История Еревана
История современного Еревана , столицы Армении , берет свое начало в крепости Эребуни. [1] [2] [3] древний урартский укрепленный памятник, от которого и получил свое название современный город Ереван. [4] [5] [6] Самое раннее упоминание об Ереване в средневековых записях датируется 607 годом нашей эры. [1] [7] Расположенный в самой нижней части Армянского нагорья , город лежит на берегах рек Гетар и Раздан . [1] самая восточная оконечность Араратской равнины (исторически древняя армянская провинция Айрарат) . [8] [9] [10] ). В окрестностях Еревана расположено несколько древних и средневековых столиц Армении. [11] С начала 15 века город был административным центром империи Сефевидов ; в середине 18 века он был провозглашен столицей Эриванского ханства , в 1918 году — столицей Первой Республики Армения , а в — 1920 году — столицей Армянской ССР . С 1991 года Ереван является столицей Третьей Республики Армения.
Имя
[ редактировать ]Название «Ереван» происходит от крепости Эребуни . [4] [5] Как отмечает Энн Элизабет, британский ученый из Университета Ньюкасла, ряд армянских топонимов и фамилий либо сохранили, либо содержат определенные реминисценции более раннего субстрата. Название Эребуни сохранилось в Ереване, тогда как Тушпа имеет сходство с Тоспой. [6] В средние века город был известен под названием Ереван. [13] В записи Севанаванка , датируемой 874 годом нашей эры, мы находим «յԵրեւան» как форму обращения. [14] [15] В иноязычных источниках наряду с Ереваном традиционно употреблялись формы Ерван, Эривань, Реван, Иреван, Эрревант, Ерван, Эривань, Ревант.
Древний период
[ редактировать ]Благодаря своему географическому положению на территории, населенной на протяжении многих столетий, [1] Ереван исторически находится в одном из самых плодородных уголков Армении. [16] Общепринятая точка зрения [1] Дело в том, что город получил свое название от крепости Эребуни, построенной в VIII веке до н. э. Ранее Вильгельм Эйлерс в своих записях утверждал, что армянское слово ванк (монастырь – прим. переводчика) произошло от глаголов erewim/erewec (возник, появился, появился). ). Мнение основывалось на народной этимологии, связанной с легендой о приземлении Ноева ковчега на гору Арарат . [1] Таким образом, древняя басня приписывала основание города временам Ноя. [17] Французский путешественник Жан Шарден, посетивший Ереван в конце 17 века, писал: « По мнению армян, Ереван — старейшее поселение в мире; их легенда гласит, что Ной жил там со своей семьей как до, так и после потопа, когда он покинул город. гора, на которой покоился ковчег ». [18] Задолго до открытия надписи на кургане Арин Берд были доступны записи об Эребуни из другой надписи, высеченной царем скале на Урарту Аргишти в окрестностях Вана (юго-восточная окраина Еревана). В нем содержалось сообщение о переселении 600 000 воинов в провинцию Цупа ( Софена ). [19] В результате в 782 г. до н. э. были обнаружены и другие надписи на основании города. [1] Первые жители города имели смешанные протоармянско-лувийско-хурритские корни, которые, по-видимому, и принесли сюда протоармянский язык . [20] Эребуни был экономическим, политическим и военным центром Урарту, служившим резиденцией во время военных походов против северных соседей. Город продолжал существовать и после падения Урарту. В эпоху Ахеменидов проводились многочисленные мероприятия по перепланировке; были построены новые здания. [1]
Средний возраст
