Вернер Дам
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2015 г. ) |
Вернер Дам | |
---|---|
Рожденный | Линденталь (Кёльн) , Германия | 16 февраля 1917 г.
Умер | 17 января 2008 г. Хантсвилл, Алабама , США | (90 лет)
Альма-матер | 1947 Технический университет Ахена. |
Награды | 1997 года Премия AIAA в области аэродинамики 2003 года за выдающиеся заслуги Медаль НАСА |
Научная карьера | |
Поля | Аэродинамика , Аэротермохимия |
Учреждения | 1939–1941 Корпус связи Хир 1941–1945: Пенемюнде
|
Примечания | |
Патенты : система измерения ветра, сфокусированный лазерный доплеровский велосиметр и детектор турбулентности чистого воздуха. [ 1 ]
Родители : Антон Дам и Мария Моркрамер.
|
Вернер Карл Дам (16 февраля 1917 года в Линдентале , Германия — 17 января 2008 года в Хантсвилле, Алабама ) был одним из первых учёных в области космических полетов из Управления будущих проектов Пенемюнде , который эмигрировал в США в рамках операции «Скрепка» и был Центра космических полётов имени Маршалла главным аэродинамиком . . [ 2 ] [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Вернер Карл Дам родился 16 февраля 1917 года в Линдентале недалеко от Кельна, Германия, в семье Антона Дама и Марии Моркрамер. Позже в том же году семья переехала в Бонн. Его отец был первым инженером в длинном ряду купцов. После окончания школы Бетховена в Бонне в 1936 году он изучал аэродинамику и проектирование самолетов в Техническом университете в Аахене , а затем в Мюнхене , когда нацисты закрыли другие технические университеты. В Мюнхене он был одним из четырех студентов из нескольких сотен, отказавшихся вступить в нацистский студенческий клуб. Он сказал, что сначала просто сделал вид, что не нашел его, а затем, поскольку он официально числился как дуэльный клуб, избежал его, заявив о своих религиозных возражениях. За это ему было отказано в доступе к некоторым продвинутым авиационным курсам, поэтому он сосредоточился на курсах, связанных с ракетной техникой. [ 4 ] Прежде чем получить ученую степень, он был призван в конце 1939 года и отправлен с частью связи во Францию, а затем в Чехословакию. Между тем ему был предоставлен перерыв на один семестр, чтобы завершить основную часть своей степени по аэродинамике.
Благодаря своему техническому опыту в конце 1941 года он был направлен в немецкую группу по разработке ракет в Пенемюнде, которую возглавлял Вернер фон Браун . Там, будучи самым молодым членом ракетной команды, он работал в отделе будущих проектов, группе, состоящей в основном из физиков, которым требовался специалист по аэродинамике. В то время теоретическое понимание аэродинамики высоких скоростей все еще находилось в зачаточном состоянии. Он был одним из группы, которая проводила новаторские эксперименты в небольшой сверхзвуковой аэродинамической трубе, чтобы получить важную информацию и данные для поддержки проектов предлагаемых новых ракет. Среди них была ракета A9/A10 , спроектированная как первая межконтинентальная баллистическая ракета , основанная на разгоне до 6 Маха и использующая крылатую модификацию ракеты V2. Вскоре он понял по результатам аэродинамической трубы, что при переходе ракеты на сверхзвуковые скорости произошло смещение аэродинамического центра давления, что привело бы к ее нестабильности. Это привело к экспериментам и теориям, чтобы понять сдвиг и определить аэродинамические конфигурации, которые позволили бы ракете оставаться стабильной.
Он также работал над ракетой «Вассерфаль» — сверхзвуковой зенитной ракетой с радиолокационным наведением, в которой наблюдался такой же сдвиг центра давления. Попутно он разработал конический бак для ракетного топлива, который успешно преодолел проблемы с выплескиванием жидкого топлива , за что он получил внутренний приз в виде денежной премии, которую он с гордостью так и не обналичил. В августе 1943 года, когда союзные войска бомбили объекты Пенемюнде, он получил благодарность за сохранение важных данных в аэродинамической трубе во время последовавших за этим пожаров. Проект Вассерфаль продолжался почти до конца войны, ракета была успешно запущена, но так и не была запущена в производство. В 1944 году он и другие члены группы получили гражданский статус и возобновили разработку A9/A10. В январе 1945 года, ближе к концу войны, были запущены две испытательные ракеты А9 с конструкцией рулевого управления, основанной на решении группы по смещению центра давления. На втором из них достигнут устойчивый переход на сверхзвуковой полет.
Столкнувшись с наступающими российскими войсками в начале февраля 1945 года, он и большинство других членов ракетной группы перебрались в Обераммергау, чтобы сдаться американским войскам. После своего освобождения в августе 1945 года он некоторое время работал на свечной фабрике друзей семьи в Бонне, пока не принял приглашение США в рамках операции «Скрепка» присоединиться к зарождающейся ракетной программе армии США вместе с другими членами, выбранными из команды фон Брауна. Однако он настоял на том, чтобы ему сначала разрешили получить степень, которая официально присуждалась в области машиностроения из-за послевоенных ограничений на дальнейшие ракетные работы в Германии. В августе 1947 года он воссоединился с другими учеными из группы фон Брауна в Форт-Блисс , штат Техас, чтобы начать работу над ракетной программой США.
