Клеменс Стефан Силецкий
Клеменс Стефан Силецкий | |
---|---|
Рожденный | Станиславов , Австро-Венгрия (ныне Ивано-Франковск, Украина) | 8 декабря 1903 г.
Умер | 14 июля 1980 г. Камень-Поморский , Польша | (76 лет)
Национальность | Польский |
Образование | Львовская политехника |
Занятие | Инженер |
Известный | Технический директор первого польского паровозостроительного завода Fablok |
Заметная работа | Развитие Люксторпеды |
Супруг | Ванда Мария, урожденная Щерба |
Дети | Кристина Эльжбета, Рената Беата, Лешек Михаэль |
Родители) | Софрониуш Скребечович де Селецкий (отец), Леонтина Линтнер (мать) |
Почести | Медаль 10-летия Народной Польши (1955 г.), Рыцарский крест ордена Возрождения Польши (1967 г.). |
Клеменс Стефан Силецкий (8 декабря 1903, Станиславов , Австро-Венгрия — 14 июля 1980, Камень-Поморский , Польша) — польский инженер и технический директор первого польского паровозостроительного завода Fablok в Хшануве в послевоенные годы до 1964 года. [1] [2]
Биография
[ редактировать ]Его отец Софрониуш Скребечович де Силецкий (1862–1908) был государственным служащим на Императорских королевских австрийских государственных железных дорогах , дислоцированных в различных местах по всей Галиции . Его мать Леонтина, урожденная Линтнер (1877–1913). У него была младшая сестра Чеслава (1907–1993). Оба стали сиротами в раннем возрасте, и их воспитывали тетя по материнской линии Жозефина и ее муж Адольф Скшишевский, который также работал на государственной железной дороге. Скребечовичей- Семья Селецких с гербом Сас была дворянской (по-польски шляхта ), [ по мнению кого? ] originally от Sielec, Drohobych Raion . [3]
Клеменс Силецкий учился в начальной школе в Черновцах и в Императорской и Королевской гимназии V в Кракове и получил аттестат зрелости в Станиславове в 1921 году. 24 ноября 1921 года он поступил в Львовский политехнический институт , где изучал инженерное дело и железнодорожное дело и окончил его 14 декабря. 1929 г. со степенью магистра . Во время учебы в 1925 году, после трех месяцев интернатуры, он получил права управления паровым двигателем . В 1925-26 годах стажировался ) в мастерских и конторах Львовской и Станиславовской государственной железной дороги и знакомился с производством паровозов Фаблока в Хшануве и Варшавского паровозостроительного завода ( Fabryka Parowozow Warszawa . После получения абсолютия в 1927 году он работал в локомотивном депо во Львове в измерительном отделе, а затем конструктором на механическом заводе во Львове « L. Zieleniewski-Fitzner-Gamper SA ». С 1 октября 1928 г. по 30 апреля 1930 г. работал молодым ассистентом кафедры машиностроения ( Я Katedry Budowy Maszyn ) под руководством профессора Вильгельма Мозера и одновременно в качестве ассистента университетского дона по организации и управлению производствами во Львовской политехнике. [1]
1 мая 1930 года он переехал в Хшанув, где начал работу в конструкторском бюро Фаблока, отвечая за разработку новых типов локомотивов для тогдашнего министерства связи (которое позже стало министерством транспорта) и Болгарских государственных железных дорог . В 1935 году он принял активное участие в разработке конструкции дизель-гидравлического железнодорожного вагона под названием « Люксторпеда », который был техническим новшеством для своего времени. [1] Также в 1935 году он был назначен заместителем начальника технического отдела, а с марта 1939 года — заведующим. Под его руководством было построено пять люксторпед, способных развивать скорость 115 км/ч. [2] Он участвовал в строительстве, производстве и испытаниях локомотивов, в частности предназначенных для экспорта в Болгарию, Марокко , Литву и Советский Союз . Благодаря знанию иностранных языков его неоднократно отправляли за границу с деловыми целями, касающимися технических аспектов и сотрудничества. [1]
Во время нацистской оккупации Польши компания Fablok была включена в состав Henschel & Son под названием Oberschlesische Lokomotivwerke Krenau . Сельецкий работал технологом . В это время с согласия генерального директора Гвидо Санчеса де ла Серда он занимался защитой своих еврейских коллег от преследований нацистов. Вместе со своими коллегами из техбюро он начал прятать техническую документацию на паровые, промышленные тепловозы и электровозы и в январе 1945 года полностью вывез их с завода, так как нацисты хотели их уничтожить. После освобождения Польши эта документация оказалась жизненно важной для реконструкции национальной железнодорожной отрасли, особенно дизельных и электровозов. [1] Это позволило Фаблоку возобновить производство этих типов.
