СС Кено
![]() SS Keno в сухом доке в Доусон-Сити
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | СС Кено |
Владелец | Белый перевал и Юконский маршрут |
Оператор | Британская Юконская навигационная компания |
Порт приписки | Доусон Сити |
Запущен | 1922 |
Завершенный | 1922 |
Первое путешествие | 15 августа 1922 г. |
Не работает | 1951 |
Ремонт | 1937 |
Статус | Корабль-музей в Доусон-Сити, Юкон |
Общие характеристики | |
Тип | Лопастной пароход с кормовым колесом |
Тоннаж | 613,05 тонн |
Длина | 140,6 футов (42,9 м) |
Луч | 30,4 футов (9,3 м) |
Черновик | 3 фута (0,91 м) |
колоды | 3 |
Официальное название | Национальный исторический памятник СС Кено в Канаде |
Назначен | 1962 |
SS Keno национальный — сохранившийся исторический пароход с кормовым колесом , исторический памятник Канады и часть системы канадских национальных парков. Судно SS Keno стоит в сухом доке на набережной реки Юкон в Доусон-Сити , Юкон , Канада.
Судно было построено в 1922 году в Уайтхорсе британской компанией Yukon Navigation Company, дочерней компанией железнодорожной компании White Pass and Yukon Route . На протяжении большей части своей карьеры компания транспортировала серебро , цинк и свинцовую руду по реке Стюарт от рудников в районе Мейо до места слияния рек Юкон и Стюарт в Стюарт-Сити . Он был выведен из коммерческой эксплуатации в 1951 году в связи с расширением и улучшением Клондайкского шоссе в годы после Второй мировой войны.
После вывода из эксплуатации SS Keno был поставлен на прикол на верфи BYN Co. в Уайтхорсе, а затем был выбран для консервации и передан компанией в дар правительству Канады в 1959 году. 25 августа 1960 года Keno покинул Уайтхорс и направился вниз по течению в Доусон. Город. При этом она стала последним пароходом с кормовым колесом Юкона, который плавал по реке Юкон своим ходом. Три дня спустя он прибыл в Доусон и впоследствии был установлен как туристическая достопримечательность и постоянный памятник примерно 250 кормовым колесам, которые обеспечивали жизненно важные транспортные услуги на реке Юкон и ее притоках во второй половине 19-го и первой половине 20-го века. века.
Фон
[ редактировать ]Река Юкон протекает на протяжении 3190 км (1980 миль) через Юкон и Аляску , а площадь ее водосбора составляет около 832 700 км2. 2 (321 500 квадратных миль). [ 1 ] Название Юкона происходит от имени гвичинов , что означает «Великая река», и водный путь использовался группами аборигенов в этом районе на протяжении многих столетий. С середины XIX века он также служил основным транспортным звеном для белых охотников, торговцев и старателей полезных ископаемых, работающих в регионе, но его мелководный, извилистый и быстрый характер затруднял навигацию. Еще в 1869 году Коммерческая компания Аляски начала регулярные перевозки гребных пароходов с кормовым колесом вплоть до форта Селкирк , [ 2 ] использование присущей конструкции речного судна с кормовым колесом небольшой осадки, гибкости при посадке и защищенного гребного колеса позволяет преодолеть многие речные трудности. [ 3 ] Речное движение процветало во время Клондайкской золотой лихорадки , и к концу 19-го века на Юконе эксплуатировалось около 60 кормовых транспортных средств. [ 4 ]
К 1914 году дочерняя компания речной навигации железнодорожной компании White Pass and Yukon Route , British Yukon Navigation Company (BYN Co.), создала эффективную монополию на речное судоходство в верховьях реки Юкон. [ 2 ] По мере роста торговой и горнодобывающей деятельности на Юконе и Аляске строились более крупные и лучшие кормовые колеса, способные справиться с растущим движением по главному руслу реки. Однако, чтобы добраться до многих шахтерских лагерей и торговых постов, судам приходилось преодолевать еще более мелкие и извилистые каналы притоков Юкона. В 1922 году компания BYN построила SS Keno для обслуживания быстро развивающегося района добычи серебра вокруг Мэйо-Лэндинга , в частности, рудника United Keno Hill Mine , примерно в 290 км (180 миль) вверх по узкой, извилистой и мелкой реке Стюарт от ее впадения. с рекой Юкон. [ 4 ]
