Гонки воинов
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (сентябрь 2020 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Высшие женские курсы в Москве ( русский : Московские высшие женские курсы , латинизировано : Московские Высшие Женские Курсы , букв. «Московские Высшие Женские Курсы») — женский университет с 1872 по 1918 год (с перерывом в 1888-1900 годах), после чего они были преобразованы во 2-й Московский государственный университет. Это было одно из крупнейших и виднейших женских высших учебных заведений в Российской империи , уступавшее только Бестужевским курсам в Санкт-Петербурге . [ 1 ] Его основал и руководил Владимир Иванович Геррье . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Историческая информация
[ редактировать ]Первый период (1872-1888)
[ редактировать ]В начале 1871 года сверхштатный профессор всеобщей истории Московского университета В. И. Герье направил записку попечителю Московского учебного округа князю А. П. Ширинскому-Шихматову о целесообразности открытия в Москве высших женских курсов, к которым он добавил проект «Положения о высших женских курсах», в котором изложил цель и программу создаваемых курсов. Геррье убедил министра народного просвещения графа Дмитрия Алексеевича Толстого санкционировать открытие высшей женской школы в Москве. В мае 1872 года министр народного просвещения граф Д. А. Толстой дал согласие на открытие в Москве высших женских курсов как частного учебного заведения и утвердил «Положение о высших женских курсах». [ 2 ]
1 ноября 1872 года на Волхонке, 16, в здании Первой мужской гимназии, состоялось торжественное открытие Московских Высших женских курсов (курсов профессора В. И. Геррье), на которых преподавали Императорский Московский университет священник А. М. Иванцов- Платонов, С.М. Соловьев и В.И. Герьер. [ 2 ]
Бюджет курса состоял из платы за обучение и добровольных пожертвований. Первые пожертвования поступили от жены Герье Евдокии Ивановны, ее тети Е. К. Станкевич (500 рублей в год) и К. Т. Солдатенкова (100 рублей в год). 13,44% источников дохода курсов составили дивиденды от облигаций, приобретенных Guerrier, а также часть доходов от деятельности курсов. Кроме того, дополнительно (1%) участники курса собрали деньги на приобретение книг для библиотеки курса. Чтобы пополнить бюджет курса, Геррье устраивал благотворительные спектакли в Театре Солодовникова. За доходы от выступлений в 1883 году было выдано пособие 46 слушателям. Кроме того, средства изыскивались за счет продажи книг и открыток, напечатанных в собственной типографии.
Первоначально обучение было рассчитано на 2 года, а с 1879 года, по новому Уставу, на 3 года. Московские курсы имели историко-филологическую направленность, в качестве обязательных предметов были утверждены: история России и всеобщая история, русская литература и всеобщая литература, история цивилизации и история искусства, физика. Для желающих предполагалось преподавать иностранные языки, математику и гигиену. Занятия были платными: за весь курс обучения студенту платили 30 рублей в год, а за отдельный предмет - волонтеры - 10 рублей в год. В 1875 году плата составляла 50 рублей в год; затем - 100 рублей в год. В общем объеме поступивших финансовых средств плата за обучение составила более 75%; часть средств (до 7%) составляли добровольные пожертвования; с 1875 по 1882 год Московское купеческое управление выделяло по 500 рублей в год на 10 стипендий. [ 5 ]
В 1872–1873 годах курсы располагались на Волхонке в центре Москвы, в 1873–1876 годах — в помещениях Музея прикладных знаний на Пречистенке, 32, а в 1877–1888 годах — в здании, специально построенном для Политехнического музея .
Обычные студенты при поступлении должны были предоставить аттестат о среднем образовании или сдать вступительные экзамены по русской и всеобщей истории, русской и общей литературе. Слушатели также представляли автобиографию, справку о моральном поведении и политической честности от генерал-губернатора, две фотографии и в обязательном порядке разрешение старшего мужчины в семье или супруга.
Число студентов на курсах в это время было довольно велико: в первый год после открытия курсов оно достигало 70 (большая часть студентов перешла с Лубенских курсов), затем до 1878 г. колебалась в пределах 103-107, а с 1879 года число студентов постепенно увеличивалось, достигнув в 1884/85 учебном году 256 человек.
В 1881 году в курсы была введена новая гуманитарная дисциплина — история философии.
