Jump to content

История Еревана

История современного Еревана , столицы Армении , берет свое начало в крепости Эребуни. [1] [2] [3] древний урартский укрепленный памятник, от которого и получил свое название современный город Ереван. [4] [5] [6] Самое раннее упоминание об Ереване в средневековых записях датируется 607 годом нашей эры. [1] [7] Расположенный в самой нижней части Армянского нагорья , город лежит на берегах рек Гетар и Раздан . [1] самая восточная оконечность Араратской равнины (исторически древняя армянская провинция Айрарат) . [8] [9] [10] ). В окрестностях Еревана расположено несколько древних и средневековых столиц Армении. [11] С начала 15 века город был административным центром империи Сефевидов ; в середине 18 века он был провозглашен столицей Эриванского ханства , в 1918 году — столицей Первой Республики Армения , а в — 1920 году — столицей Армянской ССР . С 1991 года Ереван является столицей Третьей Республики Армения.

«ЕРЕВАН» в надписи из Кечариса , датируемой 1223 годом. [12]

Название «Ереван» происходит от крепости Эребуни . [4] [5] Как отмечает Энн Элизабет, британский ученый из Университета Ньюкасла, ряд армянских топонимов и фамилий либо сохранили, либо содержат определенные реминисценции более раннего субстрата. Название Эребуни сохранилось в Ереване, тогда как Тушпа имеет сходство с Тоспой. [6] В средние века город был известен под названием Ереван. [13] В записи Севанаванка , датируемой 874 годом нашей эры, мы находим «յԵրեւան» как форму обращения. [14] [15] В иноязычных источниках наряду с Ереваном традиционно употреблялись формы Ерван, Эривань, Реван, Иреван, Эрревант, Ерван, Эривань, Ревант.

Древний период

[ редактировать ]

Благодаря своему географическому положению на территории, населенной на протяжении многих столетий, [1] Ереван исторически находится в одном из самых плодородных уголков Армении. [16] Общепринятая точка зрения [1] Дело в том, что город получил свое название от крепости Эребуни, построенной в VIII веке до н. э. Ранее Вильгельм Эйлерс в своих записях утверждал, что армянское слово ванк (монастырь – прим. переводчика) произошло от глаголов erewim/erewec (возник, появился, появился). ). Мнение основывалось на народной этимологии, связанной с легендой о приземлении Ноева ковчега на гору Арарат . [1] Таким образом, древняя басня приписывала основание города временам Ноя. [17] Французский путешественник Жан Шарден, посетивший Ереван в конце 17 века, писал: « По мнению армян, Ереван — старейшее поселение в мире; их легенда гласит, что Ной жил там со своей семьей как до, так и после потопа, когда он покинул город. гора, на которой покоился ковчег ». [18] Задолго до открытия надписи на кургане Арин Берд были доступны записи об Эребуни из другой надписи, высеченной царем скале на Урарту Аргишти в окрестностях Вана (юго-восточная окраина Еревана). В нем содержалось сообщение о переселении 600 000 воинов в провинцию Цупа ( Софена ). [19] В результате в 782 г. до н. э. были обнаружены и другие надписи на основании города. [1] Первые жители города имели смешанные протоармянско-лувийско-хурритские корни, которые, по-видимому, и принесли сюда протоармянский язык . [20] Эребуни был экономическим, политическим и военным центром Урарту, служившим резиденцией во время военных походов против северных соседей. Город продолжал существовать и после падения Урарту. В эпоху Ахеменидов проводились многочисленные мероприятия по перепланировке; были построены новые здания. [1]

Средний возраст

[ редактировать ]
Церковь Святых Павла и Петра , VI-VII вв.

