Родопис (гетера)
Родопис или Родопис ( греч . Ῥοδῶπις ), настоящее имя, возможно, Дориха в VI веке до нашей эры (Δωρίχα), был знаменитой древней гетерой происхождения , жившей фракийского . [ 1 ] Она — одна из двух гетер, упомянутых по имени в Геродотом обсуждении этой профессии (вторая — несколько более поздняя Архидика ). [ 2 ]

Рабство
[ редактировать ]По словам Геродота, она была сослуживицей баснописца Эзопа , с которым в одной из версий ее рассказа у нее был тайный роман; оба они принадлежали Иадмону Самосскому . Впоследствии она стала собственностью Ксантеса, другого самосца, который отвез ее в Навкратис в Египте, во время правления Амасиса II , где она встретила Харакса, брата поэтессы Сафо , который отправился в Навкратис в качестве купца. Харакс влюбился в нее и выкупил ее из рабства за большую сумму денег, чтобы отныне все деньги, которые она зарабатывала своей профессией, принадлежали ей. [ 3 ] Позже Сафо написала стихотворение, в котором обвинила Родописа в краже имущества Харакса. [ 4 ] : 189 В одном из своих стихотворений она также высмеивала своего брата за то, что тот связался с Родописом. [ 5 ]
После освобождения
[ редактировать ]Родопис продолжала жить в Навкратиде после своего освобождения от рабства и отдавала десятину своего дохода храму в Дельфах . Эту десятину она превратила в десять больших железных вертелов для жарки волов и отправила их в Дельфы , где они были посвящены ее имени. Эти косы видел Геродот: «Они лежат кучей до сего дня, за жертвенником, поставленным хианами, и перед самой святыней». [ 6 ]
Сказки и легенды
[ редактировать ]
Примерно через 400 лет после Геродота Страбон заявил, что Сапфо называла Родопис «Дориха». Спустя 200 лет после Страбона Афиней утверждал, что Геродот спутал двух разных женщин. [ 4 ] : 15 Поскольку «родопис» означает «румяные щеки», вероятно, это был профессиональный псевдоним. [ 7 ] но неясно, было ли «Дорича» ее настоящим именем. Именно эллинистическая биографическая традиция, связанная с Посидиппом , следовала представлению о том, что Родопис и Дориха - это один и тот же человек. [ 8 ]
Во времена Геродота в Греции ходила легенда о том, что Родопис стал инициатором строительства «третьей пирамиды», то есть пирамиды Менкаура . [ 9 ] Геродот прилагает большие усилия, чтобы показать абсурдность этой истории, но она сохраняется, и Плиний Старший сообщает ее как неоспоримый факт. [ 10 ] Вариант этой истории рассказывают и Диодор Сицилийский , и Страбон: в нем пирамида предположительно была построена любовниками Родопис, чтобы стать ее могилой. [ 11 ] Происхождение этой истории, которая, несомненно, является ложной, было проанализировано Георгом Зоегой и Кристианом Чарльзом Иозиасом Бунзеном . Их теория состоит в том, что из-за имени Родопис куртизанку путали с Нитокрисой , египетской царицей (и героиней многих египетских легенд), которая, как говорили Юлий Африканский и Евсевий , построила третью пирамиду. [ 1 ]
Другая история о Родопис, рассказанная Страбоном и Элианом, делает ее царицей Египта и, таким образом, делает вероятность того, что ее спутали с Нитокрисой, еще более вероятной. Говорят, что, когда Родопис купалась в Навкратиде, орел схватил одну из ее сандалий, улетел с ней и бросил ее на колени египетскому царю, когда он отправлял правосудие в Мемфисе . Пораженный странным происшествием и красотой сандалии, он не успокоился до тех пор, пока не нашел прекрасную владелицу прекрасной сандалии, а как только нашел ее, сделал ее своей королевой. [ 1 ] Эта история считается самой ранней сохранившейся версией истории о Золушке .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Уильям Смит, изд. « Родопис » в Словаре греческой и римской биографии и мифологии (1870), т. 1, с. 268.
- ^ МакКлюр, Лаура (2003). Куртизанки за столом: гендер и греческая литературная культура в Афинах . Лондон: Рутледж. п. 12. ISBN 978-0-415-93947-8 .
- ^ Геродот. Истории . II.135.: Библиотека Леба / Издательство Гарвардского университета. стр. 438–439.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Дэвид А. (1982). Греческая лирика I: Сафо и Алкей (2-е изд.). Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-99157-6 .
- ^ Древнегреческая лирика . Перевод Барнстона, Уиллиса. Индианаполис: Издательство Университета Индианы. 2010. с. 274. ИСБН 9780253221216 .
- ^ «Геродот: Книга II: Глава 136» .
- ^ Гарланд, Роберт (2006). Знаменитость в древности . Лондон: Дакворт. п. 164. ИСБН 978-0-715-63448-6 .
- ^ Гольдшмидт, Нора; Грациози, Барбара (2018). Гробницы древних поэтов: между литературной рецепцией и материальной культурой . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 158. ИСБН 9780198826477 .
- ^ Каппарис, Константинос (23 октября 2017 г.). Проституция в древнегреческом мире . Берлин: Walter de Gruyter GmbH & Co KG. п. 401. ИСБН 9783110556759 .
- ^ Смит, ссылаясь на Старшего Плиния Naturalis Historia , xxxvi.(17).82
- ^ Лидов, Джоэл Б. (2002). «Сапфо, Геродот и Гетера ». Классическая филология . 97 (3): 215. дои : 10.1086/449585 . S2CID 161865691 .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). «История и любовь Родоп». Словарь греческой и римской биографии и мифологии .