Лекции на курсах читали известные профессора Московского университета (в Уставе специально было оговорено, что в качестве преподавателей будут приглашаться преимущественно университетские профессора). Среди первых преподавателей были: профессор Бредихин Ф.А. (физика, астрономия), профессор Веселовский Александр Николаевич (русская литература), профессор Виноградов Павел Георгиевич (история средних веков), профессор Ключевский Василий Олегович (русская история), Ректор Московского университета профессор Владимир Сергеевич Соловьев (история философии), Л.М. Лопатин (история философии), Владимир Иванович Геррье (история), профессор Николай Иванович Стороженко (общая литература), профессор Н.С. Тихонравов (древнерусская литература) , [ 6 ] Фёдор Иванович Буслаев (искусствознание). С 1877 года историю русского языка и древнерусской литературы преподавал В. Ф. Миллер. Позже — Александр Иванович Чупров (политическая экономия), Александр Георгиевич Столетов (физика) и профессор А. А. Шахов (история зарубежной литературы).
Работу курсов курировал Педагогический совет, возглавляемый профессором Соловьевым Сергеем Михайловичем . В попечительский комитет курсов входили Е. К. Станкевич (в девичестве — Бодиско (1824-1904), жена А. В. Станкевича), Козьма Т. Солдатёнков , Е. И. Геррье.
За 16 лет на курсах выдан 41 диплом, дающий право преподавать в старших классах женских гимназий, кроме того, 322 ученицы сдали выпускные экзамены, дающие им право преподавать в младших классах женских гимназий. [ 5 ]
В 1886 году Министерство народного просвещения в лице министра И. Д. Дельянова запретило прием на все высшие женские курсы, мотивируя эту меру необходимостью разработки новых учебных программ и перевода курсов на государственное содержание и в 1888 году они были закрыты.
Слабоумные люди, правившие в 80-е годы, считали, что они добились большого успеха над революцией, запретив прием девушек на Высшие женские курсы. Но спустя десять лет они сами убедились в своей ошибке и стали подумывать о восстановлении курсов.
— V.I. Guerrier
Как и его санкт-петербургский аналог, Курсы Герье были созданы для того, чтобы не допустить обучения русских женщин за границей, что они и делали с тех пор, как университеты в России были закрыты для женщин в 1863 году. Курсы давали образование университетского уровня, но в отличие от курсов для мужчин. Им не разрешалось присуждать какие-либо официальные степени и им не предоставлялось государственное финансирование. Они были закрыты в 1888 году, но вновь открылись в 1900 году.
Второй период (1900-1918)
[ редактировать ]В 1900 году на курсы поступили выпускники средних учебных заведений из 41 губернии. Новые курсы больше не были частным учреждением, получающим часть средств от Министерства народного образования.
Срок обучения на курсах в 1900 году увеличился до четырех лет. На вновь открывшихся курсах было два отделения – историко-философское и физико-математическое. В 1906 году согласно новому Уставу была учреждена факультетская структура Курсов. В дополнение к двум существовавшим был открыт медицинский факультет (ныне Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова ), что приблизило структуру курсов к структуре классического университета (до революции университеты России Россия, как правило, состояла из четырех факультетов: историко-филологического, физико-математического, медико-юридического). С 1911 года клинической базой медицинского факультета стала Бахрушинская больница. [ 7 ] В 1906-1907 учебном году на курсах вместо курсовой системы со специализацией на старшем курсе была введена курсовая система обучения. На всех факультетах также были утверждены новые учебные программы. На изучение обязательных предметов отводилось 15 часов в неделю.
До 1905 года директором курсов вновь был В.И. Геррье. В 1905 году, в отсутствие В. И. Геррье, находившегося за границей, Владимир Иванович Вернадский директором был избран . Однако в связи с тем, что Вернадский был одновременно избран помощником ректора Императорского Московского университета, к своим обязанностям на Курсах он так и не приступил. В этом же году Сергей Алексеевич Чаплыгин . директором курсов был избран [ 8 ]
Курсы вели такие выдающиеся ученые, как Владимир Иванович Вернадский (со своим учеником В.В. Карандеевым), Сергей Александрович Чаплыгин , Сергей Сергеевич Наметкин , Николай Дмитриевич Зелинский , Александр Александрович Эйхенвальд , Болеслав Константинович Млодзеевский , Александр Николаевич Реформатский. , Иван Алексеевич Ильин , Александр Владимирович Зингер , Богдан Александрович Кистяковский и другие. Одной из первых женщин-профессоров была Ольга Н. Цубербиллер , выпускница курсов, автор учебника по аналитической геометрии «Задачи и упражнения по аналитической геометрии», который неоднократно переиздавался.
С 1910 года профессор Н. Д. Виноградов начал читать курс истории педагогического учения.