В США он первоначально участвовал в испытаниях на ракетном полигоне Уайт-Сэндс ракет Фау-2 . Эти результаты привели непосредственно к созданию ракеты «Редстоун» и заложили основу для всех остальных ракет, разрабатываемых с тех пор в Соединенных Штатах. Работа White Sands включала крылатую ракету со скоростью 3 Маха, известную как Hermes II , основанную на первой ступени V2 с радикальной концепцией линейного прямоточного воздушно-реактивного двигателя для второй ступени. Его работа над «Гермесом II» продолжилась после того, как в 1950 году он вместе с большей частью команды фон Брауна переехал в Хантсвилл, штат Алабама, в рамках армейской программы баллистических ракет. Там он разработал внешнюю аэродинамическую конструкцию армейской ракеты «Редстоун», которая послужила ракетой-носителем для первых в стране испытаний ядерных ракет, а позже также запустила в космос первого американского астронавта. Он разработал успешный баллистический носовой обтекатель для входа в атмосферу со скоростью 5 Маха, используя чисто теоретический подход, в то время, когда не существовало гиперзвуковых аэродинамических труб для проверки теорий или получения необходимых данных. Впоследствии он продолжил новаторский вклад в области высокоскоростной аэротермохимии. [ 5 ] в армейской программе баллистических ракет средней дальности «Юпитер», а затем в армейской баллистической ракете средней дальности «Першинг» и большой ракете-носителе «Сатурн I».
После запуска российского спутника в июле 1960 года он вместе с другими учеными-ракетчиками фон Брауна перешел из Армейского агентства по баллистическим ракетам в недавно созданное НАСА . Там, в рамках программы высадки на Луну «Аполлона» , он внес большой вклад, работая над ракетой-носителем «Сатурн-5» , над аэротермодинамикой и над системами жидкого водорода. Впоследствии он принимал участие в многочисленных проектах, способствующих национальным программам пилотируемых и беспилотных космических полетов, особенно «Скайлэб» и «Спейс Шаттл». В рамках разработки «Шаттла» он возглавлял группу, работавшую над аэродинамикой транспортных средств и главных двигателей, что включало разработку полномасштабных испытаний компонентов и методологий масштабирования, а также применение вычислительной гидродинамики для решения широкого спектра проблем аэротермохимии.
Он был руководителем отдела аэрофизики Центра космических полетов имени Маршалла НАСА до 1992 года, когда он стал главным аэродинамиком Центра НАСА. В 1997 году он был награжден премией AIAA в области аэродинамики за выдающийся вклад в аэродинамическое проектирование и анализ стратегических ракет и пилотируемых/беспилотных ракет-носителей, а в 2003 году получил медаль НАСА за выдающиеся заслуги . Он продолжал работать на научных должностях в НАСА до тех пор, пока не получил вышел на пенсию в 2006 году в возрасте 89 лет. Дэвид Кинг , директор Центра космических полетов имени Маршалла НАСА, сказал: «Космическая программа Америки является выдающейся, потому что такие люди, как г-н Дам, внесли свой вклад в то, чтобы превратить ее в лучшую в мире. пример его энергии, преданности своему делу и скромного лидерства, сыгравшего значительную роль в мирном использовании космоса человечеством».
Публикации
[ редактировать ]- Ордуэй III, Фридрих I ; Дам, Вернер К; Конрад Данненберг ; Вальтер Хойсерманн ; Райзиг, Герхард; Эрнст Штулингер ; Георг фон Тизенхаузен ; Уиллхайти, Ирен (январь 2007 г.). «Мемуары: От Пенемюнде до США: классический случай трансфера технологий». Акта Астронавтика . 60 (1). Эльзевир: 24-47. Стартовый код : 2007AcAau..60...24O . дои : 10.1016/j.actaastro.2006.05.003 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Центр Маршалла отмечает 40-летие» (PDF) . Маршалл Стар . 29 июня 2000 г. Архивировано из оригинала (PDF) 30 марта 2005 г. . Проверено 29 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Физика сегодня некрологи: Вернер К. Дам» . Physicstoday.org . Проверено 29 августа 2010 г.
- ^ Ронни Уайт (18 января 2008 г.). «Хантсвилл потерял еще одного члена первоначальной команды немецких ракетчиков» . Хантсвилл Таймс . Проверено 29 августа 2010 г.
- ^ «Специалист по аэродинамике разработал ракеты США» . Лос-Анджелес Таймс . 23 января 2008 года . Проверено 11 сентября 2019 г.
- ^ Уайт, Ронни (18 января 2008 г.). «Хантсвилл потерял еще одного члена первоначальной команды немецких ракетчиков» . ал . Проверено 11 сентября 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Проект интервью в Пенемюнде, 1989–1990» . Национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 20 июня 2018 г.
- 1917 рождений
- смертей в 2008 г.
- Ученые из Кёльна
- Ученые, занимающиеся первыми космическими полетами
- Немецкие аэрокосмические инженеры
- Персонал немецкой армии времен Второй мировой войны
- Немецкие учёные-ракетчики
- Немецкие пионеры космических полетов
- Выпускники Мюнхенского технического университета
- Ученые из Рейнской провинции
- Операция «Скрепка»
- Инженеры из земли Северный Рейн-Вестфалия