В послевоенные годы он был техническим директором до 1964 года. [2] Под его руководством было восстановлено производство нескольких типов локомотивов, 12 из которых предназначались на экспорт. В 1945-61 сопровождал делегации министерства тяжелой промышленности и внешней торговли в различных поездках за границу. С 1965 года он был техническим советником правления до выхода на пенсию 31 марта 1971 года. В 1960-х и 70-х годах он также читал лекции в Краковском технологическом университете и технической школе в Хшануве. [1]
Он умер от внезапной сердечной недостаточности во время отпуска с семьей. Его похоронили в семейной усыпальнице на Раковицком кладбище в Кракове.
Работает
[ редактировать ]Он публиковал различные очерки на технологические темы, его первое из них появилось в 1932 году в издании «Фаблок» к 500-му произведенному локомотиву, а также шесть листов к 50-летнему юбилею «Фаблока» (1924–1974). Он переводил различную техническую литературу и книги с немецкого на польский язык. Он также был очень активен в краковском отделении Польской федерации инженерных ассоциаций (НЕ). В 1937 году он был соучредителем Польского общества инженеров-механиков и техников (SIMP) в Fablok и в течение многих лет возглавлял отделение Fablok. Вместе с инженером Здзиславом Владом он разработал патент на электрический/гидравлический водяной тормоз высокой мощности для локомотивов в конце 1950-х годов. [1]
Почести
[ редактировать ]отказывался вступать в Польскую объединенную рабочую партию Хотя он всю жизнь (ПОРП), тем не менее за выдающуюся профессиональную и общественную деятельность он был награжден в 1955 году Медалью 10-летия Народной Польши , а в 1967 году - Рыцарским крестом ( Кшиж Кавалерский ). ) ордена Polonia Restituta . [1]
Семья
[ редактировать ]Он женился на Ванде Марии, урожденной Щербе (21 ноября 1910 в Бжозове - 12 июня 1998 в Кракове) в 1935 году в церкви Святой Анны в Кракове . Ради этого брака он перешел из греческого в католицизм. Вместе у них было трое детей: Кристина Эльжбета (14 октября 1936 г. в Кракове - 2 марта 2003 г. там же ), ставшая доктором дерматологии; Рената Беата (родилась 27 августа 1942 года в Кракове) и Лешек Михаэль (родилась 12 октября 1944 года в Хшануве), которые также изучали инженерное дело в технических университетах Кракова и Вены , а затем работали в компании Simmering-Graz-Pauker в Вене и Нью-Дели. и MAN Ferrostaal в Нью-Дели , Бангкоке и Куала-Лумпуре . [1] Все женаты и сами имеют детей.
Двоюродным братом его жены Ванды был судья по расследованию преступлений нацистов профессор Ян Зен , который был в очень дружеских отношениях с семьей Силецких.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Мечислав, Панц, изд. (1995–1996). «Клеменс Стефан Силецкий». Польский биографический словарь (на польском языке). Том. XXXVI. Краков: Польская академия обучения. стр. 588–589.
- ^ Перейти обратно: а б с Пивчик, Бронислав (27 июля 2005 г.), «Воспоминания о Клеменсе Силецком (1903–1980), соучредителе luxtorpeda», Przełom (на польском языке), том 30, вып. 693, Хшанув, стр. 28.
- ^ «Селец» , Географический словарь Королевства Польского (на польском языке), т. X, Варшава: Друк «Виеку», 1889, стр. 530–531.
Литература
[ редактировать ]- Красновольский, Богуслав, изд. (2004), Фаблок в Хшануве. Монография , Варшава: Студия Рекламы ateFOKA, ISBN 83-918844-8-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Клеменсом Стефаном Силецки, на Викискладе?