Самое раннее упоминание о Ереване в армянских источниках встречается в «Книге писем». [1] В документе, датированном 607 годом нашей эры, содержатся записи о Данииле, священнике из Еревана, который во время Первого Двинского собора отказался от халкидонского вероучения по требованию католикоса Авраама. [1] Известно, что в то время церковь Святых Павла и Петра , [1] построенный предположительно в VI или начале VII века, уже существовал в Ереване. [21] Клиффорд Эдмунд Босворт описывает Ереван как один из тех армянских городов, которые, расположенные в долине реки Аракс, стали свидетелями множества войн и сражений в средние века. [22] Джеймс Ховард-Джонстон относит Ереван к числу городов, находившихся в начале VII века в зоне византийско-сасанидских войн . [23] Также Себеос , историк 7-го века, сделал ссылку [1] [13] городу в виде Херевана (а также его крепости) в связи с арабским вторжением в Армению . « Они пришли и собрались под Эриваней, сразились с крепостью, но не смогли ее захватить ». [24] Источники более позднего периода называют Цицернакаберд главной цитаделью Еревана. Иоанн Скилицес, византийский историк XIII и XIV веков, называет его формой Хелидонион. [1] В 1047 году крепость находилась под византийской оккупацией. [25] а несколькими годами ранее он был захвачен у армянского царства Багратидов Абу-л-Асваром Шаддадидом. [26] Стратегическое значение Еревана также подчеркивается в записях, относящихся к Армянскому царству Багратидов. Ованес Драсханакертци Ссылается [1] небольшому городу Еревану в описании начала X века: « Говорят, что в то время в окрестностях кагакагюха [села, ставшего городом] Еревана шли бои. Обстоятельства войны были известны вас теми, кто дал их описание ранее ». [27] Никаких записей о точной дате события не имеется. Самуил Анеци , историк XII века, пишет, без ссылки на более ранние источники, об осаде Еревана в 660 году нашей эры. [1] Небольшой город при Багратидах, он развивал связи с соседними регионами в связи с экономическим прогрессом страны. В записи XIII века Мхитар из Айриванка говорит: [28] что князь Апират " ...построил Кечарус и построил канал в Эривани ". [29]

«Ереван» в надписи, датируемой 1204 годом. [30] [12]

Степанос Орбелян проливает свет на надпись, датируемую второй половиной IX века и содержащую упоминание об Ереване. Считается, что князь Григор Сюникский основал его в монастыре Мекеняц на южном берегу Севана. Орбелян считал, что виноградники Еревана – подарок монастыря Мекеняц и Севанаванка. [31] Самая ранняя надпись, относящаяся к Еревану, была высечена в Севанаванке в 874 году нашей эры. [14] Ереван как город упоминается также в лапидарных надписях 901, 981, 1201 и 1204 годов. [30] Название «Ереван» сохранилось в надписи 1264 года на стене церкви Св. Катогике в центре города. [32]

Между 11 и 13 веками Ереван превратился в феодальный город, известный уже как столица провинции Котайк. Вардан Великий в своей «Географии» середины XIII века утверждает: « Котайк — это город Ереван с его округом ». [33] [13] На рубеже XIII века совместные армяно-грузинские войска, опираясь на поддержку армянского населения, освободили весь север страны от захватчиков-сельджуков. Позже там была основана Закаридская Армения под грузинским протекторатом. В первые десятилетия 13 века Ереван, наряду с другими городами и провинциями северо-восточной Армении, находился под властью Иване Закаряна и его сына Авага. [34] Ереван, как и другие средневековые города, находился в феодальной собственности. Большая часть поселенцев эксплуатировалась феодалами как светского, так и религиозного класса. Были также свободные мастера и вольные поселенцы, которые, однако, были обязаны выполнять для сословных правителей определенную работу и платить разные повинности.

Гефсиманская часовня

Имеются также записи о культурной жизни средневекового Еревана. Известно, что Ованес Козерн, ученый XI века, в определенный период входил в число выдающихся жителей города. Он был похоронен на древнем кладбище, ныне известном как Козернское кладбище. [35] Terter Yerevantsi , [36] средневековый армянский поэт, родился в Ереване в конце 13 века.