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Чтобы иметь возможность плавать по реке Стюарт, строительный бригадир компании BYN А. Э. Хендерсон специально спроектировал SS Keno для эксплуатации на мелководье. В построенном виде она имела длину 130,5 футов (39,8 м) и ширину 29,2 футов (8,9 м). [ 5 ] Для сравнения, второй SS Klondike , построенный через восемь лет после «Кино» эксплуатации на основных речных путях, имел длину более 200 футов и ширину более 40 для . футов от двух до трех футов (от 0,6 до 0,9 м) и с легкой нагрузкой всего 21 дюйм (53 см). [ 4 ] [ 6 ] Ее корпус был деревянным и резным , а надстройка имела трехпалубную конфигурацию, типичную для кормовых колес. Самая нижняя палуба, главная палуба на уровне планширя , служила грузовым помещением. Над ним, примерно такого же размера, находилась палуба салона, на которой располагалась большая часть пассажирских помещений и помещений судна. Самой верхней была меньшая по размеру палуба с шутливым названием «Техас», на которой располагались каюты большего размера для капитана, старшего экипажа и пассажиров первого класса. На вершине Техаса находилась рулевая рубка, из которой осуществлялось командование судном. В этой конфигурации «Кено » валовая вместимость составляла 553,17 тонны. [ 5 ]
Движущая сила судна обеспечивалась одним дровяным котлом локомотивного типа , который подавал пар в две одноцилиндровые паровые машины двойного действия высокого давления , установленные продольно. Они, в свою очередь, приводили в движение заднее гребное колесо с помощью кривошипов, установленных на обоих концах его оси. При полной загрузке « Кено» мог перевозить на борт 120 коротких тонн (109 т) и толкать баржу с еще 225 короткими тоннами (204 т). [ 6 ] Помимо грузовой способности, SS Keno имел лицензию на перевозку до 78 пассажиров со спальными местами от 32 до 53 человек (данные различаются). [ 5 ]
Keno . была построена на верфи компании в Уайтхорсе, Юкон , в середине 1922 года. В самом начале ее карьеры, в 1923 году, положение ее гребного колеса было смещено назад на 3 фута (0,9 м), чтобы улучшить ее способности при движении задним ходом [ 5 ] В следующем десятилетии в ее конструкцию были внесены дальнейшие незначительные изменения, прежде чем в 1937 году она была полностью перестроена с целью увеличения грузоподъемности. В ходе реконструкции SS Keno была удлинена до 140,6 футов (42,9 м), а ее ширина увеличилась до 30,4 футов (9,3 м). Эти и другие модификации увеличили валовую вместимость корабля до 613,05 тонны. [ 5 ]
Операционная карьера
[ редактировать ]SS Keno было завершено к сезону речного судоходства 1922 года (который на Юконе был коротким из-за того, что большую часть года он был скован льдом). Ее первый рейс состоялся 15 августа 1922 года, в который она совершила с грузом в общей сложности 120 тонн мяса; 50 в собственных трюмах и 70 погружено на баржу. Однако на протяжении большей части ее карьеры основным грузом SS был Keno серебряной, свинцовой и цинковой концентрат руды , добываемый на серебряных рудниках вокруг Кено-Сити и Эльзы . Все это было погружено в мешки, каждый весом примерно 125 фунтов (57 кг). [ 6 ] Руду перевозили на телегах или санях по Серебряной тропе к пристани Мейо на реке, где она складировалась в течение зимних