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о Ереване в армянских источниках встречается в «Книге писем». [1] В документе, датированном 607 годом нашей эры, содержатся записи о Данииле, священнике из Еревана, который во время Первого Двинского собора отказался от халкидонского вероучения по требованию католикоса Авраама. [1] Известно, что в то время церковь Святых Павла и Петра , [1] построенный предположительно в VI или начале VII века, уже существовал в Ереване. [21] Клиффорд Эдмунд Босворт описывает Ереван как один из тех армянских городов, которые, расположенные в долине реки Аракс, стали свидетелями множества войн и сражений в средние века. [22] Джеймс Ховард-Джонстон относит Ереван к числу городов, находившихся в начале VII века в зоне византийско-сасанидских войн . [23] Также Себеос , историк 7-го века, сделал ссылку [1] [13] городу в виде Херевана (а также его крепости) в связи с арабским вторжением в Армению . « Они пришли и собрались под Эриваней, сразились с крепостью, но не смогли ее захватить ». [24] Источники более позднего периода называют Цицернакаберд главной цитаделью Еревана. Иоанн Скилицес, византийский историк XIII и XIV веков, называет его формой Хелидонион. [1] В 1047 году крепость находилась под византийской оккупацией. [25] а несколькими годами ранее он был захвачен у армянского царства Багратидов Абу-л-Асваром Шаддадидом. [26] Стратегическое значение Еревана также подчеркивается в записях, относящихся к Армянскому царству Багратидов. Ованес Драсханакертци Ссылается [1] небольшому городу Еревану в описании начала X века: « Говорят, что в то время в окрестностях кагакагюха [села, ставшего городом] Еревана шли бои. Обстоятельства войны были известны вас теми, кто дал их описание ранее ». [27] Никаких записей о точной дате события не имеется. Самуил Анеци , историк XII века, пишет, без ссылки на более ранние источники, об осаде Еревана в 660 году нашей эры. [1] Небольшой город при Багратидах, он развивал связи с соседними регионами в связи с экономическим прогрессом страны. В записи XIII века Мхитар из Айриванка говорит: [28] что князь Апират " ...построил Кечарус и построил канал в Эривани ". [29]
Степанос Орбелян проливает свет на надпись, датируемую второй половиной IX века и содержащую упоминание об Ереване. Считается, что князь Григор Сюникский основал его в монастыре Мекеняц на южном берегу Севана. Орбелян считал, что виноградники Еревана – подарок монастыря Мекеняц и Севанаванка. [31] Самая ранняя надпись, относящаяся к Еревану, была высечена в Севанаванке в 874 году нашей эры. [14] Ереван как город упоминается также в лапидарных надписях 901, 981, 1201 и 1204 годов. [30] Название «Ереван» сохранилось в надписи 1264 года на стене церкви Св. Катогике в центре города. [32]
Между 11 и 13 веками Ереван превратился в феодальный город, известный уже как столица провинции Котайк. Вардан Великий в своей «Географии» середины XIII века утверждает: « Котайк — это город Ереван с его округом ». [33] [13] На рубеже XIII века совместные армяно-грузинские войска, опираясь на поддержку армянского населения, освободили весь север страны от захватчиков-сельджуков. Позже там была основана Закаридская Армения под грузинским протекторатом. В первые десятилетия 13 века Ереван, наряду с другими городами и провинциями северо-восточной Армении, находился под властью Иване Закаряна и его сына Авага. [34] Ереван, как и другие средневековые города, находился в феодальной собственности. Большая часть поселенцев эксплуатировалась феодалами как светского, так и религиозного класса. Были также свободные мастера и вольные поселенцы, которые, однако, были обязаны выполнять для сословных правителей определенную работу и платить разные повинности.
Имеются также записи о культурной жизни средневекового Еревана. Известно, что Ованес Козерн, ученый XI века, в определенный период входил в число выдающихся жителей города. Он был похоронен на древнем кладбище, ныне известном как Козернское кладбище. [35] Terter Yerevantsi , [36] средневековый армянский поэт, родился в Ереване в конце 13 века.