Судя по сохранившимся до наших дней монетам, Ереван был ведущим центром долины Аракса. Он лежал на пути, соединявшем Барду с городом Двином . [1] Самые ранние образцы имеющихся монет, переплавленных в Ереване, происходят из монгольского ханства Ильханата. Здесь находятся золотая монета 1333 года, принадлежавшая Абу Саиду Бахадур-хану , и серебряная монета 1344 года, приписываемая Нуширван-хану. [37]

Вторжение Тамерлана в конце XIV века ознаменовало период серьезной паузы в развитии города. В 1387 г. Ереван был разорен; стихийное бедствие унесло 500 человеческих жизней [1] (Григор Свидетель, Колофоны бедствий). [38] По словам Бахиханова , в тот же период Тамерлан заселил регион 50 семьями из каджарского племени « Эмир Теймур» (Тамерлан), переселил 50 тысяч каджарских семей в Кавказский край (в то время административное деление Российской империи) и переселил их в Ереване, Гяндже, Карабахе, где с течением времени их число увеличивалось. Многие из этих Каджаров были государственными деятелями при Сефевидах и правили Арменией и Ширваном ». [39] Позднее, под властью туркменских племен Кара Коюнлу и Ак Коюнлу, в условиях политической нестабильности и экономического застоя Ереван стал важным культурным центром. Именно в этот период лидер Кара-Коюнлу Искандер назначил потомка рода Орбелянов [40] глава Еревана, обладающий юрисдикцией над всей Айраратской областью. В начале 16 века город был завоеван шахом Исмаилом I из династии Сефевидов, а несколько лет спустя его последовательно завоевали османские султаны Селим и Сулейман. Как и вся остальная Восточная Армения , Ереван на протяжении многих десятилетий оставался яблоком раздора между османами и персами. [1]

Современный век

[ редактировать ]
Картина гравера и картографа И.Б. Хоманна - "Еривань, главный город Армении"

После того как Кара-Коюнлус провозгласил Ереван административным центром Араратской области, путешественники и историки часто называли его крупным региональным городом и центром торговли и ремесла Восточной Армении. [3] Начиная с 16 века, Ереван оставался ключевым региональным городом, став центром персидского правления Восточной Армении. Название Ереван также фигурировало в османско-сефевидских конфликтах XVI века , когда обе стороны боролись за контроль над всей Восточной Арменией. После захвата Карса и Нахичевани в 1554 году османы захватили Ереван, уничтожив большое количество жителей и сожгнув часть города. Закрепившись в конце 1770-х годов, они назначили там своих губернаторов. Первый османский губернатор Фархат-паша построил новую большую крепость между 1582 и 1583 годами. [1] [17] сделав его центром обороны Османской империи от вторжений Сефевидов. В борьбе за контроль над Ереваном персы и турки периодически восстанавливали и достраивали крепость. В 1604 году его завоевал шах Аббас I. Во время русско-персидской войны 1603–1618 годов Аббас придерживался тактики «выжженной земли». Город и ближайшие провинции были опустошены, все население изгнано. [41] в глубь Персии. Историк Аракел Даврижеци представил описание массовой депортации армянского населения из Еревана в Исфахан. [42]

․․․ Шах Аббас не обратил никакого внимания на мольбы армян. Он призвал к себе своих нахараров (министров - прим. переводчика) и назначил некоторых из них надзирателями и посредниками для жителей страны, чтобы каждый князь в сопровождении своего войска мог раскулачить и изгнать население одного гавара. Амурган-хан[45] был поставлен во главе [населения] собственно Еревана [Араратской области] и нескольких близлежащих гаваров. [43]

Депортация шаха Аббаса, известная как «великий сюргюн», привела к резкому сокращению населения Восточной Армении. [44] Дариуш Колодзейчик пишет: « После блестящей антиосманской кампании 1603-1605 годов шах Аббас возобновил контроль над провинциями Ереван и Нахчыван, которые составляли основное поселение восточных армян. В результате главный центр армянской религиозной и культурной жизни жизнь, Святой Престол Эчмиадзина, снова попал в границы Империи Сефевидов. Тем не менее, чувствуя, что его власть над недавно завоеванными территориями все еще ненадежна, Аббас применил политику выжженной земли и предпринял массовые насильственные переселения, особенно местного населения. Армяне в центральный Иран ». [45] Несмотря на войны, нашествия и переселения, армяне составляли большинство населения Восточной Армении. [46] вплоть до 17 века. По словам Яна Янсена Страйса, историка 17 века, « Эревань была в основном населена бедными армянами ». [47] Земли изгнанных армян были заселены тюрками-кызылбашами, происходящими из племени Каджаров, и другими группами. [48]