В 1905 году Моссовет принял решение предоставить курсам бесплатно земельный участок на Девичьем поле . 3 июня 1907 года состоялась закладка учебного корпуса (архитектор С. С. Соловьев) на земельном участке по Малой Царицынской улице (ныне Малая Пироговская улица). здания физико-химического факультета (ныне часть Московского государственного университета тонких химических технологий ) и Анатомического театра (архитектор А. Н. Соколов) (ныне часть Российского национального исследовательского медицинского университета В 1908 году в Трубецком переулке (ныне часть Российского национального исследовательского медицинского университета) были открыты ). Холзунова переулок), а в 1913 году — Аудитории корпуса Курсов (ныне главный корпус МПГУ , изображен на нынешнем гербе МПГУ.).
1911 год стал важной вехой в жизни Московских высших женских курсов. В связи с начавшимся конфликтом между Императорским Московским университетом и министром народного просвещения Львом А. Кассо (по кличке Кассо Кейс) из университета ушла большая группа профессоров и преподавателей, большая часть которых стала работать на Курсах. К 1912 г. на курсах было задействовано 227 профессоров, преподавателей, лекторов и ассистентов, более трети из которых имели степени доктора или магистра; среди них: бывший ректор Московского университета Александр Александрович Мануйлов , астроном Павел Константинович Штернберг , математик Николай Александрович Извольский, биологи Михаил Александрович Мензбир и Николай Константинович Кольцов , физиологи Михаил Николаевич Шатерников и Лазарь Сергеевич Минор , философы Лео М. Лопатин , Павел Иванович Новгородцев , историки Матвей Константинович Любавский , Юрий Васильевич Готье, Иван Васильевич Цветаев. Александр Алексеевич Кизеветтер, социолог Вениамин Михайлович Хвостов, биолог Лев Алексеевич Тарасевич, историк философии Александр Васильевич Кубицкий. Были среди сотрудников курсов и женщины: Мария Егоровна Беккер, помощник инспектора курса; Ольга Александровна Алферова, библиотекарь; Нина Евгеньевна Веденеева, ассистент кафедры неорганической химии (1914 г.) и кафедры физики (1916 г.).
В 1911 году женщин наконец приняли в российские университеты.
В 1912 году выпускники Курсов впервые получили право сдавать экзамены в Императорском Московском университете. 17 ноября 1912 года Совет курсов утвердил «Положение об оставлении студентов на Московских высших женских курсах», которое разрешало оставлять выпускниц на факультете для подготовки их к преподаванию по представлению профессора (профессоров) на 2 года.
В 1913 для Курсов была приобретена зоологическая коллекция А. Ф. Коца , положившая начало Дарвиновскому музею . [ 9 ]
В 1915-1916 учебном году Московские высшие женские курсы получили право проводить выпускные экзамены и выдавать дипломы о высшем образовании. К 1918 году на курсах обучалось 8,3 тысячи студентов, уступая только Московскому государственному университету .
По инициативе бывших студенток было создано «Общество по доставке средств на Московские высшие женские курсы».
В течение 1900 -1913 годов число студенток увеличилось с 223 до 7155. Однако ежегодный выпуск составлял не более 30% от числа абитуриентов, что было связано с неспособностью студенток выдерживать большие учебные нагрузки и большей частью время учиться самостоятельно. Курсы вошли в число крупнейших университетов Российской империи .
Протоколом комиссии Наркомпроса РСФСР Московский от 16 октября 1918 года Московские высшие женские курсы были преобразованы во 2-й Московский государственный университет (впоследствии разделенный на несколько институтов, в том числе государственный педагогический университет ). [ нужна ссылка ]
Знаменитые выпускники
[ редактировать ]В 1882—1885 годах Мария Павловна Чехова училась на курсах, после чего в течение 18 лет преподавала историю и географию в частной московской женской гимназии Л. Ф. Ржевской.
Выпускницами Высших женских курсов этого периода были: Зинаида Иванова ( Зинаида Мирович ) и Екатерина Клетнова .
В разное время курсы посещали: Вера Муромцева, будущая жена Ивана Алексеевича Бунина , переводчица, публицист; близкая подруга А. П. Чехова , Лидия Мизинова , актриса, переводчица, мемуаристка, литературный и театральный критик, ставшая прототипом Нины Заречной в пьесе « Чайка »; Надежда Афанасьевна Булгакова, сестра Михаила Алексеевича Булгакова .
Вера Степановна Нечаева стала известной исследовательницей творчества Ф. М. Достоевского , автором наиболее полной научной биографии Виссариона Г. Белинского .
В 1910 году Надежда Николаевна Сушкина (1889-1975), почвовед и микробиолог, окончила естественный факультет и первой оценила влияние микроорганизмов на состав природных образований. [ 10 ]
В 1907—1914 годах Белла Розенфельд , первая жена Марка Шагала . на курсах училась [ 11 ]
Лидия Карловна Лепин (1891-1985), специалист по физической и коллоидной химии, будущий академик АН Латвийской ССР . В 1917 году курс окончила [ 12 ]
Вера Варсанофьева была первой женщиной, удостоенной ученой степени доктора геолого-минералогических наук, геолога, геоморфолога , члена-корреспондента Академии педагогических наук СССР, заслуженного деятеля науки РСФСР .