Судя по сохранившимся до наших дней монетам, Ереван был ведущим центром долины Аракса. Он лежал на пути, соединявшем Барду с городом Двином . [1] Самые ранние образцы имеющихся монет, переплавленных в Ереване, происходят из монгольского ханства Ильханата. Здесь находятся золотая монета 1333 года, принадлежавшая Абу Саиду Бахадур-хану , и серебряная монета 1344 года, приписываемая Нуширван-хану. [37]
Вторжение Тамерлана в конце XIV века ознаменовало период серьезной паузы в развитии города. В 1387 г. Ереван был разорен; стихийное бедствие унесло 500 человеческих жизней [1] (Григор Свидетель, Колофоны бедствий). [38] По словам Бахиханова , в тот же период Тамерлан заселил регион 50 семьями из каджарского племени « Эмир Теймур» (Тамерлан), переселил 50 тысяч каджарских семей в Кавказский край (в то время административное деление Российской империи) и переселил их в Ереване, Гяндже, Карабахе, где с течением времени их число увеличивалось. Многие из этих Каджаров были государственными деятелями при Сефевидах и правили Арменией и Ширваном ». [39] Позднее, под властью туркменских племен Кара Коюнлу и Ак Коюнлу, в условиях политической нестабильности и экономического застоя Ереван стал важным культурным центром. Именно в этот период лидер Кара-Коюнлу Искандер назначил потомка рода Орбелянов [40] глава Еревана, обладающий юрисдикцией над всей Айраратской областью. В начале 16 века город был завоеван шахом Исмаилом I из династии Сефевидов, а несколько лет спустя его последовательно завоевали османские султаны Селим и Сулейман. Как и вся остальная Восточная Армения , Ереван на протяжении многих десятилетий оставался яблоком раздора между османами и персами. [1]
Современный век
[ редактировать ]После того как Кара-Коюнлус провозгласил Ереван административным центром Араратской области, путешественники и историки часто называли его крупным региональным городом и центром торговли и ремесла Восточной Армении. [3] Начиная с 16 века, Ереван оставался ключевым региональным городом, став центром персидского правления Восточной Армении. Название Ереван также фигурировало в османско-сефевидских конфликтах XVI века , когда обе стороны боролись за контроль над всей Восточной Арменией. После захвата Карса и Нахичевани в 1554 году османы захватили Ереван, уничтожив большое количество жителей и сожгнув часть города. Закрепившись в конце 1770-х годов, они назначили там своих губернаторов. Первый османский губернатор Фархат-паша построил новую большую крепость между 1582 и 1583 годами. [1] [17] сделав его центром обороны Османской империи от вторжений Сефевидов. В борьбе за контроль над Ереваном персы и турки периодически восстанавливали и достраивали крепость. В 1604 году его завоевал шах Аббас I. Во время русско-персидской войны 1603–1618 годов Аббас придерживался тактики «выжженной земли». Город и ближайшие провинции были опустошены, все население изгнано. [41] в глубь Персии. Историк Аракел Даврижеци представил описание массовой депортации армянского населения из Еревана в Исфахан. [42]
․․․ Шах Аббас не обратил никакого внимания на мольбы армян. Он призвал к себе своих нахараров (министров - прим. переводчика) и назначил некоторых из них надзирателями и посредниками для жителей страны, чтобы каждый князь в сопровождении своего войска мог раскулачить и изгнать население одного гавара. Амурган-хан[45] был поставлен во главе [населения] собственно Еревана [Араратской области] и нескольких близлежащих гаваров. [43]
Депортация шаха Аббаса, известная как «великий сюргюн», привела к резкому сокращению населения Восточной Армении. [44] Дариуш Колодзейчик пишет: « После блестящей антиосманской кампании 1603-1605 годов шах Аббас возобновил контроль над провинциями Ереван и Нахчыван, которые составляли основное поселение восточных армян. В результате главный центр армянской религиозной и культурной жизни жизнь, Святой Престол Эчмиадзина, снова попал в границы Империи Сефевидов. Тем не менее, чувствуя, что его власть над недавно завоеванными территориями все еще ненадежна, Аббас применил политику выжженной земли и предпринял массовые насильственные переселения, особенно местного населения. Армяне в центральный Иран ». [45] Несмотря на войны, нашествия и переселения, армяне составляли большинство населения Восточной Армении. [46] вплоть до 17 века. По словам Яна Янсена Страйса, историка 17 века, « Эревань была в основном населена бедными армянами ». [47] Земли изгнанных армян были заселены тюрками-кызылбашами, происходящими из племени Каджаров, и другими группами. [48]
