновременная ассоциация формируется между стимулом и подкреплением у субъекта . Если соединить стимул с подкреплением, это называется дифференциальным состоянием. При этом можно ожидать более высокой точности тестов при различении двух стимулов из-за большего количества информации, доступной испытуемому, чем в недифференцированном состоянии.
История
[ редактировать ]В 1970 году МЭ был открыт Трапольдом при проверке обоснования теории. [1] Он провел эксперимент, в котором крыс учили различать щелкающий шум и тон. Он связал левую полосу со щелчком, а правую — со звуком . Экспериментальной группе давали сахарозу при одном ответе и пищу при другом. Контрольной группе случайным образом давали либо еду, либо сахарозу для каждого ответа. Крысы в экспериментальной группе смогли различать два стимула быстрее, чем крысы в контрольной группе . [1]
Затем было обнаружено, что DOE существует у различных видов, включая, помимо прочего, крыс . [1] голуби , [3] и лошади [4] на протяжении многих лет, а затем, наконец, был исследован на людях Полиной Маки, Дж. Брюсом Овермиером, Сандрой Делос и Арлин Гутманн в 1995 году. [5] Они тестировали детей в возрасте от 4 до 7 лет на способность различать две разные формы . Дети, которым давали либо подкрепление, состоящее из еды, за один ответ, либо вербальное подкрепление за другой ответ, давали гораздо более точные ответы, чем те, которым давали случайные подкрепления за разные ответы. [5]
Затем в 2002 году Одетт Миллер, Кевин Во и Карен Чемберс доказали, что ДОЭ существует у взрослых . [6] Этот эксперимент был новаторским, потому что в нем впервые участвовали обычные взрослые ( студенты колледжа ) и перед ним стояла сложная задача по распознаванию, которая требовала от участников уметь различать 15 различных иероглифов кандзи . В предыдущих экспериментах участникам требовалось только различать два разных стимула. Для участников группы, которым было дано дифференциальное условие, каждому персонажу кандзи была вручена уникальная фотография и приз за правильный ответ. Участники группы с условием недифференциальности получили случайную фотографию и приз за правильный ответ на вопрос. Группа с дифференциальным условием показала себя намного лучше, чем группа с недифференцированным условием, продемонстрировав, что DOE не только существует у взрослых людей, но также может применяться для задач, требующих различения более чем двух стимулов. [6]
Метаанализ показал, что ДОП оказывает большое влияние на людей, демонстрируя этот эффект у типично развивающихся детей и здоровых взрослых. [7] Совсем недавно в нескольких исследованиях рассматривалось применение эффекта дифференцированных результатов для групп населения с умственными нарушениями и распространенными нарушениями развития . [8] [9] Ученые предположили, что эта процедура может быть полезна для преодоления препятствий на пути к обучению.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Трапольд, Милтон А. (1 мая 1970 г.). «Являются ли ожидания, основанные на различных позитивных подкрепляющих событиях, существенно различающимися?» . Обучение и мотивация . 1 (2): 129–140. дои : 10.1016/0023-9690(70)90079-2 . ISSN 0023-9690 .
- ^ Уркуйоли, Питер Дж. (февраль 2005 г.). «Поведенческие и ассоциативные эффекты различных результатов в обучении дискриминации» . Обучение и поведение . 33 (1): 1–21. дои : 10.3758/bf03196047 . ISSN 1543-4494 . ПМИД 15971490 . S2CID 29565288 .
- ^ Шерберн, Лу М.; Зенталл, Томас Р. (декабрь 1998 г.). «Эффект дифференциальных результатов у голубей не уменьшается за счет устранения связей между ответом и результатом: поддержка учета двух процессов» . Обучение и поведение животных . 26 (4): 378–387. дои : 10.3758/BF03199230 . ISSN 0090-4996 . S2CID 53005289 .
- ^ Мияшита, Юкако; Накадзима, Садахико; Имада, Хироши (сентябрь 2000 г.). «Дифференциальный эффект результата у лошади» . Журнал экспериментального анализа поведения . 74 (2): 245–253. дои : 10.1901/jeab.2000.74-245 . ПМЦ 1284794 . ПМИД 11029025 .
- ^ Jump up to: а б Маки, Полина; Овермиер, Дж. Брюс; Делос, Сандра; Гутманн, Арлин Дж. (1995). «Ожидания как факторы, влияющие на проявления условной дискриминации детей» . Психологическая запись . 45 (1): 45–71.
- ^ Jump up to: а б Миллер, Одетт Т.; Во, Кевин М.; Чемберс, Карен (1 июля 2002 г.). «Эффект дифференциальных результатов: повышение точности у взрослых, изучающих кандзи, с помощью конкретных стимулов» . Психологическая запись . 52 (3): 315–324. дои : 10.1007/BF03395433 . ISSN 2163-3452 . S2CID 141282276 .
- ^ МакКормак, Джессика С.; Эллифф, Дуглас; Вируэс-Ортега, Хавьер (27 июня 2019 г.). «Количественная оценка эффектов процедуры дифференциальных результатов у людей: систематический обзор и метаанализ» . Журнал прикладного анализа поведения . 52 (3): 870–892. дои : 10.1002/jaba.578 . hdl : 2292/48177 . ISSN 0021-8855 . ПМИД 31243766 . S2CID 195696351 .
- ^ Эсевес, А.Ф.; Фуэнтес, LJ; Овермиер, Дж.Б.; Гонсалес, К. (2003). «Эффект дифференциальных результатов у детей и взрослых с синдромом Дауна» . Американский журнал по умственной отсталости . 108 (2): 108–116. doi : 10.1352/0895-8017(2003)108<0108:DOEICA>2.0.CO;2 . ПМИД 12564943 .
- ^ МакКормак, Джессика С.; Эллифф, Дуглас; Вируэс-Ортега, Хавьер (10 сентября 2020 г.). «Улучшение овладения тактом с использованием процедуры дифференциальных результатов у детей с нарушениями развития и умственными отклонениями» . Психологическая запись . 71 (1): 55–70. дои : 10.1007/s40732-020-00429-8 . ISSN 0033-2933 . S2CID 256432145 .