Евгения Герцык — выдающийся русский переводчик и литературный деятель Серебряного века .
Александра Глаголева-Аркадьева — первая российская женщина и физик, получившая международную известность благодаря своим физическим исследованиям в области медицинской визуализации с использованием рентгеновских лучей , механизмов генерации микроволн и спектрометрии в дальних инфракрасных областях электромагнитного спектра .
Србуи Лисициан была армяно-советским этнографом, известной разработкой нового математического метода описания народного танца именно с использованием кинотехники.
Ольга Цубербиллер — российский математик , известный созданием учебника « Задачи и упражнения по аналитической геометрии», в 1955 году удостоенный звания заслуженного деятеля науки РСФСР .
См. также
[ редактировать ]- Bestuzhev Courses
- Российский национальный исследовательский медицинский университет
- Московский государственный педагогический университет
- Московский государственный университет тонких химических технологий
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рошель Голдберг Рутчайлд. Равенство и революция: права женщин в Российской империи, 1905-1917 гг . Университет Питтсбурга, 2010. ISBN 978-0-8229-6066-9 . Страница 56.
- ^ Jump up to: а б с Положение о Высших женских курсах в Москве и речи, произнесенные при открытии Курсов 1 ноября 1872 года профессорами Московского университета св. А. М. Иванцовым-Платоновым, С. М. Соловьевым и В. И. Герье [ Regulations on the Higher Women's Courses in Moscow and the speeches delivered at the opening of the Courses on November 1, 1872 by professors of the Moscow University A. M. Ivantsov-Platonov, S. M. Solovyov and V. I. Guerrier ] (in Russian).
- ^ "ГЕРЬЕ КУРСЫ • Большая российская энциклопедия - электронная версия" [GERIE COURSES (Moscow Higher Women's Courses)]. bigenc.ru . Archived from the original on 2022-11-30 . Retrieved 2022-11-30 .
- ^ Владимир Иванович Герье: у истоков высшего женского образования [ Vladimir Ivanovich Guerrier: at the origins of higher education for women ] (in Russian). Litres. 2019-07-25. ISBN 978-5-04-182226-2 .
- ^ Jump up to: а б T︠S︡ygankov, D.A. (2008). "В.И. Герье и Московский Университет его эпохи : вторая половина ХІХ--начало ХХ вв. | WorldCat.org" [V.I. Guerrier and the Moscow University of his era: the second half of the 19th - the beginning of the 20th centuries.]. www.worldcat.org . Retrieved 2022-11-30 .
- ^ "Московские высшие женские курсы. 1872—1918" [Moscow Higher Women's Courses. 1872-1918]. 2013-05-26. Archived from the original on 2013-05-26 . Retrieved 2022-11-30 .
- ^ "Бахрушинская больница" [Bakhrushin hospital]. PastVu . 1902 . Retrieved 2022-11-30 .
- ^ "Московскому педагогическому государственному университету — 130 лет" [Moscow Pedagogical State University is 130 years old]. rl-online.ru . Retrieved 2022-11-30 .
- ^ «№ 2. Сборник зоологии и экологии имени профессора А. Ф. Коца Института биологии и химии» .
- ^ "Чувашская энциклопедия | Сушкина Надежда Николаевна" [Чувашская энциклопедия | Сушкина Надежда Николаевна]. enc.cap.ru. Проверено 30 ноября 2022 г.
- ^ Shishanov, V. (2008). "Шишанов В. «Желая поступить…» (Документы об учёбе Беллы Розенфельд на Московских высших женских курсах) // Шагаловский сборник. Вып. 3. Материалы X — XIV Шагаловских чтений в Витебске (2000—2004)" [“Wishing to enter ...” (Documents about Bella Rosenfeld's studies at the Moscow Higher Women's Courses)]. issuu.com . Shagalovsky Collection. Issue. 3. Materials of X-XIV Chagall readings in Vitebsk (2000-2004). (in Russian). Minsk: Riftur. pp. 176–182 . Retrieved 2022-11-30 .
- ^ "Лепинь Лидия Карловна | Летопись Московского университета" [Lepin Lidia Karlovna | Chronicle of Moscow University]. letopis.msu.ru . Retrieved 2022-11-30 .
55 ° 43'56,6 "с.ш. 37 ° 34'34,7" в.д. / 55,732389 ° с.ш. 37,576306 ° в.д.