В 1635 году Ереван снова стал яблоком раздора. Наконец, по Зухабскому мирному договору 1639 года Восточная Армения, включая Ереван, почти на столетие перешла в персидскую зону. После 100-летнего правления Сефевидов в Ереван вернулись мир и процветание. Город возобновил свою роль крупного торгового центра на караванных путях, о чем свидетельствуют рассказы западных путешественников. [1]
Воспользовавшись падением государства Сефевидов, османы вновь завоевали Ереван в 1723 году. Последние установили в городе гарнизон и восстановили крепость. [49] Более десяти лет они назначали своих губернаторов и взимали налоги с населения. Современный историк Авраам Ереванци дал описание сопротивления армянского населения османам. [50] Они закончились поражением от войск под предводительством Надира Коли-хана , будущего иранского шаха, и начиная с 1723 года Ереван продолжал оставаться в составе Персии, служа центром полунезависимого Эриванского ханства с 1747 года. Последнее правили разные ханы, которые в период Персидского восстания середины XVIII века то и дело подчинялись грузинскому царю Ираклию II или Панах-хану и Ибрагим-хану Карабахским, стремившимся расширить свое влияние на Кавказ. Позже Ереван был подчинен официальным правителям Восточной Армении Ага Мохаммад-хану Каджару и его преемнику Фатх-Али-шаху . [1]
Типичной практикой в период персидского владычества было назначение шахами разных ханов бейлербеями, т.е. наместниками областей. Это, по сути, привело к созданию административного центра Чохур-и-Саад или Эриванского ханства. Ханство занимало общую площадь 12 000 квадратных метров. Оно граничило с Грузией на севере, Гянджинским и Карабахским ханствами на востоке, Нахичеванским ханством и Азербайджанской провинцией на юге и Османской империей на западе. Ханство было разделено на пятнадцать административных районов, т. е. – магалов. Армяне занимали доминирующее положение в различных профессиях и в торговле; они имели большое экономическое значение для персидской администрации. Из Еревана вывозились сухофрукты, соль, кожа и медь. [51] Армяне из Еревана также поставляли воск, который широко использовался в царском дворце. [52] Большое значение имело то, что Эчмиадзин, святой престол армян , был близок к ханству, так как в отсутствие армянской государственности служил одновременно духовным и политическим центром всего армянства. [1] Русский путешественник Федот Котов пишет: " Недалеко от Еревана расположен Учклюс - как называют его армяне - или Три Церкви, как мы, русские, знаем это место. Они были большие и величественные. Вся местность и Ереван были Армянским царством " . [53]
Несмотря на то, что всем ханством управлял хан (также известный как сардар ), армянское население с середины XVIII века до 1828 года находилось под прямой юрисдикцией ереванского мелика, происходящего из рода Мелика Агамаляна. Меликство Еревана ведет свое начало с 1639 года, года, который практически ознаменовал конец османско-сефевидской войны . По всей вероятности, это было частью всей административной реорганизации Персидской Армении после длительного периода войн и вторжений. Первым представителем семьи, носившим титул «Мелик Еревана», был Мелик Агамал. Мелики Еревана сохраняли полную административную, законодательную и судебную власть над своим народом, их полномочия распространялись на вынесение смертных приговоров (которые подлежали утверждению сардаром). Кроме того, мелик выполнял и военные функции, поскольку либо он, либо его назначенец командовали воинским контингентом в армии сардара. Все остальные мелики и старосты (танутер) в ханстве подчинялись мелику Еревана, и, за исключением подконтрольных ему местных сел, все армянские села в ханстве были обязаны платить ему ежегодные налоги. квартал Конд , где проживали Агамаляны, был домом для десяти древних церквей города. [1]