Церковь Зоравор Сурп Аствацацин

В 1635 году Ереван снова стал яблоком раздора. Наконец, по Зухабскому мирному договору 1639 года Восточная Армения, включая Ереван, почти на столетие перешла в персидскую зону. После 100-летнего правления Сефевидов в Ереван вернулись мир и процветание. Город возобновил свою роль крупного торгового центра на караванных путях, о чем свидетельствуют рассказы западных путешественников. [1]

Воспользовавшись падением государства Сефевидов, османы вновь завоевали Ереван в 1723 году. Последние установили в городе гарнизон и восстановили крепость. [49] Более десяти лет они назначали своих губернаторов и взимали налоги с населения. Современный историк Авраам Ереванци дал описание сопротивления армянского населения османам. [50] Они закончились поражением от войск под предводительством Надира Коли-хана , будущего иранского шаха, и начиная с 1723 года Ереван продолжал оставаться в составе Персии, служа центром полунезависимого Эриванского ханства с 1747 года. Последнее правили разные ханы, которые в период Персидского восстания середины XVIII века то и дело подчинялись грузинскому царю Ираклию II или Панах-хану и Ибрагим-хану Карабахским, стремившимся расширить свое влияние на Кавказ. Позже Ереван был подчинен официальным правителям Восточной Армении Ага Мохаммад-хану Каджару и его преемнику Фатх-Али-шаху . [1]

Типичной практикой в ​​период персидского владычества было назначение шахами разных ханов бейлербеями, т.е. наместниками областей. Это, по сути, привело к созданию административного центра Чохур-и-Саад или Эриванского ханства. Ханство занимало общую площадь 12 000 квадратных метров. Оно граничило с Грузией на севере, Гянджинским и Карабахским ханствами на востоке, Нахичеванским ханством и Азербайджанской провинцией на юге и Османской империей на западе. Ханство было разделено на пятнадцать административных районов, т. е. – магалов. Армяне занимали доминирующее положение в различных профессиях и в торговле; они имели большое экономическое значение для персидской администрации. Из Еревана вывозились сухофрукты, соль, кожа и медь. [51] Армяне из Еревана также поставляли воск, который широко использовался в царском дворце. [52] Большое значение имело то, что Эчмиадзин, святой престол армян , был близок к ханству, так как в отсутствие армянской государственности служил одновременно духовным и политическим центром всего армянства. [1] Русский путешественник Федот Котов пишет: " Недалеко от Еревана расположен Учклюс - как называют его армяне - или Три Церкви, как мы, русские, знаем это место. Они были большие и величественные. Вся местность и Ереван были Армянским царством " . [53]

Церковь Святого Акопа в Канакере

Несмотря на то, что всем ханством управлял хан (также известный как сардар ), армянское население с середины XVIII века до 1828 года находилось под прямой юрисдикцией ереванского мелика, происходящего из рода Мелика Агамаляна. Меликство Еревана ведет свое начало с 1639 года, года, который практически ознаменовал конец османско-сефевидской войны . По всей вероятности, это было частью всей административной реорганизации Персидской Армении после длительного периода войн и вторжений. Первым представителем семьи, носившим титул «Мелик Еревана», был Мелик Агамал. Мелики Еревана сохраняли полную административную, законодательную и судебную власть над своим народом, их полномочия распространялись на вынесение смертных приговоров (которые подлежали утверждению сардаром). Кроме того, мелик выполнял и военные функции, поскольку либо он, либо его назначенец командовали воинским контингентом в армии сардара. Все остальные мелики и старосты (танутер) в ханстве подчинялись мелику Еревана, и, за исключением подконтрольных ему местных сел, все армянские села в ханстве были обязаны платить ему ежегодные налоги. квартал Конд , где проживали Агамаляны, был домом для десяти древних церквей города. [1]