месяцев. Каждый год, как только к концу весны лед расступался, пароход « Кено» и его пожилой товарищ по конюшне, пароход « Канадец» , перевозили руду вниз по реке в Стюарт-Сити, к месту слияния рек Стюарт и Юкон. Отсюда более крупные суда компании BYN затем транспортировали руду вверх по реке Юкон в Уайтхорс, где она перегружалась на железную дорогу Уайт-Пасс и Юкон-Маршрут для транспортировки в океанские порты на побережье. [ 7 ] Каждый мешок весом 125 фунтов загружался и разгружался вручную на каждом этапе речного пути, и только в 1938 году Кено перевез более 9000 коротких тонн (8165 тонн) руды. [ 4 ] По возвращении в Майо Кено привез припасы и еду для шахтерских лагерей. Путешествие вверх по реке от Стюарта до Мейо включало 14 порогов и заняло три дня, а путешествие в обратном направлении можно было совершить всего за 12 часов. [ 7 ]
Узкие, быстрые реки были усеяны песчаными отмелями и неглубоко покрытыми камнями. Каждый год они могли резко менять свое положение во время весеннего оттепели, когда река была полна талой воды; Всю оставшуюся часть сезона они продолжали двигаться, хотя и медленнее. Эти условия означали, что даже судно, специально предназначенное для плавания по Юкону, все равно подвергалось опасностям, и SS Keno не избежал несчастья. 8 июня 1927 года он ударился о затопленную скалу на Биг-Бенде реки Юкон, к югу от Уайтхорса, и затонул. [ 5 ] Ее подняли, отремонтировали и снова поступили в строй. В 1933 году во время работ на участке Тритимайл реки Юкон « Кено» серьезно пострадало, когда баржа, которую она толкала, частично села на мель на повороте. Баржа закопалась, и «Кино» качнулось в реке, в результате чего ее корма коснулась дальнего берега. В результате удара « Кино » разбило гребное колесо и сломало рули. [ 5 ] Она снова была отремонтирована и снова введена в эксплуатацию.
SS Keno продолжал работать на коммерческой службе в водоразделе Юкона почти 30 лет. Помимо работы на реке Стюарт, ее мелкая осадка и меньшие размеры означали, что ее часто приходилось использовать на главном маршруте Уайтхорс – Доусон в начале сезона, когда некоторые части реки сужались льдом. [ 7 ] В 1942 году Кено использовался для перевозки солдат и оборудования армии США во время строительства шоссе на Аляске . [ 7 ] Она вышла на пенсию в 1951 году после того, как завершение, расширение и улучшение Клондайкского шоссе сделали автомобильный транспорт самым дешевым и предпочтительным методом перемещения товаров и людей по территории. было «Кино» поставлено на прикол на верфи в Уайтхорсе, на берегу реки Юкон, где к нему присоединились многие из уцелевших флотов кормовых пароходов несколько лет спустя, после того как компания BYN полностью прекратила эксплуатацию колесных пароходов в 1955 году.
Национальный исторический памятник
[ редактировать ]
В конце 1958 года Совет по историческим местам и памятникам Канады (HSMBC) объявил о своем мнении, «что сохранение типичного представителя или представителей озерного и речного пароходного транспорта с кормовым колесом имеет национальное историческое значение». [ 8 ] В 1959 году четыре из уцелевших кормовых колес были переданы компанией White Pass правительству Канады на сохранение. SS Keno , SS Casca , SS Klondike и SS Whitehorse были сняты с воды в Уайтхорсе и были предложены правительству на условиях «как есть, где есть». [ 5 ] Готовясь к предстоящему Фестивалю золотой лихорадки в Доусоне, запланированному на 1962 год, правление решило переместить одно из судов вниз по течению в Доусон-Сити в качестве центрального элемента празднования. [ 8 ] Совет выбрал SS Keno в качестве этого судна, и была проведена подготовка к его путешествию вниз по течению.