Ереван достиг значительного процветания В период Каджара . Город занимал общую площадь 1,6 км2, а его окраины и парки были застроены на территории около 28,9 км2. Градостроительная и архитектурная модель Еревана соответствовала общим схемам и проектам, принятым в городах и поселках Ближнего Востока. Город был разделен на четыре квартала или махалли: Шари, Таппа-Баши и Демир-Булаг. В нем было 1700 домов, 850 магазинов, 8-9 мечетей, семь церквей, 10 бань, семь караван-сараев, пять площадей, два рынка и две школы. Основными постройками, сохранившимися от прошлого, являются звонница средневекового армянского собора XII века, четыре небольшие церкви XVIII века (церкви Св. Зоравора , Св. Ованеса, Св. Саркиса и Св. Петра и Павла), церковь Св. Мост 1664 года на реке Гетар и мост 1679 года на реке Раздан . Двумя крупнейшими мечетями Еревана были мечеть Шир (построенная в 1687 году) и Голубая мечеть (построенная в 1776 году, в последний период персидского правления). Ханский дворец располагался недалеко от одной из мечетей. Голубая мечеть с ее выдающимся великолепным дизайном была самой большой мечетью города. [1]
Объединение Грузии с Россией и первая русско-персидская война (1804 г.) вновь сделали Ереван стратегическим центром персидской обороны на Кавказе. Большая городская крепость, расположенная на большой высоте и окруженная массивными стенами и боеприпасами, в течение определенного периода сопротивлялась российскому вторжению. В 1804 году набег генерала Цицианова был отбит превосходящей по численности персидской армией под предводительством Аббас-Мирзы . В 1807 году русские войска под предводительством генерала Гудовича предприняли новое наступление на город. Крепость устояла, и русские потерпели поражение. Россия завоевала оставшуюся часть Кавказа, как это было предусмотрено Гюлистанским договором 1813 года. Позже Эривань вместе с Тебризом стала базой действий персидских войск, стремившихся вернуть утраченные территории. Вторая русско-персидская война началась в 1826 году, когда Эривани вошли в состав атакующих русских укреплений. Поначалу персы добились успеха, но превосходящие по численности русские артиллерийские войска под предводительством генерала Паскевича в конце концов разрушили крепости Сардарабад и Абасабад, а также Эриванскую крепость (переданную русским 2 октября 1827 г.). Персия потребовала мира, и в феврале 1828 года был подписан Туркменчайский мирный договор, устанавливавший контроль России над Эриванью и Нахичеванью. Это, в свою очередь, означало конец эпохи хана. Новая граница прошла по реке Аракс. [1]
После объединения с Россией в 1828 году город был провозглашен административным центром Армянской области ; Позже он служил центром Эриванской губернии, образованной 9 июня 1849 года. Во время российского господства Ереван фактически оставался одноэтажным городом с глиняными домами с плоскими крышами. Утрата коммерческого и стратегического статуса Еревана лишила его участия в процессах экономического развития, происходящих в ряде других городов Кавказа. За исключением коньячного завода, кирпичного завода и нескольких небольших производственных предприятий, в досоветский период в Ереване не было никаких промышленных предприятий. Город понес серьезные потери в период Первой мировой войны. После большевистской революции и последовавшей за ней гражданской войны в России, а также образования Республики Армения в 1918 году (со столицей в Эривани) город стал центром всех армянских надежд на ближайшие два с половиной года. . После падения Республики Армения и ее советизации Эривань (Ереван с 1936 г.) была центром новой Советской Армении до 1936 г. (в составе Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики). Ереван входил в число главных технических, образовательных, научно-исследовательских и промышленных центров Кавказа. Город также стал центром армянских национальных движений, а также культурного и политического возрождения в эпоху Горбачева. [1]
Из-за многовековых войн население Еревана в 1804 году сократилось до 6000 человек. В этот период произошел большой отток населения в Тифлис. [54] Рост числа жителей наблюдался при последнем хане, и в 1827 году население превысило 20 000 человек. Армяне занимали доминирующие позиции в ремеслах и торговле. [55] В период с 1831 по 1913 год население Эривани увеличилось до 30 000 человек. [1]
Современное время
[ редактировать ]К 1926 году в Ереване проживало около 65 000 жителей; к 1939 году их число достигло 205 тысяч. С 1939 по 1959 год население Еревана увеличилось более чем в два раза и составило 518 тысяч человек. В 1970 году в городе проживало 775 000 жителей, а в 1990 году их число увеличилось до 967 200. К концу 20 века население города продолжало расти за счет иммиграции из зоны Спитакского землетрясения и беженцев из Азербайджана. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Кеттенхофен, Эрих; Бурнутян, Джордж; Хьюсен, Роберт. «Ереван» . Энциклопедия Ираника .