Ереван достиг значительного процветания В период Каджара . Город занимал общую площадь 1,6 км2, а его окраины и парки были застроены на территории около 28,9 км2. Градостроительная и архитектурная модель Еревана соответствовала общим схемам и проектам, принятым в городах и поселках Ближнего Востока. Город был разделен на четыре квартала или махалли: Шари, Таппа-Баши и Демир-Булаг. В нем было 1700 домов, 850 магазинов, 8-9 мечетей, семь церквей, 10 бань, семь караван-сараев, пять площадей, два рынка и две школы. Основными постройками, сохранившимися от прошлого, являются звонница средневекового армянского собора XII века, четыре небольшие церкви XVIII века (церкви Св. Зоравора , Св. Ованеса, Св. Саркиса и Св. Петра и Павла), церковь Св. Мост 1664 года на реке Гетар и мост 1679 года на реке Раздан . Двумя крупнейшими мечетями Еревана были мечеть Шир (построенная в 1687 году) и Голубая мечеть (построенная в 1776 году, в последний период персидского правления). Ханский дворец располагался недалеко от одной из мечетей. Голубая мечеть с ее выдающимся великолепным дизайном была самой большой мечетью города. [1]

Взятие Россией Эриванской крепости, 1827 г. ( Франц Рубо , 1893 г.)

Объединение Грузии с Россией и первая русско-персидская война (1804 г.) вновь сделали Ереван стратегическим центром персидской обороны на Кавказе. Большая городская крепость, расположенная на большой высоте и окруженная массивными стенами и боеприпасами, в течение определенного периода сопротивлялась российскому вторжению. В 1804 году набег генерала Цицианова был отбит превосходящей по численности персидской армией под предводительством Аббас-Мирзы . В 1807 году русские войска под предводительством генерала Гудовича предприняли новое наступление на город. Крепость устояла, и русские потерпели поражение. Россия завоевала оставшуюся часть Кавказа, как это было предусмотрено Гюлистанским договором 1813 года. Позже Эривань вместе с Тебризом стала базой действий персидских войск, стремившихся вернуть утраченные территории. Вторая русско-персидская война началась в 1826 году, когда Эривани вошли в состав атакующих русских укреплений. Поначалу персы добились успеха, но превосходящие по численности русские артиллерийские войска под предводительством генерала Паскевича в конце концов разрушили крепости Сардарабад и Абасабад, а также Эриванскую крепость (переданную русским 2 октября 1827 г.). Персия потребовала мира, и в феврале 1828 года был подписан Туркменчайский мирный договор, устанавливавший контроль России над Эриванью и Нахичеванью. Это, в свою очередь, означало конец эпохи хана. Новая граница прошла по реке Аракс. [1]

После объединения с Россией в 1828 году город был провозглашен административным центром Армянской области ; Позже он служил центром Эриванской губернии, образованной 9 июня 1849 года. Во время российского господства Ереван фактически оставался одноэтажным городом с глиняными домами с плоскими крышами. Утрата коммерческого и стратегического статуса Еревана лишила его участия в процессах экономического развития, происходящих в ряде других городов Кавказа. За исключением коньячного завода, кирпичного завода и нескольких небольших производственных предприятий, в досоветский период в Ереване не было никаких промышленных предприятий. Город понес серьезные потери в период Первой мировой войны. После большевистской революции и последовавшей за ней гражданской войны в России, а также образования Республики Армения в 1918 году (со столицей в Эривани) город стал центром всех армянских надежд на ближайшие два с половиной года. . После падения Республики Армения и ее советизации Эривань (Ереван с 1936 г.) была центром новой Советской Армении до 1936 г. (в составе Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики). Ереван входил в число главных технических, образовательных, научно-исследовательских и промышленных центров Кавказа. Город также стал центром армянских национальных движений, а также культурного и политического возрождения в эпоху Горбачева. [1]

Из-за многовековых войн население Еревана в 1804 году сократилось до 6000 человек. В этот период произошел большой отток населения в Тифлис. [54] Рост числа жителей наблюдался при последнем хане, и в 1827 году население превысило 20 000 человек. Армяне занимали доминирующие позиции в ремеслах и торговле. [55] В период с 1831 по 1913 год население Эривани увеличилось до 30 000 человек. [1]