20 августа 1960 года Кено было вновь спущено на воду со стоянки в Уайтхорсе. Эмиль Форрест, предполагаемый пилот последнего рейса, помогал в этом процессе, но в течение дня у него случился смертельный сердечный приступ. [ 9 ] Пока на судне продолжалась подготовка к рейсу, спешно нашли замену лоцману. 25 августа, [ 10 ] под командованием капитана Фрэнка Блейкли и пилота Фрэнка Слима SS Keno в последний раз покинул Уайтхорс с толпой из сотен человек, собравшейся провожать его. [ 11 ] Самой значительной подготовкой корабля перед его отбытием из Уайтхорса были модификации его надстройки, позволяющие ему пройти под недавно построенным автодорожным мостом в Кармаксе . Построенный после прекращения движения пароходов по реке, этот мост не был спроектирован для того, чтобы позволить судам такой высоты, как « Кино» , не говоря уже о ее более крупных товарищах по флоту, проходить под ним. Чтобы преодолеть ограниченный просвет, рулевую рубку SS сняли Keno и поместили на крышу салона, а ее дымовую трубу установили так, чтобы она откидывалась назад и плотно прилегала к крыше Texas. [ 11 ] Установив гидравлический румпель в смотровой комнате на палубе салона, пилот Слим провела « Кино» под мостиком носом вверх по течению (чтобы лучше контролировать движение корабля вниз по течению в быстротекущей реке) всего на 11 дюймов (28 дюймов). см) в запасе. [ 6 ] От Кармакса ее путешествие вниз по реке Юкон было относительно спокойным – она успешно преодолела пороги Файв-Фингер и Ринк – пока не села на мель в неизведанном баре недалеко от Минто . С помощью репортера CBC и дайвера-любителя Терри Делани ее оттащили лебедкой и возобновили движение вниз по течению к Доусону. [ 11 ]
Через три дня после выхода из Уайтхорса SS Keno прибыл в Доусон-Сити, став последним из флота кормовых колес Юкона, который переправился по реке своим ходом. [ 5 ] Впоследствии ее подняли лебедкой на берег реки и установили в постоянный сухой док. HSMBC провел большую часть следующих двух лет, завершая работы по ремонту и реставрации судна, прежде чем SS Keno был официально объявлен Национальным историческим памятником 1 июля, в День Доминиона 1962 года, во время церемонии открытия Доусонского фестиваля. [ 2 ] Судно стало первым местом для встреч и развлечений для недавно сформированной туристической группы Ассоциации посетителей Клондайка и до сих пор является главной туристической достопримечательностью в Доусон-Сити. [ 12 ] После уничтожения в результате пожара второго Casca и Whitehorse в Уайтхорсе в 1974 году, а также Tutshi в Каркроссе в 1990 году, Keno стал одним из трех юконских кормовых колес, сохранившихся в хорошем состоянии, из флота, насчитывавшего в общей сложности не менее 250 машин. в течение столетия с 1855 по 1955 год. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брабец, Тимоти П.; Ван, Бронвен; Мид, Роберт Х. (2000). «Экологический и гидрологический обзор бассейна реки Юкон, Аляски и Канады» (PDF) . Геологическая служба США . Проверено 14 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Ресурсный центр для учителей: Национальный исторический памятник СС Кено в Канаде» . Парки Канады . Проверено 14 ноября 2012 г.
- ^ «Кормовые колеса Юкона: транспортные пути» . Архив Юкона . 2006 год . Проверено 14 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Национальный исторический памятник СС Кено в Канаде» . Парки Канады . Проверено 14 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Лундберг, Мюррей. «Кино: Sternwheeler Британской Юконской навигационной компании» . Исследуйте Север . Проверено 14 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Маклафлин, Лес. «СС Кено» . CKRW Юкон Наггетс . Проверено 14 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Коэн, Стэн (1982). Пароходы по реке Юкон . Миссула, Монтана: Издательство Pictorial Histories Publishing Company, Inc. с. 126. ИСБН 0-933126-19-0 .
- ^ Jump up to: а б План управления национальным историческим памятником СС Кено в Канаде . Ее Величество Королева по праву Канады в лице генерального директора Парков Канады. 2004. с. 25. ISBN 0-662-29534-Х .
- ^ Маклафлин, Лес. «Эмиль Форрест и СС Кено» . CKRW Юкон Наггетс . Проверено 21 ноября 2012 г.
- ^ «Кино движется к Доусону». Звезда Уайтхорса . 25 августа 1960 года.
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин, Фрэнк. «Последнее путешествие Кено» . CKRW Юкон Наггетс . Проверено 21 ноября 2012 г.
- ^ Дэвидсон, Дэн (14 июля 2010 г.). «Парки празднуют последнее путешествие SS Keno» (PDF) . Клондайкское солнце . стр. 1–2.
Внешние ссылки
[ редактировать ]