- ^ The Cambridge Ancient History . Екатеринбург: Cambridge University Press. 1982. p. 320. ISBN 9780521224963 .
- ^ Перейти обратно: а б Словарь современных географических названий . Институт географии РАН. 2006.
- ^ Перейти обратно: а б Оксфордский справочник по Древней Анатолии: (10 000–323 гг. до н. э.) . Издательство Оксфордского университета. 2011. с. 557. ИСБН 978-0-19-537614-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Ван Де Миеруп, Марк (2015). История Древнего Ближнего Востока, ок. 3000—323 гг . до н.э. Джон Уайли и сыновья. п. 230. ИСБН 9781118718162 .
- ^ Перейти обратно: а б Редгейт, AE (2000). Армяне . Оксфорд: Блэквелл. п. 54.
- ^ энциклопедия Британская
- ^ Армянская история, приписываемая Себеосу . Издательство Ливерпульского университета. 1999. с. 107.
- ^ Петрушевский, И. П. (1949). Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв . Л. p. 26.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Анчабадзе, Ю. Д. (1990). Старый Тбилиси: город и горожане в XIX веке . М.: Наука.
- ^ Токарский, Н. М. (1961). Архитектура Армении IV—XIV вв . Ер.: Армгосиздат.
- ^ Перейти обратно: а б Броссе, Мари-Фелисите (1849). Отчеты об археологической поездке в Грузию и Армению, осуществленной в 1847–1848 годах . Императорская академия. п. 116.
- ^ Перейти обратно: а б с Хюбшманн, Х. (1904). Древнеармянские топонимы. С вкладами в историческую топографию Армении и картой . Опубликовано Карлом Дж. Трюбнером. п. 425.
- ^ Перейти обратно: а б Меликсет-Бек, И. М. (1940). "Упоминание Еревана в Севанской надписи 874 г.". Известия АрмФАН'а СССР (4–5): 117–118.
- ^ Памяти академика Н.Я. Марра, 1864–1934 гг . М.—Л.: Ред. Академия наук СССР. 1938. с. 414.
- ^ Редгейт, AE (2000). Армяне . Оксфорд: Блэквелл. п. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Эривань // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . СПб. 1890–1907.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Путешествие Шардена по Закавказью в 1672—1673 гг . Тифлис. 1902. p. 244.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Дьяконов, И. М. (1968). Предыстория армянского народа . Эд. АН Арм. ССР. п. 158.
- ^ Дьяконов, И. М. (1968). Предыстория армянского народа . Эд. АН Арм. ССР. п. 233.
- ^ Дурново, Л. А. (1957). Краткая история древнеармянской живописи . Армянское гос. изд-во. p. 8.
- ^ Фишер, Всемирный банк; Босворт, CE «Река Аракс» . Энциклопедия Ираника .
- ^ Ховард-Джонстон, Джеймс. «Себеос» . Энциклопедия Ираника .
- ^ История императора Иракла. Сочинение епископа Себеоса, писателя VII века . М. 1862. p. 129.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Скилицы, Джон (2010). Краткое изложение византийской истории, 811–1057 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 413.