Современное время

[ редактировать ]

К 1926 году в Ереване проживало около 65 000 жителей; к 1939 году их число достигло 205 тысяч. С 1939 по 1959 год население Еревана увеличилось более чем в два раза и составило 518 тысяч человек. В 1970 году в городе проживало 775 000 жителей, а в 1990 году их число увеличилось до 967 200. К концу 20 века население города продолжало расти за счет иммиграции из зоны Спитакского землетрясения и беженцев из Азербайджана. [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Кеттенхофен, Эрих; Бурнутян, Джордж; Хьюсен, Роберт. «Ереван» . Энциклопедия Ираника .
  2. ^ The Cambridge Ancient History . Екатеринбург: Cambridge University Press. 1982. p. 320. ISBN  9780521224963 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Словарь современных географических названий . Институт географии РАН. 2006.
  4. ^ Перейти обратно: а б Оксфордский справочник по Древней Анатолии: (10 000–323 гг. до н. э.) . Издательство Оксфордского университета. 2011. с. 557. ИСБН  978-0-19-537614-2 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Ван Де Миеруп, Марк (2015). История Древнего Ближнего Востока, ок. 3000—323 гг . до н.э. Джон Уайли и сыновья. п. 230. ИСБН  9781118718162 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Редгейт, AE (2000). Армяне . Оксфорд: Блэквелл. п. 54.
  7. ^ энциклопедия Британская
  8. ^ Армянская история, приписываемая Себеосу . Издательство Ливерпульского университета. 1999. с. 107.
  9. ^ Петрушевский, И. П. (1949). Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв . Л. p. 26. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  10. ^ Анчабадзе, Ю. Д. (1990). Старый Тбилиси: город и горожане в XIX веке . М.: Наука.
  11. ^ Токарский, Н. М. (1961). Архитектура Армении IV—XIV вв . Ер.: Армгосиздат.
  12. ^ Перейти обратно: а б Броссе, Мари-Фелисите (1849). Отчеты об археологической поездке в Грузию и Армению, осуществленной в 1847–1848 годах . Императорская академия. п. 116.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Хюбшманн, Х. (1904). Древнеармянские топонимы. С вкладами в историческую топографию Армении и картой . Опубликовано Карлом Дж. Трюбнером. п. 425.
  14. ^ Перейти обратно: а б Меликсет-Бек, И. М. (1940). "Упоминание Еревана в Севанской надписи 874 г.". Известия АрмФАН'а СССР (4–5): 117–118.
  15. ^ Памяти академика Н.Я. Марра, 1864–1934 гг . М.—Л.: Ред. Академия наук СССР. 1938. с. 414.
  16. ^ Редгейт, AE (2000). Армяне . Оксфорд: Блэквелл. п. 11.
  17. ^ Перейти обратно: а б Эривань // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . СПб. 1890–1907. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  18. ^ Путешествие Шардена по Закавказью в 1672—1673 гг . Тифлис. 1902. p. 244. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  19. ^ Дьяконов, И. М. (1968). Предыстория армянского народа . Эд. АН Арм. ССР. п. 158.
  20. ^ Дьяконов, И. М. (1968). Предыстория армянского народа . Эд. АН Арм. ССР. п. 233.
  21. ^ Дурново, Л. А. (1957). Краткая история древнеармянской живописи . Армянское гос. изд-во. p. 8.
  22. ^ Фишер, Всемирный банк; Босворт, CE «Река Аракс» . Энциклопедия Ираника .
  23. ^ Ховард-Джонстон, Джеймс. «Себеос» . Энциклопедия Ираника .
  24. ^ История императора Иракла. Сочинение епископа Себеоса, писателя VII века . М. 1862. p. 129. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  25. ^ Скилицы, Джон (2010). Краткое изложение византийской истории, 811–1057 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 413.
  26. ^ Юзбашян, К. Н. (1979). "Скилица о захвате Анийского царства в 1045 г.". Византийский Временник . 40 (65): 87–88.
  27. ^ Драсханакертци, Иованнес (1986). История Армении . Ер. p. 93. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  28. ^ Акопян, Т. Х. (1977). Очерк истории Еревана . Изд-во Ереванского университета. p. 24.
  29. ^ Хронографическая история, составленная отцом Мехитаром, вардапетом Айриванкским . СПб. 1869. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  30. ^ Перейти обратно: а б Алишан, Г. (1890). Айрарат . Венеция. p. 262. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  31. ^ Редгейт, AE (2000). Армяне . Оксфорд: Блэквелл. п. 212.
  32. ^ Акопян, Т. Х. (1977). Очерк истории Еревана . Изд-во Ереванского университета. pp. 26–30.
  33. ^ Инчичян, Г. (1882). Топография древней Армении . Венеция. p. 454. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  34. ^ Дашдондог, Баярсайхан (2010). Монголы и армяне (1220-1335) . БРИЛЛ. стр. 33–34.
  35. ^ Акопян, Т. Х. (1977). Очерк истории Еревана . Изд-во Ереванского университета. p. 33.
  36. ^ Акопян, Т. Х. (1977). Очерк истории Еревана . Изд-во Ереванского университета. pp. 39–40.
  37. ^ Акопян, Т. Х. (1977). Очерк истории Еревана . Изд-во Ереванского университета. pp. 29–30.
  38. ^ «Колофоны бедствий» Григора Хлатеци . Вагаршапат. 1897. p. 6. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  39. ^ Бакиханов, Аббас-Кули-ага (1991). Гулистан-и Ирам . Б.: Наука. п. 173.
  40. ^ Ислам и христианство в средневековой Анатолии . Рутледж. 2016. с. 102. ИСБН  9781317112693 .
  41. ^ Хартли, Чарльз (2012). Археология власти и политики в Евразии: режимы и революции . Издательство Кембриджского университета. п. 60. ИСБН  9781107016521 .
  42. ^ Таппер, Ричард (1997). Пограничные кочевники Ирана: политическая и социальная история Шахсевана . Издательство Кембриджского университета. п. 83. ИСБН  9780521583367 .
  43. ^ Давриечи, Аракел (1973). Книга — это история . М. п. 62. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  44. ^ Новосельцев, А. (1972). Пути развития феодализма . М.: Наука. п. 47.
  45. ^ Колодзейчик, Дариуш (2017). Христиане в империи Сефевидов // Христианско-мусульманские отношения. Библиографическая история. Том 10 Османская империя и Сефевидская империя (1600-1700) . БРИЛЛ. п. 24. ISBN  9789004346048 .
  46. ^ Стюарт Олсон, Джеймс (1994). Этноисторический словарь Российской и Советской империй . Издательская группа Гринвуд. п. 44. ИСБН  9780313274978 .
  47. ^ Стрейс, Ян (1935). Три путешествия . М.: ОГИЗ-Соцэкгиз. п. 223.
  48. ^ История Востока: в шести томах . М.: Восточная литература. 2000. p. 113.
  49. ^ Бурнутян, Джордж (2006). Краткая история армянского народа: (с древнейших времен до наших дней) . Издательство Мазда. п. 214.
  50. ^ Бурнутян, Джордж. «Авраам Ереванский » Энциклопедия Ираника
  51. ^ Бурнутян, Джордж (2006). Краткая история армянского народа: (с древнейших времен до наших дней) . Издательство Мазда. п. 216.
  52. ^ Мэтти, Руди (2012). Персия в кризисе: упадок Сефевидов и падение Исфахана . ИБТаурис. п. 8. ISBN  9781845117450 .
  53. ^ Хожение купца Федота Котова в Персию . Изд. вост. литературы. 1958. p. 92.
  54. ^ Бурнутян, Джордж (2006). Краткая история армянского народа: (с древнейших времен до наших дней) . Издательство Мазда. п. 240.
  55. ^ Павлин, САУ (2016). Ислам и христианство в средневековой Анатолии . Рутледж. п. 87. ИСБН  9781317112693 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 28b04cf6c3332ac4b9b2532f70711fa0__1722323340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/a0/28b04cf6c3332ac4b9b2532f70711fa0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Yerevan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)