- ^ Юзбашян, К. Н. (1979). "Скилица о захвате Анийского царства в 1045 г.". Византийский Временник . 40 (65): 87–88.
- ^ Драсханакертци, Иованнес (1986). История Армении . Ер. p. 93.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Акопян, Т. Х. (1977). Очерк истории Еревана . Изд-во Ереванского университета. p. 24.
- ^ Хронографическая история, составленная отцом Мехитаром, вардапетом Айриванкским . СПб. 1869.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Алишан, Г. (1890). Айрарат . Венеция. p. 262.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Редгейт, AE (2000). Армяне . Оксфорд: Блэквелл. п. 212.
- ^ Акопян, Т. Х. (1977). Очерк истории Еревана . Изд-во Ереванского университета. pp. 26–30.
- ^ Инчичян, Г. (1882). Топография древней Армении . Венеция. p. 454.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Дашдондог, Баярсайхан (2010). Монголы и армяне (1220-1335) . БРИЛЛ. стр. 33–34.
- ^ Акопян, Т. Х. (1977). Очерк истории Еревана . Изд-во Ереванского университета. p. 33.
- ^ Акопян, Т. Х. (1977). Очерк истории Еревана . Изд-во Ереванского университета. pp. 39–40.
- ^ Акопян, Т. Х. (1977). Очерк истории Еревана . Изд-во Ереванского университета. pp. 29–30.
- ^ «Колофоны бедствий» Григора Хлатеци . Вагаршапат. 1897. p. 6.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бакиханов, Аббас-Кули-ага (1991). Гулистан-и Ирам . Б.: Наука. п. 173.
- ^ Ислам и христианство в средневековой Анатолии . Рутледж. 2016. с. 102. ИСБН 9781317112693 .
- ^ Хартли, Чарльз (2012). Археология власти и политики в Евразии: режимы и революции . Издательство Кембриджского университета. п. 60. ИСБН 9781107016521 .
- ^ Таппер, Ричард (1997). Пограничные кочевники Ирана: политическая и социальная история Шахсевана . Издательство Кембриджского университета. п. 83. ИСБН 9780521583367 .
- ^ Давриечи, Аракел (1973). Книга — это история . М. п. 62.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Новосельцев, А. (1972). Пути развития феодализма . М.: Наука. п. 47.
- ^ Колодзейчик, Дариуш (2017). Христиане в империи Сефевидов // Христианско-мусульманские отношения. Библиографическая история. Том 10 Османская империя и Сефевидская империя (1600-1700) . БРИЛЛ. п. 24. ISBN 9789004346048 .
- ^ Стюарт Олсон, Джеймс (1994). Этноисторический словарь Российской и Советской империй . Издательская группа Гринвуд. п. 44. ИСБН 9780313274978 .
- ^ Стрейс, Ян (1935). Три путешествия . М.: ОГИЗ-Соцэкгиз. п. 223.
- ^ История Востока: в шести томах . М.: Восточная литература. 2000. p. 113.
- ^ Бурнутян, Джордж (2006). Краткая история армянского народа: (с древнейших времен до наших дней) . Издательство Мазда. п. 214.
- ^ Бурнутян, Джордж. «Авраам Ереванский » Энциклопедия Ираника
- ^ Бурнутян, Джордж (2006). Краткая история армянского народа: (с древнейших времен до наших дней) . Издательство Мазда. п. 216.
- ^ Мэтти, Руди (2012). Персия в кризисе: упадок Сефевидов и падение Исфахана . ИБТаурис. п. 8. ISBN 9781845117450 .
- ^ Хожение купца Федота Котова в Персию . Изд. вост. литературы. 1958. p. 92.
- ^ Бурнутян, Джордж (2006). Краткая история армянского народа: (с древнейших времен до наших дней) . Издательство Мазда. п. 240.
- ^ Павлин, САУ (2016). Ислам и христианство в средневековой Анатолии . Рутледж. п. 87. ИСБН 9781317112693 .